Структура управления образованием
Конституция Российской Федерации целей перед системой образования прямо не ставят. Можно считать, конечно, что доступность и бесплатность образования в определенных пределах и есть цель. Но это будет не совсем точно, ведь доступным и бесплатным может быть и некачественное образование, которое не будет нуж- ным учащимся. В конечном итоге для людей важно и первую очередь качество образования, а затем уже — доступ к нему и затраты па его получение. Причем именно в указанном порядке, поскольку ia качественное образование люди готовы платить (не все, конечно). Хотя, на каком-то этапе можно, по всей видимости, мириться с не очень качественным, но общедоступным образованием. Определение качества образования — это сложная и самостоятельная задача. Для целей лекции будем считать, что качество — ■>то признание полученного образования в тех сферах, где собирается трудиться или продолжать обучение обученный или выученный ■к-ловек. Иногда говорят, что чем лучше человек выучен, тем легче ему адаптироваться в различных сферах деятельности, но это уже относится, скорее, к содержанию образования. Отсюда можно предположить, что основной целью функционирования системы образования является приведение ее в такое состояние, при котором качественное образование доступно всем, кто желает его получить. Вряд ли такое состояние достижимо, но цель может и не достигаться, система будет постепенно приближаться к ней, двигаясь в нужном направлении и, добавим, достигая при сгом движении некоторых важных (или не очень) промежуточных результатов. Разумеется, движение подобного рода следует понимать как процесс постепенного изменения системы, количественного и (или) качественного.
Можно в качестве цели определить и некие конкретные параметры нового состояния системы образования: • способность обучать не менее 500 студентов на 10 тыс. чело • обеспечить качественное, на уровне современных требований • сделать так, чтобы математическая подготовка в городских Примеры такого рода не следует воспринимать буквально. Понятно, что новое состояние можно описать по разному. Главное, чтобы эта цель ставилась перед той частью системы или всей системой, которой она напрямую касается. Не следует относить, например, к цели всей системы образования поголовный охват детей
Лекция 3. Управление образованием 3.2. Структура управления образованием
дошкольным воспитанием, поскольку эта цель касается только части системы. Цель, таким образом, должна быть сформулирована, количественно и (или) качественно определена, обозначена, представлена на уровне понимания, Управление должно обеспечить изменение состояния системы, т. е. согласованную деятельность всех ее элементов, обеспечивающую движение к заданной цели и ее достижение. Важной характеристикой управления является то, что это обособленный вид деятельности, реализуемый отдельно от образовательного процесса. Это означает, что для управления системой образования создаются специальные организации со своей системой взаимоотношений, решаемых задач и осуществляемых видов действий — структура управления с определенной соподчиненно-стью, распределением между подразделениями функций управления. Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по так называемой линейно-функциональной схеме, которая характеризуется следующими основными чертами:
• наличие нескольких уровней, в которых каждый нижестоя • ограничение административного подчинения нижестоящих • возможность для органа управления управлять только теми Обобщенная структура управления образованием изображена на рис. 3.2. Федеральные органы управления
образованием Региональные органы управления
образованием Муниципальные органы управления
образованием Административное ведение Функциональное управление Рис. 3.2. Обобщенная структура управления образованием Конкретная реализация структуры управления в разное время определялась разными условиями, часто скрывавшимися за стандартными формулировками „в целях совершенствования... " Для характеристики происходивших структурных изменений больше нсего подходит понятие „субъективного фактора", поскольку масштабы системы образования росли постоянно, задачи, судя по формулировкам в официальных документах, постоянно же усложня-пись. С моей точки зрения, особенного усложнения управленческих ищач не происходило, они просто менялись и даже не очень сильно. Процесс же изменения структуры управления больше напоминал колебания. Изменения в органах управления образованием происходили и происходят достаточно регулярно, причем изменения >ти все время воспроизводят все ту же линейно-функциональную структуру. В качестве примера обратимся к сравнительно недавней истории (табл. 3.1). Как видно из приведенной информации, изменения в структуре управления образованием осуществлялись с завидной регу-мирностью. Разумеется, изменения происходили также и в период
Лекция 3. Управление образованием 3.2. Структура управления образованием
ского политехнического института — Ленинградский кораблестроительный институт, Сельскохозяйственный институт, втуз при ЛМЗ и др. И такие процессы происходили не только в Москве и Ленинграде. Кроме того, наличие „собственных" отраслевых учебных заведений свидетельствовало о высоком потенциале отрасли и руководящего ею министерства. Относительно территориального расположения учебных заведений действовали обычные принципы размещения производительных сил: • ближе к источникам энергии, в качестве которых выступали • ближе к месту потребления — в каждой области должны быть • во вновь осваиваемых районах — Новосибирский и Дальнево Иначе говоря, учебные заведения создавались там, где по условиям того времени это признавалось необходимым. Собственно, сейчас происходит то же самое с поправкой на изменившиеся социально-экономические условия. В то же время в ведении органов управления образованием субъектов Российской Федерации (ранее —краев, областей, автономных областей и округов) учебных заведений практически не было. А подавляющее большинство образовательных учреждений дошкольного и общего образования — яслей, детских садов, школ — находилось (и находится в настоящее время) в ведении муниципальных органов управления образованием. После изменений в структуре органов государственной власти и управления России в апреле 2004 г. федеральный уровень управления образованием представляют Министерство образования и науки Российской Федерации, которое является центральным органом управления образованием в России, и находящиеся в его ведении государственные органы управления: • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, па • Федеральная служба по надзору в сфере образования и
• Федеральное агентство по науке; • Федеральное агентство по образованию. изображенному на рис. 3.3. Рис. 3.3. Действующая структура управления образованием Для образовательных учреждений федерального ведения выстроена „трехзвенная" структура управления: от министерства через агентство к образовательному учреждению. По существу, агентство представляет собой промежуточное звено, транслирующее распоряжения министерства образовательным учреждениям посредством реализации отдельных управленческих функций. Подобные преобразования в структуре управления экономикой осуществлялись и раньше, когда из министерств выделялись главные управления (главки) для руководства подотраслями экономики. Затем это расценивалось как создание излишних управленческих шеньев, и главки ликвидировались. Лекция 3. Управление образованием 3.2. Структура управления образованием
Для образовательных учреждений регионального и муниципального ведения создана комбинированная двух-, трехзвенная структура управления, когда между образовательным учреждением и органом управления образованием нет промежуточных звеньев (двухзвенная) или такое звено представлено муниципальным органом управления образованием (трехзвенная). В данном случае не обсуждается вопрос о том, какая структура „лучше". Как будет показано дальше, обе они имеют право на существование в сформированных условиях функционирования образовательных учреждений и распределения обязанностей в области образования между уровнями государственной власти и управления. С учетом же федеральной составляющей управления образованием для учебных заведений муниципального уровня выстроена четырехзвенная структура управления: Министерство образования и науки Российской Федерации —> орган управления образованием субъекта Российской Федерации —> орган власти муниципального образования —» учебное заведение. Несколько более сложно выглядела структура управления образованием до 1996 г., когда существовали два министерства образования федерального уровня: • Госкомвуз России и другие министерства и ведомства по • Минобразования России по „четырехзвенной" схеме осу
В результате объединения Госкомвуза России и Минобразования России в 1996 г. было создано одно министерство с большой сетью подведомственных учебных заведений, причем в непосредственном административном ведении находилось около 2 тыс. ор- ганизаций. При этом Министерство стало и органом функционального управления для всей системы образования. Региональный уровень управления образованием представлен управлениями (министерствами, комитетами, главными управлениями и т.д.) образования субъектов Российской Федерации. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они по большей части не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений, осуществляя, таким образом, преимущественно функциональное управление системой образования в пределах региона. Следует отметить, что роль региональных органов управления образованием последовательно усиливается: • в ведение субъектов федерации передаются расположенные • в ведении субъектов федерации находилось 48 высших учеб По отношению к этим учебным заведениям региональные органы управления образованием выступают как вышестоящие органы. Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами народного образования (или просто отделами образования, название особого значения не имеет), созданными соответствующими муниципальными органами власти. На эти органы возложена основная нагрузка по осуществлению управления учебными заведениями общего образования, основная масса, которых сосредоточена на муниципальном уровне. В этой связи хочется отметить одну весьма важную особенность управления образованием. Если посмотреть на структуру управления, то нетрудно видеть, что основная масса учебных заведений относится к муниципальному уровню управления. Известно также, что муниципальный уровень вообще и муниципальные органы Лекция 3, Управление образованием 3.3. Функции управления образованием
управления в частности не являются государственным управлением. Отсюда следует, что муниципальные учебные заведения также формально не являются государственными. Государственные гарантии, провозглашенные Конституцией, таким образом, реализуются через сеть формально негосударственных учебных заведений. В таком построении управления образованием можно усмотреть несоответствие конституционной норме, которая должна реализоваться через сеть государственных учебных заведений. Представленная структура управления предъявляет весьма высокие требования к взаимодействию между уровнями и субъектами управления, распределению между ними функций управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|