Из истории финансирования образования
Никто не сомневается, что образование в России финансировалось и раньше, причем из различных источников и в определенном порядке. Изучение материалов, посвященных вопросам финансирования учебных заведений в XIX —начале XX вв., показывает, что источниками поступления средств в учебные заведения были ассигнования государственного казначейства (бюджетные средства), проценты с капиталов, принадлежащих (переданных, пожертвованных) учебным заведениям, частные пожертвования, плата за обучение и содержание учащихся (воспитанников), доходы от „привилегий", предоставленных в пользу учебных заведений и воспитательных домов2, освобождений от налогов и иных платежей, доходы от специально созданных предприятий, доходы от продажи имущества (имений) учебных заведений. Основным источником финансирования образовательной деятельности являлись средства государства, т. е. средства бюджета. Считается, что бюджетное устройство и бюджетный процесс в воспитанник (дореволюц.)—учащийся средней школы [128, с. 63]. В настоящее время обозначает как учащегося, так и выпускника учебного заведения [87]. 2Воспитательный дом (дореволюц.) — государственное учреждение для воспитания внебрачных детей и подкидышей [128, с. 63].
Лекция 5. Финансирование образования 5.2. Из истории финансирования образования
России начали формироваться с момента составления общих сводных ведомостей государства в 1652 г. Первой ведомостью о доходах и расходах за истекший год и предложениях на будущий стала ведомость 1680-1681 гг. по всем приказам3. Но собствен но бюджетный процесс как элемент составления планов государ ственного хозяйства возник существенно позднее — в начале XIX в., вследствие принятия бюджетного законодательства, предложенного М.М.Сперанским в 1810-1811 гг. Вместо старинных табелей рассчитанных на несколько лет, прочно установилась ежегодная периодичность росписей. Роспись получила значение государственной, сконцентрировав все доходы и расходы [32].
Подготовленный в 1809 г. „План финансов", прообраз со временного государственного бюджета, состоял из двух частей. 1. Устройство финансов на 1810 г. 2. Устройство их с 1810 г. на будущее время. Первая часть включала два раздела: в одном описывались причины, определяющие принятие мер, предлагаемых в „Плане"; во втором были изложены сами меры и способы их реализации. Второй раздел содержал четыре отделения: расходы, приходы, систему монетную (кассовую) и кредитную, управление. Определение расходов — первая и самая существенная операция в финансах. Все источники государственных доходов и все расходы должны были соединяться в одном управлении. Чтобы орго было эффективным, все доходы и расходы должны были утверждаться ежегодной сметой (бюджетом) в специально установленном порядке. Где не было сметы или годового финансового закона или где этот закон не исполнялся, подобное состояние дел не могло считаться, по мнению М.М.Сперанского, „истинным управлением финансами". В бюджетной системе страны не должно было существовать никаких налогов и расходов без утверждения и отчета [8, с. 99]. Распределение финансовых ресурсов по государственным учебным заведениям осуществлялось на основе сметы доходов и расходов, составлявшейся на очередной финансовый год. В основу сметы были положены так называемые штаты, утверждаемые верховной властью и отображающие все основные виды расходов ио содержанию учебных заведений и органов управления ими за счет государственных средств. По сути дела, штаты представляли собой сметы расходов государственных средств на содержание учебных заведений. Например, в 1892 г. был утвержден Штат округов Императорского Санкт-Петербургского Воспитательного Дома и находящихся при них сельских лазаретов. Штат предусматривал для каждого округа расходы на содержание 38 штатных единиц личного состава округа (чиновники и медицинские работники с помощниками), работающих при Правлении округа. Вся территория, на которой были размещены питомцы Воспитательного дома, охватывающая Санкт-Петербургскую, Новгородскую и Псковскую губернии, была разделена на 31 сельский округ, обслуживаемый лазаретами с типовым штатом врачей, а также служащих, расходы на содержание которых также были предусмотрены Штатом [125, с. 20].
Штат сельских школ и приютов4 Воспитательного дома представлял собой, по сути, сборник норм и нормативов расходов на содержание учебных заведений, разделенный на три части: расходы на одну школу, расходы на содержание учителей-наблюдателей (прообраз методистов), а также общие расходы на все школы в округе, связанные с обеспечением отдельных категорий выпускников школ и некоторыми другими нуждами. Примечательно, что в штатах устанавливалось число школ соответствующих разрядов. Так, в округе полагалось иметь 15 школ 1-го разряда, 25 школ 2-го разряда, все остальные школы относились к 3-му разряду. В зависимости от разряда школы учителя получали жалование соответственно 240, 180 и 132 руб. в год. Расходы по содержанию школы включали: • наем помещения с отоплением из расчета 8 учебных месяцев • освещение школы —9 руб.; • библиотека для учителей и учащихся — 12 руб.;
3Приказ — учреждение, ведавшее отдельной отраслью управления в Московском государстве, ведомство [128, с. 275j. "Приют (дореволюц.) —благотворительное учреждение для воспитания сирот и беспризорных детей [128, с. 278]. Лекция 5. Финансирование образования 5.2. Из истории финансирования оЬрллокапия
• приобретение и доставка в школу книг и учебных пособий для • обзаведение вновь открываемых школ необходимым инвеп
Очень подробные штаты (сметы) были утверждены, например, для сельских приютов, по содержанию питомцев в детских домах. Расходы классифицировались по видам затрат, причем по неко торым из них предусматривалось определение размера расходов и пределах ежегодных сметных назначений, без установления нор мативов, т. е. с ежегодным уточнением. Иными словами, некоторые расходы не нормировались ввиду, очевидно, невозможности или за труднительности установления таких нормативов. Таким образом, в штатах школ и других учебных и воспитательных заведений планировались основные расходы по их содержанию, в чем виден прямой аналог современной сметы бюджетных расходов на содержание образовательного учреждения с классифицированными расходами, а также и нормативной базы финансового планирования в образо вании. Аналогичный порядок финансирования был установлен и для высших учебных заведений при существенно большей их самостоятельности. Так, Общим уставом императорских российских университетов от 18 июня 1863 г. [86] для университетов была установлена коллегиальная форма управления, в том числе и в финансовой сфере. Устав относил решения по осуществлению расходов на обеспечение деятельности университета к ведению Совета, Правления5 и попечителя6 университета. К ведению Совета в части финансирования было отнесено только рассмотрение финансовой сметы университета, а равно рассмотрение и утверждение ежегодной сметы доходов и расходов специальных средств, составляющих собственность университета. На утверждение Правления, в частности, были отнесены вопросы производства "в границах сметного на каждый предмет назна- 5Правление (дореволюц.) — от „правитель" — управляющий, заведующий [128, с. 267J. Попечитель (дореволюц.) — в дореволюционной России должностное лицо в ведомстве просвещения, руководившее сетью учреждений ведомства на местах или управлявшее отдельным учебным заведением [128, с. 263]. тения сверхштатного на один предмет расхода, пе сиииис 300 руС>. сер. (серебром.— Примеч. авт.)" и заключения контрактов на подряды и поставки до 5 тыс. руб.
На утверждение попечителя представлялись следующие вопросы: • назначение пособий бедным студентам; • ходатайство правления об освобождении от платы за учение • разрешение осуществления из специальных средств универ • заключение контрактов на подряды и поставки свыше • предложения, касающиеся улучшений по хозяйственной Через попечителя представлялись на утверждение министра заключение контрактов на подряды и поставки свыше 7 тыс. руб. и разрешение сверхштатных расходов из специальных средств университета на один предмет свыше 1 тыс. руб. в год. Основные же решения по расходованию средств принимались Правлением университета, которое в соответствии с Общим уставом под председательством ректора составляли деканы всех факультетов и проректор, т.е. все административные руководители высшего учебного заведения. В тех университетах, где проректора заменял инспектор7, последний участвовал в заседаниях правления с правом голоса только по студенческим делам. В составе правления Московского университета полагался сверх того советник по хозяйственной части, избиравшийся и утверждавшийся попечителем учебного округа из посторонних лиц. Именно Правление получало сумму, определенную на содержание университета, в сроки, назначенные по ежегодному расписанию, а также принимало деньги, вносимые в виде платы за обучение, и другие доходы университета, отвечало за сохранность денег, 7Инспектор (дореволюц.) —должностное лицо в учебных заведениях, педагог, являющийся помощником директора [128, с. 123]. Лекция 5. Финансирование образования 5.2. Из истории финансирования образования
распоряжалось ими согласно со штатом и сметой. Правление выда. вало стипендии и пособия, заключало договора на подряды и про изводило выплаты, наблюдая за расходованием сумм и за отче! ностью по ним в соответствии с порядком, предписанным общими законами и особыми распоряжениями Министра народного проси» щения. Правление имело в своем „заведовании" уииверситетск\1< собственность, наблюдало за порядком в зданиях университета, зл содержанием их в чистоте и исправности и за предохранением их от порчи и пожара. Правление заседало, по крайней мере, один раз в неделю и обязано было ежемесячно сообщать Совету и пред ставлять попечителю краткую ведомость о состоянии наличии, средств университета. В ведении правления состояли казначей, aj> хитектор, экзекутор8 и его помощник (только в Московском упи верситете).
Ситуация с выполнением установленных университетам шта тов в XIX— начале XX вв., по оценкам современников, немногим отличалась от нынешнего состояния финансирования высшего об разования. На протяжении 1900-1917 гг. государственные ассигно вания на содержание университетов застыли на уровне 1863 г., не покрывая даже половины их действительных расходов. Осталь ные средства университеты должны были добывать из других ис точников (доходы от различных предприятий, плата за обучение;, частные пожертвования и др.). Во многом только наличие большого числа не предусмотренных штатами приват-доцентов9 давал(> университетам возможность обеспечить проведение учебных занятий. Запросы об увеличении ассигнований на университеты неоднократно вносились в правительство и Государственную Думу, но их упорно отклоняли. Министерство народного просвещения было самым „обойденным" в части финансирования. В 1912 г. для двадцати восьми подведомственных ему казенных высших учебных заведений с контингентом студентов в 55,5 тыс. человек (или 74% учащихся государственных университетов и институтов) выделялось 65% пра- Экзекутор (офиц. дореволюц.) — чиновник, ведавший хозяйственными делами и надзором за внешним порядком в канцелярии [128, с. 413]. 9Приват-доцент (дореволюц.)—ученое звание нештатного преподавателя высшей школы [128, с. 273]. иительственных ассигнований на высшее образование. Остальные суммы распределялись между учебными заведениями прочих ведомств, в которых обучалось 26% контингента правительственной высшей школы. В то же время Министерство торговли и промышленности, например, в политехникумах и горных институтах которого обучалось 8582 человека, или 11,4% контингента студентов государственной системы высшей школы, получало 18% субсидий [31, с 246-248]. „Суммы, отпускаемые правительством по штатам 1884 г., при-шанные недостаточными еще в момент введения этих штатов, увеличивались в крайне ограниченном размере, неравномерно и не соответствовали ни естественному росту и развитию учреждений, ни чрезвычайному увеличению числа учащихся в последние годы (написано в 1913 г.— Примеч. авт.), ни общему вздорожанию жизни. Одновременно университеты получали в специальные средства суммы в виде платы за правоучение, что позволяло увеличивать гонорары профессорам. Несмотря на неравномерность поступления этих средств, в 1903-1912 гг. общая динамика показывала рост специальных средств в университетах в целом и некоторое снижение в провинциальных университетах. Основными денежными ресурсами университетов в этот период являлись: штатные суммы, отпускаемые на их содержание из средств государственного казначейства по смете министерства народного просвещения; специальные средства, идущие для той же цели; суммы, ассигнованные из государственного казначейства на строительные нужды. При разработке новых повышенных штатов университетов (1906 г.) предполагалось получаемый профессорами гонорар (от платы за посещение лекций) обратить в доход казначейства для равномерного распределения. Для компенсации недостатка штатных средств приходится использовать специальные средства, которые по своей природе являются прибавочным ресурсом, дополняющим штатные ассигнования и удовлетворяющим новые потребности, не предусмотренные штатами" [10]. Поступления средств в учебные заведения делились на два потока: общие доходы и специальные доходы. К общим доходам относились средства из государственного казначейства, доходы от Лекция 5. Финансирование образования 5.2. Из истории финансировании образования
предоставленных привилегий, плата за содержание пансионеров10, проценты с неприкосновенных капиталов, доходы от продажи имущества, пособия. К специальным доходам относились, в основном, проценты с капиталов. В качестве примера можно привести структуру общих доходов ведомства императрицы Марии11 [130, 131], которое можно рас сматривать как фонд, аккумулирующий финансовые ресурсы и осуществляющий содержание из них воспитательных домов и учебных заведений (табл. 5.5). Таблица 5.5. Структура общих доходов ведомства императрицы Марии
По официальным данным, в 1912 г. финансы государственных, общественных и частных высших учебных заведений составляли сумму 32 548690 руб., основная часть которых формировалась за счет ассигнований из государственного казначейства (61%), а остальные составлялись дополнительными приходными статьями, основной из которых выступала плата за обучение и содержание в интернатах (табл. 5.6). Ежегодная стоимость обучения одного студента университета, например, равнялась 228 руб., из которых 98 руб. погашалось самими обучавшимися. Следует отметить, что плата за обучение в 10Пансионер — от слова „пансион" (истор.) — закрытое среднее учебное заведение с общежитием для учащихся [128, с. 335].
пИмператрица Мария Федоровна (1847- 1928) сандра III. университетах впервые появилась в 1817 г. и несколько раз изменялась. Таблица 5.6. Структура доходов высших учебных заведений в России в 1912 г.
В 1877 г. в столичных университетах плата была 28 руб. 57 коп., в провинциальных —14 руб. 28 коп. В 1845 г. она была повышена до 40 и 20 руб. Кроме студентов к лекциям и практическим занятиям с согласия преподавателя и администрации института могли допускаться „посторонние лица". За каждый прослушанный ими курс взималась плата 10 руб. в семестр. В институтах имелись стипендии, причем получавшие государственные и частные стипендии обязывались нести государственную службу по году за каждый год получения стипендий в том случае, если по окончании этими стипендиатами курса в институте им будет заявлено, что правительство имеет надобность воспользоваться их познаниями. Стипендии предоставлялись „отличнейшим по успехам и поведению из недостаточных студентов". В начале XX в. в Петербургском технологическом институте из 2000 студентов бесплатно обучалось 100 студентов, в Харьковском технологическом институте из 1000 студентов —50 и т. д. [31, с. 246-248]. В советское время учебные заведения финансировались на принципах плановой экономики, отраженных, например, в постановлении СНК СССР от 6 августа 1930 г. (30, с. 523-524]: • основным источником финансирования для государственных высших учебных заведений являлся государственный бюд-
Лекция 5. Финансирование образования 5.2. Из истории финансирования образования
жет соответствующего уровня, для учебных заведений коопе ративных организаций— средства этих организаций; • отпуск средств производился в соответствии с установленны • финансирование учебных заведений осуществлялось в соот • на каждое учебное заведение независимо от ведения и уровня • расходы по содержанию, строительству, оборудованию всех Исходные данные для определения объемов финансирования образования данного уровня определялись: • контингенты учащихся — решениями СНК12 соответствую • ставки заработной платы и нормы материального обеспече • строительство новых учебных заведений — только по поста • капитальные работы по учебным заведениям данного уров 12Совет народных комиссаров, впоследствии — Совет Министров. Государственная плановая комиссия, в дальнейшем —- Государственный плановый комитет. Аналогичный порядок финансирования был введен и для образовательных учреждений других уровней образования. Например, постановлением СНК РСФСР от 14 июля 1934 г. „Об обеспечен нии начальной и средней школы твердым бюджетом и о предоставлении прав распорядителей кредитов директорам и заведующим школ" (155, с. 7-8] были установлены следующие основные положения организации финансирования общеобразовательных школ: • каждая начальная, неполная средняя и средняя школа в горо • всем директорам неполных средних и средних школ, а так • кредиты для учебных заведений открываются на предстоя • средства перечисляются на текущий счет школы для свое • закупка учебников, учебных пособий и других необходимых В соответствии с этим порядком была принята „Инструкция НКП14 и НКФ15 РСФСР об обеспечении начальной, неполной средней и средней школы твердым бюджетом и о предоставлении прав распорядителей кредитов директорам и заведующим школам" от 20 июля 1934 г. [155, с. 8-11], которая предусматривала порядок формирования документов, необходимых для осуществления бюджетного финансирования образовательных учреждений. Основным плановым документом, определяющим объем и структуру бюджетных ассигнований, являлась смета. Сметы бюджетных учреждений составлялись в два этапа. На первом этапе 14Народный комиссариат просвещения, в дальнейшем — Министерство просвещения. 15Народный комиссариат финансов, в дальнейшем —- Министерство финансов.
Лекция 5. Финансирование образования 5.2. Из истории финансировании оЬраюшшия
формировались проекты смет на основе устанавливаемых соответ ствующим городским или районным отделом народного образова ния (ГОРОНО или РОНО) контрольных цифр финансирования по местному бюджету — включаемых в проект бюджета объемов финансирования образования. Контрольные цифры определялись исходя из двух показателей: • лимитов бюджетных ассигнований из местных бюджетов на • данных о финансовом и материальном положении образова При этом объемы и контрольные цифры бюджетных ассигно ваний уточнялись на заседаниях с директорами и заведующими каждого учебного заведения. Наряду с контрольными цифрами определялись нормы расходов, устанавливались штаты и уточнялись ставки оплаты труда работников образовательных учреждений в пределах утверждаемых фондов заработной платы, контин-генты учащихся и др. показатели деятельности образовательных учреждений, впоследствии получившие название „производствен ные показатели". По контрольным цифрам составлялись сметы образовательных учреждений и представлялись для включения в проект бюджета. В необходимых случаях директор или заведующий школы представлял предложения по необходимым поправкам в смету (разногласия при составлении проекта бюджета). На втором этапе, уже после принятия бюджета, в составленные ранее для проекта бюджета сметы вносились поправки в соответствии с установленными объемами и структурой бюджетных ассигнований. После этого сметы утверждались. При составлении б юджетно-кассовых планов на предстоящий квартал и месяц в рамках утвержденного бюджета и смет расходов финансовые органы обязаны были предусматривать расходование средств с учетом выплаты заработной платы за отпускной период, мероприятий по подготовке к новому учебному году, закупок учебного оборудования, учебников, заготовки топлива и пр. Органы управления образованием выделяли кредиты каждой школе (распорядителю кредитов) и рассылали извещения об открытии кредитов на предстоящий месяц. Для сельских школ сельсоветы рассылали выписки из местного кассового плана в качестве документов, подтверждающих открытие кредитов. Бюджетные средства распределялись на текущие счета соответствующих учреждений и школ. Численность и штаты административного и обслуживающего персонала начальных и средних школ устанавливались на расчетную величину класса в 40 учащихся (за исключением школ с численностью учащихся до 80 человек). В школах с 320 и более учащимися предусматривалась штатная должность счетовода-делопроизводителя [155, с. 6]. При составлении смет образовательных учреждений применялась бюджетная классификация, как, например, приведенная в приложении № 2 к приказу НКФ СССР от 30 сентября 1942 г. № 615 и содержащая применительно к образованию 16 статей расходов. При изменении классификации в 1955 г. число статей для отнесения к ним расходов учреждений, состоящих на государственном бюджете, было сокращено до 13 [155, с. 179-186]. Перечень статей и краткое содержание относимых к ним расходов приведены в табл. 5.7. Данная классификация успешно использовалась практически без изменений при бюджетном финансировании образовательных учреждений вплоть до начала 1990-х гг. Таблица 5.7. Статьи расходов для учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР
Включаемые расходы
Все выплаты работникам штатного состава Расходы на уплату взносов на государственное социальное страхование с заработной платы (ст. 1)
Собственно расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и материалов, расходы, связанные с осуществлением деятельности учебного заведения как функционирующей организации (без расходов на осуществление образовательного процесса), включая расходы на содержание и эксплуатацию помещений
Лекция 5. Финансирование образования 5.2. Из истории финансирования образования
Продолжение таблицы 5.7
Включаемые расходы
Собственно командировочные расходы в пределах установленных норм, за исключением командировок, связанных с научными поездками, и поездок преподавателей для осуществления образовательного процесса
Все расходы, необходимые для осуществления образовательного процесса, проведения научно-исследовательских работ, приобретения книг для библиотек Выплаты стипендий всем категориями учащихся
Расходы на питание в учреждениях, в которых осуществляется содержание обучающихся, воспитанников, а также, если это предусмотрено решениями правительства Оплата соответствующих расходов лечебно-профилактических и лечебно-ветеринарных учреждений Затраты на приобретение оборудования, инвентаря и транспортных средств в пределах лимитов капитальных вложений, предусмотренных в государственном плане развития народного хозяйства Расходы на приобретение и изготовление белья, одежды, обуви, обмундирования и постельных принадлежностей, а также специальной (защитной) одежды Расходы на строительство (в соответствии с народнохозяйственным планом) и оборудование вновь строящихся помещений Расходы по производству капитального ремонта Все остальные расходы, не отнесенные к вышеуказанным статьям Планирование бюджетных расходов на содержание образовательных учреждений осуществлялось в соответствии с методическими материалами, последние из которых были изданы в 1968 г. для вузов, в 1976 г. —для средних специальных учебных заведений и в 1977 г.—для начальных, восьмилетних и средних школ [157, 158]. Эти методические материалы в основных своих чертах повторяли содержание предыдущих документов аналогичной направленности. Основу расчета потребности в средствах на заработную плату составляли показатели численности учащихся и установленные нормативы учебной нагрузки на учащегося и преподавателя, а для высших учебных заведений — установленные количественные соотношения преподавателей и студентов. Большое внимание в расчетах также уделялось вопросам определения фонда оплаты труда работников, расходов на социальное обеспечение учащихся, а все остальные расходы предлагалось определять „от базы", т. е. от достигнутого уровня. Этот подход в бюджетном планировании сохранился и в настоящее время успешно применяется в рамках уже нового бюджетного процесса. Порядок рассмотрения и утверждения смет также в основных чертах повторял аналогичный порядок, сформировавшийся еще в 30-40-е гг. XX в., и в общем виде может быть проиллюстрирован схемой на рис. 5.1. Рис. 5.1. Порядок разработки и утверждения бюджетной сметы образовательного учреждения
Лекция 5. Финансирование образования 5.3. Определение содержания отношений финансирования
Для условий финансового планирования в системе образова ния, как и во всей бюджетной сфере, вполне хватало весьма ограни ченного набора из 13 указанных статей бюджетных расходов. Эти статьи не имели внутристатейного деления расходов, были доста точно легко и, что немаловажно, привычно применимы для прак тической деятельности, имели понятные материальные основания для отнесения к ним расходов. Расходы могли быть легко отнесены к той или иной статье по их материально-вещественному содержанию. Как бы ни оценивался в настоящее время такой подход к плани рованию расходов на образование, он в полной мере соответствовал условиям стабильной плановой экономики, в которых все изменения в условиях функционирования образовательных учреждений можно было учесть, поскольку они также осуществлялись на плановой основе. Насколько он применим в условиях рыночной экономики и могут ли быть предложены более эффективные модели финансирования — это вопросы, нуждающиеся в дополнительном серьезном изучении. Дальнейшее развитие системы бюджетного финансирования пошло по пути усложнения не только процедуры бюджетного процесса, но и существенного расширения бюджетной классификации, в том числе и применительно к финансированию образования. Определение содержания Отношений финансирования Наиболее распространенной является точка зрения на финансирование образования как на обеспечение финансовыми ресурсами деятельности образовательного учреждения или просто расходов на образование [105]. Собственно, против такого понимания возразить довольно сложно, поскольку оно отражает реальное содержание процесса финансирования и основывается на понятии финансирования, принятого для условий государственной плановой экономики. Финансовые отношения выражают экономические связи в денежной форме между государством и субъектами хозяйствования, между субъектами воспроизводства, возникающие и процессе рас пределения и перераспределения совокупного общестнешюго продукта. Финансы представляют собой экономическую категорию, которая отражает экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. В свою очередь, денежные фонды рассматриваются как относительно обособленная в плановом порядке часть денежных средств, предназначенных для определенных целей, а совокупность фондов денежных средств — как финансовые ресурсы [159]. В более широком смысле финансы представляют собой денежное хозяйство страны, которое рассматривается как экономическая категория, выражающая систему денежных отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления, т. е. в процессе воспроизводства. Государственные (публичные) финансы — это система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Финансы хозяйствующих субъектов — это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков [160, с. 411]. Большинство определений термина „финансы&q
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|