Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ixa. Территории под опекой




94ж. Общие положения. В конце второй мировой войны создалось общее убеждение, что основные принципы системы мандатов выдержали испытание, чтоони вполне соответствовали великим принципам гуманности, которые, согласно официальным заявлениям и общественному мнению, принадлежали к числу основных задач войны, и что они должны быть неотъемлемой частью новой международной Организации Объединенных Наций. Ввиду органической связи мандатной системы с Лигой наций, замена которой Объединенными Нациями была решена, признавалось необходимым вместо системы мандатов образовать новый механизм с другим названием, именно, систему опеки. Нет оснований считать, что перемена названия и механизма имели целью ограничить задачи или территориальные пределы новой системы по сравнению с постановлениями ст. 22 устава Лиги наций.

94з. Территории под опекой. Статья 75 устава Организации Объединенных Наций устанавливает, что эта организация создает под своим руководством международную систему опеки для управления территориями под опекой и наблюдения за ними. Уставом предусмотрено, что система опеки распространяется на такие территории из нижеперечисленных категорий, которые могут быть включены в нее соглашениями об опеке (ст. 77): а) территории, находившиеся под мандатом согласно ст. 22 устава Лиги наций [Однако, согласно специальному указанию ст. 78 Устава, система опеки не распространяется на страны, ставшие членами Организации Объединенных Наций (т. е. на Сирию и Ливансм. 94г)]; б) территории, отторгнутые от побежденных государств в результате второй мировой войны; в) прочие территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ранее осуществлявшими над ними свой суверенитет (ст. 77). Далее, статьей 79 предусмотрено, что условия опеки для каждой территории, включаемой в систему опеки, определяются соглашениями между непосредственно заинтересованными государствами и утверждаются либо Советом Безопасности в отношении стратегических районов (ст. 83) [См. 94л], либо Генеральной Ассамблеей в отношении прочих территорий под опекой (ст. 85).

Хотя устав Организации Объединенных Наций не содержит в своем тексте определенных правовых обязательств государств, бывших держателями мандатов на основании ст. 22 устава Лиги наций, о включении в систему опеки соответствующих территорий, ясно, что из принципов устава Организации Объединенных Наций вытекает в этом отношении обязанность, тесно сближающаяся с правовым обязательством [Здесь следует сослаться на статью 80 устава Организации Объединенных Наций, которая устанавливает, что, за исключением индивидуальных соглашений об опеке, ничто в настоящей главе не должно толковаться как изменение каким-либо образом каких бы то ни было прав любых государств или любых народов или условий существующих международных соглашений, участниками которых могут быть соответственно члены Организации]. На первой Ассамблее Объединенных Наций в 1946 г. Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Бельгия и с существенными оговорками Франция сделали заявления [Эти декларации см. в Records of the First Assembly, 1st session, 1946, pp. 176, 234, 248, 253, 264. См. также ibid., pp. 482489. Британская декларация включала заявление о намерении признать независимость Трансиордании.См. также Duncan Hall в International Affairs, 22, 1946, pp. 199213] обих намерении включить их мандатные территории в систему опеки. Южно-Африканский Союз в тщательно составленном заявлении указал на особое положение его мандатной территории как на основание для превращения ее в собственную территорию Союза при условии согласия на это населения территории [ Ibid., p. 193]. Однако со стороны членов Ассамблеи не последовало признания такого права на инкорпорирование территории [ Ibid., No 11, Suppl., No 4, p. 4; См также ibid., No 12, 13, Suppl. 4].

94и. Задачи системы опеки. Задачи системы опеки подробно изложены в ст. 76 устава Организации Объединенных Наций. Основная задача этой системы состоит в том, чтобы способствовать политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой и его прогрессу в области образования. В этом заключается главная обязанность государств, осуществляющих опеку. В противоположность соответствующим постановлениям устава Лиги наций, обязанность обеспечения равного отношения ко всем членам Организации Объединенных Наций и к их гражданам в области социальной и экономической [Ст. 76 (г). Следует отметить, что в противоположность уставу Лиги принцип равных возможностей не ограничен определеннымикатегориями территорий под опекой] обусловлена требованием охранять интересы населения. В этих пределах устав Организации установил ограничение принципа открытых дверей [См. 94в]. Проводимая через весь устав Организации мысль о поощрении уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии, специально сформулирована как одна из задач опеки [См. ст. 76в]. Эти основные свободы включают эвентуальные (eventual) права каждого человека на долю в политической независимости его страны; ст. 76 устава Организации поэтому устанавливает в качестве одной из задач системы опеки содействие прогрессивному развитию территории под опекой в направлении к самоуправлению или независимости, как это может оказаться подходящим для специфических условий каждой территории и ее народов, и имея в виду свободно выраженное желание этих народов и как это может быть предусмотрено условиями каждого соглашения об опеке [См. Canadian Commentary on the Charter, Department of External Affairs, Conference Series, 1945, No 2, p. 50].

Наконец, устав Организации ОбъединенныхНаций при перечислении целей системы опеки на первое место ставит укрепление международного мира и безопасности. Такая несколько общая формулировка выражает намерение отказаться от жестких ограничений, возлагавшихся уставом Лиги наций на держателей мандатов в отношении набора в армию и возведения укреплений в мандатных территориях. При условии, что общая политика осуществляющих опеку государств в вопросах международного мира и безопасности соответствует задачам устава Организации Объединенных Наций, указанная выше цель не может считаться шагом назад с точки зрения интересов жителей территорий под опекой и с точки зрения задач системы опеки [Тем не менее, упоминание о содействии международному миру и безопасности, как о первой задаче системы опеки, выявляет, повидимому, некоторое несовершенство редакции. Ст. 84 устава Организации повторяет, что обязанностью управляющей власти является обеспечение того, чтобы территория под опекой играла свою роль в поддержании международного мира и безопасности, и что с этой целью управляющая власть, уполномочивается использовать добровольные вооруженные силы, средства обслуживания и помощь территории под опекой при выполнении обязательств, принятых управляющей властью перед Советом Безопасности. Редакция этой статьи, повидимому, исключает возможность установления обязательной воинской повинности].

94к. Соглашения об опеке. Постановления устава Организации Объединенных Наций по вопросу о системе опеки носят, как и соответствующие постановления Лиги наций о мандатах, общий характер. Подробности, относящиеся к приведению системы в действие, и условия управления территориями под опекой определяются специальными соглашениями непосредственно заинтересованных государств [(приложение 4 к выпускам 14, 15, 17 и 19 Records of the First General Assembly, 1945 and 1946] (заведомо эластичная формулировка), с утверждениемГенеральной Ассамблеей в отношении обыкновенных районов, и Советом Безопасности в отношении стратегических районов [См. 94л]. Такие же соглашения и утверждения требуются для внесения изменений и поправок в соглашения об опеке; поскольку этот порядок требует единогласного решения всех заинтересованных государств, он придает системе опеки нежелательный элемент жесткости [Поскольку Организация Объединенных Наций, под руководством которой находится система опеки (ст. 75), несет в конечном счете ответственность за нее, следует считать, что в случае разногласий между непосредственно заинтересованными государствами, право выносить окончательные решения принадлежит Генеральной Ассамблее, или Совету Безопасности,или указанному ими органу]. Устав Организации специально оговаривает, что власть в управляемой территории должна принадлежать одному государству, или нескольким государствам, или Объединенным Нациям в целом [Ст. 81].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...