Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ресурсы, необходимые для осуществления внебюджетной деятельности




Рис. 7.4. Этапы осуществления образовательным учреждением внебюджетной деятельности

Схема иллюстрирует четыре основных этапа процесса получе­ния и распределения доходов вуза от внебюджетной деятельности.

1) Планирование — разработка сметы доходов и расходов вне­
бюджетных средств — обязательный элемент организации
внебюджетного финансирования. Смета разрабатывается и
утверждается до начала осуществления внебюджетной дея­
тельности. Утвержденная смета представляется в казначей­
ство, в котором находится лицевой счет учебного заведения
по учету операций с внебюджетными средствами. При рас­
хождении фактических доходов и расходов с запланирован­
ными в смету в обязательном порядке вносятся соответству­
ющие изменения. Если этого не сделать, то расходование вне­
бюджетных средств может быть приостановлено казначей­
ством до внесения изменений в смету.

2) Процесс осуществления внебюджетной деятельности. Без это­
го процесса внебюджетные доходы не могут быть получены.
В данном случае речь не идет о пожертвованиях, хотя и для
их получения какая-то деятельность необходима.

3) Распределение доходов от внебюджетной деятельности —
важная составная часть описываемого процесса, поскольку


 




Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования


7.4. Внебюджетное финансирование образовагелыкнунреждения


 


связана с движением средств внутри образовательного учре­ждения, распределением их между подразделениями, возме­щением расходов, понесенных в ходе осуществления внебюд­жетной деятельности, распределением накладных расходов, определением сумм налогов, оформлением документов для применения налоговых льгот и др.

4) Осуществление расчетов с налоговой системой можно было бы и не выделять в качестве отдельного „подпроцесса". В дан­ном случае ставилась задача показать, что без выполнения этой операции финансовый результат внебюджетной деятель­ности не может быть получен. Если даже налоги платить не нужно (такое тоже возможно), то и этот вариант должен быть соответствующим образом документально оформлен, урегу­лированы отношения с налоговой системой.

Еще раз отметим, что схема иллюстрирует осуществление вне­бюджетной деятельности с точки зрения получения финансового результата. Но с другой стороны, осуществление этой деятельно­сти как раз и направлено на получение дохода. К тому же схема показывает наличие и второго финансового результата — налогов, в получении которых должно быть заинтересовано государство. Разумеется, каждый этап может быть представлен в виде после­довательности еще более мелких этапов вплоть до отдельных опе­раций, в этом и состоит содержание примененного в данном случае подхода — анализа и моделирования процесса осуществления вне­бюджетной деятельности, называемого „анализ бизнес-процессов".

Хочется обратить внимание на два важных обстоятельства, так­же отраженных на схеме, но в обобщенной форме без необходимой детализации (вследствие экономии места).

1. Как и весь процесс осуществления внебюджетной деятельно­
сти, каждый представленный на схеме этап требует ресурсно­
го обеспечения, структура и объемы которого определяются
содержанием этого этапа.

2. Каждый этап в рамках процесса требует нормативно-методи­
ческого обеспечения, т. е. установления условий его осуществ­
ления в рамках единого процесса осуществления внебюджет­
ной деятельности.


Необходимость ресурсного обеспечения любого процесса пред­ставляется по меньшей мере очевидной. Но, как ни странно, об этом часто забывают. Особенно когда дело касается внебюджетной деятельности.

В этом смысле схема является очень полезной, поскольку позво­ляет представить, для какого вида деятельности ресурсы необходи­мы, какие именно ресурсы и в каких объемах с тем, чтобы в даль­нейшем определить необходимые для этого финансовые затраты и заложить их в смету. Кроме того, такое представление позволя­ет „вписать" эти виды деятельности в структуру образовательного учреждения. В упрощенном варианте структура потребности в ре­сурсах может быть представлена следующим образом (табл. 7.5).

Таблица 7.5. Ресурсное обеспечение осуществления внебюджетной деятельности

 

Этап Необходимые ресурсы
Разработка сметы внебюд­жетных доходов и расходов • труд работников, осуществляющих
Осуществление внебюджет­ной деятельности данную деятельность; • необходимые материалы;
Распределение доходов от внебюджетной деятельности • услуги; • содержание помещений, в которых
Осуществление расчетов с налоговой системой осуществляется деятельность; • и т. д.

И все необходимые ресурсы должны быть качественно и количе­ственно определены и учтены, а в смете доходов и расходов преду­смотрены средства для их оплаты. Чем точнее это будет сделано и чем лучше обосновано, тем меньше вопросов возникнет и у прове­ряющих субъектов, и у работников образовательного учреждения, которые должны будут взять на себя дополнительную нагрузку в связи с осуществлением внебюджетной деятельности вместе с бюд­жетной.

Для того чтобы весь процесс внебюджетной деятельности функционировал правильно и не вызывал дополнительных вопро­сов, он должен соответствовать действующему законодательству, подзаконным актам и быть соответствующим образом оформлен необходимыми решениями в пределах компетенции образователь­ного учреждения. Следует иметь в виду, что „самостоятельное рас-


 




Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования


7.4. Внебюджетное финансирование образователыкнул рождения


 


поряжение", о котором упоминается в связи с внебюджетны ми средствами, означает „самостоятельное принятие решений" о распоряжении этими средствами. А раз решения должны при­ниматься, то должен быть установлен порядок их принятия: кто принимает, куда могут быть направлены средства, какова проце­дура принятия, как оформляется решение и т.д. Представленная схема позволяет составить представление о том, какой круг вопро­сов должен решаться этими документами.

В общем, это видно из основных этапов процесса осуществле­ния внебюджетной деятельности. В данном случае речь не идет о конкретном содержании этих документов. Более того, их состав также может отличаться от приведенной структуры. Важно, что для нормальной организации внебюджетной деятельности должны быть приняты решения, как минимум, по следующим вопросам:

1) в уставе образовательного учреждения должны быть указа­
ны те виды внебюджетной деятельности, которые может осу­
ществлять учреждение;

2) должен быть установлен порядок разработки сметы доходов
и расходов по внебюджетной деятельности;

3) должно быть разработано и утверждено положение о порядке
осуществления внебюджетной деятельности в образователь­
ном учреждении;

4) должен быть определен порядок распределения доходов от
внебюджетной деятельности, в том числе отражающий уста­
новленные ограничения;

5) в положении об оплате труда и стимулировании работников
образовательного учреждения должны быть предусмотрены
выплаты работникам за участие в осуществлении внебюджет­
ной деятельности;

6) должен быть установлен порядок оформления документов
для взаимодействия с налоговой системой в части внебюд­
жетной деятельности и т. д.

Вот после выполнения указанных требований и принятия необ­ходимых для этого решений будет ясно, что:

• осуществляемая образовательным учреждением внебюджет­ная деятельность является уставной;


 

• смета доходов и расходов разрабатывается, утверждается и
корректируется;

• доходы от внебюджетной деятельности распределяются обос­
нованно;

• ресурсы, расходуемые на осуществление внебюджетной дея­
тельности, учтены верно;

• труд работников, осуществляемых внебюджетную деятель­
ность, оплачен в соответствии с принятым порядком;

• все необходимые документы, подтверждающие принятие ре­
шений по указанным направлениям, приняты в рамках прав
образовательного учреждения и в соответствии с уставом.

После этого можно получить прибыль и самостоятельно распо­рядиться ею.

Важно и то, что самостоятельно распорядиться прибылью мож­но также только в соответствии с уставом образовательного учре­ждения и принятыми на его основе положениями (или другими до­кументами) о таком распоряжении полученными средствами. Как правило, такие документы утверждаются советом образовательно­го учреждения, и за их исполнением осуществляется строгий кон­троль. Впрочем, вся финансовая сфера деятельности образователь­ных учреждений является объектом строгого контроля со стороны многочисленных контрольных и надзорных органов.

В заключение следует отметить, что прибыль, полученная в ре­зультате осуществления образовательным учреждением самостоя­тельной уставной деятельности, может использоваться по несколь­ким направлениям:

• для развития внебюджетной деятельности, т. е. расширения
базы для ее осуществления;

• для восполнения недостатка бюджетного финансирования,
реинвестирования доходов в обеспечение и развитие образо­
вательного процесса в данном образовательном учреждении;

• на цели, не связанные с деятельностью данного образова­
тельного учреждения, например в качестве взноса в уставный
фонд иной организации;

• на иные, предусмотренные уставом образовательного учре­
ждения цели.


 




Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования

Таким образом, самостоятельное распоряжение доходами от внебюджетной деятельности предполагает определенную организа цию внебюджетной деятельности, ее всестороннее ресурсное обе< печение и установление порядка осуществления различных видом деятельности в рамках ее осуществления.


Лекция 8. Совершенствование финансирования образования


Основные направления совершенство­вания финансирования образования, нормативное финансирование образо-

вания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...