Ресурсы, необходимые для осуществления внебюджетной деятельности
Рис. 7.4. Этапы осуществления образовательным учреждением внебюджетной деятельности Схема иллюстрирует четыре основных этапа процесса получения и распределения доходов вуза от внебюджетной деятельности. 1) Планирование — разработка сметы доходов и расходов вне 2) Процесс осуществления внебюджетной деятельности. Без это 3) Распределение доходов от внебюджетной деятельности —
Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования 7.4. Внебюджетное финансирование образовагелыкнунреждения
связана с движением средств внутри образовательного учреждения, распределением их между подразделениями, возмещением расходов, понесенных в ходе осуществления внебюджетной деятельности, распределением накладных расходов, определением сумм налогов, оформлением документов для применения налоговых льгот и др.
4) Осуществление расчетов с налоговой системой можно было бы и не выделять в качестве отдельного „подпроцесса". В данном случае ставилась задача показать, что без выполнения этой операции финансовый результат внебюджетной деятельности не может быть получен. Если даже налоги платить не нужно (такое тоже возможно), то и этот вариант должен быть соответствующим образом документально оформлен, урегулированы отношения с налоговой системой. Еще раз отметим, что схема иллюстрирует осуществление внебюджетной деятельности с точки зрения получения финансового результата. Но с другой стороны, осуществление этой деятельности как раз и направлено на получение дохода. К тому же схема показывает наличие и второго финансового результата — налогов, в получении которых должно быть заинтересовано государство. Разумеется, каждый этап может быть представлен в виде последовательности еще более мелких этапов вплоть до отдельных операций, в этом и состоит содержание примененного в данном случае подхода — анализа и моделирования процесса осуществления внебюджетной деятельности, называемого „анализ бизнес-процессов". Хочется обратить внимание на два важных обстоятельства, также отраженных на схеме, но в обобщенной форме без необходимой детализации (вследствие экономии места). 1. Как и весь процесс осуществления внебюджетной деятельно 2. Каждый этап в рамках процесса требует нормативно-методи Необходимость ресурсного обеспечения любого процесса представляется по меньшей мере очевидной. Но, как ни странно, об этом часто забывают. Особенно когда дело касается внебюджетной деятельности.
В этом смысле схема является очень полезной, поскольку позволяет представить, для какого вида деятельности ресурсы необходимы, какие именно ресурсы и в каких объемах с тем, чтобы в дальнейшем определить необходимые для этого финансовые затраты и заложить их в смету. Кроме того, такое представление позволяет „вписать" эти виды деятельности в структуру образовательного учреждения. В упрощенном варианте структура потребности в ресурсах может быть представлена следующим образом (табл. 7.5). Таблица 7.5. Ресурсное обеспечение осуществления внебюджетной деятельности
И все необходимые ресурсы должны быть качественно и количественно определены и учтены, а в смете доходов и расходов предусмотрены средства для их оплаты. Чем точнее это будет сделано и чем лучше обосновано, тем меньше вопросов возникнет и у проверяющих субъектов, и у работников образовательного учреждения, которые должны будут взять на себя дополнительную нагрузку в связи с осуществлением внебюджетной деятельности вместе с бюджетной. Для того чтобы весь процесс внебюджетной деятельности функционировал правильно и не вызывал дополнительных вопросов, он должен соответствовать действующему законодательству, подзаконным актам и быть соответствующим образом оформлен необходимыми решениями в пределах компетенции образовательного учреждения. Следует иметь в виду, что „самостоятельное рас-
Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования 7.4. Внебюджетное финансирование образователыкнул рождения
поряжение", о котором упоминается в связи с внебюджетны ми средствами, означает „самостоятельное принятие решений" о распоряжении этими средствами. А раз решения должны приниматься, то должен быть установлен порядок их принятия: кто принимает, куда могут быть направлены средства, какова процедура принятия, как оформляется решение и т.д. Представленная схема позволяет составить представление о том, какой круг вопросов должен решаться этими документами.
В общем, это видно из основных этапов процесса осуществления внебюджетной деятельности. В данном случае речь не идет о конкретном содержании этих документов. Более того, их состав также может отличаться от приведенной структуры. Важно, что для нормальной организации внебюджетной деятельности должны быть приняты решения, как минимум, по следующим вопросам: 1) в уставе образовательного учреждения должны быть указа 2) должен быть установлен порядок разработки сметы доходов 3) должно быть разработано и утверждено положение о порядке 4) должен быть определен порядок распределения доходов от 5) в положении об оплате труда и стимулировании работников 6) должен быть установлен порядок оформления документов Вот после выполнения указанных требований и принятия необходимых для этого решений будет ясно, что: • осуществляемая образовательным учреждением внебюджетная деятельность является уставной;
• смета доходов и расходов разрабатывается, утверждается и • доходы от внебюджетной деятельности распределяются обос • ресурсы, расходуемые на осуществление внебюджетной дея • труд работников, осуществляемых внебюджетную деятель
• все необходимые документы, подтверждающие принятие ре После этого можно получить прибыль и самостоятельно распорядиться ею. Важно и то, что самостоятельно распорядиться прибылью можно также только в соответствии с уставом образовательного учреждения и принятыми на его основе положениями (или другими документами) о таком распоряжении полученными средствами. Как правило, такие документы утверждаются советом образовательного учреждения, и за их исполнением осуществляется строгий контроль. Впрочем, вся финансовая сфера деятельности образовательных учреждений является объектом строгого контроля со стороны многочисленных контрольных и надзорных органов. В заключение следует отметить, что прибыль, полученная в результате осуществления образовательным учреждением самостоятельной уставной деятельности, может использоваться по нескольким направлениям: • для развития внебюджетной деятельности, т. е. расширения • для восполнения недостатка бюджетного финансирования, • на цели, не связанные с деятельностью данного образова • на иные, предусмотренные уставом образовательного учре
Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования Таким образом, самостоятельное распоряжение доходами от внебюджетной деятельности предполагает определенную организа цию внебюджетной деятельности, ее всестороннее ресурсное обе< печение и установление порядка осуществления различных видом деятельности в рамках ее осуществления. Лекция 8. Совершенствование финансирования образования Основные направления совершенствования финансирования образования, нормативное финансирование образо- вания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|