Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение потребности в бюджетных средствах




Научный анализ выделяет три основных достаточно услов­ных направления определения потребности в ресурсном обеспече­нии образования [141].

1. Социальное — определение потребности в ресурсах на основе прогнозирования и планирования контингентов и принятых


социальных обязательств государства в сфере образования и сопоставление потребности с имеющимися возможностями для определения дополнительной потребности в ресурсах.

2. Экономическое — расчет нормы рентабельности образования
путем сопоставления издержек и выгод образования (сравне­
ние затрат и результата, выраженного в приросте националь­
ного дохода или ВВП, полученного за счет роста образова­
тельного потенциала общества); упрощенно — сопоставления
затрат на образование с приростом заработной платы полу­
чившего образование человека.

3. Расчетное — прогнозирование и расчет потребности эконо­
мики в рабочей силе и использование этой потребности в ка­
честве исходного параметра для определения потребности об­
разования в ресурсах.

В настоящее время применяются в разных вариантах все три подхода. Распределение ресурсов между уровнями образования и образовательными учреждениями осуществляется в соответствии со сложившимся порядком организации бюджетного финансиро­вания, в основу которого положен применяемый уже более 200 лет прирщип формирования сметы расходов бюджетного учреждения.

Действующий механизм определения потребности образова­тельных учреждений в финансировании построен на принципе первичности образовательного процесса, обеспечения нормального функционирования государственных или муниципальных обра­зовательных учреждений, которые обеспечивают реализацию конституционных гарантий и сложившихся государственных обя­зательств в области образования и требуют для своего функци­онирования определенного государственного или муниципального бюджетного финансирования. Объемы финансирования должны быть достаточны для осуществления образовательного процесса в параметрах, предусмотренных законодательно, т. е. в соответствии с государственными образовательными программами и стандарта­ми, реализуемыми образовательными учреждениями.

Несмотря на кажущуюся простоту, определение потребности системы образования в финансовых ресурсах всегда представля­ло собой сложную проблему, так до конца и не решенную. Основ-


 



 


Лекция 6. Бюджетное финансирование образования


6.2. Определение потребности в бюджетных средствах


 


ным подходом к определению этой потребности на протяжении уже многих лет является планирование предстоящих расходов по ста­тьям бюджетной классификации [11,15,30,101,126,147,163,167,170| В этих условиях, как уже отмечалось, стабильность экономической классификации приобретает существенно важное значение. Основ;i этого подхода была неоднократно сформулирована требованиями, предъявляемыми в разное время к составлению смет расходов об разовательных учреждений разных уровней образования соответ­ствующими методическими документами. Такими документами были, например:

• Методическое пособие по планированию расходов на содер
жание высших учебных заведений (письмо Минфина СССР
от 1 ноября 1973 г. № 248) [157, с. 108 - 131);

• Методические указания по планированию расходов на содер­
жание средних специальных учебных заведений (Письмо
Минфина СССР от 13 апреля 1976 г. № 23) [157, с. 132 - 147|:

• Методическое пособие по составлению сметы расходов
на содержание начальных, восьмилетних и средних школ
(Письмо Минфина СССР от 17 июня 1977 г. № 38) [158,
с. 173 - 193];

• Методическое пособие по планированию и составлению смет
расходов на содержание вечерних (сменных) и заочных школ
для работающей молодежи (Письмо Минфина СССР от
6 февраля 1976 г. № 9) [158, с. 258 - 271].

Технически расчет потребности в бюджетных средствах на уровне отрасли и (или) региона может осуществляться, как уже отмечалось выше, двумя основными путями.

1. Сводом расчетов потребности в средствах, проведенных
непосредственно образовательными учреждениями.

2. Расчетом потребности в средствах, проводимым органом
управления образованием соответствующего уровня с исполь­
зованием усредненных показателей.

Первый путь является достаточно трудоемким процессом, тре­бует большой работы по уточнению полученных данных, допол­нительных согласований и т. п. Главное требование для успешного проведения такой работы — наличие хорошо разработанной мето-


дической базы расчетов, четких и однозначно понимаемых образо-иательными учреждениями указаний о содержании и форме рас­четов, источниках используемой информации и контроля.

Второй путь кажется менее трудозатратным, поскольку основ­ная нагрузка при его осуществлении ложится на орган управления образованием, а привлечение образовательных учреждений необ­ходимо лишь для уточнения исходных данных. Условием прове­дения централизованного расчета является наличие необходимой информации о подведомственных образовательных учреждениях, что может быть обеспечено данными статистического наблюдения и бухгалтерской отчетности. Единство исполнения позволяет кор­ректировать и даже изменять методическую базу расчетов в ходе работ. При наличии достаточного объема необходимой информа­ции об образовательных учреждениях точность этого подхода мо­жет практически не отличаться от первого, как, впрочем, и трудо­емкость исполнения.

Оба эти пути требуют разработанной методической базы рас­чета потребности в средствах либо на уровне отдельного образо­вательного учреждения, либо на уровне отрасли (министерства, ведомства, региона, муниципального образования).

Независимо от выбранного пути, точнее — в обоих случаях, в ос­нову расчета потребности в бюджетном финансировании положено определение необходимых затрат по каждой статье экономической классификации методом прямого счета, т. е. путем прямого опреде­ления расходов, которые необходимы в соответствии с установлен­ными нормами, нормативами и иными решениями, определяющи­ми масштабы деятельности и соответствующие им размеры рас­ходов в условиях конкретного образовательного учреждения или подсистемы образования.

В качестве примера для подтверждения этого положения мож­но привести Методические рекомендации по расчету потребности подведомственных Минобразованию России учреждений высше­го и среднего профессионального образования в бюджетных средствах [72,73]. В частности, расчет суммарного фонда оплаты труда (Нфот) по соответствующему коду экономической класси­фикации расходов бюджета складывается из 12 месячных фондов


 




Лекция 6. Бюджетное финансирование образования


6.2. Определение потребности в бюджетных сргдстиах


 


       
   
 
 

оплаты труда каждой категории персонала, скорректированных на коэффициент роста бюджета в части оплаты труда и индекс дефлятор:

Нфот = 12ТрКинф(Ф0Тппс + ФОТувп + ФОТпоп+

+ ФОТауп + ФОТпч) + ПНбл,

где Ф О Тппс месячный фонд оплаты труда профессорско-пре подавательского состава; ФОТувп — месячный фонд оплаты тру­да учебно-вспомогательного персонала; ФОТПОП — месячный фонд оплаты труда прочего обслуживающего персонала; ФОТауп ме­сячный фонд оплаты труда административно-управленческого персонала; ФОТПЧ — месячный фонд почасовой оплаты труда, ПНвл — годовая сумма налога на доходы физических лиц, удер­жанная с суммы пособий по временной нетрудоспособности (боль ничный лист); Тр темп роста бюджета по соответствующей статье бюджетной классификации, предусмотренный на следую щий год; Кинф — коэффициент инфляции, прогнозируемый на пла­нируемый год.

Коэффициенты Тр и Кинф определяются исходя из лимитов и исходных данных, установленных для формирования прогноза экономического и социального развития на очередной год и соот­ветствующего проекта бюджета.

В свою очередь, составляющие расчетной формулы суммарного фонда оплаты труда (фонды заработной платы по категориям ра­ботников) определяются исходя из установленных норм и норма­тивов. Например, расчет месячного фонда оплаты труда ППС ос­нован на утвержденном штатном расписании, использовании рас­четного показателя средней заработной платы и расчетной числен­ности ППС (определенной на основе установленного соотношения числа студентов и преподавателей), данных о сложившейся чис­ленности заведующих кафедрами, деканов, заместителей деканов, а также размера денежного довольствия военнослужащих:

ФОТППС = Nnnc3nnnc(l + Raa + Rpp + R1j) + &0Твк,

где ЗПППС средняя заработная плата ППС; а — доля численно­сти заведующих кафедрами (в ставках) в общей фактической чис­ленности ППС (в ставках) — данные статистической формы 3-нк;


li доля численности деканов (в ставках) в общей фактической численности ППС (в ставках) — данные штатного расписания; 7 ноля численности заместителей деканов (в ставках) и общей фак­тической численности ППС (в ставках)— по данным штатного Расписания учебного заведения; ФОТвк денежное довольствие иоеннослужащих военной кафедры (военного факультета) — но утвержденному Минобразованием России штатному расписанию; Nnnc расчетная численность профессорско-преподавательского состава, выраженная в ставках. В приведенной формуле коэффи­циенты были приняты в следующих численных значениях: Ra = 0,2; Rg = 0,35; Ну = 0,3, учитывающих увеличение фонда оплаты труда ППС за счет выплаты надбавок за заведование кафедрой, исполнение обязанностей декана и его заместителя соответственно на 20, 35 и 30%. Величина iVnnc рассчитывается на основе уста­новленных нормативов соотношения численности студентов и пре­подавателей по соответствующим образовательным программам, формам и видам обучения.

Аналогичный подход применяется и при определении потреб­ности в средствах по другим статьям расходов, а также по образо­вательным учреждениям других уровней образования [72].

Рассматривая представленный подход в целом, вне зависимости от уровня образования и учитываемых особенностей образователь­ных учреждений, можно выделить его следующие основные черты.

Потребность в бюджетном финансировании образователь­ного учреждения любого уровня образования базируется на трех основных количественных параметрах:

1) численности учащихся (JV);

2) действующей системе оплаты труда и социального обес­
печения работников и учащихся (5);

3) имеющейся материальной базе, на которой осуществляется
образовательный процесс (Р).

В принципе, эти параметры в пояснениях не нуждаются. Сле­дует только уточнить, что они не зависят друг от друга. Числен­ность учащихся определяется либо заданиями, либо демографиче­ской ситуацией. Действующая система оплаты труда и социально­го обеспечения определяется решениями органов власти и (или)


Лекция 6. Бюджетное финансирование образования


6.2. Определение потребности в бюджетных < |><yi(тпах


 


управления и не зависит ни от численности учащихся, ни от чис­ла работников системы образования. Материальная база, в общем случае, является элементом постоянным и хотя и может быть опре делена через установленные нормы и нормативы материального обеспечения образовательного процесса, но фактически предстал ляет собой величину сложившуюся. Причем к настоящему времени уже практически не зависящую от численности учащихся. Когда то построенная школа (или училище) продолжает использоваться для учебных целей, а численность учащихся, например, по есте ственным причинам снизилась.

Используя указанные параметры, потребность в бюджетных средствах в общем виде может быть представлена как функция от них: F — f(N,S, P). При этом каждый параметр, как было пока^ зано на примерах выше, представляет собой комплекс вторичных параметров и функциональных зависимостей, которые необходи­мо учесть в финансовых расчетах. Вид функции определения по­требности будет более сложен, в расчетах необходимо использовать более широкий набор параметров, к которым можно отнести:

• контингент учащихся по уровням образования, формам и
программам обучения, коэффициенты приведения контин­
гента, численность отдельных категорий учащихся, норма­
тивные соотношения, позволяющие определить численность
преподавателей, иные показатели, позволяющие определить
численность работников образовательных учреждений в
зависимости от численности учащихся;

• установленную систему оплаты труда работников системы об­
разования, включая систему доплат, надбавок и выплат, за­
висящих от условий и характера работы, занимаемых долж­
ностей, территориального расположения и др.;

• нормативы социального и материального обеспечения студен­
тов, учащихся, воспитанников, преподавателей, работников
образовательных учреждений;

• материальную базу образовательных учреждений — куба-
ТУРУ зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование,
используемые в образовательном процессе, инвентарь и пр.;

• другие необходимые показатели.


Источниками для получения этих данных являются формы ста­тистического наблюдения, нормативные документы, данные бух­галтерской отчетности.

Основное содержание используемых в расчет*1 потребности в финансировании образовательных учреждений показателей при­ведено в табл. 6.6 и осуществляется в следующем порядке.

Таблица 6.6. Основное содержание показателей, норм и

нормативов, используемых в расчете потребности образовательных учреждений в финансовых ресурсах

 

Направление определения потребности Основное содержание используемых в расчете показателей
Определение численно­сти преподавателей и иного персонала образо­вательных учреждений Предельная численность учащихся в классе, учеб­ной группе; Установленные нормы времени обучения для раз­личных категорий учащихся; Установленные нормы рабочего времени для пре­подавателей; Установленные соотношения преподавателей и учащихся; Сложившееся (утвержденное) соотношение пре­подавательского состава и иных категорий работ­ников образовательных учреждений; Типовые штаты образовательных учреждений
Расходы на оплату труда, стипендии и др. денеж­ные выплаты Минимальный размер оплаты труда; Утвержденная система оплаты труда (Единая та­рифная сетка по оплате труда работников бюд­жетной сферы); Районные коэффициенты к оплате труда; Утвержденные размеры стипендий для учащихся; Установленные размеры компенсационных вы­плат; Установленные натуральные нормы обеспечения отдельных категорий учащихся
Расходы на обеспечение осуществления образова­тельного процесса Нормы и нормативы обеспечения образовательно­го процесса (практически отсутствующие)
Расходы на обеспечение содержания образова­тельного учреждения как материального объекта Установленные нормативы обеспечения электро­энергией, теплом, водоснабжением и водоотведе-нием, газом, топливом и др. ресурсами

Исходными параметрами любого расчета потребности в сред­ствах являются показатели контингента учащихся (студентов, вос-


Лекция 6. Бюджетное финансирование образования

питанников, слушателей и т. д.) — фактические, плановые, прогноз­ные, — в зависимости от того, какая именно потребность рассчиты­вается. На основе величины контингента рассчитывается количе­ство должностей преподавателей, необходимых для обучения име­ющегося (прогнозируемого) контингента студентов, учащихся, вос­питанников.

Расчет производится исходя из установленных соотношений (число студентов на одного преподавателя, количество педагогов на один класс-комплект — класс заданной численности учащихся, количество воспитателей на группу и т.д.). Если такие соотноше­ния не установлены, то число преподавателей на класс-комплект определяется расчетным путем, исходя из установленных предель­ных норм учебного времени для учащихся и рабочего времени для преподавателей.

Число должностей вспомогательного и обслуживающего пер­сонала определяется либо на основе имеющихся типовых штатов для отдельных типов образовательных учреждений, либо как доля от числа должностей преподавателей. Число должностей персо­нала, необходимого для обслуживания образовательного учрежде­ния, определяется на основе норм и нормативов зон обслужива­ния—площадей помещений для уборки, мест в гардеробах, ком­муникаций, электроустановок и т. п. Хотя процесс этот весьма трудоемок, его итогом является выверенное штатное расписание конкретного образовательного учреждения, которое в итоге явля­ется основой для определения потребности в средствах для оплаты труда работников.

На основе действующей системы оплаты труда, принятой для работников образования (федерального, регионального, отраслево­го, муниципального уровня), определяются размеры должностных окладов, надбавок, доплат и прочих выплат для всех категорий работников. Это, пожалуй, самая сложная часть финансовых рас­четов, поскольку она касается размеров заработной платы каждого конкретного человека. Чем точнее будет проведен расчет на дан­ном этапе, тем меньше будет вопросов и неясностей в течение го­да. Сумма всех „заработных плат" по штатному расписанию даст размер общего фонда заработной платы по образовательному учре-


6.2. Определение потребности в бюджетных средствах

ждению. На некоторых проблемах организации оплаты груда оста­новимся далее при рассмотрении основных направлений модерни­зации образования.

Средства, необходимые для социального и материального обес­печения учащихся, воспитанников и работников учебных заведе­ний, определяются исходя из численности тех категорий учащихся, которые должны этими средствами обеспечиваться. К таким кате­гориям относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения ро­дителей, учащиеся на полном государственном обеспечении и т.д., а также работники, имеющие право на получение соответствую­щих выплат. В расчетах используются установленные нормативы их обеспечения стипендиями, выплатами, питанием, одеждой и др.

Определение потребности в средствах для расходов, связанных с содержанием материально-технической базы образовательных учреждений, осуществляется, как правило, на базе аналогичных расходов предыдущего года с учетом изменения цен и тарифов на соответствующие услуги. Потребление ресурсов определяется параметрами материальных объектов образовательного учрежде­ния или установленными лимитами потребления, а также норма­тивами и санитарными нормами, установленными для расчета ко­личества потребляемого ресурса: тепла, электроэнергии, воды, газа и др., необходимых для нормального функционирования учеб­ного заведения. Содержание материальной базы учитывает также существующие нормативы износа оборудования, материалов, ре­гулярности проведения текущего профилактического и капиталь­ных ремонтов, количества телефонов, необходимых транспортных средств, средств связи и т. д. При определении расходов также ис­пользуются уточненные тарифы и цены на содержание, эксплуата­цию и ремонт материальных объектов.

При расчете потребности в средствах следует учитывать необ­ходимость развития образовательных учреждений, которое обыч­но представляется как процесс замены материальных объектов на более современные, пополнение библиотечных фондов, приобрете­ние дополнительного оборудования и т. д. В этой части финансо­вого планирования потребность в средствах определяется прямым счетом, исходя из тех мероприятий, которые предполагается осу-


Лекция 6. Бюджетное финансирование образования

ществить в планируемом году, и необходимых для этого средств. Каких-либо специальных методических разработок на эти цели по­ка нет. Предлагается, правда, установить норматив увеличения фи­нансирования на цели развития в процентах к текущим расходам, но пока таких решений не принято. К тому же необходимость раз­вития образовательных учреждений наталкивается на недостаток бюджетных средств, а также на недостаточность содержательных обоснований потребных для этого сумм.

Более подробно порядок определения потребности в бюджетном финансировании для учреждений различных уровней образования описан в литературе [77,170,175, и др.].

В целом же расчет потребности в бюджетном финансировании основан на упомянутых выше методических материалах (см. с. 204 настоящей работы) с соответствующими поправками на действую­щую экономическую бюджетную классификацию.

В результате проведения расчетов определяется так называе­мая нормативная или базовая потребность образовательных учре­ждений в бюджетных средствах. Поскольку реальное финансиро­вание обычно отличается от потребности, причем — в меньшую сто­рону, то рассчитанная величина используется в качестве базы распределения бюджетных средств. Бюджетные средства на обес­печение соответствующих расходов по отдельной статье расходов распределяются между учебными заведениями пропорционально рассчитанной базовой потребности в-средствах по этой статье рас­ходов, что может быть проиллюстрировано формулой:

(6-1)

где F{ —объем финансирования г-го учебного заведения; п — число учебных заведений; Fi norm — нормативная величина расходов i-ro учебного заведения по отдельной статье; Fq — выделенный объем финансирования по отдельной статье для всех учебных заведений (в рамках отрасли или, например, региона).

В основу распределения средств, таким образом, закладыва­ются расчеты нормативной (базовой) потребности в разрезе ста-


6.2. Определение потребности в бюджетных средствах

тей экономической классификации по каждому общзовательпому учреждению.

Возможны и другие варианты распределения, учитывающие большее число параметров, повышающие обоснованность распре­деления, по крайней мере внешне. Однако в большинстве своем они все равно основываются на указанном соотношении (6.1).

Наряду с приведенными выше существуют и несколько иные подходы к определению потребности образовательных учреждений в бюджетных средствах, основанные на агрегировании постатей­ных расчетов и применении обобщающих показателей структуры расходов, точнее— на определении доли различных статей расхо­дов в их общей сумме.

Более полно эти подходы отражены в работах по расчету норма­тивов подушевого финансирования образовательных учреждений. В качестве примера можно сослаться на предложенные специали­стами упрощенные алгоритмы определения потребности высших учебных заведений [5, 16], а также учреждений общего образова­ния (175] в бюджетных средствах.

Обобщая порядок определения нормативной или базовой потребности в финансировании образовательного учреждения, нетрудно заметить, что наиболее обоснованные результаты полу­чаются в том случае, если удается провести расчеты исходя из со­держания работ, которые выполняются в рамках осуществляемой деятельности, т. е. образовательного процесса. Только так можно обосновать необходимость тех или иных затрат, что делает необ­ходимым определение содержания работ, которые должны быть выполнены или выполняться в ходе осуществления учреждением образовательной деятельности.

Иными словами, деятельность образовательного учреждения — это не абстрактное функционирование, а определенный набор, если можно так выразиться, „операций", требующихся для осуществле­ния образовательного процесса, и определенный набор ресурсов, без которых эти операции выполнены быть не могут. Соответствен­но и финансирование деятельности образовательного учреждения должно обеспечивать приобретение тех ресурсов, которые необхо­димы.


 




Лекция 6. Бюджетное финансирование образования


6.3. Расчет потребности и фмп.икиронапии


 


6.3. Расчет потребности в финансировании образовательных учреждений

Несмотря на то, что общая схема определения потребности си­стемы образования в бюджетных средствах представляется доста­точно понятной, расчет потребности в бюджетных средствах явля­ется трудоемкой и сложной работой. В данном случае не ставится задача подробно описать весь порядок расчета. Это займет слиш­ком много места, да и по стилю изложения это будут тогда, скорее, методические материалы. Но более детально ознакомиться с общим порядком расчета все-таки необходимо.

Основными исходными данными для расчета потребности в фи­нансировании являются следующие:

• контингент студентов, учащихся, воспитанников;

• система оплаты труда работников образования;

• нормативы социального и материального обеспечения студен­
тов, учащихся, воспитанников, работников образовательных
учреждений;

• материальная база образовательных учреждений: кубатура
зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, ис­
пользуемые в образовательном процессе и др.

Источниками для получения этих данных являются формы ста­тистического наблюдения, нормативные документы, данные бух­галтерской отчетности.

На первом этапе определяется величина контингента учащихся в образовательном учреждении на планируемый год. Она устанав­ливается (табл. 6.7), как правило, органом управления образова­нием, в ведении которого находится образовательное учреждение, двумя основными путями:

• установлением задания на подготовку специалистов;

• утверждением контингента учащихся в составе „производ­
ственных показателей образовательного учреждения", при­
нимаемых для расчета бюджетного финансирования.

Лицензионное ограничение контингента учащихся в образова­тельном учреждении представляется понятным, поскольку отра­жает возможности материальной базы и ее качества применитель-


но к установленным государством условиям оеуще<-пикчтя обра­зовательного процесса. И если принято решение, что и нормальных условиях в конкретной школе должно обучаться не более 500 че­ловек, то больше в ней учиться и не должно. А если необходимо принять больше, то нужно либо изменить существующие условии обучения либо требования к ним.

Таблица 6.7. Определение контингента учащихся в образовательных учреждениях

 

Уровень образования Определение величины контингента
Дошкольное Школьное производственные показатели в пределах установленного лицензией показателя
Начальное профессиональное Среднее профессиональное Высшее Послевузовское задание учредителя, органа управления образованием
Дополнительное производственные показатели в пределах установленного лицензией показателя и (или) заданий учредителя

Задания учредителя по обучению представляют собой в пол­ном смысле слова — задания, т. е. принятое учредителем решение о величине контингента учащихся в образовательном учреждении, обучение которого оплачивается (финансируется) учредителем из своего бюджета. На государственном уровне эти решения прини­маются органом управления образованием, в ведении которого это учреждение находится, и финансируется из государственного бюд­жета соответствующего уровня. В негосударственных учебных за­ведениях задания могут устанавливаться решением учредителя и финансироваться им из своих средств.

Как нетрудно заметить из приведенной в табл. 6.7 информа­ции, в пределах лицензионных требований определяется контин­гент учащихся тех уровней образования, где обучение является либо общедоступным и бесплатным (дошкольное, школьное), ли­бо в учреждениях дополнительного образования, где обучение осу­ществляется на платной или на бесплатной основе, но в пределах устанавливаемой величины контингента обучающихся. Специаль­но на проблемах формирования контингента останавливаться не


Лекция 6. Бюджетное финансирование образования


6.3. Расчет потребности в финансировании


 


будем. Отмечу только, что общедоступность образования заклю­чается в том, что в учебные заведения должны быть приняты вес желающие там обучаться, но только в пределах установленной ли­цензией численности.

Поскольку мест в дошкольных учреждениях в настоящее время не хватает, то серьезных проблем с формированием в них контин­гента воспитанников не возникает. Действуют лишь лицензионные ограничения. В общеобразовательных школах картина несколько другая. Демографическая ситуация по стране в целом такова, что сформировать определенный контингент учащихся в них являет­ся проблемой. Поэтому учет учащихся осуществляется очень тща­тельно, в том числе и тех, кто только будет поступать на обучение в школу (по фактору проживания вблизи данной школы, например).

Основные расчеты объемов финансирования осуществляются с использованием показателя среднегодового контингента учащихся, который определяется по формуле

где N — среднегодовой контингент учащихся; NH численность учащихся на начало года; Neblg — численность учащихся, выбыва­ющих в течение года (в т.ч. выпускников); Nnocm численность учащихся, поступающих на обучение в планируемом году; NK численность учащихся на конец планируемого года.

Для учреждений высшего профессионального образования среднегодовой контингент определяется несколько иначе:

• по дневной форме обучения — как сумма показателей приема
на обучение за число лет лет обучения (5-6 лет) без учета
отсева;

• по остальным формам обучения — по фактическому контин­
генту.

Такой порядок расчета контингента был введен в 1987 г. [88] с целью стимулирования учебных заведений к повышению качества обучения и устранения зависимости численности профессорско-преподавательского состава от численности студентов. Следует от­метить, что одновременно для вузов были введены нормативные


показатели числа студентов в расчете на одного преподавателя по формам обучения:

• дневная — 8 студентов (увеличен в настоящее время до 10);

• вечерняя—15 студентов;

• заочная — 35 студентов.

Для отдельных показателей финансирования используются данные о фактическом числе учащихся определенных категорий.

Потребность в средствах на оплату труда рассчитывается исходя из численности и квалификационной структуры преподава­тельского персонала и других категорий работников образователь­ного учреждения.

Число должностей преподавателей (воспитателей), необходи­мых для обучения и (или) воспитания планируемого контингента студентов, учащихся, воспитанников, определяется на основе пока­зателей контингента учащихся (воспитанников) и установленных соотношений числа учащихся и преподавателей, числа педагогов на один класс-комплект — класс (учебную группу) заданной чис­ленности учащихся, числа воспитателей на группу воспитанников и т.д.

Например, для студентов высших учебных заведений установ­лены соотношения, указанные выше. Поэтому расчет числа долж­ностей профессорско-преподавательского состава будет опреде­ляться по формуле

N3

N
eo
,

 

где Ndo ~ численность студентов дневной формы обучения; Neo — численность студентов вечерней формы обучения; N3O — числен­ность студентов заочной формы обучения. Не нужно удивляться тому, что результат может получиться не целым — рассчитывается показатель числа должностей, допускающий дробный результат, а не численности профессоров.

Следует учитывать, что по отдельным специальностям (худо­жественные, музыкальные, связанные с изучением восточных язы­ков и др.) и отдельным высшим учебным заведениям специальны­ми решениями установлены индивидуальные соотношения, умень-


 




Лекция 6. Бюджетное финансирование образования


6.3. Расчет потребности в финансировании


 


шенные по сравнению с приведенными в расчете, что также требует уточнения полученных результатов.

Число должностей педагогических работников общеобразова тельных школ определяется иначе, но также с учетом контингента учащихся. Расчет осуществляется в следующем порядке:

1) определяется среднегодовой контингет учащихся по каждому
классу в отдельности;

2) определяется число классов исходя из установленной чис
леыности учащихся в классе в 25 человек; при наличии уело
вий и средств возможно комплектование классов меньшей
численности обучающихся [143];

3) рассчитывается число ставок учителей по каждому класс-
комплекту исходя из соотношений учебного времени учащих­
ся3 и рабочего времени учителей по каждому классу [108];

4) число ставок учителей увеличивается в связи с необходимо­
стью преподавания отдельных предметов в группах, т. е. в
классах меньшей численности.

Базовый расчет числа ставок на класс приведен в табл. 6.8.

Таблица 6.8. Базовый расчет числа ставок педагогических работников общеобразовательной школы

 

 

Класс Предельная нагрузка в неделю, час. Число ставок педагогов на
учащегося педагога класс-комплект
1 2-4 5 6 7 8 9 20 25 28 29 31 32 32 20 20 18 18 18 18 18 1,00 1,25 1,56 1,61 1,72 1,78 1,78

На практике, конечно, полученные результаты будут отличать­ся от базовых, поскольку для проведения занятий требуются не просто педагоги, а педагоги по разным предметам, по которым предусмотрена разная предельная рабочая нагрузка.

По Федеральному базисному учебному плану и примерным учебным пла­нам для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Начальное общее и основное общее обра-


Определяется также число должностей воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования (руко­водители секций, кружков и т. п.), педагогического персонала для обучения детей на дому.

Необходимо учитывать и другие факторы, определяющие число ставок педагогических работников [108].

Численность других категорий работников образовательных учреждений определяется на основе:

• типовых штатов (типовые штаты определяют число должно­
стей различных категорий работников обра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...