Законодательные основы образования
Стр 1 из 13Следующая ⇒ ISBN 978-5-317-02118-4 11редисловие 5 Лекция 1. Введение в учебный курс 9 1.1. Введение....................................................................................................... 9 1.2. Объект и предмет экономики образования................................ 12 1.3. Образовательная услуга................................................................. 23 1.4. Особенности образовательной услуги как товара.................. 31 Лекция 2. Общая характеристика системы образования России 41 2.1. Введение............................................................................................... 41 2.2. Законодательные основы образования....................................... 43 2.3. Определения системы образования..................................................... 49 2.4. Некоммерческая организация........................................................ 57 2.5. Автономия образовательных учреждений................................. 66 Лекция 3. Управление образованием 73 3.1. Введение. Общие вопросы управления....................................... 73 3.2. Структура управления образованием......................................... 80 3.3. Функции управления образованием............................................. 90 Лекция 4. Совершенствование управления образованием 111 4.1. Основные направления совершенствования управления.. 111 4.2. Модели управления образованием.......................................... 127 4.3. Новые организационные формы учебных заведений.... 140 Лекция 5. Финансирование образования 153 5.1. Общие положения.............................................................................. 153 5.2. Из истории финансирования образования.................................. 159 ОГЛАВЛЕНИЕ 5.3. Определение содержания отношений финансирования... 174 5.4. Сметный порядок финансирования........................................................... 183 Лекция 6. Бюджетное финансирование образования 189 6.1. Схема бюджетного финансирования образования.................. 189 6.2. Определение потребности в бюджетных средствах.................................. 202
6.3. Расчет потребности в финансировании...................................................... 214 Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования 225 7.1. Общие вопросы внебюджетного финансирования.................. 225 7.2. Из истории внебюджетного финансирования...................................... 229 7.3. Организация внебюджетного финансирования................................... 241 7.4. Внебюджетное финансирование образовательного Лекция 8. Совершенствование финансирования Образования 259 8.1. Основные направления совершенствования 8.2. Нормативное финансирование образования................................ 270 8.3. Подходы к разработке нормативов финансирования.... 280 8.4. Модели нормативного финансирования................................... 291 Лекция 9. Новые механизмы финансирования Образования 307 9.1. Государственные именные финансовые обязательства... 307 9.2. Образовательные субсидии и кредиты...................................................... 317 9.3. Бюджет развития образования.............................................................. 331 Лекция 10. Налоги и собственность в образовании 341 10.1. Налогообложение и налоговые льготы...................................................... 341 10.2. Отношения собственности в образовании............................................. 350 Лекция 11. Дополнения к лекциям 367 11.1. Установление вузам заданий по приему на обучение.... 367 11.2. Оплата труда в образовании и ее совершенствование... 377 11.3. Оценка доступности высшего образования............................ 395 Литература 405 Предисловие Работа над „новым комплектом" лекций по экономике образования началась практически сразу после выхода предыдущих. Вызвано это было несколькими причинами. Первая и главная из них — старение информации. Меняется состав отрасли образования, учебные заведения передаются из ведомства в ведомство, на уровень субъектов Российской Федерации, меняется структура и организация управления образованием, финансовая ситуация, меняются другие количественные и качественные параметры сферы образования. Постоянно меняется образовательное законодательство, издаются подзаконные акты. В 2004 г. изменилась структура федеральных органов управления образованием— появился, по сути дела, дополнительный уровень государственного управления образованием в лице Рособразования и Рособрнадзора.
Но меняются не только параметры системы.образования, меняется и отношение государства к образованию. Вот уже практически перестала быть предметом обсуждения проблема недостатка бюджетных средств, хотя, как отмечается во многих исследованиях и публикациях по проблемам финансирования образования, бюджетное финансирование остается недостаточным. Видимо, острота этой проблемы снизилась. Не передний план выдвинулась проблема рационального и эффективного расходования бюджетных средств, а также проблемы получения и оценки результата в сфере образования. Законодательно расширяется круг организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которые могут осуществлять образовательную деятельность, в том числе и для государственных организаций. Вновь начинает „всплывать" проблема приватизации в сфере образования, хотя и не так остро. Разработана и принята „Федеральная целевая программа развития обра- Предисловие зования на период до 2010 г.", в рамках которой разрабатываются и реализуются проекты модернизации-реформирования образования. Все это требует дальнейшего ообобщения. Второй причиной явилось и некоторое изменение позиции автора по ряду проблем. В частности, более осмысленным стало отношение к проблеме образовательной услуги как блага, в первую очередь частного. Сформировалось некое видение проблем наличия или отсутствия государственной образовательной политики. В результате проведенных научно-исследовательских работ накопился материал по оценке некоторых аспектов экономики системы образования, анализу экономического положения образовательных организаций, ряда других характеристик системы образования. Значительное внимание было уделено анализу проблем финансирования образования, включая такие новые его формы, как внедрение государственных именных финансовых обязательств и нормативного финансирования. За прошедшие годы пришлось участвовать в реализации отдельных проектов и исследований в области управления образованием. Основные результаты выполненных работ по этим направлениям были опубликованы в ряде статей и монографий и, конечно, вошли в содержание и этой книги.
Третья причина — издание первого варианта „Лекций" в Таджикистане на таджикском языке. Это было, не скрою, лестно для меня, но указало и на необходимость дальнейшей работы. Получалось, что читатели ждут материалов по интересующим их проблемам. Ну и четвертая причина — элементарная неудовлетворенность первым курсом лекций, причем не только моя, но и некоторых читателей, а особенно — критиков. Хотя, справедливости ради, следует признать, что критиков было немного, а критика была, в общем, довольно „дежурная". Указания на недостатки курса, и я должен это признать, были совершенно справедливы. Но вот полностью исправить их в соответствии с критикой я не берусь. Все-таки это не учебник (на это я не замахиваюсь), а сборник лекций, причем не по всем проблемам экономики образования, которыми приходилось и приходится заниматься, а только по некоторым. С сожалением вынужден отметить, что и на этот раз мне не удалось избавиться от некоторого „крена" в сторону проблем финансирования образования. Что поделаешь — именно проблемами, в широком смысле, финансирования образования мне приходилось заниматься в последние несколько лет. Своего рода итогом этой работы стала вышедшая в 2006 г. монография „Финансирование системы образования в России". Лекции не имеют жесткой ориентации на целевую аудиторию. Это достаточно свободный материал, в котором „ликбезовские" положения сопровождаются авторскими рассуждениями, ни в коем случае не претендующими на академическую полноту. Но все же лекции в большей степени ориентированы на людей, часто не имеющих специальной экономической подготовки, но вынужденных по роду своей деятельности исследовать или практически решать экономические проблемы в системе образования. Книга содержит не только изложение сложившихся взглядов на те или иные отношения в экономике образования, но и некоторые положения, еще не получившие практического распространения и относящиеся скорее к сфере научных разработок, причем только тех, в которых автор в большей или меньшей степени принимал участие.
Ряд положений, приведенных в лекциях, являются как минимум спорными. Связано это не только с желанием донести до читателей свою позицию по ряду проблем, но и с недостаточностью практических данных о происходящих в экономике образования процессах. Разумеется, не со всеми высказанными положениями следует соглашаться. Конечно же, я наверняка не взялся бы за написание этой книги (учитывая опыт написания предыдущей), если бы не мои коллеги и друзья Зуев В.М., по сути дела вдохновивший меня на исследования в области экономики и управления образованием, Клячко Т.Л., Куклин В.Ж., Лугачёв М.И., Мусарский М.М., Попов М.В., Попова М. И., Рождественская И.А., Шишкин СВ., Федотов А.В., Чек-марёв В.В., члены научных творческих коллективов, с которыми посчастливилось работать, а также многие читатели первых „Лекций", которые своей заинтересованностью, пожеланиями, полезными замечаниями, советами, а также и материалами о состоянии и проблемах экономики системы образования поддерживали мою ра- Предисловие боту. Персональная благодарность Полушкиной Е.А., чья настойчивость все-таки привела к написанию и этой книги (надеюсь — не последней). С особым чувством хочу поблагодарить жену —Галину Николаевну, поддерживающую мои творческие начинания, и сыновей Василия и Николая, которые принимали самое непосредственное участие в ряде исследований, на результаты которых я опирался в работе. С пожеланиями успехов читателям, Автор. Лекция 1. Введение в учебный курс Определение экономики образования. Образовательная услуга: что такое услуга, форма и содержание образовательной услуги. Особенности образовательной услуги, как товара: образовательная услуга как частное и общественное благо, внешние эффекты образовательной услуги, асимметрия информации. 1.1. Введение В последние годы проблемы образования не только вышли „на передовые позиции" реформирования (это бывало и раньше, причем с определенной регулярностью, что легко проследить по истории), но и стали предметом активного обсуждения. Участвуют в нем работники системы образования, органов управления образованием разных уровней, учащиеся, родители, политики. Связано это с тем, что так или иначе проблемы образования касаются едва ли не всего населения страны. Все мы либо сами учимся, либо учатся наши дети и (или) внуки, родственники, знакомые работают в образовательных учреждениях и т. д. и т. п. Стало общим местом критиковать содержание и качество образования, низкие оклады учителей и преподавателей, говорить о постепенном или даже резком отставании нашего образования от западных стран, низком материальном обеспечении учебного процесса. Основной причиной такого положения практически все называют, в первую очередь, недостаточное финансирование образования, дружно предлагая властям на всех уровнях увеличить в 2 (3-4-5 раз и т.д., кто
Лекция 1. Введение в учебный курс 1.1. Введение
и на сколько может решиться) расходы на образование. Одновременно со стороны контрольных органов неоднократно раздаются заявления о нецелевом расходовании бюджетных средств, выделяемых на образование, что иногда воспринимается как разбазаривание средств, если не сказать больше. В свою очередь финансовые органы указывают на наличие остатков неизрасходованных средств на счетах образовательных учреждений, что воспринимается как „перефинансирование". Все это так, все это более или менее справедливо. Только вот при осмыслении таких разных претензий неизбежно возникают, казалось бы, простые вопросы: • почему на систему образования нужно тратить общие деньги • сколько денег нужно системе образования для того, чтобы • на что именно нужно потратить выделяемые деньги, а ес • как именно нужно расходовать деньги; • какой результат будет или должен быть получен. Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно по крайней мере представлять: • что должна и что способна делать система образования; • чем определяются ее потребности в ресурсах; • как учебные заведения взаимодействуют между собой, с го • как система образования получает и расходует ресурсы, на В большинстве случаев мало кто даже из активно обсуждающих проблемы образования задумывается над этими вопросами. Но без ответа на них или хотя бы представления об ответе все рас-су ждения по поводу образования становятся, мягко говоря, беспочвенными. Обсуждение в первую очередь касается трех основных вопросов, точнее, проблем:
• доступности качественного образования; • качества образования: • эффективности использования ресурсов. Достаточно посмотреть материалы заседания Государственного Совета Российской Федерации „О развитии образования в Российской Федерации" [78] и Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, а теперь еще и Федеральную целевую программу развития образования, в которых именно эти проблемы рассматриваются в качестве основополагающих при формирования государственной политики в сфере образования. Обсуждения сводятся к констатации необходимости повысить, поднять, улучшить. Что именно — см. выше. Собственно, саму постановку можно бы и не обсуждать вовсе. Спорить, на мой взгляд, тут не о чем. Действительно, нужно и поднять, и улучшить. Основные же столкновения мнений происходят в сфере выбора средств улучшения, определения необходимых для этого ресурсов и, реже, в том, как определить, что улучшение произошло и насколько улучшилось положение с указанными проблемами. Количественное определение степени улучшения того или иного элемента образования, несмотря на очевидную его необходимость, постоянно ускользает от внимания исследователей. Видимо, вопрос этот не так прост и решению пока не поддается. Нетрудно видеть, что основное содержание поставленных проблем так или иначе касается ресурсного обеспечения образования, правильного (рационального, оптимального, обоснованного, целевого и т. п.) использования ресурсов и соотнесения полученных результатов с затратами. Все это уже привычно относится к сфере экономики образования. Но только ли ресурсными проблемами ограничена эта сфера? Чтобы ответить на этот вопрос, начнем изучение экономики образования с повторения некоторых первичных понятий, так, чтобы было ясно, что именно мы собираемся изучать.
Лекция 1. Введение в учебный курс 1.2. Объект и предмет экономики образования
1.2. Объект и предмет экономики образования Образование как термин обычно рассматривается в двух основных смыслах: • как совокупность знаний, умений и навыков, которыми об • как обособленная сфера деятельности, в которой человека Как совокупность знаний, умений и навыков образование может в определенном смысле рассматриваться в качестве результата деятельности обособленной сферы. Это то, что формируется у человека, прошедшего в той или иной форме через эту самую обособленную сферу деятельности в качестве обучающегося. Сами знания, умения и навыки у человека при этом могут называться по-разному: способностью к труду, рабочей силой, человеческим потенциалом, человеческим капиталом. Следует отметить, что существует и так называемое самообразование, когда человек самостоятельно формирует у себя знания, умения и навыки, не проходя через сферу образования. Правда, совсем миновать ее, даже в этом случае, не удается. Во-первых, знания и навыки, находясь „внутри" человека, требуют подтверждения: оценки, сертификации, удостоверения и т.п. Это делает сфера образования (правда, может делать и другая сфера). Во-вторых, для самообразования используются такие „продукты" сферы образования, как учебники, учебные пособия, методические материалы и т. д. В третьих, без помощи учителя (преподавателя, наставника, без создания своего рода ячейки сферы образования в лице учителя и ученика) самообучение, в принципе, возможно, но осуществляется с гораздо большими затратами времени и других ресурсов. Да и не всякому делу можно обучиться самостоятельно. Поэтому с точки зрения общества создание обособленной сферы образования представляется совершенно обоснованным. Образование как обособленный вид деятельности возникло давно. В качестве побудительных мотивов к этому в самом общем ви- де можно выделить наличие потребности личности в повышении своего уровня и наличие общественной потребности в образованных людях. Человек стремится к знаниям, а общество (в лице государства) стремится иметь в себе образованных людей, которые могут осознанно выполнять свои обязанности. Образованный человек лучше приспособлен к жизни в обществе, что не может не оцениваться обществом положительно. Считается, что в XX в. образование непосредственно „связалось" с производством. До этого оно выполняло главным образом педагогические и культурологические задачи (обучение людей для сохранения культурной и религиозной преемственности), не оказывая заметного влияния на производство, в котором преобладал по преимуществу простой труд, и не выделяясь в самостоятельную отрасль. Подготовка кадров для производства не требовала значимых затрат, т. е. не создавался сегмент спроса и предложения на об}'чение. Увеличение доли занятых умственным трудом, усложнение производства, потребовали увеличения численности подготовленных работников и, как следствие, выделения образования в самостоятельную сферу деятельности (167J. Разумеется, можно и не соглашаться с таким подходом, указывая на то, что значимость подготовленных и обученных людей адекватно оценивали еще в начале второго тысячелетия нашей эры (а может быть, и значительно раньше). Недаром именно в это время, как отмечается в трудах по истории высшего образования [51], начали создаваться и развиваться европейские университеты как своего рода реакция на развитие государственности, городов, ремесел, торговли и прочего. Университеты невозможны без развитой системы „доуниверситетского" образования. Это уже можно рассматривать как выделение (обособление) образования в самостоятельную сферу деятельности со своими особенностями, отношениями, в том числе и по поводу ресурсов, специфическими формами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. С этой точки зрения можно предположить, что связь производства и образования начала формироваться несколько (если не сказать — существенно) раньше. Другое дело, что масштабы этой связи достаточно долгое время оставались незначительными и расширялись по
Лекция 1. Введение в учебный курс 1.2. Объект и предмет экономики образования
мере развития производства. Промышленный бум XIX—XX вв. вызвал соответствующий бум и в образовании, сформировал потребность в обученных людях, причем обученных в разной степени, по разным специальностям, с высоким уровнем общего образования. Это привело к развитию образовательной сферы и позволило говорить о необходимости соответствия образования потребностям экономики. Можно, конечно, и здесь несколько поспорить, говоря о том, что именно развитие образования вызвало промышленный рост. Сейчас так прямо и говорят, что образование является важнейшим фактором развития экономики, приводя пример Японии, стран Ев--ропы и других стран, указывая, по существу, на первичность образования по отношению к экономике. Приведем только одно соображение, которое позволит „прояснить ситуацию". Для того чтобы дать импульс развитию экономики (или производства), достаточно нескольких образованных людей. Но чтобы появилось несколько образованных людей, способных дать этот импульс в виде создания новых производств, технологий, изделий и прочего, необходимо обучать существенно большую массу людей, из числа которых эти способные люди могут выделиться. Кроме того, обеспечивать функционирование новых производств должны люди, которые могут и умеют это делать, т. е. обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками. Следовательно, без образования говорить об экономическом росте не приходится. И в этом смысле можно говорить о первичности образования, его приоритетности для целей развития экономики. Как всякая определенная сфера деятельности, образование обладает и „своей экономикой". На сегодняшний день существует достаточно много определений экономики, базирующихся в конечном счете на первоначальном значении этого термина — „искусстве ведения домашнего хозяйства" (перевод с греческого). Анализируя содержание этого понятия (даже в его „первоначальном" значении), каждый сможет сформулировать для себя множество отличительных черт, характеризующих экономику. Воспользуемся тем, что уже сделано, и рассмотрим, например, определение экономики, данное в Большой Советской Энциклопедии [20, с. 602], в котором термин „экономика' определен в трех основных вариантах его применения. 1. Совокупность отношений по поводу производства, распреде 2. Народное хозяйство данной страны или его часть, включаю 3. Отрасль науки, изучающая производственные отношения или Иначе говоря, экономика как понятие используется для обозначения отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, разных субъектов этих отношений и науки, которая изучает эти отношения. Отсюда, кстати, следует и множество возможных уровней экономики как науки: макроэкономика — изучение отношений на уровне народного хозяйства, микроэкономика — изучение отношений на уровне отдельного субъекта и т. д. Существуют и другие определения. В частности, экономика рассматривается как поведенческая наука, т. е. наука о том, что определяет поведение домашних хозяйств, фирм и государства, когда они принимают экономические решения (67, с. 22]. Экономика — это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными дефицитными ресурсами решает, что, как и для чего производить. Различаются; позитивная экономика, изучающая и объясняющая то, что есть, и дискриптивная экономика, предлагающая рецепты действий, основанные на субъективных оценках [161, с. 1]. Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека... Проблемы этой науки обычно изучаются не с индивидуальной, а с общественной точки зрения. Производство, обмен и потребление товаров и услуг рассматриваются в ней не с позиций банковского счета отдельного человека, а с по-(иций общества в целом. Экономикс — это наука об эффективности, эффективности использования редких ресурсов. Поэтому эко-
Лекция 1. Введение в учебный курс 1.2. Объект и предмет экономики образования
номикс можно рассматривать как „общественный" взгляд на экономику [68, с. 18-19, с. 38]. Примеры такого рода можно продолжить. Не задаваясь целью сконструировать свое определение науки экономики, отметим, что в основе всех определений лежит одно и то же содержание: изучение того, как некий субъект ведет хозяйство с наибольшей пользой для себя. В качестве субъекта, ведущего хозяйство, может выступать отдельный человек, группа людей или организаций, государство или его обособленная часть —регион. Можно сказать, что экономика как наука изучает отношения, в которые вступают между собой субъекты по поводу ведения „своих" хозяйств и получения необходимых результатов, и действия, которые эти субъекты предпринимают в рамках этих отношений. Ведение хозяйства предполагает, что субъект, осуществляющий эту деятельность, взаимодействует с другими субъектами (вступает с ними в отношения) по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов ведения хозяйства — благ. Эти отношения называются экономическими. При этом благом может выступать любой объект, материальный и (или) нематериальный, способный удовлетворить определенные потребности1. Наука экономика может изучать отношения ведения всего хозяйства в целом или какой-либо его части, называемой сферой или отраслью. Сферы экономики определяются как области экономической деятельности, которые отличаются друг от друга единством и однотипностью выпускаемого продукта, однотипностью ресурсов и технологий, объединяют в себе субъектов по признаку однотипности осуществляемой ими деятельности. С этой точки зрения в сферу образования, например, можно включать не только все учебные заведения, но и преподавателей, осуществляющих свою деятельность частным образом, семьи, осуществляющие воспитание детей. И если обратиться к истории образования, то его (образование) можно называть сферой буквально „с самого начала" функционирования учебных заведений: однотипность ресурсов, технологий и результатов всегда была налицо. Определение блага можно посмотреть, например, в [65, с. 47-49). Отрасль определяется практически так же, как и сфера, только по признаку объединения юридических лиц, производящих однотипную продукцию. Отрасль административно объединяет субъектов в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства. Применительно к образованию отраслью можно считать совокупность образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Поэтому уже давно обсуждается, а в настоящее время и решается проблема отнесения всех государственных образовательных учреждений к ведению одного органа управления для восстановления единства отрасли. Разумеется, это не совсем строгое определение. Оно позволяет лишь проиллюстрировать наличие различий в терминах „сфера" и „отрасль". Сфера считается более общим понятием, нежели отрасль, по-^скольку может объединять в себе несколько отраслей. Примером такого рода может служить социальная сфера, объединяющая в, себе пенсионное обеспечение, культуру, образование, здравоохра-, пение и др. Каждая из этих входящих в социальную сферу частей 'может рассматриваться в качестве отрасли (части сферы) и, одновременно, может рассматриваться в качестве самостоятельной сферы. Таким образом, экономика образования может быть определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования (как части народного хозяйства страны) и (или) в частях сферы образования: в отрасли „образование", в части отрасли или сферы, например, только в образовательных учреждениях общего образования. Разумеется, существуют и иные точки зрения на содержание экономики образования. В качестве предмета экономической теории обычно называют экономические отношения в обществе. Экономическая теория — это наука о системах экономических отношений в обществе, отвечающая на вопросы: • что собой представляет экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы движения;
Лекция 1. Введение в учебный курс 1.2. Объект и предмет экономики образования
• как функционирует экономическая система, как взаимодей • как система экономических отношений взаимодействует Исходная задача всякой теории — выделить и изучить объект на предмет определения его свойств. Соответственно, исходной задачей экономики образования можно считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение (исследование) его свойств на предмет определения юс общих и специфических черт, признаков, отличий. Предмет, который должна изучать экономика образования, и решаемые при этом задачи определялись неоднократно. Можно привести несколько примеров таких определений. В частности, „одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы более детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования... Экономика образования... исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования... " [42]. Предметом экономики образования как науки является специфика производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культу рно~ технического уровня населения [167, с. 71]. Непосредственным предметом изучения экономики социальной сферы являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации этой сферы [171, с. 18]. Предметом экономики социальной сферы являются особенности процессов, отношений, институтов, связанных с соизмерением затрат и результатов в вышеуказанных отраслевых системах (здравоохранение, физкультура и спорт, образование, культура, социальное страхование, пенсионное обеспечение). Двуединой задачей экономики социальной сферы является: • дать целостное представление о теоретических принципах ор • охарактеризовать специфику их организации и экономическо Несмотря на видимые различия в приведенных определениях, они являются практически идентичными: • в их основе содержится единое представление об экономике • сфера ведения хозяйства ограничена либо только сферой об • в качестве предмета изучения, вне зависимости от опреде Таким образом, объектом изучения экономики образования как пауки можно считать сферу образования (или ее отдельные части), а предметом изучения — отношения, складывающиеся (сложившиеся, формируемые, формирующиеся и т. д.) в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ.
Лекция 1. Введение в учебный курс 1.2. Объект и предмет экономики образования
Опираясь на определение С.В.Шишкина [164, с. 12-13], образование можно отнести к социальной сфере наряду со здравоохранением, физической культурой и спортом, культурой, социальным обслуживанием и социальным обеспечением, жилищным хозяйством, социальным страхованием и пенсионным обеспечением. Отрасли социальной сферы характеризуются следующими общими признаками: • предоставляют блага, в основном в форме услуг, предметом • потребление предоставляемых благ имеет значительные • деятельность этих отраслей является объектом систематиче Ра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|