Организация внебюджетного финансирования
Первоначально набор источников формирования специальных средств носил достаточно ограниченный характер. Как уже упоминалось выше, Закон „Об образовании" существенно расширил права образовательных учреждений в части осуществления самостоятельной приносящей доходы деятельности, предоставив право образовательным учреждениям осуществлять практически все виды предпринимательской деятельности и оказывать платные образовательные услуги, в том числе осуществлять платное обучение. Тем самым были созданы условия для формирования и быстрого развития дополнительных источников финансовых поступлений в сферу образования, вследствие чего объем внебюджетных поступлений в систему образования постоянно увеличивался. Внебюджетные средства зачислялись на расчетные счета образовательных учреждений и расходовались ими по своему усмотрению на уставные цели. Принятие Бюджетного кодекса [22] и отнесение внебюджетных средств к неналоговым доходам бюджета потребовало изменений в организации их движения, т. е. во внебюджетном финансировании. Одним из главных требований была передача учета внебюджетных средств на лицевые счета в систему казначейства, включая закрытие расчетных счетов бюджетных учреждений в банках. Открытие лицевых счетов потребовало оформления для главных распорядителей бюджетных средств генеральных разрешений на открытие таких счетов. На основании генерального разрешения главные распорядители бюджетных средств выдают соответствующие разрешения бюджетополучателям — образовательным учреждениям. Разрешение предусматривает: • перечисление всех источников формирования внебюджетных
• каждый источник получения средств должен иметь обосно
Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования 7.3. Организация внебюджетного финансирования
• для всех внебюджетных средств должны указываться на • при получении дохода из источника, не указанного в гене По существу, требование об оформлении разрешения на открытие лицевых счетов по учету внебюджетных средств поставило точку на обсуждавшейся в течение нескольких лет проблеме видов внебюджетной деятельности, которые может осуществлять образовательное учреждение |15, 25,44,166,168,169, и др.], поскольку заставило разработать и постоянно пополнять перечень всех доступных источников получения доходов и, соответственно, видов деятельности, которые позволяют их привлечь. Определение конкретного перечня направлений получения и расходования, по сути, практически полностью повторяет требования к организации внебюджетного финансирования 1930-х гг. за исключением (пока что) необходимости утверждения сметы внебюджетных доходов и расходов в вышестоящем органе управления. Такой порядок порождает ряд проблем в организации внебюджетного финансирования, к числу которых можно отнести следующие: • регламентирование набора видов самостоятельной, принося
• получение дохода обусловлено необходимостью соблюде • появление каждого нового источника внебюджетных доходов, даже соответствующего основным направлениям деятельности, установленным законодательством, требует внесения соответствующих дополнений не только в разрешение, выданное бюджетополучателю, но и в генеральное разрешение, выданное главному распорядителю бюджетных средств. Если же говорить, что называется, в целом, то особой необходимости вводить такую организацию внебюджетного финансирования как-то не видится. С одной стороны, ограничение набора источников внебюджетных доходов, возможно, направлено на решение проблемы соответствия осуществляемых видов деятельности тем целям, для достижения которых создано образовательное учреждение. И это правильно. Чем больше видов деятельности, кроме образовательной, осуществляется, тем больше ресурсов образовательного учреждения отвлекается от основной деятельности. С другой стороны, введение в разрешение „нового1' вида приносящей доходы деятельности является, в общем, формальной процедурой и не сопровождается какой-либо оценкой содержания этой деятельности на предмет соответствия основной цели, стоящей перед образовательным учреждением. Во всяком случае, достаточно широкий набор „разрешенных" видов внебюджетной деятельности говорит, с моей точки зрения, именно об этом. Одновременно с этим были определены все направления расходования доходов, получаемых образовательными учреждениями из внебюджетных источников, с привязкой их к конкретным источникам. Для примера можно сослаться на Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, в органах Федерального казначейства, выданное Минфином России Минобразованию России в 2001 г. и предусматривавшее получение доходов из двух основных источников:
• доходы, получаемые находящимися в ведении Минобразования России учреждениями, от платной образовательной деятельности, оказания платных образовательных услуг, предпринимательской деятельности и других видов разрешенной деятельности (всего 7 основных видов деятельности);
Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования 7.3. Организация внебюджетного фин.ш< пронация
• добровольные отчисления учреждений и организаций на фор мирование отраслевого фонда финансирования научных исследований и экспериментальных разработок Минобразова ния России (централизация внутриотраслевых средств). Практика дальнейшей работы показала необходимость его су щественного расширения, что и было последовательно реализова но. Генеральное разрешение, выданное Федеральному агентству п< > образованию в 2005 г., содержало уже 10 основных источников дохода, имеющих внутреннюю детализацию. В частности, источника ми дохода подведомственных Рособразованию учебных заведений и их обособленных структурных подразделений были указаны 39 ви дов образовательной и иной деятельности. И если полученные от этих видов деятельности доходы могут быть израсходованы практически по всем направлениям, то доходы, например, получаемые в виде арендной платы, могут расходоваться только на возмещение затрат на эксплуатационные, коммунальные и административно-хозяйственные услуги. Аналогичные разрешения оформляются и для других отраслей, имеющих в ведении образовательные и иные бюджетные учреждения. Например, в соответствии с выданным Федеральному агентству лесного хозяйства Генеральным разрешением № 053043 на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям1 указаны 12 источников формирования внебюджетных доходов со ссылкой на законодательный или нормативный акт, разрешающий осуществлять соответствующий вид деятельности, и направления использования полученных средств отдельно по каждому источнику их получения (табл. 7.4 —извлечения).
Рассматривая действующий разрешительный порядок учета и расходования внебюджетных средств, нетрудно провести определенные аналогии с описанным выше порядком, действующим в сфере образования в 30-40-е гг. XX в. ФГУП „Рослесинфорг". Документы общего пользования. — http://www.roslesinforg.ru/tomcat/Vers_01/info_03_01_02_03.jsp
Таблица 7.4. Источники формирования использования внебюджетг Источники формирования I. Доходы лесхозов, опытных лесхозов, лесхозов-техникумов, находящихся в ведении Рослесхоза, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (с указанием 35 конкретных видов деятельности, от которой может быть получен доход)
2. Доходы, получаемые лесхозами, опытными лесхозами, лесхозами-техникумами, находящимися в ведении Рослесхоза, за предоставление информации о лесном фонде Российской Федерации, предоставляемой за плату
3. Доходы, получаемые государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, находящимися в ведении Рослесхоза (6 видов деятельности) Как и в те времена, перечень направлений получения доходов образовательными учреждениями носит закрытый характер (хотя и существенно расширен), направления использования средств регламентированы (хотя и не так строго). Разница, с моей точки фения, состоит только в том, что сметы расходов внебюджетных средств в настоящее время утверждаются и изменяются образовательными учреждениями самостоятельно. Изменения в условиях привлечения образовательными учреждениями внебюджетных средств показывают общую направленность на усиление централизованного государственного управления этим процессом и постепенное и последовательное преобразование внебюджетных средств в бюджетные. Логическим завершением этого процесса может стать учет доходов от разрешенной самостоятельной деятельности образовательных учреждений в составе доходов бюджета и, соответственно, проведение этих средств через бюджетную систему. Можно ожидать также, что зачисленные в бюджет средства будут перераспределены и направлены не
Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования 7.3. Организация внебюджетного финансирования
только в образовательные учреждения, которые эти средства зара ботали, но и в другие, а также в иные отрасли хозяйства, финан сируемые из бюджета. В результате можно ожидать следующих изменений в системе образования: • сокращения степени заинтересованности образовательных • сокращения внебюджетной деятельности в учебных заведе • снижения активности в сфере образования в части осуществ Приведенные выше изменения представляют собой лишь пред-пол ожения, основанные на логике развития государственного управ ления внебюджетной деятельностью в сфере образования. Набор осуществляемых в настоящее время образовательными учреждениями видов приносящей доходы деятельности довольно широк2 и может быть представлен через следующие источники поступления внебюджетных средств: 1) самостоятельная (в т.ч. предпринимательская) деятельность 2) предоставление услуг по проживанию, пользованию комму 3) предоставление услуг по содержанию детей и учащихся в По материалам Генерального разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям, выданное Рособразованию.
4) централизация части доходов структурных и территориально 5) децентрализация доходов— отчисление образовательными 6) получение добровольных пожертвований, целевых взносов из 7) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструк 8) организация и проведение музеями экскурсий, лекций, выста 9) предоставление имущества в аренду; 10) получение от страховых организаций средств на возмещение вреда по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Наиболее широкие возможности предоставляет осуществление образовательным учреждением различных видов деятельности, в рамках которой можно получать доходы от: • предоставления платных образовательных услуг; • предоставления платных дополнительных образовательных • реализации услуг и продукции, изготовленной учащимися и
Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования 7.4. Внебюджетное финансирование образовании.тнунрсждсния
ной продукции структурных подразделений и территориаль но обособленных подразделений, наделенных в соответствии с положениями об этих подразделениях правом ведения бух галтерского учета и собственной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам; • торговли покупными товарами, оборудованием; • оказания посреднических услуг; • приобретенных ранее акций, облигаций и иных ценных бумаг • медицинской, санаторно-курортной деятельности; • спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности; • экскурсионной, туристской деятельности; • консультационных (консалтинговых) услуг; • услуг по маркетингу; • аудиторской деятельности; • экспертной деятельности; • деятельности библиотек, архивов; • юридических услуг; • транспортных услуг, в том числе перевозок населения и гру • услуг связи, включая услуг в областях информационно-теле • производства и реализации продукции (услуг) общественного • деятельности в области метрологии, стандартизации, серти • проведения испытаний, обслуживания и ремонта приборов, • организации ярмарок, аукционов, выставок, культурно-мас Приведенный перечень не является исчерпывающим, поскольку конкретные образовательные учреждения могут осуществлять какие-то свои специфические виды внебюджетной деятельности. 3В настоящее время приобретение ценных бумаг на доходы от самостоятельной деятельности не разрешается. Конечно, на практике отдельное образовательное учреждение не сможет осуществлять все виды деятельности для получения доходов. Тем более, если речь идет об общеобразовательной школе или детском дошкольном учреждении. Однако для обеспечения бесперебойного функционирования учебного заведения в части внебюджетной деятельности в разрешении на открытие лицевого счета все необходимые или даже потенциально необходимые виды деятельности должны быть предусмотрены. 7.4. Внебюджетное финансирование образовательного учреждения Доходы от внебюджетной деятельности находятся в самостоятельном распоряжении образовательного учреждения. Расходовать их, следовательно, образовательное учреждение может самостоятельно. Считается, что эти средства могут использоваться чуть ли не „как угодно" и в первую очередь на возмещение недостатка бюджетного финансирования. Особенно много на эту тему было сказано и написано в период бюджетного дефицита (см., например, [154]). Сейчас острота проблемы бюджетного финансирования существенно снижена, но проблема использования внебюджетных средств осталась. Необходимо сразу же уяснить некоторые важные, даже принципиально важные характеристики внебюджетных доходов. 1. Внебюджетные доходы в подавляющем большинстве случаев 2. Внебюджетные средства являются неналоговыми доходами 3. Полученные доходы должны в первую очередь возмещать
Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования 4. Выручка от реализации образовательным учреждением то 5. Прибыль, полученная образовательными учреждениями Следовательно, получение и расходование доходов от внебюджетной деятельности может осуществляться только в определенном порядке, который можно предствить в виде схемы на рис. 7.2. Рис. 7.2. Получение и распределение доходов от внебюджетной деятельности Производство и реализация услуг, товаров и работ со всей очевидностью требует определенных затрат. Полученный доход, следовательно, должен быть распределен на три основных составляющих: уплата налога на добавленную стоимость, возмещение издер- 7.4. Внебюджетное финансирование образователыии.умрсждгния жек и прибыль. Прибыль в свою очередь распределяется па сумму налога на прибыль и прибыль, остающуюся в самостоятельном распоряжении образовательного учреждения. В общем виде схема повторяет распределение дохода в коммерческой организации, что, в общем, и должно быть. Специфика отрасли образования состоит однако в том, что в рамках образовательного учреждения осуществляются одновременно и во взаимодействии некоммерческая (финансируемая из бюджета) и коммерческая деятельности при наличии ограничений общего характера: • отсутствие цели извлечения прибыли и, соответственно, от • невозможность использования бюджетных средств для ком • необходимость совместного согласованного „участия" бюд Первые два ограничения вопросов обычно не вызывают: одно следует из законодательства, а второе — тоже и к тому же отражено в подзаконных актах. Насчет третьего ограничения следует дать некоторые пояснения. Дело в том, что образовательное учреждение является единым комплексом, осуществляющим различные виды деятельности. Для обеспечения их осуществления оно несет некоторый объем расходов, часть из которых обусловлены содержанием этих видов деятельности и пропорциональны их объемным показателям (условно переменные расходы), а часть — не зависят (или зависят не прямо) от объемов работ, а определяются физическими характеристиками учреждения как объекта (условно постоянные расходы). И те и другие расходы должны покрываться за счет доходов, причем как бюджетных, так и внебюджетных. Первые расходы можно посчитать прямо, отдельно по каждому виду деятельности, а вот вторые следует считать в целом по учреждению и распределять по видам деятельности, „накладывая", добавляя их в качестве „довеска" к прямым расходам. Отсюда и их название — накладные расходы. Варианты такого распределения могут быть разными, но, как правило, распределение осуществляется пропор-
Лекция 7. Внебюджетное финансирование образования ционально объему работ в стоимостном выражении. Поэтому и ис пользуется выражение „накладные расходы — столько-то процен тов" (от расчетной стоимости работы). Теперь рассмотрим процесс осуществления внебюджетной деятельности, получения и распределения образовательным учрежде нием дохода для определения необходимых для этого условий или требований к его организации (рис. 7.3). Ресурсы, необходимые для осуществления внебюджетной деятельности Рис. 7.3. Процесс осуществления образовательным учреждением внебюджетной деятельности Общая схема предельно проста. Внебюджетные средства поступают в некий механизм осуществления внебюджетной деятельности и превращаются там в финансовый результат, в котором образовательное учреждение заинтересовано. Для того, чтобы правильно понимать содержание этого процесса, необходимо выявить его этапы, отражающие последовательное преобразование внебюджетных средств в финансовый результат, и определить необходимые организационные условия их осуществления. Для этого общая схема процесса декомпозируется, т. е. разделяется на элементы (рис. 7.4). Следует отметить, что каких-либо специальных подходов или методов этот процесс не требует, да они и не разработаны. Декомпозиция осуществляется на основе в первую очередь знания содержания исследуемого процесса. В нашем случае — с учетом всех указанных выше условий и ограничений при осуществлении образовательным учреждением внебюджетной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|