Государственные именные финансовые обязательства
Одной из причин выдвижения предложения о переводе финансирования высшего образования на систему государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) стал рост доли средств, поступающих в вузы в качестве платы за обучение, свидетельствующий о повышении платежеспособного спроса населения на образовательные услуги. Если в 1995 г. только 15% поступивших на 1 курс государственных вузов обучались за плату, то в 2000 г. этот показатель составил уже 44%, в 2002/2003 учебном году был преодолен 50 процентный рубеж, и в вузах 51% студентов стал обучаться на платной основе. В 2003/2004 учебном году эта доля выросла до 54% [85]. При этом контингент студентов, обучающихся за счет средств бюджета, не только не снижался, но, наоборот, увеличивался, что свидетельствовало о выполнении установленных гарантий в области высшего образования. Значительные средства тратились и тратятся семьями на преодоление барьера школа-вуз, т. е. на поступление в вузы. По данным социологических исследований и экспертным оценкам, на эти цели расходуется до 30 млрд. руб. в год. Однако большая часть этих денег не поступает в высшие учебные заведения, а уходит в теневой сектор (оплата услуг репетиторов и взятки за поступле- Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования 9.1. Государственные именные финансовые обязательства
ние). Мимо таких денег „проходить" нельзя. Нужны, следователь но, механизмы их привлечения в систему образования в той или иной форме. Для решения этих проблем и формирования эффективных экономических механизмов в образовании было признано необхе димым осуществить перевод бюджетного финансирования учрс ждений (организаций) высшего и —в перспективе — среднего про фессионалыюго образования на дифференцированные нормативы, отражающие характер образовательных программ и уровень под готовки абитуриентов, показанный на государственных испытаниях. Конкретной реализацией такого подхода стало создание систе мы ГИФО. Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу предусматривалось введение нового порядка финанси рования высшего образования через „персонализацию титула бюджетного финансирования профессионального образования (государственные именные финансовые обязательства)" по результатам экспериментальной отработки [78, с. 40, 238, 244].
Формальное определение ГИФО было дано в Положении об условиях и порядке проведения в 2002-2003 гг. эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием ГИФО [83]. ГИФО -это свидетельство о результатах сданного гражданином единого государственного экзамена (ЕГЭ) с соответствующей записью, удостоверяющей категорию финансового обязательства, являющееся основанием для предоставления вузу бюджетных средств на обучение в нем этого гражданина в течение всего срока обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом. ГИФО представляло собой, по существу, свидетельство о закреплении за конкретным студентом (учащимся) определенной денежной суммы, которую государство выделяло на оплату его обучения. Новый порядок финансирования вузов базировался на следующих принципах: • бюджетные средства выделялись вузу в зависимости от численности граждан, принятых на обучение, и в соответствии с категориями ГИФО, которые были присвоены этим граж- данам по результатам сдачи ими единого государственного экзамена (экзаменов); • размеры ГИФО были дифференцированы по 5 категориям;
• вузам было предоставлено право самостоятельно устанавли • разница между ценой обучения и средствами, перечисленны • не менее 50% студентов, обучение которых финансируется по По условиям эксперимента (и по самой идее ГИФО) гражданин, не вошедший в число лиц. обучающихся только за счет финансирования по ГИФО, должен заключать договор с вузом на обучение па платной основе и погашать разницу между стоимостью ГИФО и установленной вузом ценой обучения из собственных средств. Важно отметить, что введением таких условий высшее профессиональное образование объявлялось, по существу, платным (правда, для начала только в части участвующих в эксперименте вузов, но, как говорится, лиха беда начало). При этом часть платы за обучение вносилась государством через ГИФО, а часть —учащимся. Тем самым был предложен подход к реализации принципа разделения затрат между государством и гражданином1, позволяющий к тому же задействовать в дополнение к бюджету кроме средств семей такие источники „собственных" средств студента, как образовательный кредит, субсидии, гранты и т. д. Сумма средств, предусмотренных ГИФО, форма, порядок их получения, а также то условие, что эти средства могут быть только перечислены непосредственно учебному заведению, в котором обучается гражданин, для общего случая анализа применения ГИФО никакого значения не имеют. Важно, что этими средствами оплачивается обучение в вузе. В некотором смысле бюджетную составляющую ГИФО можно 1 Подробнее о точках зрения на проблему разделения затрат на образование можно прочитать в материалах обсуждения этой проблемы, например, в журнале: Университетское управление: практика и анализ. — 2001. — № 2 (17).
Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования рассматривать как субсидирование гражданина на безвозвратноii основе: • средства бюджета „прикрепляются" к конкретному лицу и
• не получая бюджетные средства на руки, конкретное лицо • средства не могут быть израсходованы на иные цели и (или) С другой стороны, и учебное заведение, получив средства по ГИФО, обязано израсходовать их на обучение именно того лица, за которым они закреплены, и только этого лица. Размеры ГИФО по категориям были установлены приказом Минобразования России [83] и приведены в табл. 9.1. Таблица 9.1. Годовые величины ГИФО на 2002 г.
В расчет величины финансового обеспечения ГИФО были включены расходы только по трем предметным статьям и подста-тьям действовавшей на тот момент экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации: • 110100 оплата труда гражданских служащих; • 110200 начисления на фонд оплаты труда (единый социаль • 111040 прочие текущие расходы (только в части расходов на Остальные расходы образовательных учреждений финансировались в „обычном" порядке, т. е. по смете. 9.1. Государственные именные финансовые обязательства Таким образом, финансирование вузов в рамках экспериментальной отработки применения ГИФО осуществлялось по модели 5 (с. 292) с использованием набора подушевых нормативов финансирования (категории ГИФО) и ненормируемой части финансирования (статьи расходов, не включенные в расчет стоимости ГИФО). В целом предполагалось, что переход на систему ГИФО позволит более полно учитывать требования рынка труда, повысить качество обучения за счет развития конкуренции между вузами, повысить территориальную и социальную мобильность молодежи, снизить нагрузку на бюджеты многих семей по оплате обучения детей в вузах.
В общем виде структура доходов, которые получает вуз в условиях новой системы финансирования, может быть проиллюстрирована схемой на рис. 9.1. Число студентов по категориям ГИФО Рис. 9.1. Формирование доходов вуза в условиях использования ГИФО Общие доходы вуза представляются на схеме прямоугольником с координатами 0ДДН или в аналитической форме выражением
Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования где Д — доходы вуза; Н — число студентов, принятых на обучение; Ц —установленная вузом цена обучения. В вуз принимаются студенты, имеющие все 5 категорий ГИФО, соответственно средства, полученные вузом по ГИФО, будут представлять собой площадь фигуры, образованной прямоугольниками 1-5 или в аналитической форме выражением где Дг— доходы вуза, полученные через ГИФО; Si — стоимость ГИФО соответствующей категории; Hi — число студентов, имеющих ГИФО соответствующей категории. При установленной вузом цене обучения (Ц) каждый студент должен доплатить сумму, равную разности между ценой обучения и стоимостью выданного ему ГИФО Д^оп — Ц — Si. Собственно, при разработке механизма финансирования с использованием ГИФО предполагалось, что все студенты будут доплачивать за свое обучение, а стоимость ГИФО будет устанавливаться таким образом, чтобы определенным категориям студентов (например — имеющим ГИФО 1-й категории) доплачивать не приходилось. Однако для практической отработки подхода было установлено, что половина контингента, принятого на обучение в рамках новой системы финансирования, должна обучаться без внесения доплаты. Поэтому получаемые вузом доходы будут иметь несколько иную структуру (рис. 9.2). Схема показывает, что при установлении уровня цены Д доходы вуза будут определяться средствами, полученными по ГИФО от всех студентов, плюс доплаты в размере разницы между ценой и стоимостью соответствующих категорий ГИФО, но только от 50% студентов, причем имеющих ГИФО с меньшей ценой. Последнее обстоятельство нужно пояснить. Вузы, естественно, будут стремиться принимать в первую очередь студентов с более высокими ГИФО, поскольку они свидетельствуют о более высоких знаниях студентов и их стоимости выше. При этом и доходы вузов будут также выше. Однако при наличии разницы между стоимостью ГИФО и ценой обучения, а такая разница будет обязательно, расходы на обучение 9.1. Государственные именные финансовые обязательства
„бесплатного" контингента не будут компенсироваться доходами от ГИФО, т. е. обучение этой части контингента будет для вуза убыточным (на схеме —„Некомпенсированные расходы вуза"). 0,5Н Н Число студентов по категориям ГИФО Рис. 9.2. Доходы вуза в условиях использования ГИФО с учетом бесплатного обучения 50% контингента Поскольку условиями финансирования с использованием ГИФО компенсация таких убытков государством не предусматривается, вуз будет вынужден искать источники компенсации убытков. И найдет их в повышении цены обучения для оставшихся 50% студентов, не попавших в бесплатный контингент, на величину, определяемую соотношением К х 0.5 где Ц — цена обучения одного студента; г — категория ГИФО (от 1-й до 5-й); Si — стоимость ГИФО г-й категории; К — контингент студентов, обучающихся в условиях ГИФО; К\ — контингент студентов, имеющих г-ю категорию ГИФО и вошедших в 50% контингента, которые обучаются без доплаты.
Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования В данном случае не рассматривается вопрос о том, как имен но проводится граница между теми, кто доплачивать не должен, и „остальными" студентами. Это совсем не просто, поскольку в общем случае она пройдет, что называется, „по живому", разделив студентов одной категории ГИФО, даже имеющих одинаковые баллы по ЕГЭ, на „допущенных" и „недопущенных". Важно другое: „недопущенные" студенты должны будут платить за обучение более высокую цену, чтобы скомпенсировать убыт ки вуза, сформированные в результате того, что „допущенные" студенты за обучение платить не будут, поэтому доплачивать за них будут студенты, имеющие более низкие категории. А вот об этой стороне внедрения ГИФО разработчики не упоминали и решений данной проблемы не предложили. Эту ситуацию можно иллюстрировать более наглядно на условном числовом примере со следующими входными параметрами: • в вуз поступили шесть студентов (два студента с 3-й катего • цена обучения установлена вузом на уровне стоимости 1-й • без дополнительной платы обучаются три студента. Таблица 9.2. Доходы вуза в условиях ГИФО
Источником убыточности выступают студенты, имеющие 2-ю и 3-ю категории ГИФО и попавшие в 50% контингента, обучающиеся без дополнительной платы. Простейший расчет показывает, что для обеспечения безубыточности в условиях ГИФО вузу необходи- 9.1. Государственные именные финансовые обязательства мо для 50% контингента (3 человека в примере) увеличить цену обучения на 5867 руб., или 40,5% (для условий данного примера, разумеется). Для реальных условий увеличение цены может оказаться заметно большим вследствие иной структуры распределения студентов по категориям ГИФО. В рамках эксперимента по финансированию вузов с использованием ГИФО отрабатывалась, главным образом, схема финансирования, предусматривающая распределение через обязательства 60% средств. Остальные 40% выделялись вузам минуя систему обязательств, т. е. в рамках „обычного" бюджетного финансирования. Такая „добавка" предназначалась для предотвращения излишнего повышения цены обучения. Поскольку эти средства направляются на обеспечение обучения всего контингента (в приведенном примере для всех 6 человек), то введение этой поправки в пример на результат, конечно, повлияет. Однако общая картина при этом сохранится. Это можно легко проверить. Введем данное условие в предыдущий пример, сохранив исходные условия и предусмотрев выделение дополнительных бюджетных средств на каждого учащегося в сумме 3 756 руб. из расчета Сумма средств по ГИФО (руб.) х 40% ~60% х б чел. Полученные результаты приведены в табл. 9.3. Они показывают, что даже и в этом случае дефицит дохода вуза сохранится. Для его погашения будет необходимо: • увеличить цену обучения до 16 610 руб. (на 14,6%) для 50% • или сократить затраты на обучение до 13 445 руб. В обоих случаях погашение убытков от бесплатного обучения студентов 2-й и 3-й категорий ГИФО может осуществляться за счет получения прибыли от обучения студентов с ГИФО 1-й категории (иными словами, прибыль за счет бюджета или завышение цены, если учесть, что она составляет 14 500 руб.) и 3-й и 4-й категорий (тоже завышение цены обучения). По существу, это полностью повторяет ситуацию, показанную на рис. 9.2 и в табл. 9.2. Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования 9.2. Образовательные субсидии и кредиты
Таблица 9.3. Доходы вуза в условиях ГИФО с дополнительным финансированием
*) Поступления из бюджета — стоимость ГИФО соответствующей категории плюс дополнительные средства в сумме 3 756 руб. К другим проблемам введения системы финансирования с использованием ГИФО следует отнести необходимость: • объединения бюджетных и внебюджетных средств для обес • введения персонифицированного учета затрат на обучение • внутривузовского субсидирования — возмещения недостатка • определения величины ГИФО и ряд других. По результатам экспериментальной отработки механизма финансирования с использованием ГИФО не было принято решения о его повсеместном распространении, что можно рассматривать как отказ от его применения. Но в последнее время предложения о „возрождении" ГИФО вновь стали появляться, что требует серьезного изучения проблем этого механизма. 9.2. Образовательные субсидии и кредиты Дополнительными источниками внебюджетных средств для образовательных учреждений могут выступать образовательные субсидии и образовательные кредиты. Строго говоря, их нельзя относить к группе источников финансирования образования, поскольку они представляют собой средства гражданина, которыми оплачивается его обучение. Другое дело, что гражданин эти средства получает в виде субсидии из бюджета (на возвратной или безвозвратной основе) или в виде банковского кредита. Но это касается отношений самого гражданина либо с бюджетом (государством), либо с банком. Причем учебное заведение, в которое поступают эти средства в виде оплаты, может и не вступать в отношения с бюджетом или банком. Другое дело, что и бюджет, и банк могут взять на себя функции контроля за целевым использованием этих средств не только гражданином, но и образовательным учреждением. Но обязательства по возврату полученных сумм и соответствующие договорные отношения возникают только у получателя субсидии (в случае условия возврата субсидии) или займа и источника средств. Тем не менее наличие у гражданина возможности получения субсидии или займа на оплату образования представляет собой создание дополнительной возможности получения учебными заведениями внебюджетных доходов. Поэтому эти направления включены в число важных для реализации. Образовательные субсидии Проводимая в настоящее время модернизация системы образования предполагает поиск и разработку новых финансовых механизмов частичной или полной компенсации затрат государства на получение гражданами высшего профессионального образования. Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования 9.2. Образовательные субсидии и кредиты
Проектом Плана действий Правительства Российской Федера ции в области социальной политики и модернизации экономики на 2002-2004 гг. предусматривалось введение системы государственных возвратных субсидий для получения гражданами Российской Федерации высшего профессионального образования. По определению, данному в Бюджетном кодексе Российской Федерации [22, ст. 6], субсидия —это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Выбор именно этой формы поддержки населения из средств бюджета обусловлен тем, что в иной форме непосредственно физическим лицам бюджетные средства выделены быть не могут. Кроме того, субсидия позволят объединять средства бюджета со средствами, в данном случае, физического или юридического лица для оплаты обучения в рамках долевого финансирования. Исследование проблем создания системы государственного образовательного субсидирования было проведено в 2001 г. экспертной группой с участием автора в Учебном центре подготовки руководителей (Санкт-Петербург) [33]. Анализ имеющейся нормативно-правовой базы и доступной информации о платном обучении в вузах показал, что существует ряд проблем, связанных с упорядочением правовых и организационных аспектов получения гражданами Российской Федерации высшего профессионального образования на условиях полной или частичной компенсации затрат на обучение. Прежде всего эти проблемы обусловлены отсутствием в законодательстве [117] единых финансово-экономических подходов к определению стоимости обучения и отсутствием единого реестра тарифов на обучение по различным направлениям и специальностям. В результате отсутствует возможность централизованного и заблаговременного информирования абитуриентов и их родителей о финансовых и организационных условиях получения профессионального образования (асимметрия информации в образовании). Государственные субсидии могут выделяться из средств государственного (федерального, например) бюджета отдельной ста- тьей расходов бюджетной классификации и предназначаться в первую очередь для студентов, обучающихся по приоритетным для государства специальностям и направлениям подготовки, или для студентов, нуждающихся в государственной поддержке при получении высшего образования. Размер субсидии одному студенту — доля государства в расходах на его обучение — должен устанавливаться законодательно исходя из стоимости обучения студента с учетом изменяющейся конъюнктуры рынка труда, инфляционных процессов и других факторов, влияющих на стоимость обучения, а также возможностей бюджета по осуществлению таких расходов. В этом смысле можно провести определенные аналогии субсидии с ГИФО, в рамках которых государство также участвует в оплате части затрат студента на обучение в вузе. Поэтому рассматривался и вариант выделения средств по ГИФО в виде субсидий студентам. Поскольку образовательные субсидии представляют собой взаимоотношения гражданина и государства, то они могут предоставляться на договорной основе. Сторонами договора будут выступать: • сам студент (абитуриент) как получатель субсидии; • орган государственной власти, уполномоченный распоря В содержании договора могут быть отражены обязательства получателя субсидии по ее возврату или, как предполагалось, по списанию с него задолженности по субсидии, например, в случаях, когда студент: • завершает обучение на „отлично"; • работает по окончании учебного заведения в соответствии с • направлен для продолжения учебы в аспирантуру и др. Эти условия должны регламентироваться отдельными нормативными актами или оговариваться в соответствующем положении согласно задачам и приоритетам государственной политики в области образования.
Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования 9.2. Образовательные субсидии и кредиты
Действующее законодательство содержит необходимые положс ния для организации и реализации процесса государственного субсидирования получения высшего профессионального образования Основным законодательным актом, регламентирующим провс дение операций со средствами государственного бюджета, является Бюджетный кодекс Российской Федерации [22, ст. 6, 68, 69, 78]: • содержащий определение субсидии; • включающий ее в состав текущих расходов бюджета, обеспе • выделяющий субвенции физическим и юридическим лицам в • определяющий основные условия, при соблюдении которых
- из федерального бюджета— в случаях, предусмот - из бюджетов субъектов Российской Федерации —в слу - из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных фе • установивший, что возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки. Субсидии могут предоставляться физическим лицам в следующих случаях: • из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных фе • из бюджетов субъектов Российской Федерации —в случаях, • из местных бюджетов —в случаях, предусмотренных феде Субсидии возвращаются в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки. В общем, позиция государства относительно образовательных субсидий понятна: субсидии выдавать можно, законодательные основания для этого есть, средства на эти цели в бюджете выделить тоже можно. Вопросов остается два: • какие изменения в действующий порядок планирования • нужно ли вообще выдавать образовательные субсидии, удаст Изучение этих вопросов показало следующее. Прием студентов на обучение с использованием субсидий можно осуществлять
Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования 9.2. Образовательные субсидии и кредиты
по аналогии с приемом на обучение за счет средств государствен ного бюджета через установление заданий (о показателях прием.i речь будет идти дальше) по приему на обучение за счет средств го сударственных образовательных субсидий. Это позволяет решил, три вопроса: • устанавливать ежегодно строго ограниченное число выдав;i • устанавливать дополнительные преференции студентам для • планировать организацию рабочих мест для выпускников, Насколько, правда, эти вопросы будут решаться с использова нием образовательных субсидий —это вопрос. Отбор студентов на обучение за счет средств образовательных субсидий также можно осуществлять по аналогии с приемом на обучение на платные места. Зачисление может осуществляться при подписании студентами необходимых документов (договоров) на оказание платных образовательных услуг с предоставлением документа (договора) о получении образовательной субсидии. Тут следует обратить внимание на два обстоятельства. 1) Студент может получить субсидию, но не пройти конкурсный 2) Студент может пройти конкурсный отбор в вуз (на платные Разрешение этой несогласованности можно осуществить через установление процедуры получения образовательной субсидии в два этапа. На первом этапе абитуриент получает документ о том, что он может в случае успешного прохождения конкурсного отбора в вузе получить образовательную субсидию (или имеет право получить образовательную субсидию — это зависит от условий их выдачи). На втором — получает саму субсидию, подтвердив про- хождение конкурсного отбора на соответствующие места в вузе. Возможны, разумеется, сбои и в этой схеме, но это можно промерить только в практической апробации. Чего, кстати сказать, сделано так и не было. Движение бюджетных средств для реализации предложений по введению образовательного субсидирования граждан может быть организовано по четырем основным схемам: прямой, опосредованной, кредитной и смешанной. Эти схемы отличаются друг от друга нормативно-правовой базой, лежащей в их основе, продолжительностью процедуры предоставления субсидий, трудоемкостью оформления, нормами возврата средств при их нецелевом использовании. По схеме прямого субсидирования государственные субсидии предоставляются непосредственно физическому лицу —- студенту (абитуриенту). Физическое лицо оформляет договор на обучение с государственным образовательным учреждением по определенному направлению подготовки или специальности и оплачивает это обучение за счет средств субсидии. По окончании вуза студент-выпускник направляется на работу в организацию, предусмотренную условиями договора. Отличительные особенности схемы: • заключение договоров с физическим лицом производится • физическое лицо получает выделенные средства при условии • государственное образовательное учреждение обеспечивает По схеме опосредованного субсидирования средства получает государственное учреждение высшего профессионального образования при условии заключения субсидиарных договоров с физическими лицами. Предоставление государственных возвратных субсидий физическим лицам производится вузом. Физическое лицо заключает субсидиарный договор с вузом. Гарантом по договору
Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования 9.2. Образовательные субсидии и кредиты
выступает уполномоченный государственный орган (149, ст. П.г>| Заключение договоров производится на основании полномочий, дс легированных вузу министерством (ведомством) Российской Феде рации. Государственное образовательное учреждение так же, как м в первой схеме, обеспечивает ведение персонифицированного аил литического учета по получателю субсидии с предоставлением и и формации заинтересованным субъектам. В схеме кредитного субсидирования получение субсидии производится через кредитное учреждение (уполномоченный бань) с открытием блокированного целевого счета (по аналогии с ж и лищными сертификатами). Государственный орган выбирает у иол номоченный банк, через который возможно предоставление госу дарственных образовательных кредитов с минимально установлен ными процентами (в качестве платы за пользование кредитом) г последующим их погашением государственными возвратными суб сидиями. Со студентом заключается кредитный договор с участием в качестве поручителя юридического лица (в том числе организации-работодателя) или физического лица. Схема кредитного субсидирования строится по типу среднесрочных и долгосрочных образовательных кредитов. По данной схеме возможно осуществить погашение образовательного кредита как за счет государственных возвратных субсидий, так и за счет средств работодателя или физического лица по условиям договора на обучение. Схема смешанного субсидирования включает в себя элементы опосредованной и кредитной схем субсидирования. Работодатель, как потребитель конечных услуг, полностью или частично произв
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|