Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательные основы образования




ISBN 978-5-317-02118-4


11редисловие 5

Лекция 1. Введение в учебный курс 9

1.1. Введение....................................................................................................... 9

1.2. Объект и предмет экономики образования................................ 12

1.3. Образовательная услуга................................................................. 23

1.4. Особенности образовательной услуги как товара.................. 31

Лекция 2. Общая характеристика системы образования

России 41

2.1. Введение............................................................................................... 41

2.2. Законодательные основы образования....................................... 43

2.3. Определения системы образования..................................................... 49

2.4. Некоммерческая организация........................................................ 57

2.5. Автономия образовательных учреждений................................. 66

Лекция 3. Управление образованием 73

3.1. Введение. Общие вопросы управления....................................... 73

3.2. Структура управления образованием......................................... 80

3.3. Функции управления образованием............................................. 90

Лекция 4. Совершенствование управления

образованием 111

4.1. Основные направления совершенствования управления.. 111

4.2. Модели управления образованием.......................................... 127

4.3. Новые организационные формы учебных заведений.... 140

Лекция 5. Финансирование образования 153

5.1. Общие положения.............................................................................. 153

5.2. Из истории финансирования образования.................................. 159



ОГЛАВЛЕНИЕ


5.3. Определение содержания отношений финансирования... 174

5.4. Сметный порядок финансирования........................................................... 183

Лекция 6. Бюджетное финансирование образования 189

6.1. Схема бюджетного финансирования образования.................. 189

6.2. Определение потребности в бюджетных средствах.................................. 202

6.3. Расчет потребности в финансировании...................................................... 214

Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования 225

7.1. Общие вопросы внебюджетного финансирования.................. 225

7.2. Из истории внебюджетного финансирования...................................... 229

7.3. Организация внебюджетного финансирования................................... 241

7.4. Внебюджетное финансирование образовательного
учреждения............................................................................................... 249

Лекция 8. Совершенствование финансирования

Образования 259

8.1. Основные направления совершенствования
финансирования.................................................................................... 259

8.2. Нормативное финансирование образования................................ 270

8.3. Подходы к разработке нормативов финансирования.... 280

8.4. Модели нормативного финансирования................................... 291

Лекция 9. Новые механизмы финансирования

Образования 307

9.1. Государственные именные финансовые обязательства... 307

9.2. Образовательные субсидии и кредиты...................................................... 317

9.3. Бюджет развития образования.............................................................. 331

Лекция 10. Налоги и собственность в образовании 341

10.1. Налогообложение и налоговые льготы...................................................... 341

10.2. Отношения собственности в образовании............................................. 350

Лекция 11. Дополнения к лекциям 367

11.1. Установление вузам заданий по приему на обучение.... 367

11.2. Оплата труда в образовании и ее совершенствование... 377

11.3. Оценка доступности высшего образования............................ 395

Литература 405


Предисловие

Работа над „новым комплектом" лекций по экономике образо­вания началась практически сразу после выхода предыдущих. Вы­звано это было несколькими причинами.

Первая и главная из них — старение информации. Меняется со­став отрасли образования, учебные заведения передаются из ве­домства в ведомство, на уровень субъектов Российской Федерации, меняется структура и организация управления образованием, фи­нансовая ситуация, меняются другие количественные и качествен­ные параметры сферы образования. Постоянно меняется образова­тельное законодательство, издаются подзаконные акты. В 2004 г. изменилась структура федеральных органов управления образо­ванием— появился, по сути дела, дополнительный уровень госу­дарственного управления образованием в лице Рособразования и Рособрнадзора.

Но меняются не только параметры системы.образования, меня­ется и отношение государства к образованию. Вот уже практически перестала быть предметом обсуждения проблема недостатка бюд­жетных средств, хотя, как отмечается во многих исследованиях и публикациях по проблемам финансирования образования, бюд­жетное финансирование остается недостаточным. Видимо, остро­та этой проблемы снизилась. Не передний план выдвинулась про­блема рационального и эффективного расходования бюджетных средств, а также проблемы получения и оценки результата в сфере образования. Законодательно расширяется круг организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которые могут осу­ществлять образовательную деятельность, в том числе и для госу­дарственных организаций. Вновь начинает „всплывать" проблема приватизации в сфере образования, хотя и не так остро. Разрабо­тана и принята „Федеральная целевая программа развития обра-


Предисловие


зования на период до 2010 г.", в рамках которой разрабатываются и реализуются проекты модернизации-реформирования образова­ния. Все это требует дальнейшего ообобщения.

Второй причиной явилось и некоторое изменение позиции авто­ра по ряду проблем. В частности, более осмысленным стало отно­шение к проблеме образовательной услуги как блага, в первую оче­редь частного. Сформировалось некое видение проблем наличия или отсутствия государственной образовательной политики. В ре­зультате проведенных научно-исследовательских работ накопился материал по оценке некоторых аспектов экономики системы обра­зования, анализу экономического положения образовательных ор­ганизаций, ряда других характеристик системы образования. Зна­чительное внимание было уделено анализу проблем финансирова­ния образования, включая такие новые его формы, как внедрение государственных именных финансовых обязательств и норматив­ного финансирования. За прошедшие годы пришлось участвовать в реализации отдельных проектов и исследований в области управ­ления образованием. Основные результаты выполненных работ по этим направлениям были опубликованы в ряде статей и моногра­фий и, конечно, вошли в содержание и этой книги.

Третья причина — издание первого варианта „Лекций" в Та­джикистане на таджикском языке. Это было, не скрою, лестно для меня, но указало и на необходимость дальнейшей работы. Получа­лось, что читатели ждут материалов по интересующим их пробле­мам.

Ну и четвертая причина — элементарная неудовлетворенность первым курсом лекций, причем не только моя, но и некоторых чи­тателей, а особенно — критиков. Хотя, справедливости ради, следу­ет признать, что критиков было немного, а критика была, в общем, довольно „дежурная". Указания на недостатки курса, и я должен это признать, были совершенно справедливы. Но вот полностью исправить их в соответствии с критикой я не берусь. Все-таки это не учебник (на это я не замахиваюсь), а сборник лекций, причем не по всем проблемам экономики образования, которыми приходилось и приходится заниматься, а только по некоторым.

С сожалением вынужден отметить, что и на этот раз мне не


удалось избавиться от некоторого „крена" в сторону проблем фи­нансирования образования. Что поделаешь — именно проблемами, в широком смысле, финансирования образования мне приходилось заниматься в последние несколько лет. Своего рода итогом этой работы стала вышедшая в 2006 г. монография „Финансирование системы образования в России".

Лекции не имеют жесткой ориентации на целевую аудиторию. Это достаточно свободный материал, в котором „ликбезовские" по­ложения сопровождаются авторскими рассуждениями, ни в коем случае не претендующими на академическую полноту. Но все же лекции в большей степени ориентированы на людей, часто не име­ющих специальной экономической подготовки, но вынужденных по роду своей деятельности исследовать или практически решать эко­номические проблемы в системе образования. Книга содержит не только изложение сложившихся взглядов на те или иные отноше­ния в экономике образования, но и некоторые положения, еще не получившие практического распространения и относящиеся скорее к сфере научных разработок, причем только тех, в которых автор в большей или меньшей степени принимал участие.

Ряд положений, приведенных в лекциях, являются как мини­мум спорными. Связано это не только с желанием донести до чи­тателей свою позицию по ряду проблем, но и с недостаточностью практических данных о происходящих в экономике образования процессах. Разумеется, не со всеми высказанными положениями следует соглашаться.

Конечно же, я наверняка не взялся бы за написание этой книги (учитывая опыт написания предыдущей), если бы не мои коллеги и друзья Зуев В.М., по сути дела вдохновивший меня на исследова­ния в области экономики и управления образованием, Клячко Т.Л., Куклин В.Ж., Лугачёв М.И., Мусарский М.М., Попов М.В., Попо­ва М. И., Рождественская И.А., Шишкин СВ., Федотов А.В., Чек-марёв В.В., члены научных творческих коллективов, с которыми посчастливилось работать, а также многие читатели первых „Лек­ций", которые своей заинтересованностью, пожеланиями, полезны­ми замечаниями, советами, а также и материалами о состоянии и проблемах экономики системы образования поддерживали мою ра-



Предисловие


боту.

Персональная благодарность Полушкиной Е.А., чья настой­чивость все-таки привела к написанию и этой книги (надеюсь — не последней).

С особым чувством хочу поблагодарить жену —Галину Нико­лаевну, поддерживающую мои творческие начинания, и сыновей Василия и Николая, которые принимали самое непосредственное участие в ряде исследований, на результаты которых я опирался в работе.

С пожеланиями успехов читателям,

Автор.


Лекция 1. Введение в учебный курс

Определение экономики образования. Образовательная услуга: что такое услуга, форма и содержание образова­тельной услуги. Особенности образова­тельной услуги, как товара: образова­тельная услуга как частное и обще­ственное благо, внешние эффекты об­разовательной услуги, асимметрия ин­формации.


1.1. Введение

В последние годы проблемы образования не только вышли „на передовые позиции" реформирования (это бывало и раньше, при­чем с определенной регулярностью, что легко проследить по исто­рии), но и стали предметом активного обсуждения. Участвуют в нем работники системы образования, органов управления образо­ванием разных уровней, учащиеся, родители, политики. Связано это с тем, что так или иначе проблемы образования касаются ед­ва ли не всего населения страны. Все мы либо сами учимся, либо учатся наши дети и (или) внуки, родственники, знакомые работают в образовательных учреждениях и т. д. и т. п. Стало общим местом критиковать содержание и качество образования, низкие оклады учителей и преподавателей, говорить о постепенном или даже рез­ком отставании нашего образования от западных стран, низком материальном обеспечении учебного процесса. Основной причи­ной такого положения практически все называют, в первую оче­редь, недостаточное финансирование образования, дружно пред­лагая властям на всех уровнях увеличить в 2 (3-4-5 раз и т.д., кто


Лекция 1. Введение в учебный курс


1.1. Введение


 


и на сколько может решиться) расходы на образование. Одновре­менно со стороны контрольных органов неоднократно раздаются заявления о нецелевом расходовании бюджетных средств, выде­ляемых на образование, что иногда воспринимается как разбаза­ривание средств, если не сказать больше. В свою очередь финан­совые органы указывают на наличие остатков неизрасходованных средств на счетах образовательных учреждений, что воспринима­ется как „перефинансирование".

Все это так, все это более или менее справедливо. Только вот при осмыслении таких разных претензий неизбежно возникают, ка­залось бы, простые вопросы:

• почему на систему образования нужно тратить общие деньги
и что общество получает взамен;

• сколько денег нужно системе образования для того, чтобы
она достигла высокого уровня, какого именно уровня она
должна достичь и в какие сроки;

• на что именно нужно потратить выделяемые деньги, а ес­
ли их будет недостаточно, то как лучше распорядиться теми
средствами, которые имеются, и кто это должен определять;

• как именно нужно расходовать деньги;

• какой результат будет или должен быть получен.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно по крайней мере представлять:

• что должна и что способна делать система образования;

• чем определяются ее потребности в ресурсах;

• как учебные заведения взаимодействуют между собой, с го­
сударством, с другими субъектами;

• как система образования получает и расходует ресурсы, на
что и т. п.

В большинстве случаев мало кто даже из активно обсуждаю­щих проблемы образования задумывается над этими вопросами. Но без ответа на них или хотя бы представления об ответе все рас-су ждения по поводу образования становятся, мягко говоря, беспоч­венными.

Обсуждение в первую очередь касается трех основных вопро­сов, точнее, проблем:


 

• доступности качественного образования;

• качества образования:

• эффективности использования ресурсов.

Достаточно посмотреть материалы заседания Государственного Совета Российской Федерации „О развитии образования в Россий­ской Федерации" [78] и Концепцию модернизации российского об­разования на период до 2010 г., одобренную распоряжением Пра­вительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, а теперь еще и Федеральную целевую программу развития образова­ния, в которых именно эти проблемы рассматриваются в качестве основополагающих при формирования государственной политики в сфере образования.

Обсуждения сводятся к констатации необходимости повысить, поднять, улучшить. Что именно — см. выше. Собственно, саму по­становку можно бы и не обсуждать вовсе. Спорить, на мой взгляд, тут не о чем. Действительно, нужно и поднять, и улучшить. Основ­ные же столкновения мнений происходят в сфере выбора средств улучшения, определения необходимых для этого ресурсов и, ре­же, в том, как определить, что улучшение произошло и насколько улучшилось положение с указанными проблемами. Количествен­ное определение степени улучшения того или иного элемента об­разования, несмотря на очевидную его необходимость, постоянно ускользает от внимания исследователей. Видимо, вопрос этот не так прост и решению пока не поддается.

Нетрудно видеть, что основное содержание поставленных про­блем так или иначе касается ресурсного обеспечения образования, правильного (рационального, оптимального, обоснованного, целе­вого и т. п.) использования ресурсов и соотнесения полученных ре­зультатов с затратами. Все это уже привычно относится к сфе­ре экономики образования. Но только ли ресурсными проблемами ограничена эта сфера? Чтобы ответить на этот вопрос, начнем изу­чение экономики образования с повторения некоторых первичных понятий, так, чтобы было ясно, что именно мы собираемся изучать.


 




Лекция 1. Введение в учебный курс


1.2. Объект и предмет экономики образования


 


1.2. Объект и предмет

экономики образования

Образование как термин обычно рассматривается в двух основ­ных смыслах:

• как совокупность знаний, умений и навыков, которыми об­
ладает человек (уровень образования, квалификация, иногда
даже употребляется сокращение ЗУН);

• как обособленная сфера деятельности, в которой человека
обучают, т. е. формируют у него совокупность знаний, уме­
ний и навыков.

Как совокупность знаний, умений и навыков образование мо­жет в определенном смысле рассматриваться в качестве резуль­тата деятельности обособленной сферы. Это то, что формируется у человека, прошедшего в той или иной форме через эту самую обособленную сферу деятельности в качестве обучающегося. Сами знания, умения и навыки у человека при этом могут называться по-разному: способностью к труду, рабочей силой, человеческим потенциалом, человеческим капиталом.

Следует отметить, что существует и так называемое самообра­зование, когда человек самостоятельно формирует у себя знания, умения и навыки, не проходя через сферу образования. Правда, со­всем миновать ее, даже в этом случае, не удается. Во-первых, зна­ния и навыки, находясь „внутри" человека, требуют подтвержде­ния: оценки, сертификации, удостоверения и т.п. Это делает сфе­ра образования (правда, может делать и другая сфера). Во-вторых, для самообразования используются такие „продукты" сферы обра­зования, как учебники, учебные пособия, методические материалы и т. д. В третьих, без помощи учителя (преподавателя, наставника, без создания своего рода ячейки сферы образования в лице учите­ля и ученика) самообучение, в принципе, возможно, но осуществ­ляется с гораздо большими затратами времени и других ресурсов. Да и не всякому делу можно обучиться самостоятельно. Поэтому с точки зрения общества создание обособленной сферы образования представляется совершенно обоснованным.

Образование как обособленный вид деятельности возникло дав­но. В качестве побудительных мотивов к этому в самом общем ви-


де можно выделить наличие потребности личности в повышении своего уровня и наличие общественной потребности в образован­ных людях. Человек стремится к знаниям, а общество (в лице го­сударства) стремится иметь в себе образованных людей, которые могут осознанно выполнять свои обязанности. Образованный че­ловек лучше приспособлен к жизни в обществе, что не может не оцениваться обществом положительно.

Считается, что в XX в. образование непосредственно „связа­лось" с производством. До этого оно выполняло главным образом педагогические и культурологические задачи (обучение людей для сохранения культурной и религиозной преемственности), не ока­зывая заметного влияния на производство, в котором преобладал по преимуществу простой труд, и не выделяясь в самостоятельную отрасль. Подготовка кадров для производства не требовала значи­мых затрат, т. е. не создавался сегмент спроса и предложения на об}'чение. Увеличение доли занятых умственным трудом, услож­нение производства, потребовали увеличения численности подго­товленных работников и, как следствие, выделения образования в самостоятельную сферу деятельности (167J.

Разумеется, можно и не соглашаться с таким подходом, ука­зывая на то, что значимость подготовленных и обученных людей адекватно оценивали еще в начале второго тысячелетия нашей эры (а может быть, и значительно раньше). Недаром именно в это вре­мя, как отмечается в трудах по истории высшего образования [51], начали создаваться и развиваться европейские университеты как своего рода реакция на развитие государственности, городов, реме­сел, торговли и прочего. Университеты невозможны без развитой системы „доуниверситетского" образования. Это уже можно рас­сматривать как выделение (обособление) образования в самостоя­тельную сферу деятельности со своими особенностями, отноше­ниями, в том числе и по поводу ресурсов, специфическими форма­ми организаций, осуществляющих образовательную деятельность. С этой точки зрения можно предположить, что связь производства и образования начала формироваться несколько (если не сказать — существенно) раньше. Другое дело, что масштабы этой связи доста­точно долгое время оставались незначительными и расширялись по


 




Лекция 1. Введение в учебный курс


1.2. Объект и предмет экономики образования


 


мере развития производства. Промышленный бум XIX—XX вв. вы­звал соответствующий бум и в образовании, сформировал потреб­ность в обученных людях, причем обученных в разной степени, по разным специальностям, с высоким уровнем общего образования. Это привело к развитию образовательной сферы и позволило го­ворить о необходимости соответствия образования потребностям экономики.

Можно, конечно, и здесь несколько поспорить, говоря о том, что именно развитие образования вызвало промышленный рост. Сейчас так прямо и говорят, что образование является важнейшим фактором развития экономики, приводя пример Японии, стран Ев--ропы и других стран, указывая, по существу, на первичность обра­зования по отношению к экономике. Приведем только одно сооб­ражение, которое позволит „прояснить ситуацию". Для того чтобы дать импульс развитию экономики (или производства), достаточ­но нескольких образованных людей. Но чтобы появилось несколько образованных людей, способных дать этот импульс в виде созда­ния новых производств, технологий, изделий и прочего, необходи­мо обучать существенно большую массу людей, из числа которых эти способные люди могут выделиться. Кроме того, обеспечивать функционирование новых производств должны люди, которые мо­гут и умеют это делать, т. е. обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками. Следовательно, без образования говорить об экономическом росте не приходится. И в этом смысле можно го­ворить о первичности образования, его приоритетности для целей развития экономики.

Как всякая определенная сфера деятельности, образование об­ладает и „своей экономикой". На сегодняшний день существует до­статочно много определений экономики, базирующихся в конечном счете на первоначальном значении этого термина — „искусстве ве­дения домашнего хозяйства" (перевод с греческого). Анализируя содержание этого понятия (даже в его „первоначальном" значе­нии), каждый сможет сформулировать для себя множество отли­чительных черт, характеризующих экономику. Воспользуемся тем, что уже сделано, и рассмотрим, например, определение экономики, данное в Большой Советской Энциклопедии [20, с. 602], в котором


термин „экономика' определен в трех основных вариантах его при­менения.

1. Совокупность отношений по поводу производства, распреде­
ления, обмена и потребления, сложившихся в том или ином
обществе, на том или ином историческом этапе.

2. Народное хозяйство данной страны или его часть, включаю­
щая соответствующие отрасли и виды производства.

3. Отрасль науки, изучающая производственные отношения или
их специфические стороны в определенной сфере обществен­
ного производства и обмена.

Иначе говоря, экономика как понятие используется для обозна­чения отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, разных субъектов этих отношений и науки, которая изучает эти отношения. Отсюда, кстати, следует и множе­ство возможных уровней экономики как науки: макроэкономика — изучение отношений на уровне народного хозяйства, микроэконо­мика — изучение отношений на уровне отдельного субъекта и т. д.

Существуют и другие определения. В частности, экономика рассматривается как поведенческая наука, т. е. наука о том, что определяет поведение домашних хозяйств, фирм и государства, когда они принимают экономические решения (67, с. 22].

Экономика — это дисциплина, изучающая, каким образом обще­ство с ограниченными дефицитными ресурсами решает, что, как и для чего производить. Различаются; позитивная экономика, изуча­ющая и объясняющая то, что есть, и дискриптивная экономика, предлагающая рецепты действий, основанные на субъективных оценках [161, с. 1].

Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека... Проблемы этой науки обычно изучают­ся не с индивидуальной, а с общественной точки зрения. Произ­водство, обмен и потребление товаров и услуг рассматриваются в ней не с позиций банковского счета отдельного человека, а с по-(иций общества в целом. Экономикс — это наука об эффективно­сти, эффективности использования редких ресурсов. Поэтому эко-


 




Лекция 1. Введение в учебный курс


1.2. Объект и предмет экономики образования


 


номикс можно рассматривать как „общественный" взгляд на эко­номику [68, с. 18-19, с. 38].

Примеры такого рода можно продолжить. Не задаваясь целью сконструировать свое определение науки экономики, отметим, что в основе всех определений лежит одно и то же содержание: изуче­ние того, как некий субъект ведет хозяйство с наибольшей пользой для себя. В качестве субъекта, ведущего хозяйство, может высту­пать отдельный человек, группа людей или организаций, государ­ство или его обособленная часть —регион.

Можно сказать, что экономика как наука изучает отношения, в которые вступают между собой субъекты по поводу ведения „сво­их" хозяйств и получения необходимых результатов, и действия, которые эти субъекты предпринимают в рамках этих отношений. Ведение хозяйства предполагает, что субъект, осуществляющий эту деятельность, взаимодействует с другими субъектами (вступает с ними в отношения) по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов ведения хозяйства — благ. Эти отноше­ния называются экономическими. При этом благом может высту­пать любой объект, материальный и (или) нематериальный, спо­собный удовлетворить определенные потребности1.

Наука экономика может изучать отношения ведения всего хо­зяйства в целом или какой-либо его части, называемой сферой или отраслью.

Сферы экономики определяются как области экономической деятельности, которые отличаются друг от друга единством и од­нотипностью выпускаемого продукта, однотипностью ресурсов и технологий, объединяют в себе субъектов по признаку однотипно­сти осуществляемой ими деятельности. С этой точки зрения в сфе­ру образования, например, можно включать не только все учебные заведения, но и преподавателей, осуществляющих свою деятель­ность частным образом, семьи, осуществляющие воспитание детей. И если обратиться к истории образования, то его (образование) можно называть сферой буквально „с самого начала" функциони­рования учебных заведений: однотипность ресурсов, технологий и результатов всегда была налицо.

Определение блага можно посмотреть, например, в [65, с. 47-49).


Отрасль определяется практически так же, как и сфера, только по признаку объединения юридических лиц, производящих одно­типную продукцию. Отрасль административно объединяет субъек­тов в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства. Применительно к образованию отрас­лью можно считать совокупность образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Россий­ской Федерации. Поэтому уже давно обсуждается, а в настоящее время и решается проблема отнесения всех государственных обра­зовательных учреждений к ведению одного органа управления для восстановления единства отрасли. Разумеется, это не совсем стро­гое определение. Оно позволяет лишь проиллюстрировать наличие различий в терминах „сфера" и „отрасль".

Сфера считается более общим понятием, нежели отрасль, по-^скольку может объединять в себе несколько отраслей. Примером такого рода может служить социальная сфера, объединяющая в, себе пенсионное обеспечение, культуру, образование, здравоохра-, пение и др. Каждая из этих входящих в социальную сферу частей 'может рассматриваться в качестве отрасли (части сферы) и, од­новременно, может рассматриваться в качестве самостоятельной сферы.

Таким образом, экономика образования может быть определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, рас­пределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования (как части народного хозяйства страны) и (или) в ча­стях сферы образования: в отрасли „образование", в части отрасли или сферы, например, только в образовательных учреждениях об­щего образования. Разумеется, существуют и иные точки зрения на содержание экономики образования.

В качестве предмета экономической теории обычно называ­ют экономические отношения в обществе. Экономическая теория — это наука о системах экономических отношений в обществе, отве­чающая на вопросы:

• что собой представляет экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы движения;


 




Лекция 1. Введение в учебный курс


1.2. Объект и предмет экономики образования


 


как функционирует экономическая система, как взаимодей­
ствуют ее элементы в процессе функционирования и какое
влияние оказывает на состояние системы принятие экономи­
ческих решений;

• как система экономических отношений взаимодействует
с другими сферами общества и, прежде всего, с социальной
сферой и политикой.

Исходная задача всякой теории — выделить и изучить объект на предмет определения его свойств. Соответственно, исходной зада­чей экономики образования можно считать выделение сферы обра­зования в качестве объекта и изучение (исследование) его свойств на предмет определения юс общих и специфических черт, призна­ков, отличий.

Предмет, который должна изучать экономика образования, и решаемые при этом задачи определялись неоднократно. Можно привести несколько примеров таких определений.

В частности, „одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы более детально раскрыть экономическую сто­рону материальных условий, необходимых в каждый данный мо­мент для достижения определенного образовательного уровня чле­нов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые мо­гут быть выделены на нужды образования... Экономика образо­вания... исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квали­фицированной рабочей силы через систему образования... " [42].

Предметом экономики образования как науки является спе­цифика производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресур­сах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенно­сти действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифициро­ванной рабочей силы, повышения образовательного и культу рно~ технического уровня населения [167, с. 71].


Непосредственным предметом изучения экономики социальной сферы являются теоретические и практические проблемы, связан­ные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации этой сферы [171, с. 18].

Предметом экономики социальной сферы являются особенно­сти процессов, отношений, институтов, связанных с соизмерением затрат и результатов в вышеуказанных отраслевых системах (здра­воохранение, физкультура и спорт, образование, культура, соци­альное страхование, пенсионное обеспечение). Двуединой задачей экономики социальной сферы является:

• дать целостное представление о теоретических принципах ор­
ганизации, финансирования, хозяйствования в отраслях со­
циальной сферы в условиях рыночной экономики;

• охарактеризовать специфику их организации и экономическо­
го устройства в России и перспективы их реформирования в
переходный период [164, с. 9].

Несмотря на видимые различия в приведенных определениях, они являются практически идентичными:

• в их основе содержится единое представление об экономике
как науке, изучающей отношения ведения хозяйства;

• сфера ведения хозяйства ограничена либо только сферой об­
разования, либо социальной сферой, включающей образова­
ние в качестве составной части;

• в качестве предмета изучения, вне зависимости от опреде­
ления, выбраны экономические отношения. Даже в том
случае, если предметом формально определены особенности
или проблемы этих отношений, все равно изучаются именно
отношения в сопоставлении с аналогичными или подобными
отношениями в других сферах.

Таким образом, объектом изучения экономики образования как пауки можно считать сферу образования (или ее отдельные части), а предметом изучения — отношения, складывающиеся (сложивши­еся, формируемые, формирующиеся и т. д.) в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ.


 




Лекция 1. Введение в учебный курс


1.2. Объект и предмет экономики образования


 


Опираясь на определение С.В.Шишкина [164, с. 12-13], об­разование можно отнести к социальной сфере наряду со здраво­охранением, физической культурой и спортом, культурой, социаль­ным обслуживанием и социальным обеспечением, жилищным хо­зяйством, социальным страхованием и пенсионным обеспечением. Отрасли социальной сферы характеризуются следующими общими признаками:

• предоставляют блага, в основном в форме услуг, предметом
воздействия которых являются люди и возможности их по­
вседневной жизнедеятельности;

• потребление предоставляемых благ имеет значительные
внешние эффекты, т. е. потребление услуг вызывает послед­
ствия не только для самого потребителя, но и для других
людей, непосредственно этих услуг не потребляющих;

• деятельность этих отраслей является объектом систематиче­
ского применения ценностных (невещественных, неовеществ-
ленных, неопределенных или неопределимых количественно)
оценок. Иначе говоря, деятельность оценивается в первую
очередь с точки зрения пользы для всех людей, всего обще­
ства или существенной его части, при этом эта самая поль­
за определяется в качественных терминах (например, растет
терпимость в обществе, культурный и образовательный уро­
вень). Можно ехидно добавить, что все с этим соглашаются,
но на вопрос „а на сколько растет?", ответить затрудняются.

Ра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...