Определение потребности в бюджетных средствах
Научный анализ выделяет три основных достаточно условных направления определения потребности в ресурсном обеспечении образования [141]. 1. Социальное — определение потребности в ресурсах на основе прогнозирования и планирования контингентов и принятых социальных обязательств государства в сфере образования и сопоставление потребности с имеющимися возможностями для определения дополнительной потребности в ресурсах. 2. Экономическое — расчет нормы рентабельности образования 3. Расчетное — прогнозирование и расчет потребности эконо В настоящее время применяются в разных вариантах все три подхода. Распределение ресурсов между уровнями образования и образовательными учреждениями осуществляется в соответствии со сложившимся порядком организации бюджетного финансирования, в основу которого положен применяемый уже более 200 лет прирщип формирования сметы расходов бюджетного учреждения. Действующий механизм определения потребности образовательных учреждений в финансировании построен на принципе первичности образовательного процесса, обеспечения нормального функционирования государственных или муниципальных образовательных учреждений, которые обеспечивают реализацию конституционных гарантий и сложившихся государственных обязательств в области образования и требуют для своего функционирования определенного государственного или муниципального бюджетного финансирования. Объемы финансирования должны быть достаточны для осуществления образовательного процесса в параметрах, предусмотренных законодательно, т. е. в соответствии с государственными образовательными программами и стандартами, реализуемыми образовательными учреждениями.
Несмотря на кажущуюся простоту, определение потребности системы образования в финансовых ресурсах всегда представляло собой сложную проблему, так до конца и не решенную. Основ-
Лекция 6. Бюджетное финансирование образования 6.2. Определение потребности в бюджетных средствах
ным подходом к определению этой потребности на протяжении уже многих лет является планирование предстоящих расходов по статьям бюджетной классификации [11,15,30,101,126,147,163,167,170| В этих условиях, как уже отмечалось, стабильность экономической классификации приобретает существенно важное значение. Основ;i этого подхода была неоднократно сформулирована требованиями, предъявляемыми в разное время к составлению смет расходов об разовательных учреждений разных уровней образования соответствующими методическими документами. Такими документами были, например: • Методическое пособие по планированию расходов на содер • Методические указания по планированию расходов на содер • Методическое пособие по составлению сметы расходов
• Методическое пособие по планированию и составлению смет Технически расчет потребности в бюджетных средствах на уровне отрасли и (или) региона может осуществляться, как уже отмечалось выше, двумя основными путями. 1. Сводом расчетов потребности в средствах, проведенных 2. Расчетом потребности в средствах, проводимым органом Первый путь является достаточно трудоемким процессом, требует большой работы по уточнению полученных данных, дополнительных согласований и т. п. Главное требование для успешного проведения такой работы — наличие хорошо разработанной мето- дической базы расчетов, четких и однозначно понимаемых образо-иательными учреждениями указаний о содержании и форме расчетов, источниках используемой информации и контроля. Второй путь кажется менее трудозатратным, поскольку основная нагрузка при его осуществлении ложится на орган управления образованием, а привлечение образовательных учреждений необходимо лишь для уточнения исходных данных. Условием проведения централизованного расчета является наличие необходимой информации о подведомственных образовательных учреждениях, что может быть обеспечено данными статистического наблюдения и бухгалтерской отчетности. Единство исполнения позволяет корректировать и даже изменять методическую базу расчетов в ходе работ. При наличии достаточного объема необходимой информации об образовательных учреждениях точность этого подхода может практически не отличаться от первого, как, впрочем, и трудоемкость исполнения. Оба эти пути требуют разработанной методической базы расчета потребности в средствах либо на уровне отдельного образовательного учреждения, либо на уровне отрасли (министерства, ведомства, региона, муниципального образования). Независимо от выбранного пути, точнее — в обоих случаях, в основу расчета потребности в бюджетном финансировании положено определение необходимых затрат по каждой статье экономической классификации методом прямого счета, т. е. путем прямого определения расходов, которые необходимы в соответствии с установленными нормами, нормативами и иными решениями, определяющими масштабы деятельности и соответствующие им размеры расходов в условиях конкретного образовательного учреждения или подсистемы образования.
В качестве примера для подтверждения этого положения можно привести Методические рекомендации по расчету потребности подведомственных Минобразованию России учреждений высшего и среднего профессионального образования в бюджетных средствах [72,73]. В частности, расчет суммарного фонда оплаты труда (Нфот) по соответствующему коду экономической классификации расходов бюджета складывается из 12 месячных фондов
Лекция 6. Бюджетное финансирование образования 6.2. Определение потребности в бюджетных сргдстиах
оплаты труда каждой категории персонала, скорректированных на коэффициент роста бюджета в части оплаты труда и индекс дефлятор: Нфот = 12ТрКинф(Ф0Тппс + ФОТувп + ФОТпоп+ + ФОТауп + ФОТпч) + ПНбл, где Ф О Тппс — месячный фонд оплаты труда профессорско-пре подавательского состава; ФОТувп — месячный фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала; ФОТПОП — месячный фонд оплаты труда прочего обслуживающего персонала; ФОТауп — месячный фонд оплаты труда административно-управленческого персонала; ФОТПЧ — месячный фонд почасовой оплаты труда, ПНвл — годовая сумма налога на доходы физических лиц, удержанная с суммы пособий по временной нетрудоспособности (боль ничный лист); Тр — темп роста бюджета по соответствующей статье бюджетной классификации, предусмотренный на следую щий год; Кинф — коэффициент инфляции, прогнозируемый на планируемый год. Коэффициенты Тр и Кинф определяются исходя из лимитов и исходных данных, установленных для формирования прогноза экономического и социального развития на очередной год и соответствующего проекта бюджета.
В свою очередь, составляющие расчетной формулы суммарного фонда оплаты труда (фонды заработной платы по категориям работников) определяются исходя из установленных норм и нормативов. Например, расчет месячного фонда оплаты труда ППС основан на утвержденном штатном расписании, использовании расчетного показателя средней заработной платы и расчетной численности ППС (определенной на основе установленного соотношения числа студентов и преподавателей), данных о сложившейся численности заведующих кафедрами, деканов, заместителей деканов, а также размера денежного довольствия военнослужащих: ФОТППС = Nnnc3nnnc(l + Raa + Rpp + R1j) + &0Твк, где ЗПППС — средняя заработная плата ППС; а — доля численности заведующих кафедрами (в ставках) в общей фактической численности ППС (в ставках) — данные статистической формы 3-нк; li доля численности деканов (в ставках) в общей фактической численности ППС (в ставках) — данные штатного расписания; 7 ноля численности заместителей деканов (в ставках) и общей фактической численности ППС (в ставках)— по данным штатного Расписания учебного заведения; ФОТвк— денежное довольствие иоеннослужащих военной кафедры (военного факультета) — но утвержденному Минобразованием России штатному расписанию; Nnnc — расчетная численность профессорско-преподавательского состава, выраженная в ставках. В приведенной формуле коэффициенты были приняты в следующих численных значениях: Ra = 0,2; Rg = 0,35; Ну = 0,3, учитывающих увеличение фонда оплаты труда ППС за счет выплаты надбавок за заведование кафедрой, исполнение обязанностей декана и его заместителя соответственно на 20, 35 и 30%. Величина iVnnc рассчитывается на основе установленных нормативов соотношения численности студентов и преподавателей по соответствующим образовательным программам, формам и видам обучения. Аналогичный подход применяется и при определении потребности в средствах по другим статьям расходов, а также по образовательным учреждениям других уровней образования [72]. Рассматривая представленный подход в целом, вне зависимости от уровня образования и учитываемых особенностей образовательных учреждений, можно выделить его следующие основные черты. Потребность в бюджетном финансировании образовательного учреждения любого уровня образования базируется на трех основных количественных параметрах: 1) численности учащихся (JV); 2) действующей системе оплаты труда и социального обес 3) имеющейся материальной базе, на которой осуществляется
В принципе, эти параметры в пояснениях не нуждаются. Следует только уточнить, что они не зависят друг от друга. Численность учащихся определяется либо заданиями, либо демографической ситуацией. Действующая система оплаты труда и социального обеспечения определяется решениями органов власти и (или) Лекция 6. Бюджетное финансирование образования 6.2. Определение потребности в бюджетных < |><yi(тпах
управления и не зависит ни от численности учащихся, ни от числа работников системы образования. Материальная база, в общем случае, является элементом постоянным и хотя и может быть опре делена через установленные нормы и нормативы материального обеспечения образовательного процесса, но фактически предстал ляет собой величину сложившуюся. Причем к настоящему времени уже практически не зависящую от численности учащихся. Когда то построенная школа (или училище) продолжает использоваться для учебных целей, а численность учащихся, например, по есте ственным причинам снизилась. Используя указанные параметры, потребность в бюджетных средствах в общем виде может быть представлена как функция от них: F — f(N,S, P). При этом каждый параметр, как было пока^ зано на примерах выше, представляет собой комплекс вторичных параметров и функциональных зависимостей, которые необходимо учесть в финансовых расчетах. Вид функции определения потребности будет более сложен, в расчетах необходимо использовать более широкий набор параметров, к которым можно отнести: • контингент учащихся по уровням образования, формам и • установленную систему оплаты труда работников системы об • нормативы социального и материального обеспечения студен • материальную базу образовательных учреждений — куба- • другие необходимые показатели. Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности. Основное содержание используемых в расчет*1 потребности в финансировании образовательных учреждений показателей приведено в табл. 6.6 и осуществляется в следующем порядке. Таблица 6.6. Основное содержание показателей, норм и нормативов, используемых в расчете потребности образовательных учреждений в финансовых ресурсах
Исходными параметрами любого расчета потребности в средствах являются показатели контингента учащихся (студентов, вос- Лекция 6. Бюджетное финансирование образования питанников, слушателей и т. д.) — фактические, плановые, прогнозные, — в зависимости от того, какая именно потребность рассчитывается. На основе величины контингента рассчитывается количество должностей преподавателей, необходимых для обучения имеющегося (прогнозируемого) контингента студентов, учащихся, воспитанников. Расчет производится исходя из установленных соотношений (число студентов на одного преподавателя, количество педагогов на один класс-комплект — класс заданной численности учащихся, количество воспитателей на группу и т.д.). Если такие соотношения не установлены, то число преподавателей на класс-комплект определяется расчетным путем, исходя из установленных предельных норм учебного времени для учащихся и рабочего времени для преподавателей. Число должностей вспомогательного и обслуживающего персонала определяется либо на основе имеющихся типовых штатов для отдельных типов образовательных учреждений, либо как доля от числа должностей преподавателей. Число должностей персонала, необходимого для обслуживания образовательного учреждения, определяется на основе норм и нормативов зон обслуживания—площадей помещений для уборки, мест в гардеробах, коммуникаций, электроустановок и т. п. Хотя процесс этот весьма трудоемок, его итогом является выверенное штатное расписание конкретного образовательного учреждения, которое в итоге является основой для определения потребности в средствах для оплаты труда работников. На основе действующей системы оплаты труда, принятой для работников образования (федерального, регионального, отраслевого, муниципального уровня), определяются размеры должностных окладов, надбавок, доплат и прочих выплат для всех категорий работников. Это, пожалуй, самая сложная часть финансовых расчетов, поскольку она касается размеров заработной платы каждого конкретного человека. Чем точнее будет проведен расчет на данном этапе, тем меньше будет вопросов и неясностей в течение года. Сумма всех „заработных плат" по штатному расписанию даст размер общего фонда заработной платы по образовательному учре- 6.2. Определение потребности в бюджетных средствах ждению. На некоторых проблемах организации оплаты груда остановимся далее при рассмотрении основных направлений модернизации образования. Средства, необходимые для социального и материального обеспечения учащихся, воспитанников и работников учебных заведений, определяются исходя из численности тех категорий учащихся, которые должны этими средствами обеспечиваться. К таким категориям относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, учащиеся на полном государственном обеспечении и т.д., а также работники, имеющие право на получение соответствующих выплат. В расчетах используются установленные нормативы их обеспечения стипендиями, выплатами, питанием, одеждой и др. Определение потребности в средствах для расходов, связанных с содержанием материально-технической базы образовательных учреждений, осуществляется, как правило, на базе аналогичных расходов предыдущего года с учетом изменения цен и тарифов на соответствующие услуги. Потребление ресурсов определяется параметрами материальных объектов образовательного учреждения или установленными лимитами потребления, а также нормативами и санитарными нормами, установленными для расчета количества потребляемого ресурса: тепла, электроэнергии, воды, газа и др., необходимых для нормального функционирования учебного заведения. Содержание материальной базы учитывает также существующие нормативы износа оборудования, материалов, регулярности проведения текущего профилактического и капитальных ремонтов, количества телефонов, необходимых транспортных средств, средств связи и т. д. При определении расходов также используются уточненные тарифы и цены на содержание, эксплуатацию и ремонт материальных объектов. При расчете потребности в средствах следует учитывать необходимость развития образовательных учреждений, которое обычно представляется как процесс замены материальных объектов на более современные, пополнение библиотечных фондов, приобретение дополнительного оборудования и т. д. В этой части финансового планирования потребность в средствах определяется прямым счетом, исходя из тех мероприятий, которые предполагается осу- Лекция 6. Бюджетное финансирование образования ществить в планируемом году, и необходимых для этого средств. Каких-либо специальных методических разработок на эти цели пока нет. Предлагается, правда, установить норматив увеличения финансирования на цели развития в процентах к текущим расходам, но пока таких решений не принято. К тому же необходимость развития образовательных учреждений наталкивается на недостаток бюджетных средств, а также на недостаточность содержательных обоснований потребных для этого сумм. Более подробно порядок определения потребности в бюджетном финансировании для учреждений различных уровней образования описан в литературе [77,170,175, и др.]. В целом же расчет потребности в бюджетном финансировании основан на упомянутых выше методических материалах (см. с. 204 настоящей работы) с соответствующими поправками на действующую экономическую бюджетную классификацию. В результате проведения расчетов определяется так называемая нормативная или базовая потребность образовательных учреждений в бюджетных средствах. Поскольку реальное финансирование обычно отличается от потребности, причем — в меньшую сторону, то рассчитанная величина используется в качестве базы распределения бюджетных средств. Бюджетные средства на обеспечение соответствующих расходов по отдельной статье расходов распределяются между учебными заведениями пропорционально рассчитанной базовой потребности в-средствах по этой статье расходов, что может быть проиллюстрировано формулой: (6-1) где F{ —объем финансирования г-го учебного заведения; п — число учебных заведений; Fi norm — нормативная величина расходов i-ro учебного заведения по отдельной статье; Fq — выделенный объем финансирования по отдельной статье для всех учебных заведений (в рамках отрасли или, например, региона). В основу распределения средств, таким образом, закладываются расчеты нормативной (базовой) потребности в разрезе ста- 6.2. Определение потребности в бюджетных средствах тей экономической классификации по каждому общзовательпому учреждению. Возможны и другие варианты распределения, учитывающие большее число параметров, повышающие обоснованность распределения, по крайней мере внешне. Однако в большинстве своем они все равно основываются на указанном соотношении (6.1). Наряду с приведенными выше существуют и несколько иные подходы к определению потребности образовательных учреждений в бюджетных средствах, основанные на агрегировании постатейных расчетов и применении обобщающих показателей структуры расходов, точнее— на определении доли различных статей расходов в их общей сумме. Более полно эти подходы отражены в работах по расчету нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений. В качестве примера можно сослаться на предложенные специалистами упрощенные алгоритмы определения потребности высших учебных заведений [5, 16], а также учреждений общего образования (175] в бюджетных средствах. Обобщая порядок определения нормативной или базовой потребности в финансировании образовательного учреждения, нетрудно заметить, что наиболее обоснованные результаты получаются в том случае, если удается провести расчеты исходя из содержания работ, которые выполняются в рамках осуществляемой деятельности, т. е. образовательного процесса. Только так можно обосновать необходимость тех или иных затрат, что делает необходимым определение содержания работ, которые должны быть выполнены или выполняться в ходе осуществления учреждением образовательной деятельности. Иными словами, деятельность образовательного учреждения — это не абстрактное функционирование, а определенный набор, если можно так выразиться, „операций", требующихся для осуществления образовательного процесса, и определенный набор ресурсов, без которых эти операции выполнены быть не могут. Соответственно и финансирование деятельности образовательного учреждения должно обеспечивать приобретение тех ресурсов, которые необходимы.
Лекция 6. Бюджетное финансирование образования 6.3. Расчет потребности и фмп.икиронапии
6.3. Расчет потребности в финансировании образовательных учреждений Несмотря на то, что общая схема определения потребности системы образования в бюджетных средствах представляется достаточно понятной, расчет потребности в бюджетных средствах является трудоемкой и сложной работой. В данном случае не ставится задача подробно описать весь порядок расчета. Это займет слишком много места, да и по стилю изложения это будут тогда, скорее, методические материалы. Но более детально ознакомиться с общим порядком расчета все-таки необходимо. Основными исходными данными для расчета потребности в финансировании являются следующие: • контингент студентов, учащихся, воспитанников; • система оплаты труда работников образования; • нормативы социального и материального обеспечения студен • материальная база образовательных учреждений: кубатура Источниками для получения этих данных являются формы статистического наблюдения, нормативные документы, данные бухгалтерской отчетности. На первом этапе определяется величина контингента учащихся в образовательном учреждении на планируемый год. Она устанавливается (табл. 6.7), как правило, органом управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение, двумя основными путями: • установлением задания на подготовку специалистов; • утверждением контингента учащихся в составе „производ Лицензионное ограничение контингента учащихся в образовательном учреждении представляется понятным, поскольку отражает возможности материальной базы и ее качества применитель- но к установленным государством условиям оеуще<-пикчтя образовательного процесса. И если принято решение, что и нормальных условиях в конкретной школе должно обучаться не более 500 человек, то больше в ней учиться и не должно. А если необходимо принять больше, то нужно либо изменить существующие условии обучения либо требования к ним. Таблица 6.7. Определение контингента учащихся в образовательных учреждениях
Задания учредителя по обучению представляют собой в полном смысле слова — задания, т. е. принятое учредителем решение о величине контингента учащихся в образовательном учреждении, обучение которого оплачивается (финансируется) учредителем из своего бюджета. На государственном уровне эти решения принимаются органом управления образованием, в ведении которого это учреждение находится, и финансируется из государственного бюджета соответствующего уровня. В негосударственных учебных заведениях задания могут устанавливаться решением учредителя и финансироваться им из своих средств. Как нетрудно заметить из приведенной в табл. 6.7 информации, в пределах лицензионных требований определяется контингент учащихся тех уровней образования, где обучение является либо общедоступным и бесплатным (дошкольное, школьное), либо в учреждениях дополнительного образования, где обучение осуществляется на платной или на бесплатной основе, но в пределах устанавливаемой величины контингента обучающихся. Специально на проблемах формирования контингента останавливаться не Лекция 6. Бюджетное финансирование образования 6.3. Расчет потребности в финансировании
будем. Отмечу только, что общедоступность образования заключается в том, что в учебные заведения должны быть приняты вес желающие там обучаться, но только в пределах установленной лицензией численности. Поскольку мест в дошкольных учреждениях в настоящее время не хватает, то серьезных проблем с формированием в них контингента воспитанников не возникает. Действуют лишь лицензионные ограничения. В общеобразовательных школах картина несколько другая. Демографическая ситуация по стране в целом такова, что сформировать определенный контингент учащихся в них является проблемой. Поэтому учет учащихся осуществляется очень тщательно, в том числе и тех, кто только будет поступать на обучение в школу (по фактору проживания вблизи данной школы, например). Основные расчеты объемов финансирования осуществляются с использованием показателя среднегодового контингента учащихся, который определяется по формуле где N — среднегодовой контингент учащихся; NH — численность учащихся на начало года; Neblg — численность учащихся, выбывающих в течение года (в т.ч. выпускников); Nnocm — численность учащихся, поступающих на обучение в планируемом году; NK — численность учащихся на конец планируемого года. Для учреждений высшего профессионального образования среднегодовой контингент определяется несколько иначе: • по дневной форме обучения — как сумма показателей приема • по остальным формам обучения — по фактическому контин Такой порядок расчета контингента был введен в 1987 г. [88] с целью стимулирования учебных заведений к повышению качества обучения и устранения зависимости численности профессорско-преподавательского состава от численности студентов. Следует отметить, что одновременно для вузов были введены нормативные показатели числа студентов в расчете на одного преподавателя по формам обучения: • дневная — 8 студентов (увеличен в настоящее время до 10); • вечерняя—15 студентов; • заочная — 35 студентов. Для отдельных показателей финансирования используются данные о фактическом числе учащихся определенных категорий. Потребность в средствах на оплату труда рассчитывается исходя из численности и квалификационной структуры преподавательского персонала и других категорий работников образовательного учреждения. Число должностей преподавателей (воспитателей), необходимых для обучения и (или) воспитания планируемого контингента студентов, учащихся, воспитанников, определяется на основе показателей контингента учащихся (воспитанников) и установленных соотношений числа учащихся и преподавателей, числа педагогов на один класс-комплект — класс (учебную группу) заданной численности учащихся, числа воспитателей на группу воспитанников и т.д. Например, для студентов высших учебных заведений установлены соотношения, указанные выше. Поэтому расчет числа должностей профессорско-преподавательского состава будет определяться по формуле N3
где Ndo ~ численность студентов дневной формы обучения; Neo — численность студентов вечерней формы обучения; N3O — численность студентов заочной формы обучения. Не нужно удивляться тому, что результат может получиться не целым — рассчитывается показатель числа должностей, допускающий дробный результат, а не численности профессоров. Следует учитывать, что по отдельным специальностям (художественные, музыкальные, связанные с изучением восточных языков и др.) и отдельным высшим учебным заведениям специальными решениями установлены индивидуальные соотношения, умень-
Лекция 6. Бюджетное финансирование образования 6.3. Расчет потребности в финансировании
шенные по сравнению с приведенными в расчете, что также требует уточнения полученных результатов. Число должностей педагогических работников общеобразова тельных школ определяется иначе, но также с учетом контингента учащихся. Расчет осуществляется в следующем порядке: 1) определяется среднегодовой контингет учащихся по каждому 2) определяется число классов исходя из установленной чис 3) рассчитывается число ставок учителей по каждому класс- 4) число ставок учителей увеличивается в связи с необходимо Базовый расчет числа ставок на класс приведен в табл. 6.8. Таблица 6.8. Базовый расчет числа ставок педагогических работников общеобразовательной школы
На практике, конечно, полученные результаты будут отличаться от базовых, поскольку для проведения занятий требуются не просто педагоги, а педагоги по разным предметам, по которым предусмотрена разная предельная рабочая нагрузка. По Федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Начальное общее и основное общее обра- Определяется также число должностей воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования (руководители секций, кружков и т. п.), педагогического персонала для обучения детей на дому. Необходимо учитывать и другие факторы, определяющие число ставок педагогических работников [108]. Численность других категорий работников образовательных учреждений определяется на основе: • типовых штатов (типовые штаты определяют число должно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|