Основные направления совершенствования финансирования образования
Совершенствование финансирования образования осуществлялось и осуществляется по двум основным направлениям. 1. Изменение порядка финансирования образовательных учре 2. Поиск дополнительных источников и форм финансирования Как уже упоминалось раньше, основным источником финансирования образования был и остается государственный (муниципальный) бюджет. Средства бюджета доставляются до образовательного учреждения в режиме финансирования, т. е. с соблюдением определенных процедур и правил. Изменение этого порядка осуществляется в рамках совершенствования всего бюджетного процесса в виде внесения в него следующих изменений. 1) Регулярно изменяется бюджетная классификация, причем какие-либо закономерности в этом процессе проследить, с моей точки зрения, не удается; число предметных (экономических) статей колеблется, то увеличиваясь, то уменьшаясь; то же можно сказать и о функциональной классификации,
Лекция 8. Совершенствование финансирования образов; 8.1. Основные направления совершенствовании финансирования
но там процесс идет практически к увеличению детализации целей государства, решаемых с использованием бюджетного финансирования, что однозначно ведет к увеличению числа и разнообразия функциональных статей расходов бюджета; 2) Бюджетные средства образовательных учреждений в насто
3) Менялась степень самостоятельности образовательных учре Незыблемым во все времена оставался принцип сметного финансирования образования. Первые попытки его изменения (не только, конечно, сметного финансирования, но и других положений экономического механизма) были предприняты в конце 1980-х гг. Общая направленность этих изменений оценивалась как дальнейшее усиление и развитие самостоятельности организаций, предприятий и учреждений, в первую очередь, в области распоряжения финансовыми ресурсами. Основой для такого серьезного изменения послужил Закон СССР „О государственном предприятии (объединении)" [48], самым существенным образом расширивший права предприятий и их трудовых коллективов. При этом под определение предприятия попали практически все организации, так или иначе осуществляющие деятельность, имеющую сколько-нибудь ощутимый результат. Разумеется, не были оставлены в стороне и образовательные учреждения, в качестве результата деятельности которых рассматривались подготовленные выпускники, специалисты, квалифицированные рабочие, т. е. учащиеся, прошедшие определенный курс обучения. Были сформулированы новые условия хозяйствования. Они были введены „Основными положения хозяйственного механизма в народном образова- пии", одобренными Государственной комиссией Сонета Министров СССР но экономической реформе 19 декабря 1989 г. (Протокол № 8, раздел IV). В основу нового хозяйственного механизма в народном образовании, точнее — новых условий хозяйствования, были положены следующие основные принципы:
• финансирование по нормативам, комплексно отражающим • сочетание бюджетного или отраслевого1 финансирования де • перераспределение и разграничение управленческих функ • совершенствование организационных структур управления • развитие самостоятельности трудовых коллективов учрежде • установление тесной зависимости материального и мораль 1 Отраслевое финансирование должно было осуществляться из средств, оставляемых в распоряжении отраслей после выполнения обязательств перед бюджетом, т. е. из соответствующей части прибыли. Лекция 8. Совершенствование финансирования образования 8.1. Основные направления совершенствовании финансирования
Основным направлением формирования нормативов финансирования была их структурная и количественная привязка к потребностям образовательного учреждения. Главным требованием при определении величины норматива (нормативов) финансирования было обеспечение его достаточности, т. е. чтобы структура и величина учитываемых нормативом затрат обеспечивали возмещение материальных и приравненных к ним затрат на образование, воспитание и подготовку кадров и т. д., формирование средств на оплату труда, создание необходимой материально-технической базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива. Это позволяло рассматривать норматив финансирования с двух сторон:
• как своего рода плановую цену результата деятельности об • как способ распределения финансовых ресурсов. В составе норматива бюджетного (отраслевого) финансирования целевым назначением выделялись средства на стипендиальное (материальное) обеспечение обучающихся и воспитанников. В качестве расчетной единицы принимался показатель среднегодового контингента учащихся: • по дошкольным и внешкольным учреждениям — один ре • по учреждениям интернатного типа —один воспитанник; • по школам, средним специальным учебным заведениям и • по высшим учебным заведениям — один студент. При переводе на новые условия хозяйствования малокомплектной школы, дошкольного и внешкольного учреждения норматив бюджетного финансирования мог устанавливаться на класс-комплект, школу, учреждение. Рассматривая содержащийся в документах подход к формированию нормативов финансирования образовательных учреждений, нетрудно увидеть, что нормативы строились, по существу, от потребности в средствах на обучение определенного контингента учащихся в конкретном учебном заведении. Об этом можно судить по приведенному выше положению, согласно которому средств, выделяемых по нормативу, должно быть достаточно для возмещения не только издержек учреждения по осуществлению своей деятельности, но и для развития материальной базы и стимулирования работников. А эти задачи обычно решаются за счет прибыли, остающейся у организации после уплаты налогов.
Следует отметить, что нормативы финансирования образования так и не были разработаны и введены в действие. В рамках новых условий хозяйствования предполагалось расширение круга источников поступления в систему образования внебюджетных средств за счет: • поступлений за выполненные работы (услуги) материального • выручки от реализации продукции учебно-производственных • выручки от сдачи в аренду помещений, сооружений, обору • поступлений средств за дополнительные услуги по подготов • добровольных взносов и передаваемых материальных ценно • прочих поступлений. Образовательным учреждениям предоставлялось право привлекать средства банковского кредита. Особенно серьезным было изменение, связанное с тем, что все поступавшие из различных источников средства, кроме денежных сумм, предназначенных конкретным исполнителям по трудовым соглашениям (средств, имеющих целевой, персонифицированный характер), составляли доход учреждения и объединялись на одном расчетном счете. Лекция 8. Совершенствование финансирования образования 8.1. Основные направления совершенствования финансирования
Расширение самостоятельности образовательных учрежде ний предполагало самостоятельную разработку ими плана экономического и социального развития. В основу плана был положен ограниченный набор исходных данных. 1. Контингент учащихся, определяемый на основе контрольных 2. Государственный заказ на:
• ввод в действие материальных объектов за счет государ • выполнение важнейших НИОКР за счет государствен • подготовку специалистов или квалифицированных ра 3. Экономические нормативы: • бюджетного или отраслевого финансирования; • фондов заработной платы, производственного и социаль • лимиты государственных капитальных вложений.
плана, конкретные направления расходования средств при выполнении образовательными учреждениями государственного заказа. Во всяком случае, в основных положениях нового хозяйственного механизма этот вопрос специально не оговаривался. Образовательные учреждения не были связаны численными показателями расходования средств на те или иные цели внутри государственного заказа. По существу формировалась система получения средств „одной строкой". Наличие нормативов распределения доходов по фондам хотя и задавало определенные условия обеспечения целевого использования получаемых средств, но не носило характера жесткого регламентирования, поскольку целевая направленность формируемых фондов была достаточно мягкой. Нормативы распределения получаемых доходов по фондам, т. е. их распределение на укрупненные цели, предполагали консолида- цию всех ресурсов из разных источников, создание единого механизма их использования независимо от источника исступления. В сочетании с чрезвычайно важным положением о том, что учреждения, основная деятельность которых полностью или частично финансируется из бюджета или средств отрасли, платежи в бюджет не производили, это придавало системе образования практически полную экономическую автономность. Наглядно функции государства можно представить в виде следующей упрощенной последовательности действий. 1. Государство выдает образовательному учреждению заказ на 2. По нормативу выдает образовательному учреждению бюд 3. Устанавливает распределение получаемых средств по фон Расходование полученных средств полностью переходило в компетенцию самого образовательного учреждения и вмешательства государства прямо не требовало. Тем более, что устанавливаемые контрольные цифры, например в высшем образовании, касались только приема на обучение, а не выпуска. Поэтому даже проверка исполнения государственного заказа могла быть сведена только к анализу отчетности о числе принятых на обучение. В сочетании с данными государственного статистического наблюдения (данные о движении контингентов являются основными в статистике) контроль за принятыми на обучение получался двойной. Основными положениями нового хозяйственного механизма изначально предусматривались две модели функционирования образовательных учреждений в новых условиях хозяйствования. Для сферы образования была установлена первая модель2, базирующаяся на следующей последовательности распределения дохода и формирования фондов: 2Вторая модель предусматривала сначала возмещение издержек и расчеты по обязательствам, а затем — зачисление оставшихся средств в фонд оплаты труда и материального стимулирования работников. Лекция 8. Совершенствование финансирования образования 8.1. Основные направления совершенствования финансирования
• из совокупного дохода формируется по установленному нор • из оставшихся средств возмещаются материальные и прирав • осуществляются расчеты со сторонними организациями; • выплачиваются проценты за кредит. За вычетом этих средств образуются по нормативам фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития. В доход учебного заведения, подлежащий распределению по установленным нормативам, наряду с другими поступлениями зачислялись также средства, полученные за подготовку специалистов от предприятий, учреждений и организаций и отраслей народного хозяйства, включая средства, полученные за осуществление мероприятий, направленных на повышение качества подготовки специалистов, улучшение организации учебно-воспитательного процесса, в том числе за введение дополнительных курсов и других видов факультативных занятий, подготовку их методического обеспечения, выполняемых сверх учебного плана и индивидуальных планов преподавателей и студентов [88]. Объем указанных средств определялся на основе сметы, включающей плановые затраты на подготовку и накопления (по существу — прибыль) в размере до 30%. В доход учебного заведения, подлежащий распределению по утвержденному экономическому нормативу, не включались отдельные поступления, имеющие целевое назначение и подлежащие зачислению непосредственно в соответствующие фонды. Перевод учебных заведений на новые условия хозяйствования осуществлялся начиная с 1991 г. по мере их готовности и обеспечивался соответствующим объединением их финансовых ресурсов на единых расчетных счетах, открываемых в учреждениях банков СССР [90]. На расчетные счета зачислялись все поступающие учреждениям денежные средства, включая суммы бюджетного финансирования и все внебюджетные средства за оказанные организациям и населению платные услуги и прочие поступления. На этих расчетных счетах хранились все средства учреждений: средства единого фонда оплаты труда, фонда производственного и социального развития, других фондов и т. д. С открытием расчетных счетов подлежали закрытию все действующие их счета по бюджетным и внебюджетным средствам, остатки которых перечислялись платежными поручениями на их единые расчетные счета. Сформированный новыми условиями хозяйствования экономический механизм функционирования образовательных учреждений и сферы образования в целом не получил широкого развития по причинам его слишком быстрой замены условиями, установленными Законом „Об образовании'1 и внедрением рыночных отношений в экономику. Поскольку новые условия хозяйствования в сфере образования были введены непосредственно перед серьезными изменениями в экономике страны, число перешедших на них учебных заведений было невелико, опыта работы в них еще не было накоплено, соответственно, исследований результативности и последствий перехода на новые условия проведено не было. Далеко не все положения новых условий хозяйствования в части финансирования, использования бюджетных средств, налогообложения, управления объектами собственности и т. д. были учтены при формировании нового законодательства. Более подробно с „новыми условиями хозяйствования" можно ознакомиться в [18,25,137]. Следует только учитывать, что данные оценки этих условий носят более предположительный характер. Интересно отметить, что новые условия хозяйствования нашли применение в практике организации механизма хозяйствования бюджетных организаций в Республике Узбекистан [146, с. 159-165]. Принятый там новый порядок финансирования, предусматривает: • расширение самостоятельности и повышение ответствен • упрощение механизма финансирования бюджетных организа
Лекция 8. Совершенствование финансирования образования 8.1. Основные направления совершенствования финансирования
• введение нового порядка финансирования бюджетных орга • сочетание бюджетного финансирования с расширением • создание условий для стимулирования труда работников об • предоставление образовательным учреждениям права фор Установлено также, что превышение доходов над расходами составляет прибыль учебного заведения, не подлежащую изъятию. Порядок использования государственных и негосударственных средств, полученных для проведения научной деятельности, определяется учебными заведениями самостоятельно. При отсутствии поступления средств на выплату стипендии и заработной платы нельзя привлекать внебюджетные средства на эти цели. Этот пример говорит в пользу того, что возможности применения новых условий хозяйствования или отдельных их элементов, возможно, следовало бы более пристально изучить применительно к современным условиям. Принятие Закона „Об образовании" и последующее изменение бюджетного законодательства, по существу, вернуло все „на круги своя". Во главу угла в финансировании образования был возвращен сметный порядок, самостоятельность образовательных учреждений в распоряжении финансовыми ресурсами была ограничена доходами от самостоятельной деятельности, т. е. внебюджетными средствами и в рамках уже упоминавшихся разрешений на открытие лицевых счетов в казначействе. Ни о какой консолидации бюджетных и внебюджетных средств речь уже не шла, более того — такое объединение было прямо запрещено. Был введен ряд важных ограничений самостоятельности образовательных учреждений: за- прещено использование кредитных ресурсов, учет внебюджетных средств был переведен из банков в систему казначейства, использование бюджетных средств стало обусловлено наличием и содержанием разрешения на открытие счетов в казначействе. Механизм финансирования образования в очередной раз был изменен, причем, как бы сказали раньше, в „реакционном направлении". Лучше стало от этого или хуже — сказать трудно, соответствующих исследований, в общем, не проводилось. Одно можно сказать определенно: все отрицательные черты сметного финансирования, на которые обращалось внимание во многих работах по этим проблемам, проявились в полной мере [3,41,61,62,81,127,133,152]. Для решения этих и других проблем системы образования разрабатывались предложения по ее реформированию и модернизации. Многочисленные предложения (см., например, [38, 64, 78,104]) в конечном итоге сводились к трем основным направлениям воздействия на систему образования: 1) повышения доступности качественного образования; 2) улучшения качества образования; 3) повышения эффективности использования ресурсов. • нормативного подушевого финансирования; • финансирования с использованием государственных именных • государственных образовательных субсидий; • системы образовательного кредитования (с участием госу Наряду с этим разрабатывались предложения и по некоторым другим, перспективным с точки зрения повышения эффективности, финансовым инструментам, например — формированию бюджета развития образования. Лекция 8. Совершенствование финансирования образования 8.2. Нормативное финансирование образования
8.2. Нормативное финансирование образования Перевод бюджетного финансирования образования на нормативную основу является одним из приоритетных, если не „самым приоритетным" направлением модернизации образования. В рамках формирования эффективных экономических отношений в образовании Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. [63] предусмотрены следующие мероприятия: • введение нормативного бюджетного финансирования общего • разработка дифференцированных нормативов бюджетного Следует отметить, что задача перехода к нормативному бюджетному финансированию образования ставилась и раньше. Еще в 1989 г. при введении в практику уже упоминавшихся новых условий хозяйствования предусматривался перевод финансирования образования на долговременные стабильные нормативы [27,69, 137]. Вопросы разработки нормативов финансирования для планирования финансирования постоянно были в центре внимания и органов управления образованием, и исследователей [26,98,134, и др.]. Но нормативы не были разработаны и внедрены в практику. Нормативный подход к организации финансирования образования был заложен в Законе „Об образовании" [118J. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений, в соответствии с законодательством, должно было осуществляться на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений — на основе федеральных нормативов и нормативов субъектов Российской Федерации. Данные нормативы должны определяться по каждому типу, виду и категории образовательно- го учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся3 [117, ст. 41, п. 2]. Переход к нормативному финансированию предусматривался в документах и материалах по реформированию и модернизации экономических отношений в сфере образования: • проектом „Реформа образования в Российской Федерации: • Государственным советом в 2001 г. при формировании эф • Планом действий Правительства Российской Федерации в об • Федеральной целевой программой развития образования на • на заседании Государственного совета 24 марта 2006 г., по 3В настоящее время нет общепринятого критерия отнесения образовательных учреждений к категории малокомплектных. Лекция 8. Совершенствование финансирования образования 8.2. Нормативное финансирование образования
подчеркнута необходимость формирования новых у правлен ческих технологий и финансовых механизмов, более активного внедрения нормативно-подушевого финансирования [28]. Откуда же такое стремление к финансовому инструменту, не получившему широкой практической апробации? Все дело, с моей точки зрения, в оценках нормативного финансирования. Нормативный метод финансирования образования оценивается как более эффективный по сравнению со сметным финансировав нием, основным недостатком которого считается неэффективное, неэкономное расходование бюджетных средств. В частности, нормативный метод определения объемов финансирования образовательных учреждений в сравнении с другими способами расчетов считается обладающим наибольшими потенциальными возможностями для определения плановых сумм в максимальном приближении к реальным затратам, связанных с оказанием образовательных услуг [41, с. 15], нормативное финансирование является способом оптимизации деятельности системы образования [62]. К преимуществам нормативного финансирования относят и повышение экономической защищенности образовательных учреждений, существенное снижение влияния субъективных факторов при распределении финансовых ресурсов, повышение самостоятельности образовательных учреждений и их заинтересованности в эффективном и законном использовании выделенных средств и др. [1,156, и др.]. Подытоживая оценки преимуществ нормативного финансирования образования, можно представить их в виде некоторого перечня. Нормативное финансирование: • является средством для выравнивания условий доступа мо • повышает обоснованность и планируемость финансирования • рассматривается как гарантия того, что соответствующие денежные средства в образовательное учреждение придут, а их объем будет определяться численностью учащихся и стабильными нормативами, а не административными решениями; • должно стать также основой бюджетной политики, поскольку • должно повышать активность образовательных учреждений • является фактором оптимизации сети образовательных учре Несмотря на поставленные еще в 1992 г. задачи и положительные оценки нормативного подушевого финансирования, широкого распространения этот инструмент пока не получил. На основе подушевых нормативов финансируются общеобразовательные учреждения в Чувашской Республике, Самарской и Ярославской областях. Идет работа по переходу на нормативное финансирование в Санкт-Петербурге. Работа в этом направлении осуществляется и в других регионах. Нормативы используются в процессе определения сумм, перечисляемых из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных образований для финансирования образования. Не сомневаясь в справедливости положительных сторон нормативного финансирования, следует отметить, что каких-либо оценок его преимуществ перед сметным финансированием, кроме эмпирических (умозрительных, ожидаемых), в литературе, как правило, не приводится. Поэтому затруднительно определить, насколько (именно насколько!) нормативное финансирование лучше критикуемого действующего порядка финансирования. Кроме того, в ряде случаев положительные оценки нормативного подушевого финансирования на практике подтверждения не получают. Например, в Самарской области введение нормативов не привело, как ожидалось, к развитию самостоятельности школ, поскольку жесткое штатное расписание и не менее жесткие сметы по ремонту помещений оставили руководителям школ совсем немного Лекция 8. Совершенствование финансирования образования 8.2. Нормативное финансирование образования
места для свободы маневра средствами [56]. Несмотря на сокра щение численности персонала за период с 1997 по 2003 г., реаль ная заработная плата учителей снизилась, а общая сумма расходов на образование увеличилась лишь на 6%. За этот же период доля финансовых поступлений из регионального бюджета сократилась и возросла доля муниципального и внебюджетного финансирова ния. Кроме того, как показали собственные исследования автора, в Самарской области нормативное финансирование в полном смысле этого слова не применялось. Существовало множество нормативов, различающихся по величине не только по районам области, но и по отдельным образовательным учреждениям. В Чувашской Республике не наблюдается признаков улучшения показателей эффективности финансирования образования. Численность персонала сокращается, но медленнее, чем численность учащихся. Не появилось признаков решения проблемы привлечения молодых преподавателей, доля учителей старше 50 лет продолжает увеличиваться. Разрыв между заработной платой в системе образования и за ее пределами увеличился. В Ярославской области, несмотря на непродолжительный опыт внедрения нормативного финансирования, уже наметились процессы упразднения классов для отстающих учеников из-за высокой стоимости обучения и низкой наполняемости, под вопросом оказалась судьба специальных программ по музыке, театру и искусству [156, с. 39-40]. В качестве последствия нормативного финансирования отмечается также существенное изменение финансового положения образовательных учреждений [61,77]. Результаты такого изменения оцениваются неоднозначно. Следует учитывать и то обстоятельство, что нормативное финансирование порождает ряд проблем, о которых говорят обычно гораздо менее охотно. Отсутствие ясного понимания этих проблем и их последствий препятствуют широкому применению нормативного финансирования в образовании. Нормативное финансирование используется в качестве средства для решения двух основных задач. 1. Обеспечение некоторого гарантированного уровня финансирования единичного объекта (о выборе объекта несколько ни- же), исходя из установленных параметров его функционирования и удовлетворения обоснованной потребности объекта в финансовых ресурсах, при которой этот объект нормально функционирует, т. е. решает возложенные на него задачи. 2. Создание нормативной базы нормального, „равноправного", „рационального" (определения можно продолжить) распределения имеющихся финансовых ресурсов между объектами финансирования в том случае, если объем этих ресурсов меньше расчетной (или обоснованной) потребности в них. Следует заметить, что это обычное состояние финансирования образования, причем не только образования и не только для российских условий. Уровень обеспечения образования общественными ресурсами исследователи характеризуют в первую очередь долей расходов на образование в процентах к ВВП [34,140,156], рассматривая его как своего рода гарантию определенного уровня финансового обеспечения функционирования системы образования. Отсюда появляются разного рода предложения об установлении в качестве норматива расходов на образование в виде процента к ВВП, национальному доходу, расходной части бюджета и т. п. Не имея под собой реальной расчетной базы, эти соотношения отражают, как правило, оценки сложившегося состояния финансирования образования и стремление: • сохранить хотя бы имеющийся уровень обеспечения образо • обеспечить его увеличение вместе с ростом ВВП через введе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|