Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции управления образованием




Исходя из определения, управление есть деятельность по коор­динированию, согласованию работы других. Характер такой дея­тельности, безусловно, зависит от того, какую именно деятельность приходится координировать и согласовывать. В нашем случае речь идет о координации нескольких видов деятельности:

• подведомственных учебных заведений;

• подведомственных организаций, не осуществляющих обра­
зовательный процесс;

• органов управления образованием.

На основе представленной на рис. 3.2 структуры управления образованием можно предположить, что разные уровни управле­ния осуществляют практически одинаковые виды координации за исключением муниципального уровня, на котором осуществляет­ся координация только и непосредственно деятельности подведом­ственных учебных заведений. Тем не менее конкретное содержание одинаковых видов координации должно различаться в зависимости от того, на каком уровне управления она осуществляется.

В соответствии с действующим законодательством образование является сферой совместного ведения федерального и региональ­ного уровней государственной власти и управления. Это означа­ет, что в сфере образования компетенция этих уровней может пе-


ресекаться и должна быть разграничена законодательно. Именно это разграничение предусмотрено в III главе Закона „Об образова­нии" [117].

Для описания различных видов управленческой деятельности используется термин „функция управления". Строгого определе­ния этого термина не выработано, но обычно сходятся на том, что функция управления — это некий отдельный типовой вид управ­ленческой деятельности, своего рода элементарная управленческая операция, которую можно выделить, точнее — отделить от других операций. В частности, можно выделить в качестве отдельного ви­да деятельности „создание организации", поскольку эта деятель­ность может быть отделена от других видов, например, от „лик­видации организации", так как предполагает определенный набор действий по своему выполнению. Аналогичным образом можно вы­делить и другие функции управления — планирование (хотя иногда эту деятельность отделяют от управленческой), подготов­ку отчетных документов, работу с обращениями граждан и т. п. Следует помнить, что такое выделение носит, как правило, доста­точно условный характер, поскольку каждая такая функция может быть разделена на составные части, которые могут рассматривать­ся как „более мелкие", но тоже функции управления. Может по­казаться, что такая работа носит формальный характер, но это не так, поскольку определение функций управления очень важно с точки зрения круга прав и обязанностей того или иного субъекта управления, пределов его компетенции. Иначе говоря, определе­ние функций управления показывает, что может, а что не может делать субъект управления. А применительно к текущему момен­ту — с какими вопросами и проблемами и к какому именно началь­ству следует обращаться, чтобы иметь возможность получить от него решение по ним.

К компетенции федерального уровня в области образования от­несены двадцать три функции, реализуемые федеральными орга­нами государственной власти и управления. Их перечисление зани­мает достаточно места, поэтому ограничимся их обобщающими ха­рактеристиками. Функции можно достаточно условно объединить в шесть основных групп.


 




Лекция 3. Управление обра


3.3. Функции управления образованием


 


1) Формирование и осуществ.1ение государственной политики в сфере образования. Это, iJa мой ВЗГЛяд, самая „туманная" функция, связанная с ко<>рдинацгией деятельности всех госу­дарственных институтов, так или иначе СВЯзанной с образо­ванием1. Сюда можно отцести работу в области законотвор­чества, разработки прогр,^^ пр,оектов бюджетов, налоговой и таможенной политики к ^ д для реализации этих функ­ций просто напрашивается программный подход, что и имеет место. Главным инструм$нтом формирования государствен­ной политики в сфере обр^ования является Федеральная це­левая программа развития образования [148]. Важное значе-ние имеют и другие госуда рствеШ1Ые документы, относящи­еся к сфере образования—. доктрИНа развития образования, Основные направления со^иальио_экономической политики Правительства Российское федерации на долгосрочную перспективу (в части образования), документы Минобрнау-ки России. Функции, связаНные с формированием политики, реализуются не только Мю1о6рнауки рОСсии, но и всей систе­мой государственных орга,Чов власти и управления.

2) Определение общих условия функционирования системы об­
разования и образовательна учреждений, включая правовое
регулирование в пределах с-воей компетенции. В первую оче­
редь—это установление федеральных компонентов государ­
ственных образовательны^ стандартов, разработка подза­
конных актов (типовых по,Лгожений об образовательных учре­
ждениях, разъяснений по применению правовых актов, нор­
мативных писем, инетрукц%й? метОдических материалов).

3) Установление льгот, эконо,К1ических нормативов, различных
норм и правил — налоговых: льгот, нормативов и порядка фи­
нансирования, ставок опл<э>ты труда, социальных льгот уча­
щимся и работникам, стрс)1ИтельныХ) эксплуатационных, ме­
дицинских и других норм правил.

Политику можно понимать, как:з«^ранее объявленные действия, которые будет осуществлять государство „в о:т>вет<( на те или иные ситуации в сфере образования. Причем бездействие гочу^ ва_это тоже ВОЗМОжный вариант действий.


 

4) Создание учебных заведений федерального ведения и непо­
средственное руководство ими— осуществление функций
вышестоящего органа, учредителя, прямое финансирование
деятельности этих учебных заведений.

5) Контроль за исполнением законодательства Российской Фе­
дерации в области образования и федеральных компонентов
государственных образовательных стандартов.

6) Реализация специфических функций — лицензирование обра­
зовательных учреждений по программам высшего и после­
вузовского профессионального образования, установление и
присвоение государственных наград и почетных званий в об­
ласти образования, организация федеральной системы подго­
товки и переподготовки педагогических работников и работ­
ников государственных органов управления образованием.

Эти установленные законом функции управления федерально­го уровня реализуются федеральными министерствами и ведом­ствами. До изменения структуры федеральных органов исполни­тельной власти (в 2004 г.) эти министерства и ведомства, глав­ным образом, осуществляли реализацию функций, связанных с ис­полнением обязанностей учредителя образовательных учреждений и реализацией государственной образовательной политики в кон­кретной отрасли.

В качестве примера можно привести несколько сокращенные задачи и функции бывшего Министерства культуры Российской Федерации [110], в соответствии с которым Министерство:

• определяло направления подготовки кадров в сфере куль­
туры и координировало деятельность образовательных учре­
ждений федерального подчинения по определению объемов и
структуры подготовки, переподготовки и повышения квали­
фикации специалистов в сфере культуры и искусства;

• осуществляло в установленном порядке аттестацию и госу­
дарственную аккредитацию подведомственных образователь­
ных учреждений;

• определяло объемы и осуществляло финансирование за счет
средств федерального бюджета, включая государственные
инвестиции, подведомственных организаций:


 




Лекция 3. Управление образованием


3.3. Функции управления образованием


 


• создавало, реорганизовывало и ликвидировало в установлен­ном порядке подведомственные учреждения культуры, науки и образования в пределах выделенных Министерству бюд­жетных ассигнований и т. д.

Аналогичные функции выполнялись и другими министерства­ми и ведомствами.

Министерство или ведомство, как орган отраслевого управ­ления, таким образом, решало задачи сохранения и развития под­ведомственных учебных заведений как организаций, осуществляю­щих образовательную деятельность, направленную на подготовку специалистов для определенной отрасли экономики. В приведен­ном примере — для культуры. Таким образом реализовывалась ли­нейная составляющая структуры управления.

Управление образованием на федеральном уровне осуществ­лялось также функциональными министерствами и ведомствами Российской Федерации — Минфином России, Минтрудом России, Минэкономразвития России, Мингосимуществом России, реализу­ющими отдельные функции управления образованием, как прави­ло, опосредованно через Минобразование России и другие мини­стерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, и (или) путем издания документов регулирующего характера.

В частности, Мингосимущество России, к исключительной ком­петенции которого были отнесены все вопросы распоряжения и управления государственным имуществом, определяло и контро­лировало условия и порядок передачи учебным заведениям госу­дарственного имущества, сдачи его в аренд}', использования и др., осуществляя тем самым функциональное управление.

Минфин России был и остается включенным в процесс финан­сирования образования. Его роль в этом процессе определяется ос­новными его функциями как центрального федерального органа управления финансами в стране. Это также позволяет говорить о функциональном управлении образованием со стороны этого мини­стерства. Для уточнения следует добавить, что принимая, напри­мер, решение об общем порядке бухгалтерского учета в бюджет­ной сфере, Минфин России оставляет возможность Минобрнауки


России издать свои документы по этому вопросу, отражающие спе-цифик}' сферы образования. Аналогичный порядок применяется и при решении других вопросов.

При изменении структуры управления в 2004 г. эти функции в новых установочных документах отражены не были. Их выпол­нение, по существу, с этого времени осуществляется в режиме „по умолчанию", т.е. в рамках осуществления полномочий без их де­тализации. Следует отметить, что это изменение структуры управ­ления не привело к серьезному изменению в наборе реализуемых управленческих функций.

Министерство образования и науки Российской Федерации, бу­дучи правопреемником Минобразования России, является феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ­ции по выработке государственной политики и нормативно-право­вому регулированию в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений [111]. Министерство принимает решения по следующим основным функциям управле­ния образованием и выпускает следующие нормативные правовые акты2:

• порядок подготовки, переподготовки и повышения квалифи­кации кадров, включая профессиональное образование, под­готовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учрежде­ниях;

• перечень профессий (специальностей), по которым осу­
ществляются профессиональное образование и профессио­
нальная подготовка в образовательных учреждениях;

• положение и порядок создания филиалов федеральных го­
сударственных учреждений высшего и среднего профессио­
нального образования;

• формы документов государственного образца об уровне обра­
зования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая
подтверждение, признание и установление эквивалентности

1 Перечень функций управления несколько сокращен.


Лекция 3. Управление образованием


3.3. Функции управления образованием


 


этих документов за рубежом в соответствии с международ­ными договорами Российской Федерации;

• ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учеб­
ников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образова­
ния и имеющих государственную аккредитацию, и порядок
проведения экспертизы учебников;

• положение о порядке замещения должностей работников го­
сударственных образовательных учреждений высшего про­
фессионального образования;

• положение об аспирантуре и докторантуре в высших учеб­
ных заведениях и научных организациях независимо от ве­
домственной принадлежности;

• федеральные компоненты государственных образовательных
стандартов, федеральные требования к содержанию образо­
вания, общеобразовательным и профессиональным обра­
зовательным программам, учебным планам;

• положение об итоговой аттестации выпускников образова­
тельных учреждений;

• положение о формах получения выпускниками образователь­
ных учреждений золотой и серебряной медалей;

• номенклатуру должностей научных работников;

• порядок аттестации руководящих и педагогических работ­
ников государственных и муниципальных образовательных
учреждений, а также установления образовательных цензов
для педагогических работников;

• порядок приема всех категорий обучающихся, порядок пере­
вода обучающегося из одного учебного заведения в другое;

• порядок развития многоуровневой непрерывной системы про­
фессиональной подготовки и повышения квалификации;

• порядок формирования федеральной системы подготовки и
переподготовки педагогических кадров образовательных уч­
реждений и работников органов управления образованием;

• порядок установления федеральным органам исполнитель­
ной власти, другим распорядителям средств федерального


бюджета, имеющим в ведении образовательные учреждения профессионального образования, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюд­жета;

• порядок передачи на усыновление (удочерение) гражданам
детей, являющихся гражданами России;

• порядок функционирования и развития сети специальных
учебно-воспитательных и реабилитационных учреждений для
детей и подростков;

• порядок присуждения премий Президента Российской Феде­
рации и премий Правительства Российской Федерации в об­
ласти образования, науки и техники;

• нормативные правовые акты по другим вопросам в установ­
ленной сфере деятельности Министерства и подведомствен­
ных Министерству федеральных служб и агентств, за исклю­
чением вопросов, правовое регулирование которых в соответ­
ствии с Конституцией Российской Федерации, федеральны­
ми конституционными законами, федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации осуществляется исключительно феде­
ральными конституционными законами, федеральными зако­
нами, нормативными правовыми актами Президента Россий­
ской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Реализация управленческих функций в сфере образования, как и раньше, осуществляется министерствами, ведомствами, феде­ральными агентствами и службами, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

По отношению к негосударственным учебным заведениям феде­ральные государственные органы управления образованием вы­полняют отдельные „разрешительно-согласовательные" функции, связанные с лицензированием и оценкой их деятельности (специ­фическая функция лицензирования программ высшего и после­вузовского профессионального образования), определением общих условий осуществления образовательной и финансово-хозяйствен­ной деятельности и требований к содержанию образования, т. е. осуществляют функциональное управление.



Лекция 3. Управление образованием


3.3. Функции управления образованием


 


На уровне субъектов Российской Федерации законодательно установленных управленческих функций несколько меньше — „все­го" 18. Они во многом повторяют функции федерального уровня, но их реализация ограничивается определенной территорией субъ­екта федерации. Их также можно объединить в группы.

1) Формирование и осуществление государственной (региональ­
ной) политики в сфере образования, не противоречащей по­
литике Российской Федерации в области образования. Глав­
ным инструментом ее формирования являются региональные
программы развития образования, разрабатываемые в соот­
ветствии с Федеральной программой развития образования и
направленные на решение в первую очередь региональных за­
дач и проблем. Практически во всех регионах России работа
над такими программами проводится (программы разработа­
ны или разрабатываются).

2) Определение специфических условий функционирования
системы образования и образовательных учреждений в реги­
оне, включая правовое регулирование в пределах своей ком­
петенции, установление региональных компонентов государ­
ственных образовательных стандартов.

3) Установление дополнительных региональных льгот, эконо­
мических нормативов, различных норм и правил —льгот по
уплате налогов в региональный бюджет, региональных нор­
мативов и порядка финансирования, дополнительных по от­
ношению к федеральным социальных льгот учащимся и ра­
ботникам, строительных, эксплуатационных, медицинских и
других норм, правил и т. д.

4) Создание учебных заведений регионального ведения и непо­
средственное руководство ими — осуществление функций вы­
шестоящего органа, учредителя, прямое финансирование об­
разовательной деятельности.

5) Обеспечение соблюдения законодательства Российской Феде­
рации в области образования, контроль исполнения государ­
ственных образовательных стандартов.

6) Реализация специфических функций — лицензирование обра­
зовательных учреждений (за исключением лицензирования


по программам высшего и послевузовского профессиональ­ного образования), организация подготовки и переподготовки педагогических работников.

Как видно из перечисления, функции во многом пересекаются <• функциями федерального уровня. Это и неудивительно, посколь­ку образование является сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Для правильного разграничения функций важно отметить сле­дующие обстоятельства.

1. Установленная Законом „Об образовании" компетенция в
области образования федеральных органов государственной
власти, федеральных органов управления образованием и ор­
ганов государственной власти субъектов Российской Федера­
ции является исчерпывающей и изменяется только законом.

2. Разграничение компетенции между органами законодатель­
ной и исполнительной власти федерального уровня и в обла­
сти образования определяется в соответствии с законами Рос­
сийской Федерации. Аналогично осуществляется разграниче­
ние компетенции на уровне субъектов Российской Федерации
в соответствии с законами соответствующих субъектов.

3. Федеральные и ведомственные государственные органы
управления образованием не вправе самостоятельно прини­
мать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные Законом
к компетенции органов управления образованием субъектов
Российской Федерации и местных органов управления обра­
зованием, за исключением случаев, предусмотренных зако­
нодательством Российской Федерации и касающихся обеспе­
чения государственной и общественной безопасности, охраны
здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия на­
селения, защиты прав и свобод граждан.

4. Федеральные государственные органы управления образова­
нием вправе в пределах своей компетенции инспектировать
на территории Российской Федерации любые образователь­
ные учреждения и любой орган управления образованием в
порядке надзора, а также могут предоставлять это право
другим государственным органам управления образованием.


 




Лекция 3. Управление образованием


3.3. Функции управления образованием


 


В практической работе применение законодательных положе­ний представляет собой весьма сложную задачу, особенно учиты­вая распределение учебных заведений по уровням управления. По­этому ее решение было переведено в плоскость договорных отноше­ний. Министерство образования Российской Федерации заключи­ло с субъектами Российской Федерации договоры о разграничении полномочий в сфере образования, в основном высшего и среднего профессионального. Такое ограничение сферы действия договора понятно, поскольку договорные отношения касались учебных за­ведений федерального ведения, но расположенных на территории региона и находящихся по существу на пересечении двух „госу­дарственных политик в сфере образования", реализуемых двумя уровнями управления — федеральным и региональным.

На практике эти соглашения, как правило, содержали положе­ния, установленные законом „Об образовании" с учетом некото­рых дополнительных обязательств, которые брали на себя регионы с целью создания стабильных условий для функционирования ву­зов. В частности, это касалось предоставления льгот по обложению региональными налогами и сборами, создания региональных фон­дов развития высшего и среднего профессионального образования, финансирования национально-региональных компонент государ­ственных образовательных стандартов, согласования контрольных цифр приема на обучение в соответствии с потребностями терри­тории, определения плана трудоустройства выпускников по дого­ворам и целевым направлениям в бюджетные организации терри­тории, участия в решении вопросов социальной защиты в сфере высшего и среднего профессионального образования.

К сфере совместной компетенции федерального уровня и реги­онов в договорах были отнесены (без разделения) такие важные вопросы, как:

• внесение предложений о создании, реорганизации и ликвида­
ции вузов;

• разработка и утверждение программ развития высшего и
среднего профессионального образования в регионах;

• интеграция федерального и регионального бюджетов для
решения инвестиционных задач в сфере образования.


Сфера совместной компетенции в конкретных случаях может быть расширена за счет включения в соглашение конкретных на­правлений и даже отдельных мероприятий, которые предполагает­ся осуществить совместно для развития региональной системы об­разования. К ним могут относиться конкретные научно-техничес­кие программы, отдельные научно-исследовательские работы, отдельные конкретные направления социальной защиты учащих­ся и и преподавателей. Соглашения ни в какой мере не сужают сферу компетенции и самостоятельность учебных заведений в ре­шении практически всех вопросов организации и осуществления своей деятельности. Такие соглашения, по сути дела, создают (точ­нее—призваны создавать) для учебных заведений определенный режим благоприятствования как со стороны Министерства, так и со стороны региональных администраций. В последнее время на­чала складываться практика заключения соглашений регионов с Правительством Российской Федерации, в которых также после­довательно реализуется принцип совместного ведения в вопросах управления высшим образованием.

Во взаимоотношениях с регионами негосударственные учеб­ные заведения остаются как бы „за скобками", т.е. обычно специ­ального отражения эти проблемы в соглашениях не получают.

Функции управления и их распределение по уровням сложи­лись в рамках решения практических задач развития образова­ния. Закон „Об образовании" фактически зафиксировал существу­ющее, сложившееся к моменту его издания распределение функций управления по уровням и одновременно попытался поставить пе­ред системой управления новые задачи, соответствующие изменив­шимся экономическим условиям.

На муниципальном уровне органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение уста­новленного законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соот­ветствии федеральным и местным требованиям условий осуществ­ления образовательного процесса в образовательных учреждени­ях, расположенных на подведомственных им территориях. Таково требование Закона „Об образовании", и можно еще раз убедиться в


 




Лекция 3. Управление образованием


3.3. Функции управления образованием


 


том, что государство уже на уровне распределения управленческих полномочий переложило ответственность за реализацию важней­шей конституционной гарантии на формально негосударственные органы власти и управления, т.е. практически перевело осуществ­ление государственной гарантии почти на уровень общественного самоуправления.

На муниципальные органы власти в области образования воз­ложены следующие полномочия.

1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного
начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования по основным общеобразовательным про­
граммам, за исключением полномочий по финансовому обес­
печению образовательного процесса, отнесенных к полномо­
чиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.

2. Организация предоставления дополнительного образования
детям и общедоступного бесплатного дошкольного образова­
ния на территории муниципального района.

3. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных об­
разовательных учреждений.

4. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципаль­
ных образовательных учреждений, обустройство прилегаю­
щих к ним территорий.

5. Учет детей, подлежащих обязательному обучению в об­
разовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы основного общего образования.

6. Опека и попечительство.

Из приведенного перечисления полномочий, которые и опреде­ляют необходимые функции управления на муниципальном уров­не, видно, что деятельность органов муниципального управления направлена на конкретную реализацию прав граждан в области об­разования: организацию обучения, создание и поддержание необ­ходимых для этого материальных условий. Следует учесть также, что большинство учебных заведений находятся в ведении муници­пальных органов управления, осуществляющих свою деятельность в условиях ограниченных ресурсов.


Основным звеном сферы образования является образователь­ное учреждение. Именно оно осуществляет образовательный про­цесс и для этого ему Законом „Об образовании" предоставлены большие права, а пределы его компетенции весьма широки. Деталь­ное описание компетенции образовательного учреждения, данное в Законе „Об образовании" [117, ст. 32], содержит двадцать один конкретный пункт. Обобщая их, можно сказать, что образователь­ное учреждение самостоятельно практически во всех сферах своей деятельности, включая управление. Именно об этой широкой само­стоятельности шла речь при рассмотрении общей характеристики системы образования и, в частности, автономии учебных заведе­ний.

К компетенции образовательного учреждения законодательно отнесены следующие полномочия3:

• материально-техническое обеспечение и оснащение образова­
тельного процесса, оборудование помещений в соответствии с
государственными и местными нормами и требованиями, осу­
ществляемые в пределах собственных финансовых средств;

• привлечение для осуществления деятельности, предусмотрен­
ной уставом образовательного учреждения, дополнительных
источников финансовых и материальных средств, в том чис­
ле использование негосударственным образовательным учре­
ждением банковского кредита;

• предоставление учредителю и общественности ежегодного от­
чета о поступлении и расходовании финансовых и материаль­
ных средств;

• подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответствен­
ность за уровень их квалификации;

• установление структуры управления деятельностью образо­
вательного учреждения, штатного расписания, распределе­
ние должностных обязанностей;

• установление заработной платы работников образователь­
ного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должност­
ным окладам, порядка и размеров их премирования;

Приводятся с некоторыми сокращениями.


 




Лекция 3. Управление образованием


3.3. Функции управлении образованием


 


разработка и принятие устава коллективом образовательного
учреждения для внесения его на утверждение;

• разработка и принятие правил внутреннего распорядка обра­
зовательного учреждения, иных локальных актов;

• самостоятельное формирование контингента обучающихся,
воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, ес­
ли иное не предусмотрено типовым положением об образова­
тельном учреждении соответствующих типа и вида и Законом
„Об образовании";

• самостоятельное осуществление образовательного процесса в
соответствии с уставом образовательного учреждения, лицен­
зией и свидетельством о государственной аккредитации;

• обеспечение в образовательном учреждении интернатного ти­
па условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

• осуществление иной деятельности, не запрещенной законода­
тельством Российской Федерации и предусмотренной уставом
образовательного учреждения.

При этом образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответствен­ность за:

• невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

• реализацию не в полном объеме образовательных программ
в соответствии с учебным планом и графиком учебного про­
цесса; качество образования своих выпускников;

• жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работни­
ков образовательного учреждения во время образовательного
процесса;

• нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и ра­
ботников образовательного учреждения;

• иные действия, предусмотренные законодательством Рос­
сийской Федерации.

Пределы ответственности образовательного учреждения хоро­шо согласуются с основной целью, для достижения которой созда­ются учебные заведения в форме некоммерческих организаций, — реализацией функций социально-культурного характера, к ко­торым, несомненно, можно отнести и образование. Как видно из


перечисления, учебное заведение отвечает за образовательный про­цесс и его результаты, полученное учащимся качественное образо­вание, что как раз и может считаться выражением основной цели создания учебного заведения. Указанные функции с учетом преде­лов ответственности реализуются образовательным учреждением через формируемую им внутри него систему управления. Можно даже сказать поэтому — систему самоуправления.

Управление государственными и муниципальными образова­тельными учреждениями осуществляется в соответствии с законо­дательством Российской Федерации и его уставом. Оно строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления. В каж­дом учебном заведении существуют два полюса управления: совет, как форма самоуправления, и руководитель (директор, ректор), как форма единоначалия. Это своего рода разделение на законо­дательную и исполнительную власть в учебном заведении:

• Совет принимает решения по общим, как правило, наиболее
важным вопросам функционирования учебного заведения
(законы в пределах компетенции Совета);

• руководитель принимает решения по конкретной реализации
решений Совета, а также по другим вопросам, которыми Со­
вет не занимается (можно провести аналогию с решениями
правительства по исполнению законов).

Решения совета и руководителя являются обязательными для учебного заведения. Формами самоуправления образовательного учреждения могут являться совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учре­ждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Важным условием развития самоуправления в сфере образо­вания является максимально возможное привлечение коллектива к управлению учебным заведением. Очевидно, это не просто дань моде на демократизацию всех сфер деятельности, но, в первую оче­редь, использование потенциала педагогов для развития учебного процесса, определения стратегических направлений развития учеб­ного заведения. И в этом смысле в организации управления учеб-


 




 


 
 


 


Лекция 3. Управление образованием


3.3. Функции управления образованием


 


ным заведением может постепенно повышаться роль таких коллек­тивных форм управления, как общее собрание и (или) конферен­ция, в деятельности которых принимает участие коллектив учеб­ного заведения.

Непосредственное управление государственным или муници­пальным учебным заведением осуществляет прошедший соответ­ствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор). Именно на него возлагается пер­сональная ответственность за деятельность учебного заведения и „хлеб его тяжек". Достаточно вспомнить, какие функции реализу­ет учебное заведение, сколько работы ему нужно „самостоятельно" осуществить и за что оно при этом отвечает. А средств на все это обычно не хватает.

Порядок „появления" руководителя образовательного учре­ждения установлен законодательно [117, ст. 35, п. 4]. Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учре­ждения может быть:

• избран коллективом образовательного учреждения;

• избран коллективом образовательного учреждения при пред­
варительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учре­
дителем;

• избран коллективом образовательного учреждения с после­
дующим утверждением учредителем;

• назначен учредителем с предоставлением совету о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...