Функции управления образованием
Исходя из определения, управление есть деятельность по координированию, согласованию работы других. Характер такой деятельности, безусловно, зависит от того, какую именно деятельность приходится координировать и согласовывать. В нашем случае речь идет о координации нескольких видов деятельности: • подведомственных учебных заведений; • подведомственных организаций, не осуществляющих обра • органов управления образованием. На основе представленной на рис. 3.2 структуры управления образованием можно предположить, что разные уровни управления осуществляют практически одинаковые виды координации за исключением муниципального уровня, на котором осуществляется координация только и непосредственно деятельности подведомственных учебных заведений. Тем не менее конкретное содержание одинаковых видов координации должно различаться в зависимости от того, на каком уровне управления она осуществляется. В соответствии с действующим законодательством образование является сферой совместного ведения федерального и регионального уровней государственной власти и управления. Это означает, что в сфере образования компетенция этих уровней может пе- ресекаться и должна быть разграничена законодательно. Именно это разграничение предусмотрено в III главе Закона „Об образовании" [117]. Для описания различных видов управленческой деятельности используется термин „функция управления". Строгого определения этого термина не выработано, но обычно сходятся на том, что функция управления — это некий отдельный типовой вид управленческой деятельности, своего рода элементарная управленческая операция, которую можно выделить, точнее — отделить от других операций. В частности, можно выделить в качестве отдельного вида деятельности „создание организации", поскольку эта деятельность может быть отделена от других видов, например, от „ликвидации организации", так как предполагает определенный набор действий по своему выполнению. Аналогичным образом можно выделить и другие функции управления — планирование (хотя иногда эту деятельность отделяют от управленческой), подготовку отчетных документов, работу с обращениями граждан и т. п. Следует помнить, что такое выделение носит, как правило, достаточно условный характер, поскольку каждая такая функция может быть разделена на составные части, которые могут рассматриваться как „более мелкие", но тоже функции управления. Может показаться, что такая работа носит формальный характер, но это не так, поскольку определение функций управления очень важно с точки зрения круга прав и обязанностей того или иного субъекта управления, пределов его компетенции. Иначе говоря, определение функций управления показывает, что может, а что не может делать субъект управления. А применительно к текущему моменту — с какими вопросами и проблемами и к какому именно начальству следует обращаться, чтобы иметь возможность получить от него решение по ним.
К компетенции федерального уровня в области образования отнесены двадцать три функции, реализуемые федеральными органами государственной власти и управления. Их перечисление занимает достаточно места, поэтому ограничимся их обобщающими характеристиками. Функции можно достаточно условно объединить в шесть основных групп.
Лекция 3. Управление обра 3.3. Функции управления образованием
1) Формирование и осуществ.1ение государственной политики в сфере образования. Это, iJa мой ВЗГЛяд, самая „туманная" функция, связанная с ко<>рдинацгией деятельности всех государственных институтов, так или иначе СВЯзанной с образованием1. Сюда можно отцести работу в области законотворчества, разработки прогр,^^ пр,оектов бюджетов, налоговой и таможенной политики к ^ д для реализации этих функций просто напрашивается программный подход, что и имеет место. Главным инструм$нтом формирования государственной политики в сфере обр^ования является Федеральная целевая программа развития образования [148]. Важное значе-ние имеют и другие госуда рствеШ1Ые документы, относящиеся к сфере образования—. доктрИНа развития образования, Основные направления со^иальио_экономической политики Правительства Российское федерации на долгосрочную перспективу (в части образования), документы Минобрнау-ки России. Функции, связаНные с формированием политики, реализуются не только Мю1о6рнауки рОСсии, но и всей системой государственных орга,Чов власти и управления.
2) Определение общих условия функционирования системы об 3) Установление льгот, эконо,К1ических нормативов, различных Политику можно понимать, как:з«^ранее объявленные действия, которые будет осуществлять государство „в о:т>вет<( на те или иные ситуации в сфере образования. Причем бездействие гочу^ ва_это тоже ВОЗМОжный вариант действий.
4) Создание учебных заведений федерального ведения и непо 5) Контроль за исполнением законодательства Российской Фе
6) Реализация специфических функций — лицензирование обра Эти установленные законом функции управления федерального уровня реализуются федеральными министерствами и ведомствами. До изменения структуры федеральных органов исполнительной власти (в 2004 г.) эти министерства и ведомства, главным образом, осуществляли реализацию функций, связанных с исполнением обязанностей учредителя образовательных учреждений и реализацией государственной образовательной политики в конкретной отрасли. В качестве примера можно привести несколько сокращенные задачи и функции бывшего Министерства культуры Российской Федерации [110], в соответствии с которым Министерство: • определяло направления подготовки кадров в сфере куль • осуществляло в установленном порядке аттестацию и госу • определяло объемы и осуществляло финансирование за счет
Лекция 3. Управление образованием 3.3. Функции управления образованием
• создавало, реорганизовывало и ликвидировало в установленном порядке подведомственные учреждения культуры, науки и образования в пределах выделенных Министерству бюджетных ассигнований и т. д.
Аналогичные функции выполнялись и другими министерствами и ведомствами. Министерство или ведомство, как орган отраслевого управления, таким образом, решало задачи сохранения и развития подведомственных учебных заведений как организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленную на подготовку специалистов для определенной отрасли экономики. В приведенном примере — для культуры. Таким образом реализовывалась линейная составляющая структуры управления. Управление образованием на федеральном уровне осуществлялось также функциональными министерствами и ведомствами Российской Федерации — Минфином России, Минтрудом России, Минэкономразвития России, Мингосимуществом России, реализующими отдельные функции управления образованием, как правило, опосредованно через Минобразование России и другие министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, и (или) путем издания документов регулирующего характера. В частности, Мингосимущество России, к исключительной компетенции которого были отнесены все вопросы распоряжения и управления государственным имуществом, определяло и контролировало условия и порядок передачи учебным заведениям государственного имущества, сдачи его в аренд}', использования и др., осуществляя тем самым функциональное управление. Минфин России был и остается включенным в процесс финансирования образования. Его роль в этом процессе определяется основными его функциями как центрального федерального органа управления финансами в стране. Это также позволяет говорить о функциональном управлении образованием со стороны этого министерства. Для уточнения следует добавить, что принимая, например, решение об общем порядке бухгалтерского учета в бюджетной сфере, Минфин России оставляет возможность Минобрнауки России издать свои документы по этому вопросу, отражающие спе-цифик}' сферы образования. Аналогичный порядок применяется и при решении других вопросов. При изменении структуры управления в 2004 г. эти функции в новых установочных документах отражены не были. Их выполнение, по существу, с этого времени осуществляется в режиме „по умолчанию", т.е. в рамках осуществления полномочий без их детализации. Следует отметить, что это изменение структуры управления не привело к серьезному изменению в наборе реализуемых управленческих функций. Министерство образования и науки Российской Федерации, будучи правопреемником Минобразования России, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений [111]. Министерство принимает решения по следующим основным функциям управления образованием и выпускает следующие нормативные правовые акты2:
• порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях; • перечень профессий (специальностей), по которым осу • положение и порядок создания филиалов федеральных го • формы документов государственного образца об уровне обра 1 Перечень функций управления несколько сокращен. Лекция 3. Управление образованием 3.3. Функции управления образованием
этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации; • ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учеб • положение о порядке замещения должностей работников го • положение об аспирантуре и докторантуре в высших учеб • федеральные компоненты государственных образовательных • положение об итоговой аттестации выпускников образова • положение о формах получения выпускниками образователь • номенклатуру должностей научных работников; • порядок аттестации руководящих и педагогических работ • порядок приема всех категорий обучающихся, порядок пере • порядок развития многоуровневой непрерывной системы про • порядок формирования федеральной системы подготовки и • порядок установления федеральным органам исполнитель бюджета, имеющим в ведении образовательные учреждения профессионального образования, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета; • порядок передачи на усыновление (удочерение) гражданам • порядок функционирования и развития сети специальных • порядок присуждения премий Президента Российской Феде • нормативные правовые акты по другим вопросам в установ Реализация управленческих функций в сфере образования, как и раньше, осуществляется министерствами, ведомствами, федеральными агентствами и службами, в ведении которых находятся образовательные учреждения. По отношению к негосударственным учебным заведениям федеральные государственные органы управления образованием выполняют отдельные „разрешительно-согласовательные" функции, связанные с лицензированием и оценкой их деятельности (специфическая функция лицензирования программ высшего и послевузовского профессионального образования), определением общих условий осуществления образовательной и финансово-хозяйственной деятельности и требований к содержанию образования, т. е. осуществляют функциональное управление. Лекция 3. Управление образованием 3.3. Функции управления образованием
На уровне субъектов Российской Федерации законодательно установленных управленческих функций несколько меньше — „всего" 18. Они во многом повторяют функции федерального уровня, но их реализация ограничивается определенной территорией субъекта федерации. Их также можно объединить в группы. 1) Формирование и осуществление государственной (региональ 2) Определение специфических условий функционирования 3) Установление дополнительных региональных льгот, эконо 4) Создание учебных заведений регионального ведения и непо 5) Обеспечение соблюдения законодательства Российской Феде 6) Реализация специфических функций — лицензирование обра по программам высшего и послевузовского профессионального образования), организация подготовки и переподготовки педагогических работников. Как видно из перечисления, функции во многом пересекаются <• функциями федерального уровня. Это и неудивительно, поскольку образование является сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Для правильного разграничения функций важно отметить следующие обстоятельства. 1. Установленная Законом „Об образовании" компетенция в 2. Разграничение компетенции между органами законодатель 3. Федеральные и ведомственные государственные органы 4. Федеральные государственные органы управления образова
Лекция 3. Управление образованием 3.3. Функции управления образованием
В практической работе применение законодательных положений представляет собой весьма сложную задачу, особенно учитывая распределение учебных заведений по уровням управления. Поэтому ее решение было переведено в плоскость договорных отношений. Министерство образования Российской Федерации заключило с субъектами Российской Федерации договоры о разграничении полномочий в сфере образования, в основном высшего и среднего профессионального. Такое ограничение сферы действия договора понятно, поскольку договорные отношения касались учебных заведений федерального ведения, но расположенных на территории региона и находящихся по существу на пересечении двух „государственных политик в сфере образования", реализуемых двумя уровнями управления — федеральным и региональным. На практике эти соглашения, как правило, содержали положения, установленные законом „Об образовании" с учетом некоторых дополнительных обязательств, которые брали на себя регионы с целью создания стабильных условий для функционирования вузов. В частности, это касалось предоставления льгот по обложению региональными налогами и сборами, создания региональных фондов развития высшего и среднего профессионального образования, финансирования национально-региональных компонент государственных образовательных стандартов, согласования контрольных цифр приема на обучение в соответствии с потребностями территории, определения плана трудоустройства выпускников по договорам и целевым направлениям в бюджетные организации территории, участия в решении вопросов социальной защиты в сфере высшего и среднего профессионального образования. К сфере совместной компетенции федерального уровня и регионов в договорах были отнесены (без разделения) такие важные вопросы, как: • внесение предложений о создании, реорганизации и ликвида • разработка и утверждение программ развития высшего и • интеграция федерального и регионального бюджетов для Сфера совместной компетенции в конкретных случаях может быть расширена за счет включения в соглашение конкретных направлений и даже отдельных мероприятий, которые предполагается осуществить совместно для развития региональной системы образования. К ним могут относиться конкретные научно-технические программы, отдельные научно-исследовательские работы, отдельные конкретные направления социальной защиты учащихся и и преподавателей. Соглашения ни в какой мере не сужают сферу компетенции и самостоятельность учебных заведений в решении практически всех вопросов организации и осуществления своей деятельности. Такие соглашения, по сути дела, создают (точнее—призваны создавать) для учебных заведений определенный режим благоприятствования как со стороны Министерства, так и со стороны региональных администраций. В последнее время начала складываться практика заключения соглашений регионов с Правительством Российской Федерации, в которых также последовательно реализуется принцип совместного ведения в вопросах управления высшим образованием. Во взаимоотношениях с регионами негосударственные учебные заведения остаются как бы „за скобками", т.е. обычно специального отражения эти проблемы в соглашениях не получают. Функции управления и их распределение по уровням сложились в рамках решения практических задач развития образования. Закон „Об образовании" фактически зафиксировал существующее, сложившееся к моменту его издания распределение функций управления по уровням и одновременно попытался поставить перед системой управления новые задачи, соответствующие изменившимся экономическим условиям. На муниципальном уровне органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение установленного законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. Таково требование Закона „Об образовании", и можно еще раз убедиться в
Лекция 3. Управление образованием 3.3. Функции управления образованием
том, что государство уже на уровне распределения управленческих полномочий переложило ответственность за реализацию важнейшей конституционной гарантии на формально негосударственные органы власти и управления, т.е. практически перевело осуществление государственной гарантии почти на уровень общественного самоуправления. На муниципальные органы власти в области образования возложены следующие полномочия. 1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного 2. Организация предоставления дополнительного образования 3. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных об 4. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципаль 5. Учет детей, подлежащих обязательному обучению в об 6. Опека и попечительство. Из приведенного перечисления полномочий, которые и определяют необходимые функции управления на муниципальном уровне, видно, что деятельность органов муниципального управления направлена на конкретную реализацию прав граждан в области образования: организацию обучения, создание и поддержание необходимых для этого материальных условий. Следует учесть также, что большинство учебных заведений находятся в ведении муниципальных органов управления, осуществляющих свою деятельность в условиях ограниченных ресурсов. Основным звеном сферы образования является образовательное учреждение. Именно оно осуществляет образовательный процесс и для этого ему Законом „Об образовании" предоставлены большие права, а пределы его компетенции весьма широки. Детальное описание компетенции образовательного учреждения, данное в Законе „Об образовании" [117, ст. 32], содержит двадцать один конкретный пункт. Обобщая их, можно сказать, что образовательное учреждение самостоятельно практически во всех сферах своей деятельности, включая управление. Именно об этой широкой самостоятельности шла речь при рассмотрении общей характеристики системы образования и, в частности, автономии учебных заведений. К компетенции образовательного учреждения законодательно отнесены следующие полномочия3: • материально-техническое обеспечение и оснащение образова • привлечение для осуществления деятельности, предусмотрен • предоставление учредителю и общественности ежегодного от • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответствен • установление структуры управления деятельностью образо • установление заработной платы работников образователь Приводятся с некоторыми сокращениями.
Лекция 3. Управление образованием 3.3. Функции управлении образованием
• разработка и принятие устава коллективом образовательного • разработка и принятие правил внутреннего распорядка обра • самостоятельное формирование контингента обучающихся, • самостоятельное осуществление образовательного процесса в • обеспечение в образовательном учреждении интернатного ти • осуществление иной деятельности, не запрещенной законода При этом образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: • невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; • реализацию не в полном объеме образовательных программ • жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работни • нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и ра • иные действия, предусмотренные законодательством Рос Пределы ответственности образовательного учреждения хорошо согласуются с основной целью, для достижения которой создаются учебные заведения в форме некоммерческих организаций, — реализацией функций социально-культурного характера, к которым, несомненно, можно отнести и образование. Как видно из перечисления, учебное заведение отвечает за образовательный процесс и его результаты, полученное учащимся качественное образование, что как раз и может считаться выражением основной цели создания учебного заведения. Указанные функции с учетом пределов ответственности реализуются образовательным учреждением через формируемую им внутри него систему управления. Можно даже сказать поэтому — систему самоуправления. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом. Оно строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления. В каждом учебном заведении существуют два полюса управления: совет, как форма самоуправления, и руководитель (директор, ректор), как форма единоначалия. Это своего рода разделение на законодательную и исполнительную власть в учебном заведении: • Совет принимает решения по общим, как правило, наиболее • руководитель принимает решения по конкретной реализации Решения совета и руководителя являются обязательными для учебного заведения. Формами самоуправления образовательного учреждения могут являться совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. Важным условием развития самоуправления в сфере образования является максимально возможное привлечение коллектива к управлению учебным заведением. Очевидно, это не просто дань моде на демократизацию всех сфер деятельности, но, в первую очередь, использование потенциала педагогов для развития учебного процесса, определения стратегических направлений развития учебного заведения. И в этом смысле в организации управления учеб-
Лекция 3. Управление образованием 3.3. Функции управления образованием
ным заведением может постепенно повышаться роль таких коллективных форм управления, как общее собрание и (или) конференция, в деятельности которых принимает участие коллектив учебного заведения. Непосредственное управление государственным или муниципальным учебным заведением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор). Именно на него возлагается персональная ответственность за деятельность учебного заведения и „хлеб его тяжек". Достаточно вспомнить, какие функции реализует учебное заведение, сколько работы ему нужно „самостоятельно" осуществить и за что оно при этом отвечает. А средств на все это обычно не хватает. Порядок „появления" руководителя образовательного учреждения установлен законодательно [117, ст. 35, п. 4]. Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть: • избран коллективом образовательного учреждения; • избран коллективом образовательного учреждения при пред • избран коллективом образовательного учреждения с после • назначен учредителем с предоставлением совету о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|