Автономия образовательных учреждений
Одной из характерных особенностей именно сферы образования является то, что образовательные учреждения автономны в своей деятельности. Формально это положение распространено на учебные заведения всех уровней образования. Но обычно понятие „автономии" используют применительно к высшим учебным заведениям и несколько реже к колледжам и техникумам, т.е. к учебным заведениям среднего профессионального образования. Практически никто не говорит об автономии школ, детских садиков или профессионально-технических училищ. И этому есть достаточно глубокие исторические корни. Интересующиеся историей высшего образования могут обратиться к журнальному варианту книги „История средневекового университета" [66,76]. Отметим только, что университет, как автономное сообщество преподавателей и студентов, независимое от го- сударственной и (или) городской власти, обладающее правами самоуправления, определения содержания обучения, проведения исследований, присуждения повсеместно признаваемых ученых степеней, возник в Европе в эпоху раннего средневековья (а может Ьыть и еще раньше, история на этот счет „высказывается" достаточно осторожно) и, как институт, сохранился до наших дней с минимальными изменениями. Обратимся к недавнему прошлому нашей страны. В российских пузах принцип автономности восходит к университетскому уставу 1804 г., хотя его основные положения были реализованы еще при создании Московского университета (1755 г.). Университетская автономия по Уставу 1863 г. [86] предполагала: • выборность ректора Университетским Советом (Универси
• выборность проректора сроком на три года из Профессоров • право Советов Университетов по представлениям факуль • право возводить в звание почетных членов лица, известные • освобождение университетов от платежа весовых денег за от • наличие в университетах своей собственной цензуры для те
Лекция 2. Общая характеристика системы образования России 2.5. Автономия образовательных учреждений
• возможность издания университетами периодических трудов ученого содержания и иметь собственные типографии и книжные лавки, на общем основании. Эти принципы в той или иной степени отражались в университетских уставах 1835 и 1863 гг. Устав 1884 г. поставил университеты в полную зависимость от государства, лишив их большинства прав, но в 1905 г. принципы автономности были вновь возрождены [31 j. В некотором смысле сейчас наблюдается очень похожая картина последовательного ограничения прав учебных заведений со стороны государства. Уместно напомнить в этой связи, с чем было связано возрождение университетской автономии в 1905 г.
Обоснование необходимости предоставления высшим учебным заведениям широкой независимости осознавалось государственными деятелями еще в XIX в. и даже раньше. Она очень четко была изложена Н.Сперанским, который писал: „Раз государство хочет обеспечить обществу те бесконечные материальные и моральные благодеяния, которые приносит культура истинной науки, оно не может не считаться с особою природой этих столь чуждых собственной его природе учреждений (университетов. — Примеч. авт.). Государство, дающее на них общественные средства, должно наложить на себя ряд самоограничений. Собственно говоря, его участие в управлении подобною научною высшей школой желательно лишь в тех пределах, в каких оно необходимо, чтобы предотвратить опасность потери внутренней свободы, которая грозит всегда коллегиям, поставленным вне всякого общественного контроля. Помимо же этого государственная власть без опасения погубить душу дела не может налагать на университетскую жизнь никаких правительственных стеснений" [135]. Современные законодательные акты также реализуют принципы автономии вузов, которая предусматривает минимальное вмешательство государственных органов в их деятельность на современном уровне понимания допустимой степени такого вмешательства. Эти принципы автономии распространены в настоящее время на все учебные заведения, а не только на университеты. Правда, степень автономии, хотя измерить ее довольно сложно, представляется все же несколько меньшей, нежели в XIX в. Автономия учебных заведений выражается в том, что для осуществления образовательного процесса, как основной цели своего создания, учебное заведение самостоятельно подбирает и расставляет кадры, формирует (выбирает) программы обучения, осуществляет образовательную, научную, финансовую, хозяйственную и иную деятельность в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и своим уставом. Экономический аспект автономии состоит в том, что учебное заведение самостоятельно: • формирует внутреннюю структуру управления, создает
• формирует кадровый состав работников; • реализует различные виды уставной деятельности, в том чис • распоряжается доходами, полученными от осуществления са • арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное • учреждает организации различных типов; • привлекает для обеспечения своей деятельности различные • реализует производимую продукцию, результаты работы, Сопоставив эти положения с соответствующими положениями, например, Университетского устава 1863 г., нетрудно увидеть их безусловную преемственность с поправкой на время. Есть некоторые различия в части распоряжения доходами от осуществляемой деятельности, но об этом речь пойдет дальше. Наличие такой автономии существенно ограничивает возможности воздействия на образовательное учреждение со стороны государственных органов управления образованием. Учебное за-иедение формально выступает как некая в значительной степени замкнутая единица, автономно функционирующая и самоуправляемая по большинству направлений осуществляемой деятельности. Доступными для управленческого воздействия остаются всего три направления, три фактора, которые могут быть изменены органа-
Лекция 2. Общая характеристика системы образования России 2.5. Автономия образовательных учреждений
ми управления образованием, посредством чего может быть изменено и положение (состояние) образовательного учреждения. К таким факторам относятся следующие: • общие условия функционирования учебного заведения, вклю • объем выделяемых общественных ресурсов и основные на • контроль за соблюдением условий лицензии (аккреди
Еще больше „образовательная" автономия была усилена тем, что законодательство обязывало учредителя строить свои взаимоотношения с ним на договорной основе. Фактически этим положением признавалось равноправие учебного заведения и его учредителя в построении взаимоотношений после того, как заведение создано. На практике такой договор предусматривал принятие обеими сторонами на себя определенных обязательств. В частности, учредитель принимал на себя обязательства: • по определенному финансированию деятельности учрежде • по финансированию отдельных программ и (или) проектов из • по представлению интересов учебного заведения в органах • по оказанию консультативных и методических услуг, обес Можно даже утверждать, что эти взаимные обязательства превращали учредителя в партнера по совместной с учебным заведением деятельности, сводя к минимуму функции администрирования. Одновременно образовательному учреждению учредитель может предоставить (но может и не предоставить!) определенные пр§-ва по использованию закрепленного имущества и земельных участков, по самостоятельному использованию прибыли, полученной от осуществления уставной деятельности, по привлечению дополни- тельных источников финансирования уставной деятельности. Кроме того, учебное заведение может быть поставлено перед необходимостью участвовать в формировании централизованных фондов Учредителя. Последнее обстоятельство, кроме подтверждения определенных отношений с учредителем, является еще одним свидетельством против статуса учебного заведения как некоммерческой организации. Если учебное заведение ставится перед необходимостью перечислять часть своих доходов в централизованные фонды учредителя, то оно может это сделать только за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов. Понятно, что такое перечисление не является расходованием средств, необходимым для обеспечения образовательной деятельности данного учебного заведения. Больше всего это похоже на извлечение прибыли и ее распределение между учредителями (в данном случае одним учредителем). Тем не менее, практика создания и использования централизованных фондов в органах управления образованием существует, средства в них образовательными учреждениями отчисляются. На первом этапе принятия образовательного законодательства (в 1992 г.) автономия образовательного учреждения базировалась также на предоставленном праве самостоятельного распоряжения всеми бюджетными и внебюджетными средствами, а также достаточно широкими правами по распоряжению переданным в оперативное управление государственным и муниципальным имуществом. Изменения, внесенные в образовательное и бюджетное законодательство, и особенно — разрабатываемые поправки к бюджетному законодательству заметно сокращают пределы автономии образовательных учреждений и организаций. Причем направлены эти ограничения, в основном, на усиление государственного управления в сфере распоряжения ресурсами, бюджетными средствами и государственным имуществом.
Серьезным шагом на пути развития автономии в сфере образования стало законодательное установление еще одной формы образовательной организации — автономного учреждения. Судя по основным его характеристикам, установленным Федеральным зако-
Лекция 2. Общая характеристика системы образования России ном Российской Федерации „Об автономных учреждениях" [116], а также оценкам положений этого закона, содержащихся в некоторых работах [122,123], возможности автономного учреждения в части распоряжения имуществом и доходами от своей деятельности и, соответственно, степень его автономности от учредителя будет заметно выше, нежели у „обычных" образовательных учреждений. Правда, говорить об этом пока приходится лишь в предположительном ключе. Лекция 3. Управление образованием Организация управления в сфере образования: структура управления, федеральные и региональные органы управления образованием, функции управления. Особенности управления образованием. 3.1. Введение. Общие вопросы управления Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, насчитывающую более 140 тыс. организаций, в которых учатся и работают более 40 млн, человек. Такая большая сфера деятельности не может существовать сама по себе без имаимодействия с другими сферами деятельности и государством и лице государственных институтов. Проблемы системы образования затрагивают практически всех членов нашего общества —все мы являемся родителями, учащимися (бывает, что и одновременно), работниками системы образования, бабушками и дедушками и т. п. Следовательно, в сфере образования пересекаются интересы многих, если не всех субъектов общественных отношений, что, естественно, требует согласования этих интересов и их реализации. Сфера образования представляет собой не только множество организаций. Законом Российской Федерации „Об образовании" (статья 8) введено понятие системы образования. Система образо-и.чмия в Российской Федерации представляет собой совокупность и <аимодействугощих: • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; Лекция 3. Управление образованием 3.1. Введение. Общие вопросы управления
• сети реализующих их образовательных учреждений незави • органов управления образованием и подведомственных им уч Взаимодействие этих элементов порождает способность си стемы оказывать образовательные услуги признаваемого государ ством и обществом качества, понятного уровня и содержания. Для того чтобы система образования работала „ в одном направ лении", осуществляла необходимую обществу, государству и лич ности образовательную деятельность, ею необходимо управлять. Существует достаточно много определений управления, на пример: • управление — это совокупность мероприятий некоей органи • процесс планирования, организации, мотивации и контроля, • управление — это функция организационных систем, обеспе • управление выполняет объективно необходимую миссию по Обобщая эти определения, можно считать управлением обособленную (1) деятельность, обеспечивающую (2) такую организацию основной деятельности, которая способствует достижению постав- ленной перед этой основной деятельностью цели (3). Управление иозникает там, где существует несколько связанных общей деятельностью элементов (людей, организаций) и имеет место общая цель такой деятельности. Можно, разумеется, критиковать это обобщенное определение, но для целей дальнейшего изучения предмета его, на мой взгляд, достаточно. Итак, управление представляет собой деятельность, характеризующуюся следующими основными чертами: • обособленная, осуществляемая отдельно от основной деятель • обеспечивающая сохранение и поддержание образователь • обеспечивающая достижение целей, стоящих перед системой Из теории управления известно, что необходимость в управлении возникает там, где деятельность осуществляют два человека или более (см. [71]). Также правильно, наверное, утверждение о том, что если одну деятельность осуществляют две или более организации, преследуя при этом единую цель, то ими также нужно управлять. В этом смысле множество организаций можно представить в виде большой разлапистой кляксы, которая втягивает одни „щупальца", выдвигает другие и при этом куда-то движется. Л нужно, чтобы она двигалась не куда-то, а в определенном направлении, к намеченной цели. Очень желательно, чтобы она до >той цели доползла. Для этого и нужно этой „кляксой" управлять. Очевидно, что такой громадной системой, как образование, управлять просто необходимо, поскольку недостатка в самодеятельности и новаторстве в образовании, как, впрочем, и в других
Лекция 3. Управление образованием 3.1. Введение. Общие вопросы управления
сферах, никогда не испытывалось (в этом и сила системы). Куда способна завести неупорядоченная (другой вопрос — насколько, каким образом, кем) самодеятельность, сказать трудно. Можно представить последствия отсутствия управления в образовании. Попутно отметим, что в теории и практике используются два термина: менеджмент и управление. Попытки разделить их основываются на трактовке управления как бюрократического руководства, объектом которого служит административная надстройка над товаропроизводителем, а менеджмента — как сложного социально-экономического, информационного и организационно-технологического явления, процесса деятельности, имеющего дело со сменой состояний, качеств объекта [92, с. 65]. С моей точки зрения, такое разделение является искусственным, поскольку проводит различие не по содержанию, а по степени технологической разработки процесса. Иными словами, менеджмент —это более технологичное управление. Следовательно, разница между управлением и менеджментом может рассматриваться как количественная, что позволяет в дальнейшем использовать эти термины как синонимы. Управление выполняется субъектом — лицом или группой лиц, объединенной неким организованным образом. Группа лиц, организация или несколько организаций, осуществляющих основную деятельность, на достижение цели (целей) которых направлена управленческая деятельность, называются объектом управления. В качестве объекта управления могут выступать практически любые тем или иным образом выделенные множества лиц или организаций при условии, что их деятельность направлена на достижение единой цели, и цель эта осознана, выражена, приемлема, существует потребность в ее достижении. Применительно к сфере образования можно иллюстрировать это следующим простым примером: • существует цель в виде всеобщего среднего общего полного • существует сеть школ, которые осуществляют обучение по • нужно, чтобы эти общеобразовательные школы давали тре ♦ необходимо управление всеми этими школами как объектом, дающим необходимое образование, для достижения поставленной цели. Выделяется обычно три вида (или типа, не могу сказать точно) управления: 1) по параметрам нового состояния, достижение которого явля 2) по параметрам состояния объекта управления и допустимым 3) по „ценностям", т.е. воздействие на управляемый объект та Последний вид управления представляется мне несколько туманным, но коллеги, не очень понятно объясняя его содержание, уверяют, что такое управление есть. Применительно к образованию управление по ценностям можно рассматривать как обеспечение такого функционирования системы образования, при котором нее желающие могут тем или иным образом получать образование (извините за тавтологию). С моей точки зрения, такое определение подходит все же под первый или второй вид управления, что позволят рассматривать третий вид как избыточный. Считается, что всякое управление должно решать следующие основные задачи. Оценка состояния — определение места объекта управления относительно стоящих перед ним целей. Планирование — определение путей (направлений) перемещения объекта управления в новое состояние, более приближенное к стоящим перед ним целям. Организация— создание необходимых условий, структур, коллективов, ресурсов и т. п. для выполнения запланированных мероприятий. Мотивация — создание побудительных мотивов для людей, пыполняющих запланированные мероприятия.
Лекция 3. Управление образованием 3.1. Введение. Общие вопросы управления
Контроль результатов — проверка результатов выполненных работ с точки зрения достижения поставленных целей. Схематически последовательность решения задач управления можно представить в виде рис. 3.1. Некоторые отклонения в терминах допущены для упрощения схемы: • объединены „Организация" и „Мотивация", поскольку они • контроль на схеме заменен мониторингом, поскольку для Рис. 3.1. Общая схема управления Процесс управления носит непрерывный характер — каждое воздействие вызывает изменение состояния объекта управления, что требует сопоставления с целью и повторения действий в той же последовательности. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в задачах ■.правления нет места формулировке общей цели, стоящей перед объектом управления. Это очень важное положение означает, что иг и к формулируется иными системами, внешними по отношению, в минном случае, к образованию —государством, обществом, экономикой, работодателями и другими, т.е. теми субъектами, интере-i II которых пересекаются в сфере образования. Управление может " уществляться только при наличии сформулированной цели (или i к'скольких целей, если общая цель не сформулирована по тем или иным причинам). Собственно это и следует из определения управ-IH'пия. Можно возразить, что цели могут формироваться и в систе-н образования. Это верно, но следует учитывать, что это частные цели, ставящиеся в рамках общей цели функционирования системы образования. А эта общая цель не определяется системой образовании, поскольку сама система строится для достижения этой самой '■щей цели. Вообще понятие цели сформулировать довольно трудно. Будем читать целью некоторое новое (в смысле —иное по сравнению с имеющимся в данный момент) состояние системы, в которое ее \\\ I.по перевести. Для этого нужно в соответствии с задачами, ко-горые решает управление, оценить существующее состояние отно-■ и сильно необходимого, спланировать нужные для этого мероприя-1ия или действия, организовать их выполнение, мотивировать лю-нй на выполнение этих действий, проконтролировать получаемые р'чультаты и вновь сопоставить состояние с необходимым. 1 Гасто цель путают с процессом ее достижения или с работами, i иторые нужно выполнить в ходе этого достижения. Лучше всего ■ гановку цели можно представить на примере: • современное состояние — пустырь; • новое состояние — жилой дом со всей необходимой инфра (Следовательно, целью является жилой дом, т. е. определенный i.. шый результат, а работы, которые нужно выполнить (изыска- проект, коммуникации, фундамент и т.д.), —это промежуточ-иыс пли частные результаты, которые будут получены в процессе |"<тижения основной цели и которые сами могут выступать част-
Лекция 3. Управление образованием 3.2. Структура управления образованием
ными целями на каком-то временном отрезке, но конечной целью не являются. К формулировке цели предъявляются довольно простые, но не всегда выполнимые и не всегда выполняемые, требования. Цель должна быть: • конкретна; • измерима; • приемлема; • реалистична; • с определенными сроками достижения. Иногда смешивают понятия цели и задачи. В самом деле, цель может выступать как проблема, требующая решения. Особенно это проявляется при постановке качественных целей вида „повысить, улучшить" и т.д. Поэтому и говорят, например, что стоит задача повысить качество образования. В действительности задача состоит в том, чтобы ответить на те вопросы, которые возникают: в ходе работы по повышению качества и без ответа на которые качество повысить не удастся. В частности, например, если поставить цель довести качество подготовки экономистов до мирового уровня (вполне реальная постановка, кстати сказать), то задачами будут: определение этого мирового уровня, разработка способов сопоставления уровней подготовки и т. д. А достижение цели будет определяться мероприятиями: разработкой новых программ и технологий обучения, написанием необходимых учебников и пр. Более подробно эти вопросы можно изучить в рамках проектного подхода к управлению. Вооружившись этими представлениями, вернемся к предмету лекции — управлению образованием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|