Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые организационные формы учебных заведений




Образование традиционно считается сферой преимущественно государственных интересов, поскольку именно государство форми­рует эту сферу, определяет условия ее функционирования и основ­ные направления развития, предоставляет общественные ресурсы для ее деятельности, обеспечивает гарантии доступности образо­вания для населения. До недавнего времени в Российской Феде­рации это выражалось в наличии исключительно государственной системы образования, причем централизованно управляемой госу­дарством же. Создание негосударственного сектора эту ситуацию, в целом, не изменило.

Формирование гражданского общества в совокупности с рыноч­ными отношениями поставило сферу образования в новые усло­вия функционирования. Первоначально эти условия оценивались как последовательное усиление роли общественной составляющей в управлении образованием и развитие и углубление автономии образовательных учреждений. Предполагалось, что роль государ­ства в управлении системой образования должна снижаться, а его функции в этой части — передаваться общественным институтам и самим образовательным учреждениям.

Реализация этих положений привела к необходимости опреде­ления этих функций, объемов их передачи от государства к субъ­ектам, на которых бы возлагалось их исполнение, а также поряд­ка, сроков передачи и определения направлений взаимодействия государства с общественными организациями и образовательными учреждениями в новых изменившихся условиях.

Традиции и инерция централизованного государственного управления привели к тому, что решения в этой области приня­ло на себя государство в лице органов управления образованием.


4.3. Новые организационные формы учебных введений

Проблемы совершенствования управления были включены в госу­дарственные программы и планы мероприятий по модернизации образования. Следует отметить, что так было практически всегда, поскольку проблемы совершенствования управления образованием относились и относятся к числу приоритетных направлений госу­дарственной политики в сфере образования. И практически всегда их решение основывалось на перераспределении функций управле­ния между уровнями и субъектами, включая в большей или мень­шей степени общественную составляющую. В результате центра­лизованное начало в управлении образованием не только не сокра­тилось, но, по некоторым оценкам, наоборот, усилилось по следу­ющим основным направлениям:

• дальнейшей централизации финансирования, причем не толь­
ко бюджетного;

• последовательного сокращения пределов самостоятельности
образовательных учреждений в имущественных отношениях;

• ликвидации налоговых льгот для образовательных учреж­
дений.

Как ни парадоксально, но усиление централизации сопровож­дается последовательным исключением из законодательства поло­жений о государственных гарантиях приоритетности образования, т. е. снижением ответственности государства за образование. Более того, разрабатываемые в настоящее время подходы к модерниза­ции образования предусматривают дальнейшее сокращение сферы ответственности государства.

Основным направлением государственной политики в образо­вании становится распространение на эту сферу рыночных отно­шений. В подтверждение этому можно сослаться на ряд положе­ний Федеральной целевой программы развития образования (148]. В частности, цель политики модернизации образования в средне­срочной перспективе в Программе определена как обеспечение кон­курентоспособности России на мировом уровне, а ее достижение может быть обеспечено за счет оптимального соотношения затрат и качества в сферах образования и науки. В рамках Программы решаются задачи повышения ориентации системы образования на рынок труда (не на потребности населения!), перехода на норма-


Лекция 4. Совершенствование управления образованием


4.3. Новые организационные формы учетных введений


 


тивное финансирование образовательных учреждений (приближе­ние финансирования по форме к оплате образовательных услуг -модель „образование как товар"). В основу модернизации обра­зования, таким образом, закладываются в первую очередь эконо­мические подходы. Управленческий аспект решения программных задач состоит в определении рационального (правильного, опти мального и т. п.) распределения функций между государством, об ществом и образовательными учреждениями (организациями).

В зависимости от направления перемещения функций можно рассматривать несколько „базовых" вариантов построения систе мы управления образованием:

• демократизацию — усиление роли общественных институтов
при сокращении степени вмешательства государства;

• централизацию — усиление государственного начала в управ­
лении образованием при соответствующем сокращении уча­
стия общества в управлении образованием;

• автономизацию — расширение пределов самостоятельности
образовательных учреждений и (или) организаций.

Следует понимать, что приведенные варианты являются до­вольно условными и могут комбинироваться друг с другом. На­пример, демократизация управления может сопровождаться авто-номизацией, поскольку может реализовываться через усиление по­зиций общественных форм управления учебным заведением. Цен­трализация может сопровождаться демократизацией в условиях формирования государством общественных органов управления образованием.

Очевидно, что на разных исторических этапах развития об­разования преобладали разные направления его реформирования или модернизации (совершенствования). В настоящее время разви­тие общества находится на путях демократизации, по крайней ме­ре, именно таково официально заявленное направление развития. Соответственно в образовании можно было бы ожидать развития процессов демократизации, связанных с передачей государствен­ных функций управления и контроля общественным объединени­ям граждан, профессиональным ассоциациям, студенческим сооб­ществам и т. п. Но, как уже указывалось выше, имеет место про-


цесс заиления централизованной составляющей управления, хотя и рассматриваются вопросы формирования общественных органон управления образованием, в частности — попечительских советов. Связывается это, главным образом, с тем обстоятельством, что для обеспечения функционирования системы образования выделяют­ся государственные и муниципальные ресурсы, ответственность за расходование которых несут соответствующие государственные и муниципальные органы управления. Естественно, что и распоря­жение ресурсами эти органы оставляют за собой. А это в свою оче­редь приводит к сокращению пределов самостоятельности образо­вательных учреждений в экономической сфере, что в настоящее время и наблюдается.

Разумеется, в таких условиях сложно говорить об инициативе в сфере экономики образования, рациональности и повышении эф­фективности расходования ресурсов, экономии и пр. Для решения этих задач одним из направлений совершенствования управления образованием является расширение самостоятельности учебных за­ведений, но при условии изменения их статуса и передачи им от­ветственности за результаты своей деятельности.

Др недавнего времени статус учебных заведений (точнее ска­зать — организационно-правовая форма) был ограничен: образо­вательную деятельность могли осуществлять только учреждения и, в части профессиональной подготовки, предприятия. Измене­ние Закона „Об образовании" существенно расширило этот круг, распространив „разрешение" на все виды некоммерческих орга­низаций. Однако различные виды некоммерческих организаций имеют свои особенности в части распоряжения имуществом, что не обеспечивает гарантий сохранения объектов государственной соб­ственности в системе образования.

Поэтому в рамках процессов модернизации образования раз­рабатывались новые формы некоммерческих организаций, таких как автономное учреждение и автономная некоммерческая орга­низация. Эти формы, по мысли разработчиков соответствующих предложений, должны при сохранении государственной собствен­ности в образовании или без таковой решить ряд проблем авто­номности образовательных организаций, расширения их самосто-


Лекция 4. Совершенствование управления образованием

ятельности в распоряжении имуществом. В частности, речь идет об отмене для новых форм образовательных организаций сметного бюджетного финансирования и расширении их прав в распоряже­нии объектами собственности и денежными средствами при одно­временном исключении субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам учебного заведения, зарегистрированного в „но­вой" организационно-правовой форме. Эти изменения, безусловно, должны отразиться и на системе управления и регулирования об­разования.

Обратившись к Закону „О некоммерческих организациях" [115], нетрудно увидеть, что характерные черты образовательной орга­низации определены, в основном, в виде повторения положений Гражданского кодекса и имеют как сходство, так и отличия от ос­новных черт образовательного учреждения (табл. 4.2).

Из приведенного краткого перечня видно, что отличия меж­ду некоммерческой организацией и учреждением есть и они весь­ма серьезны: отношения собственности на переданное имущество, ответственность по обязательствам, банкротство и режим финан­сового обеспечения деятельности.

Таблица 4.2. Основные черты образовательной организации и образовательного учреждения

 

Черта Организация Учреждение
Форма некоммерческая организация
Осуществление образовательной деятельности в соответствии с законодательством
Имущество в собственности в оперативном управлении
Ответственность собственника (учредителя) по обязательствам организации (учреждения) есть нет
Возможность банкротства да, если органи­зация негосудар­ственная нет
Ограничения по осуществляемой деятельности нет определяются учредителем
Финансирование собственником (учредителем) нет Да

А вот от коммерческой организации у образовательной ор­ганизации отличие только одно — статус некоммерческой орга-


4.3. Новые организационные формы учебных чавгдепий

низации, что в некотором смысле представляется достаточно эфе­мерным. По сути дела, образовательная организация представля­ет собой вариант коммерческой организации с незаявлешюй це­лью извлечения прибыли. Подробнее проблемы некоммерческого статуса рассматривались выше. Отсюда и основные риски перево­да государственных (муниципальных) учреждений в форму иных некоммерческих организаций будут в первую очередь касаться воз­можности потери государственного (муниципального) имущества, чего допускать никак нельзя по понятным причинам.

При этом, однако, у образовательных организаций есть одно важное преимущество — более высокий уровень самостоятельности вследствие того, что имущество передается в их собственность, а финансовые ресурсы— не в режиме финансирования, а каким-то иным образом. Образовательная организация может самостоятель­но, оперативно и более эффективно использовать и имущество, и финансовые ресурсы. Подчеркнем —в теории. Проблема состоит в том, чтобы, расширив самостоятельность образовательной органи­зации, обеспечить гарантии сохранения имущества в системе обра­зования и его использования на образовательные цели.

Решение проблемы расширения самостоятельности образова­тельных учреждений было предложено в виде создания двух но­вых организационно-правовых форм учреждений — государствен­ного (муниципального) автономного учреждения и государствен­ной (муниципальной) автономной некоммерческой организации. Основное отличие этих организаций от „просто" учреждения состо­ит в иных правах на переданное им государственное (муниципаль­ное) имущество и финансовые ресурсы. Как следствие, в этих но­вых формах должны измениться взаимоотношения с учредителем (государственными или муниципальными органами) и требования к организации управления внутри этих организаций. Эти вопро­сы также являются предметом пристального изучения (см., напри­мер, [57J). Основные черты новых форм образовательных учрежде­ний и организации представлены в табл. 4.3.

Как видно из приведенной информации, различия касаются пределов распоряжения имуществом и денежными средствами, по­рядка этого распоряжения и ответственности по обязательствам.


Таблица 4.3. Основные характеристики различных организационно-правовых форм образовательных организаций


Характеристика Учреждение Автономное учреждение А втопомная, некоммерческая организация
Собственник иму­щества государство, в лице уполномоченного органа сама организация
Распоряжение закрепленным за ним имуществом не распоряжается с согласия собственника распоря­жается недвижимым и особо цен­ным движимым имуществом распоряжается самостоя­тельно
Распоряжение имуществом, приобретенным на доходы от самостоятельной деятельности самостоятельно распоряжается самостоятельно распоряжа­ется, с согласия учредителя может передавать имущество учреждаемым юридическим лицам
Орган, принима­ющий решение о распоряжении имуществом 1. Уполномоченный орган госу­дарственной власти 2. Руководитель учреждения 1. Руководитель учреждения са­мостоятельно, либо с согласия учредителя 2. Наблюдательный совет учре­ждения при совершении крупной сделки исполнительный орган организации в соответ­ствии с планом финансово-хозяйственной деятельности и порядком расходования средств, утверждаемыми управляющим советом орга­низации
Ограничения по распоряжению имуществом Законодательно не определены 1. Согласие собственника 2. Ре­комендации наблюдательного со­вета утверждение Управляющим советом плана фин.-хоз. дея­тельности и предложений ис­полнительного органа о со­вершении крупных сделок
Ответственность по обязательствам в пределах находящихся у него денежных средств всем имуществом, за исключени­ем недвижимого и особо ценного движимого имущества всем имуществом
Ответствен ность учредителя субсидиарная отсутствует

с п

5 2


CO

 

en s
И О
CD  
К  
s  
(T  
z H  
j-H  
^:  
r  

Лекция 4. Совершенствование управления образованием

и довольно легко „спроектировать" различные виды (или типы) ор­ганизаций с разными „степенями свободы" в распоряжении этим имуществом. Подробнее этот вопрос представлен в (17].

Создание автономного учреждения порождает необходимость изменения управления им. Общая характеристика распределения полномочий по уровням управления в государственном автоном­ном учреждении может быть представлена в виде табл. 4.5.

Таблица 4.5. Распределение полномочий в автономном учреждении

 

Уровень управления Реализующая структура
Высший орган Наблюдательный (попечи-
  тельский) совет
Исполнительный орган Руководитель
Органы управления Ученый совет, другие орга-
(функциональные) ны, предусмотренные уста-
  вом

Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация, судя по тому, что государственное имущество переда­ется ей в собственность, государственной может считаться, с моей точки зрения, только номинально. Видимо поэтому в разработках этой формы организации предусматриваются различные „сдерж-ки" процессов изъятия собственности из сферы образования в виде наблюдательного совета и необходимости его решений по проведе­нию сделок с имуществом. Это, однако, не исключает возможности отчуждения государственного имущества по иным основаниям — в счет погашения задолженности образовательной организации, например. В настоящее время создание формы автономной некоммерческой организации прекращено (точнее —отложено).

Следует заметить, что, несмотря на некоторые различия в фор­мулировках, основным формообразующим элементом для новых организаций являются отношения собственности. А если быть бо­лее точным, то пределы самостоятельного распоряжения объекта­ми собственности, переданными организациями или приобретен­ными ими, и денежными средствами. Именно по этому признаку новые формы образовательных организаций отличаются, в частно­сти, от учреждения. Помимо прочего, это означает, что иных су-


4.3. Новые организационные формы учебных з аведений

щественных отличий эти формы образовательных организаций мо­гут и не иметь. Поскольку автономное учреждение как новая фор­ма образовательной организации уже создана законодательно [116], рассмотрим указанные изменения более подробно применительно именно к автономному учреждению.

По своим характеристикам автономное учреждение хотя и от­личается от учреждения, но не очень сильно:

• автономное учреждение является все же учреждением и, в
принципе, может финансироваться собственником, получать
средства государственного или муниципального бюджета в
форме субвенций или субсидий;

• собственником имущества автономного, учреждения оста­
ется государство (в лице уполномоченного органа) или муни­
ципальное образование;

• имущество передается автономному учреждению на праве
оперативного управления;

• ответственность по обязательствам распространяется только
на часть имущества автономного учреждения;

• учредитель (государство, регион, муниципальное образова­
ние) не отвечает (что важно!) по обязательствам автономного
учреждения.

Однако такое распределение будет не совсем точным, поскольку не совсем верно отражает роль наблюдательного совета в управле­нии учебным заведением в форме автономного учреждения. В ка­честве примера можно привести порядок принятия решения о рас­поряжении переданным автономному учреждению имуществом. Само решение принимается руководителем учреждения (ректором вуза, например), но для его принятия необходима рекомендация на­блюдательного совета, по сути — согласие совета на осуществление действия по распоряжению имуществом, и согласие собственни­ка, т. е. государственного органа, уполномоченного распоряжаться государственным имуществом. Общий вид структуры управления учебным заведением приобретет вид, представленный на рис. 4.1.

Представленная структура управления автономным учрежде­нием в сфере образования отражает направленность на решение следующих основных задач:


Рис. 4.1. Общая структура управления автономным учреждением

Лекция 4. Совершенствование управления образованием


обеспечение участия (точнее — вовлеченности) учредителя в
решении задач текущей деятельности автономного учрежде­
ния; в частности, в рамках автономного учреждения требу­
ется согласие учредителя на распоряжение имуществом (объ­
ектами собственности);

• включение общественной составляющей в управление учебно­
го заведения, причем независимой не только от самого учеб­
ного заведения, но и от его учредителя; в состав наблюдатель­
ного совета должны входить представители разных групп,
заинтересованных в развитии и функционировании учебно­
го заведения, причем выраженного доминирования тех или
иных групп не предусматривается;

• сохранение элементов самоуправления учебным заведением
через деятельность совета (ученого совета), хотя бы и в форме
обсуждения и коллективного принятия решений по основным
(важнейшим) вопросам деятельности;

• сохранение принципа единоначалия в руководстве учебным
заведением и, на его основе, ответственности одного субъек­
та за реализацию принимаемых решений (единство исполни­
тельной власти).


4.3. Новые организационные формы учебных заведений

Возможно, такое построение управления представляется более правильным с точки зрения обоснованности принимаемых реше­ний и контроля за их соответствием требованиям законодатель­ства, политике учредителя (собственника) и интересам потребите­лей образовательных услуг (прямых и косвенных). Однако по ряду оценок оно обладает как достоинствами, так и некоторыми недо­статками [57]. Например, роль наблюдательного совета, по сути дела, сведена не столько к принятию решений по принципиаль­ным для учебного заведения вопросам, сколько к разработке реко­мендаций для государственного органа. По сути, это дополнитель­ное звено согласования решения государственного органа о разре­шении распорядиться объектом собственности. Весьма вероятным следствием подобного усложнения системы управления является бюрократизация, связанная с увеличением объема отчетных фор­мальностей и процедур.

К сожалению, эти рассуждения пока не основываются на иссле­довании практического опыта функционирования автономных об­разовательных учреждений. Поэтому выводы можно делать только предварительные. В дальнейшем жизнь покажет...

Этими направлениями совершенствование управления образо­ванием не исчерпывается. Разрабатываются и другие направления, но степень их готовности и (или) приемлемости для системы обра­зования существенно ниже представленных.

В качестве примера можно привести разработку предложений по разделению в образовательном учреждении (в первую очередь в вузе) функций управления образовательной и финансово-экономи­ческой деятельностью. В основу такого разделения закладывается довольно здравая мысль о том, чтобы этими видами деятельности занимались профессионалы своего дела: с одной стороны учебная деятельность управлялась специалистами по учебному процессу, а финансово-экономическая — финансистами и экономистами. От­ветственность за эти виды деятельности также должна быть раз­делена между разными людьми и органами управления в учебном заведении. В результате такого разделения управление будет более специализированным, более децентрализованным, и к нему можно будет привлечь большее число заинтересованных лиц в качестве


 




Лекция 4. Совершенствование управления образованием

участников. Причем не только работников данного учебного заве­дения, но и, например, спонсоров учебного заведения, но главным образом к управлению финансово-экономической деятельностью.

Анализ проблемы показал, что такое решение возможно, зако­нодательные основания для него есть, поскольку закон не ограни­чивает учебные заведения в создании необходимых органов управ­ления, в том числе и государственно-общественных.

Однако, разделение ответственности за различные стороны де­ятельности единой организации, как показал анализ, вероятнее все­го не приведет к заметным улучшениям в ее работе. Более того, та­кое разделение может привести к разрыву целей различных видов деятельности: образовательная составляющая будет направлена на совершенствование образовательного процесса и получаемых при этом результатов (повышение качества образовательного процес­са, например), а финансово-экономическая — к получению допол­нительных доходов, причем не обязательно за счет осуществления образовательной деятельности. Для согласования такого расхожде­ния все равно потребуется создать более высокий уровень управ­ления, что сводит саму идею такого разделения на нет.


Лекция 5. Финансирование образования

Общая характеристика финансирова­ния образования. Из истории финанси­рования образования. Определение фи­нансирования

5.1. Общие положения

Как известно из Конституции Российской Федерации и кон­кретизирующего конституционные гарантии образовательного за­конодательства:

• все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспита­
нием, общим средним образованием и начальным профессио­
нальным образованием (по Конституции —средним профес­
сиональным);

• бесплатным средним профессиональным образованием и выс­
шим профессиональным образованием должны обеспечивать­
ся те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объ­
явленных условиях.

Это исходные позиции, на которых должна базироваться систе­ма финансирования образования.

Понятно, что бесплатным образование является для учащих­ся (их семей), но не для государства, которое и должно обеспе­чивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из госу­дарственных средств:

• труд учителей и преподавателей;

• обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учеб­
ных помещения;

• строительство зданий;


 




Лекция 5. Финансирование образования


5.1. Общие! положения


 


• приобретение для учебного процесса пособий, приборов, обо­рудования и т. п.

Все это требует расходов, размеры которых определяются дву­мя основными группами факторов;

1) принятым порядком определения размеров средств, направ­
ляемых в систему образования, и распределения этих средств
между образовательными учреждениями;

2) количественными параметрами системы образования (по­
лезно вспомнить определение) и, соответственно, потребно­
стью в средствах для обеспечения ее нормального функцио­
нирования.

Несмотря на свою очевидность, эти факторы не так просты.

Количественные параметры системы нужно представлять не только в части собственно сети образовательных учреждений, но и как количественные параметры двух других составных частей системы образования:

• образовательных стандартов и образовательных программ —
чего и сколько требуется для их реализации;

• органов управления образованием и подведомственных им ор­
ганизаций — чего и сколько нужно для успешной работы ор­
ганов управления, какие именно организации должны быть
в их ведении и что этим организациям нужно для решения
поставленных перед ними задач.

Задача подобного масштаба очень сложна. До настоящего вре­мени в полном объеме она не решена, что особенно заметно при обсуждении вопросов, связанных с недостатком и (или) определе­нием необходимых объемов бюджетного финансирования образо­вания.

Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каж­дой страны. В качестве примера можно посмотреть значения этого показателя по ряду развитых стран (табл. 5.1).


Таблица 5.1. Государственные расходы на образование (2003 г.), %

 

  Государственные расходы на
  образование.
Государство к общему объему  
  государственных к ВВП
  расходов  
Россия 12,0 3,6
Австралия н/д 5,0
Австрия 10,8 6,0
Германия 9,7 4,6
Италия 9,9 4,9
Канада* 12,5 6,5
США 15,2 н/д
Финляндия 12,8 6,6
Швейцария 13,0 5,4
Швеция 12,8 7,2
Япония 10,7 3,6

*) Данные за 2002 г.

Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник

ГУ ВШЭ.-М: ГУ ВШЭ, 2006.-528 с. [84].

Приведенные данные не позволяют ответить на вопрос о том, достаточно ли средств выделяется для образования. Кроме того, доля расходов определяется от разных по странам величин госу­дарственных расходов и ВВП. Тем не менее приведенные показа­тели имеют не очень значительный разброс, что может свидетель­ствовать о наличии каких-то общих закономерностей в определе­нии государственных расходов на образование.

В то же время объемы выделяемых образованию государствен­ных средств практически повсеместно оцениваются как недоста­точные, что в определенном смысле можно представить как по­стоянно действующий фактор — недостаток ресурсов. Воздействие этого фактора заставляет искать дополнительные источники и формировать механизмы рационального использования имеющих­ся ресурсов.

Основным видом ресурсов, выделяемых системе образования в России, являются средства бюджетов различных уровней, т. е. общественные средства.

В частности, в дневных общеобразовательных учреждениях до­ля финансирования из средств государственных и муниципальных бюджетов в 2003-2004 гг. составляла соответственно 96,6 и 97% [84].


Лекция 5. Финансирование образования


5.1. ОГнцш- положения


 


В целом по системе образования структура финансирования представлена в табл. 5.2

Таблица 5.2. Общая структура финансирования системы образования в России

 

 

Объем, финансирования 2003 г. 2004 г. 2005 г.
млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу
Консолидированный бюджет, всего в том числе: федеральный бюджет консолидированный бюджет субъектов Российской Федера­ции 457,6 99,8 375,8 82,7 18,0 68,0 593,4 121,6 471,8 82,9 17,0 65,9 801,8 162,1 628,6 84,0 17,0 65,9
Платные услуги систе­мы образования 95,4 17,3 122,1 17,1 152,7 16,0
Объем всего 553,0   715,5   954,5  

Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник ГУ ВШЭ. — М: ГУ ВШЭ, 2006. - 528 с. [84].

Как видно, основным источником финансирования образова­ния являются бюджеты всех уровней. Доля бюджетного финанси­рования в общем объеме превышает 80% и является довольно ста­бильным показателем. Следует учитывать, что приведенные дан­ные включают, по сути только два источника и не учитывают дру­гих, например, добровольных пожертвований, доходов от произ­водства и реализации образовательными учреждениями товаров и „необразовательных" услуг. Доля их невелика, в статистических материалах проследить ее сложно. Сравнивая показатели табл. 5.2 с приведенными выше данными о доле внебюджетных поступле­ний в общеобразовательные учреждения, можно сделать вывод о том, что основная часть внебюджетных доходов поступает в систе­му образования через учреждения профессионального образова­ния. Динамика расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование отражена в табл. 5.3.

Распределение расходов бюджетных средств по уровням обра­зования представлено в табл. 5.4. На основе приведенных данных (и источников их получения) можно составить представление о фи­нансировании российской системы образования.


Таблица 5.3. Динамика расходов консолидирн мчюю бюджета Российской Федерации на обра:* ire

 

  Расходы на образовали  
Год млрд, в % к расходам   ШП
  руб. бюджета    
  57,3 11,8   4,0
  83,8 12,8   4,2
  112,6 13,4   4.S
  99,7 11,8   3,8
  147,6 11,7   3,1
  214,7 11,0   2,9
  277,8 11,5   3,1
  409,4 12,0   3,8
  475,6 12,0   3.6
  593,4 12,7   3,5
  801,8 11.8   3,7

Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник ГУ ВШЭ.-М: ГУ ВШЭ, 2000.— 528 с. [84|.

Таблица 5.4. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням образования, млрд. руб.

 

  2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Консолидированный          
бюджет 277,8 409,4 475,6 593,4 801,8
из них:          
Дошкольное образование 42,7 62,3 72.1 91,7 113,0
Общее образование 144,0 215,3 236 6 298,1 356,0
Начальное профессио-          
нальное образование 17,7 26,8 30,4 35,6 39,4
Среднее профессиональ-          
ное образование 14,1 20,1 24,1 30,5 43,3
Высшее профессиональ-          
ное образование 34,0 48,4 61,2 76,9 125,9
Переподготовка и повы-          
шение квалификации 2,0 3,1 3,7 4,7 6,7

Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник ГУ ВШЭ. - М: ГУ ВШЭ, 2006. - 528 с. [84].

Приведем некоторые необходимые определения, на которые можно опираться при изучении вопросов, связанных с финансиро­ванием образования.

Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности.


Лекция 5. Финансирование образования


5.2. Из истории финансирования образования


 


Финансирование осуществляется на принципах:

• плановости — средства предусматриваются при составлении
бюджета (финансового плана);

• целевой направленности — использование средств допускает
ся только на предусмотренные планом объекты и цели;

• безвозвратности — у получателей средств не возникает обяза­
тельств по их возврату;

• выделения средств по мере их расходования;

• экономии — рационального расходования средств.

В общем, определение вполне приемлемо и для условий совре менной экономики. Следует добавить, что именно эти

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...