Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории финансирования образования




Никто не сомневается, что образование в России финансирова­лось и раньше, причем из различных источников и в определен­ном порядке. Изучение материалов, посвященных вопросам фи­нансирования учебных заведений в XIX —начале XX вв., пока­зывает, что источниками поступления средств в учебные заведе­ния были ассигнования государственного казначейства (бюджет­ные средства), проценты с капиталов, принадлежащих (передан­ных, пожертвованных) учебным заведениям, частные пожертвова­ния, плата за обучение и содержание учащихся (воспитанников), доходы от „привилегий", предоставленных в пользу учебных заве­дений и воспитательных домов2, освобождений от налогов и иных платежей, доходы от специально созданных предприятий, доходы от продажи имущества (имений) учебных заведений.

Основным источником финансирования образовательной дея­тельности являлись средства государства, т. е. средства бюдже­та. Считается, что бюджетное устройство и бюджетный процесс в

воспитанник (дореволюц.)—учащийся средней школы [128, с. 63]. В на­стоящее время обозначает как учащегося, так и выпускника учебного заведе­ния [87].

2Воспитательный дом (дореволюц.) — государственное учреждение для вос­питания внебрачных детей и подкидышей [128, с. 63].


 




Лекция 5. Финансирование образования


5.2. Из истории финансирования образования


 


России начали формироваться с момента составления общих свод­ных ведомостей государства в 1652 г. Первой ведомостью о до­ходах и расходах за истекший год и предложениях на будущий стала ведомость 1680-1681 гг. по всем приказам3. Но собствен но бюджетный процесс как элемент составления планов государ ственного хозяйства возник существенно позднее — в начале XIX в., вследствие принятия бюджетного законодательства, предложенно­го М.М.Сперанским в 1810-1811 гг. Вместо старинных табелей рассчитанных на несколько лет, прочно установилась ежегодная периодичность росписей. Роспись получила значение государствен­ной, сконцентрировав все доходы и расходы [32].

Подготовленный в 1809 г. „План финансов", прообраз со временного государственного бюджета, состоял из двух частей.

1. Устройство финансов на 1810 г.

2. Устройство их с 1810 г. на будущее время.

Первая часть включала два раздела: в одном описывались при­чины, определяющие принятие мер, предлагаемых в „Плане"; во втором были изложены сами меры и способы их реализации. Вто­рой раздел содержал четыре отделения: расходы, приходы, систему монетную (кассовую) и кредитную, управление. Определение рас­ходов — первая и самая существенная операция в финансах. Все источники государственных доходов и все расходы должны бы­ли соединяться в одном управлении. Чтобы орго было эффектив­ным, все доходы и расходы должны были утверждаться ежегодной сметой (бюджетом) в специально установленном порядке. Где не было сметы или годового финансового закона или где этот за­кон не исполнялся, подобное состояние дел не могло считаться, по мнению М.М.Сперанского, „истинным управлением финансами". В бюджетной системе страны не должно было существовать ника­ких налогов и расходов без утверждения и отчета [8, с. 99].

Распределение финансовых ресурсов по государственным учебным заведениям осуществлялось на основе сметы доходов и расходов, составлявшейся на очередной финансовый год. В осно­ву сметы были положены так называемые штаты, утверждаемые


верховной властью и отображающие все основные виды расходов ио содержанию учебных заведений и органов управления ими за счет государственных средств. По сути дела, штаты представля­ли собой сметы расходов государственных средств на содержание учебных заведений. Например, в 1892 г. был утвержден Штат окру­гов Императорского Санкт-Петербургского Воспитательного Дома и находящихся при них сельских лазаретов. Штат предусматри­вал для каждого округа расходы на содержание 38 штатных еди­ниц личного состава округа (чиновники и медицинские работники с помощниками), работающих при Правлении округа. Вся террито­рия, на которой были размещены питомцы Воспитательного дома, охватывающая Санкт-Петербургскую, Новгородскую и Псков­скую губернии, была разделена на 31 сельский округ, обслужива­емый лазаретами с типовым штатом врачей, а также служащих, расходы на содержание которых также были предусмотрены Шта­том [125, с. 20].

Штат сельских школ и приютов4 Воспитательного дома пред­ставлял собой, по сути, сборник норм и нормативов расходов на содержание учебных заведений, разделенный на три части: расхо­ды на одну школу, расходы на содержание учителей-наблюдателей (прообраз методистов), а также общие расходы на все школы в округе, связанные с обеспечением отдельных категорий выпускни­ков школ и некоторыми другими нуждами. Примечательно, что в штатах устанавливалось число школ соответствующих разрядов. Так, в округе полагалось иметь 15 школ 1-го разряда, 25 школ 2-го разряда, все остальные школы относились к 3-му разряду. В за­висимости от разряда школы учителя получали жалование соот­ветственно 240, 180 и 132 руб. в год.

Расходы по содержанию школы включали:

• наем помещения с отоплением из расчета 8 учебных месяцев
по 9 руб. в месяц и 4 неучебных месяца по 3 руб. в месяц —
84 руб. в год;

• освещение школы —9 руб.;

• библиотека для учителей и учащихся — 12 руб.;


 


3Приказ — учреждение, ведавшее отдельной отраслью управления в Мос­ковском государстве, ведомство [128, с. 275j.


"Приют (дореволюц.) —благотворительное учреждение для воспитания си­рот и беспризорных детей [128, с. 278].


Лекция 5. Финансирование образования


5.2. Из истории финансирования оЬрллокапия


 


приобретение и доставка в школу книг и учебных пособий для
учащихся — 32 руб.;

• обзаведение вновь открываемых школ необходимым инвеп
тарем и ремонт инвентаря в существующих школах— 10 руб

Очень подробные штаты (сметы) были утверждены, например, для сельских приютов, по содержанию питомцев в детских домах. Расходы классифицировались по видам затрат, причем по неко торым из них предусматривалось определение размера расходов и пределах ежегодных сметных назначений, без установления нор мативов, т. е. с ежегодным уточнением. Иными словами, некоторые расходы не нормировались ввиду, очевидно, невозможности или за труднительности установления таких нормативов. Таким образом, в штатах школ и других учебных и воспитательных заведений пла­нировались основные расходы по их содержанию, в чем виден пря­мой аналог современной сметы бюджетных расходов на содержание образовательного учреждения с классифицированными расходами, а также и нормативной базы финансового планирования в образо вании.

Аналогичный порядок финансирования был установлен и для высших учебных заведений при существенно большей их самосто­ятельности. Так, Общим уставом императорских российских уни­верситетов от 18 июня 1863 г. [86] для университетов была уста­новлена коллегиальная форма управления, в том числе и в финан­совой сфере. Устав относил решения по осуществлению расходов на обеспечение деятельности университета к ведению Совета, Правления5 и попечителя6 университета.

К ведению Совета в части финансирования было отнесено толь­ко рассмотрение финансовой сметы университета, а равно рассмот­рение и утверждение ежегодной сметы доходов и расходов специ­альных средств, составляющих собственность университета.

На утверждение Правления, в частности, были отнесены вопро­сы производства "в границах сметного на каждый предмет назна-

5Правление (дореволюц.) — от „правитель" — управляющий, заведую­щий [128, с. 267J.

Попечитель (дореволюц.) — в дореволюционной России должностное лицо в ведомстве просвещения, руководившее сетью учреждений ведомства на ме­стах или управлявшее отдельным учебным заведением [128, с. 263].


тения сверхштатного на один предмет расхода, пе сиииис 300 руС>. сер. (серебром.— Примеч. авт.)" и заключения контрактов на под­ряды и поставки до 5 тыс. руб.

На утверждение попечителя представлялись следующие во­просы:

• назначение пособий бедным студентам;

• ходатайство правления об освобождении от платы за учение
достойных, но бедных студентов, об отсрочке или „об умень­
шении оной";

• разрешение осуществления из специальных средств универ­
ситета сверхштатных расходов на один предмет свыше
300 руб. серебром в год;

• заключение контрактов на подряды и поставки свыше
5 тыс. руб.;

• предложения, касающиеся улучшений по хозяйственной
части.

Через попечителя представлялись на утверждение министра за­ключение контрактов на подряды и поставки свыше 7 тыс. руб. и разрешение сверхштатных расходов из специальных средств уни­верситета на один предмет свыше 1 тыс. руб. в год.

Основные же решения по расходованию средств принимались Правлением университета, которое в соответствии с Общим уста­вом под председательством ректора составляли деканы всех фа­культетов и проректор, т.е. все административные руководители высшего учебного заведения. В тех университетах, где проректора заменял инспектор7, последний участвовал в заседаниях правления с правом голоса только по студенческим делам. В составе правле­ния Московского университета полагался сверх того советник по хозяйственной части, избиравшийся и утверждавшийся попечите­лем учебного округа из посторонних лиц.

Именно Правление получало сумму, определенную на содержа­ние университета, в сроки, назначенные по ежегодному расписа­нию, а также принимало деньги, вносимые в виде платы за обуче­ние, и другие доходы университета, отвечало за сохранность денег,

7Инспектор (дореволюц.) —должностное лицо в учебных заведениях, педа­гог, являющийся помощником директора [128, с. 123].


Лекция 5. Финансирование образования


5.2. Из истории финансирования образования


 


распоряжалось ими согласно со штатом и сметой. Правление выда. вало стипендии и пособия, заключало договора на подряды и про изводило выплаты, наблюдая за расходованием сумм и за отче! ностью по ним в соответствии с порядком, предписанным общими законами и особыми распоряжениями Министра народного проси» щения. Правление имело в своем „заведовании" уииверситетск\1< собственность, наблюдало за порядком в зданиях университета, зл содержанием их в чистоте и исправности и за предохранением их от порчи и пожара. Правление заседало, по крайней мере, один раз в неделю и обязано было ежемесячно сообщать Совету и пред ставлять попечителю краткую ведомость о состоянии наличии, средств университета. В ведении правления состояли казначей, aj> хитектор, экзекутор8 и его помощник (только в Московском упи верситете).

Ситуация с выполнением установленных университетам шта тов в XIX— начале XX вв., по оценкам современников, немногим отличалась от нынешнего состояния финансирования высшего об разования. На протяжении 1900-1917 гг. государственные ассигно вания на содержание университетов застыли на уровне 1863 г., не покрывая даже половины их действительных расходов. Осталь ные средства университеты должны были добывать из других ис точников (доходы от различных предприятий, плата за обучение;, частные пожертвования и др.). Во многом только наличие боль­шого числа не предусмотренных штатами приват-доцентов9 давал(> университетам возможность обеспечить проведение учебных заня­тий. Запросы об увеличении ассигнований на университеты неод­нократно вносились в правительство и Государственную Думу, но их упорно отклоняли.

Министерство народного просвещения было самым „обойден­ным" в части финансирования. В 1912 г. для двадцати восьми под­ведомственных ему казенных высших учебных заведений с кон­тингентом студентов в 55,5 тыс. человек (или 74% учащихся го­сударственных университетов и институтов) выделялось 65% пра-

Экзекутор (офиц. дореволюц.) — чиновник, ведавший хозяйственными де­лами и надзором за внешним порядком в канцелярии [128, с. 413].

9Приват-доцент (дореволюц.)—ученое звание нештатного преподавателя высшей школы [128, с. 273].


иительственных ассигнований на высшее образование. Остальные суммы распределялись между учебными заведениями прочих ве­домств, в которых обучалось 26% контингента правительственной высшей школы. В то же время Министерство торговли и про­мышленности, например, в политехникумах и горных институтах которого обучалось 8582 человека, или 11,4% контингента сту­дентов государственной системы высшей школы, получало 18% субсидий [31, с 246-248].

„Суммы, отпускаемые правительством по штатам 1884 г., при-шанные недостаточными еще в момент введения этих штатов, уве­личивались в крайне ограниченном размере, неравномерно и не соответствовали ни естественному росту и развитию учреждений, ни чрезвычайному увеличению числа учащихся в последние годы (написано в 1913 г.— Примеч. авт.), ни общему вздорожанию жиз­ни. Одновременно университеты получали в специальные средства суммы в виде платы за правоучение, что позволяло увеличивать гонорары профессорам. Несмотря на неравномерность поступле­ния этих средств, в 1903-1912 гг. общая динамика показывала рост специальных средств в университетах в целом и некоторое сниже­ние в провинциальных университетах. Основными денежными ре­сурсами университетов в этот период являлись: штатные суммы, отпускаемые на их содержание из средств государственного казна­чейства по смете министерства народного просвещения; специаль­ные средства, идущие для той же цели; суммы, ассигнованные из государственного казначейства на строительные нужды. При раз­работке новых повышенных штатов университетов (1906 г.) пред­полагалось получаемый профессорами гонорар (от платы за по­сещение лекций) обратить в доход казначейства для равномерно­го распределения. Для компенсации недостатка штатных средств приходится использовать специальные средства, которые по своей природе являются прибавочным ресурсом, дополняющим штатные ассигнования и удовлетворяющим новые потребности, не преду­смотренные штатами" [10].

Поступления средств в учебные заведения делились на два по­тока: общие доходы и специальные доходы. К общим доходам от­носились средства из государственного казначейства, доходы от


Лекция 5. Финансирование образования


5.2. Из истории финансировании образования


 


предоставленных привилегий, плата за содержание пансионеров10, проценты с неприкосновенных капиталов, доходы от продажи иму­щества, пособия. К специальным доходам относились, в основном, проценты с капиталов.

В качестве примера можно привести структуру общих доходов ведомства императрицы Марии11 [130, 131], которое можно рас сматривать как фонд, аккумулирующий финансовые ресурсы и осуществляющий содержание из них воспитательных домов и учеб­ных заведений (табл. 5.5).

Таблица 5.5. Структура общих доходов ведомства императрицы Марии

 

  1881 г. 1886 <  
Вид дохода Сумма, руб. Уок Сумма, руб.
    итогу   итогу
Всего 11498995,0 100,0 11788 849,0 100,0
из них:        
Ассигнования из Казна-        
чейства 2 647928,0 23,0 2 648430,0 22,5
Доходы от привилегий 1769265,0 15,4 1917400,0 16,3
Проценты с капиталов 2 627346,0 22,8 3 289 682,0 27,9
Плата за пансионеров 2 161966,0 18,8 2 604 736,0 22,1
Доходы от продажи и        
сдачи в аренду имуще-        
ства 225152,0 2,0 234 551,0 2,0

По официальным данным, в 1912 г. финансы государственных, общественных и частных высших учебных заведений составляли сумму 32 548690 руб., основная часть которых формировалась за счет ассигнований из государственного казначейства (61%), а остальные составлялись дополнительными приходными статьями, основной из которых выступала плата за обучение и содержание в интернатах (табл. 5.6).

Ежегодная стоимость обучения одного студента университета, например, равнялась 228 руб., из которых 98 руб. погашалось са­мими обучавшимися. Следует отметить, что плата за обучение в

10Пансионер — от слова „пансион" (истор.) — закрытое среднее учебное заве­дение с общежитием для учащихся [128, с. 335].

супруга Императора Алек-

пИмператрица Мария Федоровна (1847- 1928) сандра III.


университетах впервые появилась в 1817 г. и несколько раз изме­нялась.

Таблица 5.6. Структура доходов высших учебных заведений в России в 1912 г.

 

Источник дохода Сумма, руб. % к итогу
Всего доходов 32 548 690,0 100,0
в том числе:    
Ассигнования из государственного каз-    
начейства 19 900 056,0 61,1
Плата за обучение и содержание в ин-    
тернате 7 960 259,0 24,5
Земские, городские, общественные    
средства 169 349,0 0,5
Проценты с капитала и специальных    
средств 1 858 150,0 5,7
Прочие источники и частные пожертво-    
вания 2 660 876,0 8,2

В 1877 г. в столичных университетах плата была 28 руб. 57 коп., в провинциальных —14 руб. 28 коп. В 1845 г. она была повышена до 40 и 20 руб. Кроме студентов к лекциям и практическим заня­тиям с согласия преподавателя и администрации института могли допускаться „посторонние лица". За каждый прослушанный ими курс взималась плата 10 руб. в семестр.

В институтах имелись стипендии, причем получавшие государ­ственные и частные стипендии обязывались нести государственную службу по году за каждый год получения стипендий в том случае, если по окончании этими стипендиатами курса в институте им бу­дет заявлено, что правительство имеет надобность воспользовать­ся их познаниями. Стипендии предоставлялись „отличнейшим по успехам и поведению из недостаточных студентов". В начале XX в. в Петербургском технологическом институте из 2000 студентов бесплатно обучалось 100 студентов, в Харьковском технологи­ческом институте из 1000 студентов —50 и т. д. [31, с. 246-248].

В советское время учебные заведения финансировались на принципах плановой экономики, отраженных, например, в поста­новлении СНК СССР от 6 августа 1930 г. (30, с. 523-524]:

• основным источником финансирования для государственных высших учебных заведений являлся государственный бюд-


 




Лекция 5. Финансирование образования


5.2. Из истории финансирования образования


 


жет соответствующего уровня, для учебных заведений коопе ративных организаций— средства этих организаций;

• отпуск средств производился в соответствии с установленны
ми классификациями общесоюзного, республиканского или
местного бюджетов в зависимости от уровня, к которо
му было отнесено финансирование того или иного учебного
заведения;

• финансирование учебных заведений осуществлялось в соот­
ветствии с финансовыми планами по осуществлению подго­
товки кадров соответствующих министерств и ведомств или
аналогичных планов кооперативных организаций;

• на каждое учебное заведение независимо от ведения и уровня
финансирования должна была составляться индивидуальная
годовая приходно-расходная смета, утверждаемая органом,
которому это учебное заведение непосредственно подведом­
ственно;

• расходы по содержанию, строительству, оборудованию всех
высших и средних профессионально-технических учебных
заведений исчислялись и производились в соответствии с кон-
тингентами учащихся, ставками заработной платы препода­
вательского персонала, нормами материального обеспечения
учащихся и объемом капитального строительства.

Исходные данные для определения объемов финансирования образования данного уровня определялись:

• контингенты учащихся — решениями СНК12 соответствую­
щего уровня власти;

• ставки заработной платы и нормы материального обеспече­
ния учащихся — СНК СССР;

• строительство новых учебных заведений — только по поста­
новлениям СНК СССР;

• капитальные работы по учебным заведениям данного уров­
ня—по решению СНК СССР, принимаемому по представле­
нию Госплана13 СССР.

12Совет народных комиссаров, впоследствии — Совет Министров.

Государственная плановая комиссия, в дальнейшем —- Государственный плановый комитет.


Аналогичный порядок финансирования был введен и для обра­зовательных учреждений других уровней образования. Напри­мер, постановлением СНК РСФСР от 14 июля 1934 г. „Об обеспечен нии начальной и средней школы твердым бюджетом и о предостав­лении прав распорядителей кредитов директорам и заведующим школ" (155, с. 7-8] были установлены следующие основные поло­жения организации финансирования общеобразовательных школ:

• каждая начальная, неполная средняя и средняя школа в горо­
де и на селе должна иметь твердую годовую смету не позднее
декадного (10 дней. — Примеч. авт.) срока со дня утвержде­
ния местного бюджета, на котором школа состоит;

• всем директорам неполных средних и средних школ, а так­
же заведующим начальными школами, имеющими не менее
160 учащихся, за исключением начальных школ, состоящих
на сельском бюджете, должны быть предоставлены права
третьестепенного распорядителя кредитов;

• кредиты для учебных заведений открываются на предстоя­
щий месяц;

• средства перечисляются на текущий счет школы для свое­
временного и полного обеспечения всех расходов;

• закупка учебников, учебных пособий и других необходимых
для учебного процесса материальных средств осуществляется
в централизованном порядке на районном уровне.

В соответствии с этим порядком была принята „Инструкция НКП14 и НКФ15 РСФСР об обеспечении начальной, неполной сред­ней и средней школы твердым бюджетом и о предоставлении прав распорядителей кредитов директорам и заведующим школам" от 20 июля 1934 г. [155, с. 8-11], которая предусматривала поря­док формирования документов, необходимых для осуществления бюджетного финансирования образовательных учреждений.

Основным плановым документом, определяющим объем и структуру бюджетных ассигнований, являлась смета. Сметы бюд­жетных учреждений составлялись в два этапа. На первом этапе

14Народный комиссариат просвещения, в дальнейшем — Министерство про­свещения.

15Народный комиссариат финансов, в дальнейшем —- Министерство фи­нансов.


 




Лекция 5. Финансирование образования


5.2. Из истории финансировании оЬраюшшия


 


формировались проекты смет на основе устанавливаемых соответ ствующим городским или районным отделом народного образова ния (ГОРОНО или РОНО) контрольных цифр финансирования по местному бюджету — включаемых в проект бюджета объемов финансирования образования. Контрольные цифры определялись исходя из двух показателей:

• лимитов бюджетных ассигнований из местных бюджетов на
всеобуч (на образование);

• данных о финансовом и материальном положении образова
тельных учреждений.

При этом объемы и контрольные цифры бюджетных ассигно ваний уточнялись на заседаниях с директорами и заведующими каждого учебного заведения. Наряду с контрольными цифрами определялись нормы расходов, устанавливались штаты и уточня­лись ставки оплаты труда работников образовательных учрежде­ний в пределах утверждаемых фондов заработной платы, контин-генты учащихся и др. показатели деятельности образовательных учреждений, впоследствии получившие название „производствен ные показатели". По контрольным цифрам составлялись сметы образовательных учреждений и представлялись для включения в проект бюджета. В необходимых случаях директор или заведую­щий школы представлял предложения по необходимым поправкам в смету (разногласия при составлении проекта бюджета).

На втором этапе, уже после принятия бюджета, в составлен­ные ранее для проекта бюджета сметы вносились поправки в со­ответствии с установленными объемами и структурой бюджетных ассигнований. После этого сметы утверждались.

При составлении б юджетно-кассовых планов на предстоящий квартал и месяц в рамках утвержденного бюджета и смет расходов финансовые органы обязаны были предусматривать расходование средств с учетом выплаты заработной платы за отпускной пери­од, мероприятий по подготовке к новому учебному году, закупок учебного оборудования, учебников, заготовки топлива и пр.

Органы управления образованием выделяли кредиты каж­дой школе (распорядителю кредитов) и рассылали извещения об открытии кредитов на предстоящий месяц. Для сельских школ


сельсоветы рассылали выписки из местного кассового плана в ка­честве документов, подтверждающих открытие кредитов. Бюджет­ные средства распределялись на текущие счета соответствующих учреждений и школ.

Численность и штаты административного и обслуживающего персонала начальных и средних школ устанавливались на расчет­ную величину класса в 40 учащихся (за исключением школ с чис­ленностью учащихся до 80 человек). В школах с 320 и более учащи­мися предусматривалась штатная должность счетовода-делопроиз­водителя [155, с. 6].

При составлении смет образовательных учреждений применя­лась бюджетная классификация, как, например, приведенная в приложении № 2 к приказу НКФ СССР от 30 сентября 1942 г. № 615 и содержащая применительно к образованию 16 статей расходов. При изменении классификации в 1955 г. число статей для отнесе­ния к ним расходов учреждений, состоящих на государственном бюджете, было сокращено до 13 [155, с. 179-186]. Перечень статей и краткое содержание относимых к ним расходов приведены в табл. 5.7.

Данная классификация успешно использовалась практически без изменений при бюджетном финансировании образовательных учреждений вплоть до начала 1990-х гг.

Таблица 5.7. Статьи расходов для учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР

Наименее ание
А*ст.

Включаемые расходы

Заработная плата Начисления на зара­ботную плату

Все выплаты работникам штатного состава

Расходы на уплату взносов на государствен­ное социальное страхование с заработной платы (ст. 1)

Канцелярские и хо­зяйственные расходы

Собственно расходы на приобретение кан­целярских принадлежностей и материалов, расходы, связанные с осуществлением де­ятельности учебного заведения как функ­ционирующей организации (без расходов на осуществление образовательного процесса), включая расходы на содержание и эксплуа­тацию помещений


 




 


Лекция 5. Финансирование образования


5.2. Из истории финансирования образования


 


Продолжение таблицы 5.7

№ст.
Наименование

Включаемые расходы

Командировки и слу­жебные разъезды

Собственно командировочные расходы в пределах установленных норм, за исключе­нием командировок, связанных с научными поездками, и поездок преподавателей для осуществления образовательного процесса

Расходы учебные, на производственную практику учащихся, научно-исследова­тельские работы и приобретение книг для библиотек Стипендии Расходы на питание (в лечебных, детских и других социально-культурных учрежде­ниях) Приобретение меди­каментов и перевя­зочных средств Капитальные вложе­ния на приобретение оборудования и ин­вентаря Приобретение мягко­го инвентаря и обмун­дирования Капитальные вложе­ния по строительству Капитальный ремонт зданий и сооружений Прочие расходы

Все расходы, необходимые для осуществ­ления образовательного процесса, проведе­ния научно-исследовательских работ, при­обретения книг для библиотек

Выплаты стипендий всем категориями уча­щихся

10 12

Расходы на питание в учреждениях, в ко­торых осуществляется содержание обучаю­щихся, воспитанников, а также, если это предусмотрено решениями правительства

Оплата соответствующих расходов лечебно-профилактических и лечебно-ветеринарных учреждений

Затраты на приобретение оборудования, ин­вентаря и транспортных средств в преде­лах лимитов капитальных вложений, преду­смотренных в государственном плане разви­тия народного хозяйства

Расходы на приобретение и изготовление бе­лья, одежды, обуви, обмундирования и по­стельных принадлежностей, а также специ­альной (защитной) одежды

Расходы на строительство (в соответствии с народнохозяйственным планом) и оборудо­вание вновь строящихся помещений

Расходы по производству капитального ре­монта

Все остальные расходы, не отнесенные к вы­шеуказанным статьям

Планирование бюджетных расходов на содержание образова­тельных учреждений осуществлялось в соответствии с методиче­скими материалами, последние из которых были изданы в 1968 г. для вузов, в 1976 г. —для средних специальных учебных заведений


и в 1977 г.—для начальных, восьмилетних и средних школ [157, 158]. Эти методические материалы в основных своих чертах повто­ряли содержание предыдущих документов аналогичной направлен­ности.

Основу расчета потребности в средствах на заработную пла­ту составляли показатели численности учащихся и установленные нормативы учебной нагрузки на учащегося и преподавателя, а для высших учебных заведений — установленные количественные соот­ношения преподавателей и студентов. Большое внимание в расче­тах также уделялось вопросам определения фонда оплаты труда работников, расходов на социальное обеспечение учащихся, а все остальные расходы предлагалось определять „от базы", т. е. от до­стигнутого уровня. Этот подход в бюджетном планировании со­хранился и в настоящее время успешно применяется в рамках уже нового бюджетного процесса.

Порядок рассмотрения и утверждения смет также в ос­новных чертах повторял аналогичный порядок, сформировавший­ся еще в 30-40-е гг. XX в., и в общем виде может быть проиллю­стрирован схемой на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Порядок разработки и утверждения бюджетной сметы образовательного учреждения


 




Лекция 5. Финансирование образования


5.3. Определение содержания отношений финансирования


 


Для условий финансового планирования в системе образова ния, как и во всей бюджетной сфере, вполне хватало весьма ограни ченного набора из 13 указанных статей бюджетных расходов. Эти статьи не имели внутристатейного деления расходов, были доста точно легко и, что немаловажно, привычно применимы для прак тической деятельности, имели понятные материальные основания для отнесения к ним расходов. Расходы могли быть легко отнесе­ны к той или иной статье по их материально-вещественному содержанию.

Как бы ни оценивался в настоящее время такой подход к плани рованию расходов на образование, он в полной мере соответствовал условиям стабильной плановой экономики, в которых все измене­ния в условиях функционирования образовательных учреждений можно было учесть, поскольку они также осуществлялись на пла­новой основе. Насколько он применим в условиях рыночной эко­номики и могут ли быть предложены более эффективные модели финансирования — это вопросы, нуждающиеся в дополнительном серьезном изучении.

Дальнейшее развитие системы бюджетного финансирования пошло по пути усложнения не только процедуры бюджетного про­цесса, но и существенного расширения бюджетной классификации, в том числе и применительно к финансированию образования.

Определение содержания

Отношений финансирования

Наиболее распространенной является точка зрения на фи­нансирование образования как на обеспечение финансовыми ре­сурсами деятельности образовательного учреждения или просто расходов на образование [105]. Собственно, против такого понима­ния возразить довольно сложно, поскольку оно отражает реальное содержание процесса финансирования и основывается на понятии финансирования, принятого для условий государственной плано­вой экономики.

Финансовые отношения выражают экономические связи в де­нежной форме между государством и субъектами хозяйствования,


между субъектами воспроизводства, возникающие и процессе рас пределения и перераспределения совокупного общестнешюго про­дукта. Финансы представляют собой экономическую категорию, которая отражает экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. В свою очередь, де­нежные фонды рассматриваются как относительно обособленная в плановом порядке часть денежных средств, предназначенных для определенных целей, а совокупность фондов денежных средств — как финансовые ресурсы [159].

В более широком смысле финансы представляют собой денеж­ное хозяйство страны, которое рассматривается как экономическая категория, выражающая систему денежных отношений, возника­ющих в процессе производства, обмена, распределения и потреб­ления, т. е. в процессе воспроизводства. Государственные (публич­ные) финансы — это система денежных отношений по поводу фор­мирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Финансы хозяйствующих субъектов — это относительно самостоятельная сфера системы финансов госу­дарства, охватывающая широкий круг денежных отношений, свя­занных с формированием и использованием капитала, доходов, де­нежных фондов в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков [160, с. 411].

Большинство определений термина „финансы&q

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...