Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные именные финансовые обязательства




Одной из причин выдвижения предложения о переводе финан­сирования высшего образования на систему государственных имен­ных финансовых обязательств (ГИФО) стал рост доли средств, по­ступающих в вузы в качестве платы за обучение, свидетельствую­щий о повышении платежеспособного спроса населения на образо­вательные услуги. Если в 1995 г. только 15% поступивших на 1 курс государственных вузов обучались за плату, то в 2000 г. этот пока­затель составил уже 44%, в 2002/2003 учебном году был преодо­лен 50 процентный рубеж, и в вузах 51% студентов стал обучаться на платной основе. В 2003/2004 учебном году эта доля выросла до 54% [85]. При этом контингент студентов, обучающихся за счет средств бюджета, не только не снижался, но, наоборот, увеличивал­ся, что свидетельствовало о выполнении установленных гарантий в области высшего образования.

Значительные средства тратились и тратятся семьями на пре­одоление барьера школа-вуз, т. е. на поступление в вузы. По дан­ным социологических исследований и экспертным оценкам, на эти цели расходуется до 30 млрд. руб. в год. Однако большая часть этих денег не поступает в высшие учебные заведения, а уходит в теневой сектор (оплата услуг репетиторов и взятки за поступле-




Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования


9.1. Государственные именные финансовые обязательства


 


ние). Мимо таких денег „проходить" нельзя. Нужны, следователь но, механизмы их привлечения в систему образования в той или иной форме.

Для решения этих проблем и формирования эффективных экономических механизмов в образовании было признано необхе димым осуществить перевод бюджетного финансирования учрс ждений (организаций) высшего и —в перспективе — среднего про фессионалыюго образования на дифференцированные нормативы, отражающие характер образовательных программ и уровень под готовки абитуриентов, показанный на государственных испытани­ях. Конкретной реализацией такого подхода стало создание систе мы ГИФО. Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу предусматривалось введение нового порядка финанси рования высшего образования через „персонализацию титула бюд­жетного финансирования профессионального образования (госу­дарственные именные финансовые обязательства)" по результатам экспериментальной отработки [78, с. 40, 238, 244].

Формальное определение ГИФО было дано в Положении об условиях и порядке проведения в 2002-2003 гг. эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего про­фессионального образования с использованием ГИФО [83]. ГИФО -это свидетельство о результатах сданного гражданином единого го­сударственного экзамена (ЕГЭ) с соответствующей записью, удо­стоверяющей категорию финансового обязательства, являющееся основанием для предоставления вузу бюджетных средств на обуче­ние в нем этого гражданина в течение всего срока обучения в соот­ветствии с государственным образовательным стандартом. ГИФО представляло собой, по существу, свидетельство о закреплении за конкретным студентом (учащимся) определенной денежной сум­мы, которую государство выделяло на оплату его обучения.

Новый порядок финансирования вузов базировался на следую­щих принципах:

• бюджетные средства выделялись вузу в зависимости от чис­ленности граждан, принятых на обучение, и в соответствии с категориями ГИФО, которые были присвоены этим граж-


данам по результатам сдачи ими единого государственного экзамена (экзаменов);

• размеры ГИФО были дифференцированы по 5 категориям;

• вузам было предоставлено право самостоятельно устанавли­
вать стоимость (цену) обучения;

• разница между ценой обучения и средствами, перечисленны­
ми бюджетом вузу в соответствии с категорией ГИФО. долж­
на была компенсироваться самими учащимся;

• не менее 50% студентов, обучение которых финансируется по
системе ГИФО, должны были обучаться без доплаты, т. е. без
компенсации разницы между стоимостью ГИФО и установ­
ленной ценой обучения.

По условиям эксперимента (и по самой идее ГИФО) гражданин, не вошедший в число лиц. обучающихся только за счет финанси­рования по ГИФО, должен заключать договор с вузом на обучение па платной основе и погашать разницу между стоимостью ГИФО и установленной вузом ценой обучения из собственных средств. Важ­но отметить, что введением таких условий высшее профессиональ­ное образование объявлялось, по существу, платным (правда, для начала только в части участвующих в эксперименте вузов, но, как говорится, лиха беда начало). При этом часть платы за обучение вносилась государством через ГИФО, а часть —учащимся. Тем са­мым был предложен подход к реализации принципа разделения затрат между государством и гражданином1, позволяющий к тому же задействовать в дополнение к бюджету кроме средств семей та­кие источники „собственных" средств студента, как образователь­ный кредит, субсидии, гранты и т. д. Сумма средств, предусмот­ренных ГИФО, форма, порядок их получения, а также то усло­вие, что эти средства могут быть только перечислены непосред­ственно учебному заведению, в котором обучается гражданин, для общего случая анализа применения ГИФО никакого значения не имеют. Важно, что этими средствами оплачивается обучение в ву­зе. В некотором смысле бюджетную составляющую ГИФО можно

1 Подробнее о точках зрения на проблему разделения затрат на образова­ние можно прочитать в материалах обсуждения этой проблемы, например, в журнале: Университетское управление: практика и анализ. — 2001. — № 2 (17).


 




Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования

рассматривать как субсидирование гражданина на безвозвратноii основе:

• средства бюджета „прикрепляются" к конкретному лицу и
могут быть израсходованы на обучение именно этого лица;

• не получая бюджетные средства на руки, конкретное лицо
может получить эквивалент этих средств в виде образова
тельной услуги, получить некоторое благо за счет бюджета;

• средства не могут быть израсходованы на иные цели и (или)
переданы другому лицу.

С другой стороны, и учебное заведение, получив средства по ГИФО, обязано израсходовать их на обучение именно того лица, за которым они закреплены, и только этого лица.

Размеры ГИФО по категориям были установлены приказом Минобразования России [83] и приведены в табл. 9.1.

Таблица 9.1. Годовые величины ГИФО на 2002 г.

 

Категория Величина (руб.)
1-я категория ГИФО  
2-я категория ГИФО  
3-я категория ГИФО  
4-я категория ГИФО  
5-я категория ГИФО  

В расчет величины финансового обеспечения ГИФО были включены расходы только по трем предметным статьям и подста-тьям действовавшей на тот момент экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации:

110100 оплата труда гражданских служащих;

110200 начисления на фонд оплаты труда (единый социаль­
ный налог (взнос), включая тарифы на обязательное соци­
альное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний);

111040 прочие текущие расходы (только в части расходов на
комплектование библиотечных фондов и производственную
практику).

Остальные расходы образовательных учреждений финансиро­вались в „обычном" порядке, т. е. по смете.


9.1. Государственные именные финансовые обязательства

Таким образом, финансирование вузов в рамках эксперимен­тальной отработки применения ГИФО осуществлялось по модели 5 (с. 292) с использованием набора подушевых нормативов финанси­рования (категории ГИФО) и ненормируемой части финансирова­ния (статьи расходов, не включенные в расчет стоимости ГИФО).

В целом предполагалось, что переход на систему ГИФО поз­волит более полно учитывать требования рынка труда, повысить качество обучения за счет развития конкуренции между вузами, повысить территориальную и социальную мобильность молодежи, снизить нагрузку на бюджеты многих семей по оплате обучения детей в вузах.

В общем виде структура доходов, которые получает вуз в усло­виях новой системы финансирования, может быть проиллюстри­рована схемой на рис. 9.1.

Число студентов по категориям ГИФО

Рис. 9.1. Формирование доходов вуза в условиях использования ГИФО

Общие доходы вуза представляются на схеме прямоугольником с координатами 0ДДН или в аналитической форме выражением


 




 



 


Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования

где Д — доходы вуза; Н — число студентов, принятых на обучение; Ц —установленная вузом цена обучения.

В вуз принимаются студенты, имеющие все 5 категорий ГИФО, соответственно средства, полученные вузом по ГИФО, будут пред­ставлять собой площадь фигуры, образованной прямоугольниками 1-5 или в аналитической форме выражением

где Дг доходы вуза, полученные через ГИФО; Si — стоимость ГИФО соответствующей категории; Hi — число студентов, имею­щих ГИФО соответствующей категории.

При установленной вузом цене обучения (Ц) каждый студент должен доплатить сумму, равную разности между ценой обучения и стоимостью выданного ему ГИФО Д^оп — ЦSi.

Собственно, при разработке механизма финансирования с ис­пользованием ГИФО предполагалось, что все студенты будут до­плачивать за свое обучение, а стоимость ГИФО будет устанавли­ваться таким образом, чтобы определенным категориям студентов (например — имеющим ГИФО 1-й категории) доплачивать не при­ходилось. Однако для практической отработки подхода было уста­новлено, что половина контингента, принятого на обучение в рам­ках новой системы финансирования, должна обучаться без вне­сения доплаты. Поэтому получаемые вузом доходы будут иметь несколько иную структуру (рис. 9.2).

Схема показывает, что при установлении уровня цены Д дохо­ды вуза будут определяться средствами, полученными по ГИФО от всех студентов, плюс доплаты в размере разницы между ценой и стоимостью соответствующих категорий ГИФО, но только от 50% студентов, причем имеющих ГИФО с меньшей ценой. Последнее об­стоятельство нужно пояснить. Вузы, естественно, будут стремить­ся принимать в первую очередь студентов с более высокими ГИФО, поскольку они свидетельствуют о более высоких знаниях студентов и их стоимости выше. При этом и доходы вузов будут также выше. Однако при наличии разницы между стоимостью ГИФО и ценой обучения, а такая разница будет обязательно, расходы на обучение


9.1. Государственные именные финансовые обязательства

„бесплатного" контингента не будут компенсироваться доходами от ГИФО, т. е. обучение этой части контингента будет для вуза убыточным (на схеме —„Некомпенсированные расходы вуза").

0,5Н Н

Число студентов по категориям ГИФО

Рис. 9.2. Доходы вуза в условиях использования ГИФО с учетом бесплатного обучения 50% контингента

Поскольку условиями финансирования с использованием ГИФО компенсация таких убытков государством не предусматри­вается, вуз будет вынужден искать источники компенсации убыт­ков. И найдет их в повышении цены обучения для оставшихся 50% студентов, не попавших в бесплатный контингент, на величину, определяемую соотношением

К х 0.5

где Ц — цена обучения одного студента; г — категория ГИФО (от 1-й до 5-й); Si — стоимость ГИФО г-й категории; К — контингент студентов, обучающихся в условиях ГИФО; К\ — контингент сту­дентов, имеющих г-ю категорию ГИФО и вошедших в 50% контин­гента, которые обучаются без доплаты.


 




Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования

В данном случае не рассматривается вопрос о том, как имен но проводится граница между теми, кто доплачивать не должен, и „остальными" студентами. Это совсем не просто, поскольку в общем случае она пройдет, что называется, „по живому", разде­лив студентов одной категории ГИФО, даже имеющих одинаковые баллы по ЕГЭ, на „допущенных" и „недопущенных".

Важно другое: „недопущенные" студенты должны будут пла­тить за обучение более высокую цену, чтобы скомпенсировать убыт ки вуза, сформированные в результате того, что „допущенные" сту­денты за обучение платить не будут, поэтому доплачивать за них будут студенты, имеющие более низкие категории. А вот об этой стороне внедрения ГИФО разработчики не упоминали и решений данной проблемы не предложили.

Эту ситуацию можно иллюстрировать более наглядно на услов­ном числовом примере со следующими входными параметрами:

• в вуз поступили шесть студентов (два студента с 3-й катего­
рией ГИФО и по одному студенту с другими категориями);

• цена обучения установлена вузом на уровне стоимости 1-й
категории ГИФО (14 500 руб.);

• без дополнительной платы обучаются три студента.
Расчетные данные о доходах вуза для указанных входных па­
раметров приведены в табл. 9.2.

Таблица 9.2. Доходы вуза в условиях ГИФО

 

Кате­гория ГИФО Стои­мость ГИФО, руб. Доход от ГИФО, руб. Допла­та до цены, руб. Итого доход, руб. Затра­ты, руб. Убы­ток, руб.
  14 500 14 500   14 500 14 500  
        7 500 14 500 -7 000
  3 900 3 900   3 900 14 500 -10600
    3 900 10 600 14 500 14 500  
  2 800       14 500  
      13 300   14 500  
Всего   35 600   87 000 -17600

Источником убыточности выступают студенты, имеющие 2-ю и 3-ю категории ГИФО и попавшие в 50% контингента, обучающие­ся без дополнительной платы. Простейший расчет показывает, что для обеспечения безубыточности в условиях ГИФО вузу необходи-


9.1. Государственные именные финансовые обязательства

мо для 50% контингента (3 человека в примере) увеличить цену обучения на 5867 руб., или 40,5% (для условий данного примера, разумеется). Для реальных условий увеличение цены может ока­заться заметно большим вследствие иной структуры распределе­ния студентов по категориям ГИФО.

В рамках эксперимента по финансированию вузов с использо­ванием ГИФО отрабатывалась, главным образом, схема финанси­рования, предусматривающая распределение через обязательства 60% средств. Остальные 40% выделялись вузам минуя систему обя­зательств, т. е. в рамках „обычного" бюджетного финансирования. Такая „добавка" предназначалась для предотвращения излишнего повышения цены обучения. Поскольку эти средства направляются на обеспечение обучения всего контингента (в приведенном при­мере для всех 6 человек), то введение этой поправки в пример на результат, конечно, повлияет. Однако общая картина при этом со­хранится.

Это можно легко проверить. Введем данное условие в преды­дущий пример, сохранив исходные условия и предусмотрев выде­ление дополнительных бюджетных средств на каждого учащегося в сумме 3 756 руб. из расчета

Сумма средств по ГИФО (руб.) х 40% ~60% х б чел.

Полученные результаты приведены в табл. 9.3. Они показывают, что даже и в этом случае дефицит дохода вуза сохранится. Для его погашения будет необходимо:

• увеличить цену обучения до 16 610 руб. (на 14,6%) для 50%
студентов, не вошедших в „бесплатный" контингент;

• или сократить затраты на обучение до 13 445 руб.

В обоих случаях погашение убытков от бесплатного обучения студентов 2-й и 3-й категорий ГИФО может осуществляться за счет получения прибыли от обучения студентов с ГИФО 1-й категории (иными словами, прибыль за счет бюджета или завышение цены, если учесть, что она составляет 14 500 руб.) и 3-й и 4-й категорий (тоже завышение цены обучения). По существу, это полностью по­вторяет ситуацию, показанную на рис. 9.2 и в табл. 9.2.


Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования


9.2. Образовательные субсидии и кредиты


 


Таблица 9.3. Доходы вуза в условиях ГИФО с дополнительным финансированием

 

Кате­гория ГИФО Стоп-мость ГИФО, руб. Поступило средств из бюджета *, руб. Доплата до цены, руб. Итого доход, руб. Затра­ты, руб. Убыток, руб.
             
            -3244
            -6844
             
             
             
Всего         -6332

*) Поступления из бюджета — стоимость ГИФО соответствующей категории плюс до­полнительные средства в сумме 3 756 руб.

К другим проблемам введения системы финансирования с ис­пользованием ГИФО следует отнести необходимость:

• объединения бюджетных и внебюджетных средств для обес­
печения функционирования вуза, поскольку действующее за­
конодательство такой возможности не предусматривает, раз­
деляя указанные источники. Это, в принципе, сделать можно,
разделяя затраты по источникам их покрытия, но в данном
случае речь идет об объединении бюджетных и внебюджет­
ных средств для обучения одного и того же студента;

• введения персонифицированного учета затрат на обучение
каждого студента, поскольку новая система финансирования
основана на договорных отношениях; эта проблема, с нашей
точки зрения, замалчивается, что дает возможность исполь­
зовать доходы от внебюджетной деятельности для компенса­
ции недостатка бюджетного финансирования, т. е. осуществ­
лять перекрестное субсидирование обучения;

• внутривузовского субсидирования — возмещения недостатка
бюджетного финансирования за счет повышения цены обуче­
ния для „платного контингента", что прямо следует за про­
блемой персонификации учета;

• определения величины ГИФО и ряд других.

По результатам экспериментальной отработки механизма фи­нансирования с использованием ГИФО не было принято решения о


его повсеместном распространении, что можно рассматривать как отказ от его применения. Но в последнее время предложения о „воз­рождении" ГИФО вновь стали появляться, что требует серьезного изучения проблем этого механизма.

9.2. Образовательные субсидии и кредиты

Дополнительными источниками внебюджетных средств для образовательных учреждений могут выступать образовательные субсидии и образовательные кредиты. Строго говоря, их нельзя относить к группе источников финансирования образования, по­скольку они представляют собой средства гражданина, которыми оплачивается его обучение. Другое дело, что гражданин эти сред­ства получает в виде субсидии из бюджета (на возвратной или без­возвратной основе) или в виде банковского кредита. Но это касает­ся отношений самого гражданина либо с бюджетом (государством), либо с банком. Причем учебное заведение, в которое поступают эти средства в виде оплаты, может и не вступать в отношения с бюдже­том или банком. Другое дело, что и бюджет, и банк могут взять на себя функции контроля за целевым использованием этих средств не только гражданином, но и образовательным учреждением. Но обязательства по возврату полученных сумм и соответствующие договорные отношения возникают только у получателя субсидии (в случае условия возврата субсидии) или займа и источника средств.

Тем не менее наличие у гражданина возможности получения субсидии или займа на оплату образования представляет собой со­здание дополнительной возможности получения учебными заведе­ниями внебюджетных доходов. Поэтому эти направления включе­ны в число важных для реализации.

Образовательные субсидии

Проводимая в настоящее время модернизация системы образо­вания предполагает поиск и разработку новых финансовых меха­низмов частичной или полной компенсации затрат государства на получение гражданами высшего профессионального образования.


Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования


9.2. Образовательные субсидии и кредиты


 


Проектом Плана действий Правительства Российской Федера ции в области социальной политики и модернизации экономики на 2002-2004 гг. предусматривалось введение системы государствен­ных возвратных субсидий для получения гражданами Российской Федерации высшего профессионального образования. По опре­делению, данному в Бюджетном кодексе Российской Федера­ции [22, ст. 6], субсидия —это бюджетные средства, предоставляе­мые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Выбор именно этой формы поддержки населения из средств бюджета обусловлен тем, что в иной форме непосредственно физическим лицам бюджетные средства выделены быть не могут. Кроме того, субсидия позволят объединять средства бюджета со средствами, в данном случае, фи­зического или юридического лица для оплаты обучения в рамках долевого финансирования.

Исследование проблем создания системы государственного об­разовательного субсидирования было проведено в 2001 г. эксперт­ной группой с участием автора в Учебном центре подготовки ру­ководителей (Санкт-Петербург) [33].

Анализ имеющейся нормативно-правовой базы и доступной ин­формации о платном обучении в вузах показал, что существует ряд проблем, связанных с упорядочением правовых и организа­ционных аспектов получения гражданами Российской Федерации высшего профессионального образования на условиях полной или частичной компенсации затрат на обучение. Прежде всего эти про­блемы обусловлены отсутствием в законодательстве [117] единых финансово-экономических подходов к определению стоимости обу­чения и отсутствием единого реестра тарифов на обучение по раз­личным направлениям и специальностям. В результате отсутствует возможность централизованного и заблаговременного информиро­вания абитуриентов и их родителей о финансовых и организаци­онных условиях получения профессионального образования (асим­метрия информации в образовании).

Государственные субсидии могут выделяться из средств госу­дарственного (федерального, например) бюджета отдельной ста-


тьей расходов бюджетной классификации и предназначаться в первую очередь для студентов, обучающихся по приоритетным для государства специальностям и направлениям подготовки, или для студентов, нуждающихся в государственной поддержке при полу­чении высшего образования. Размер субсидии одному студенту — доля государства в расходах на его обучение — должен устанавли­ваться законодательно исходя из стоимости обучения студента с учетом изменяющейся конъюнктуры рынка труда, инфляционных процессов и других факторов, влияющих на стоимость обучения, а также возможностей бюджета по осуществлению таких расходов.

В этом смысле можно провести определенные аналогии субси­дии с ГИФО, в рамках которых государство также участвует в оплате части затрат студента на обучение в вузе. Поэтому рассмат­ривался и вариант выделения средств по ГИФО в виде субсидий студентам.

Поскольку образовательные субсидии представляют собой взаимоотношения гражданина и государства, то они могут предо­ставляться на договорной основе. Сторонами договора будут выступать:

• сам студент (абитуриент) как получатель субсидии;

• орган государственной власти, уполномоченный распоря­
жаться средствами бюджета на цели выдачи образователь­
ных субсидий.

В содержании договора могут быть отражены обязательства получателя субсидии по ее возврату или, как предполагалось, по списанию с него задолженности по субсидии, например, в случаях, когда студент:

• завершает обучение на „отлично";

• работает по окончании учебного заведения в соответствии с
договором в важнейших отраслях государственного сектора
экономики в течение указанного в договоре числа лет;

• направлен для продолжения учебы в аспирантуру и др.

Эти условия должны регламентироваться отдельными норма­тивными актами или оговариваться в соответствующем положении согласно задачам и приоритетам государственной политики в об­ласти образования.


 




Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования


9.2. Образовательные субсидии и кредиты


 


Действующее законодательство содержит необходимые положс ния для организации и реализации процесса государственного суб­сидирования получения высшего профессионального образования

Основным законодательным актом, регламентирующим провс дение операций со средствами государственного бюджета, является Бюджетный кодекс Российской Федерации [22, ст. 6, 68, 69, 78]:

• содержащий определение субсидии;

• включающий ее в состав текущих расходов бюджета, обеспе
чивающих текущее функционирование органов государствен
ной власти, органов местного самоуправления, бюджетных
учреждений, оказание государственной поддержки другим
бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дота­
ций, субсидий и субвенций на текущее функционирование,
а также другие расходы бюджетов, не включенные в капи­
тальные расходы в соответствии с бюджетной классификаци
ей Российской Федерации;

• выделяющий субвенции физическим и юридическим лицам в
качестве формы расходов бюджетов;

• определяющий основные условия, при соблюдении которых
допускается выделение субсидий, в том числе в форме гран­
тов и на оказание материальной поддержки:

 

- из федерального бюджета— в случаях, предусмот­
ренных федеральными и региональными целевыми про­
граммами и федеральными законами;

- из бюджетов субъектов Российской Федерации —в слу­
чаях, предусмотренных федеральными целевыми про­
граммами, федеральными законами, региональными це­
левыми программами и законами субъектов Российской
Федерации;

- из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных фе­
деральными целевыми программами, федеральными за­
конами, региональными целевыми программами, закона­
ми субъектов Российской Федерации и решениями пред­
ставительных органов местного самоуправления.

• установивший, что возврату в соответствующий бюджет под­лежат субсидии в случаях их нецелевого использования в


сроки, устанавливаемые уполномоченными органами испол­нительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Субсидии могут предоставляться физическим лицам в следую­щих случаях:

• из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных фе­
деральными и региональными целевыми программами и фе­
деральными законами;

• из бюджетов субъектов Российской Федерации —в случаях,
предусмотренных федеральными целевыми программами,
федеральными законами, региональными целевыми програм­
мами и законами субъектов Российской Федерации;

• из местных бюджетов —в случаях, предусмотренных феде­
ральными целевыми программами, федеральными законами,
региональными целевыми программами, законами субъектов
Российской Федерации и решениями представительных орга­
нов местного самоуправления.

Субсидии возвращаются в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования, а также в случаях их неиспользова­ния в установленные сроки.

В общем, позиция государства относительно образовательных субсидий понятна: субсидии выдавать можно, законодательные ос­нования для этого есть, средства на эти цели в бюджете выделить тоже можно. Вопросов остается два:

• какие изменения в действующий порядок планирования
и финансирования высшего образования (поскольку именно
на оплату высшего образования субсидии предназначались)
придется внести при внедрении в практику образовательных
субсидий;

• нужно ли вообще выдавать образовательные субсидии, удаст­
ся ли с их помощью решить те задачи, которые на них воз­
лагаются: поддержать платное обучение граждан и создать
условия для их привлечения на необходимые государству
должности.

Изучение этих вопросов показало следующее. Прием студен­тов на обучение с использованием субсидий можно осуществлять


 




Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования


9.2. Образовательные субсидии и кредиты


 


по аналогии с приемом на обучение за счет средств государствен ного бюджета через установление заданий (о показателях прием.i речь будет идти дальше) по приему на обучение за счет средств го сударственных образовательных субсидий. Это позволяет решил, три вопроса:

• устанавливать ежегодно строго ограниченное число выдав;i
емых образовательных субсидий и планировать необходимы!
для этого бюджетные средства;

• устанавливать дополнительные преференции студентам для
обучения по необходимым государству направлениям и спе
циальностям подготовки, а также вузам (и территориям, еле
довательно), где эти абитуриенты будут обучаться, т.е. фор
мировать структуру специалистов в соответствии с потребно
стями государственного сектора экономики;

• планировать организацию рабочих мест для выпускников,
обучающимся за счет образовательных субсидий.

Насколько, правда, эти вопросы будут решаться с использова нием образовательных субсидий —это вопрос.

Отбор студентов на обучение за счет средств образовательных субсидий также можно осуществлять по аналогии с приемом на обучение на платные места. Зачисление может осуществляться при подписании студентами необходимых документов (договоров) на оказание платных образовательных услуг с предоставлением до­кумента (договора) о получении образовательной субсидии. Тут следует обратить внимание на два обстоятельства.

1) Студент может получить субсидию, но не пройти конкурсный
отбор при поступлении в вуз.

2) Студент может пройти конкурсный отбор в вуз (на платные
места), но не получить образовательной субсидии.

Разрешение этой несогласованности можно осуществить через установление процедуры получения образовательной субсидии в два этапа. На первом этапе абитуриент получает документ о том, что он может в случае успешного прохождения конкурсного отбо­ра в вузе получить образовательную субсидию (или имеет право получить образовательную субсидию — это зависит от условий их выдачи). На втором — получает саму субсидию, подтвердив про-


хождение конкурсного отбора на соответствующие места в вузе. Возможны, разумеется, сбои и в этой схеме, но это можно про­мерить только в практической апробации. Чего, кстати сказать, сделано так и не было.

Движение бюджетных средств для реализации предложений по введению образовательного субсидирования граждан может быть организовано по четырем основным схемам: прямой, опосредован­ной, кредитной и смешанной. Эти схемы отличаются друг от дру­га нормативно-правовой базой, лежащей в их основе, продолжи­тельностью процедуры предоставления субсидий, трудоемкостью оформления, нормами возврата средств при их нецелевом исполь­зовании.

По схеме прямого субсидирования государственные субси­дии предоставляются непосредственно физическому лицу —- сту­денту (абитуриенту). Физическое лицо оформляет договор на обу­чение с государственным образовательным учреждением по опре­деленному направлению подготовки или специальности и оплачи­вает это обучение за счет средств субсидии. По окончании вуза студент-выпускник направляется на работу в организацию, преду­смотренную условиями договора.

Отличительные особенности схемы:

• заключение договоров с физическим лицом производится
уполномоченным органом;

• физическое лицо получает выделенные средства при условии
заключения договоров на обучение и договора на дальней­
шую работу;

• государственное образовательное учреждение обеспечивает
ведение персонифицированного аналитического учета по по­
лучателю субсидии с предоставлением информации об этом
заинтересованным субъектам.

По схеме опосредованного субсидирования средства полу­чает государственное учреждение высшего профессионального об­разования при условии заключения субсидиарных договоров с фи­зическими лицами. Предоставление государственных возвратных субсидий физическим лицам производится вузом. Физическое ли­цо заключает субсидиарный договор с вузом. Гарантом по договору


 




Лекция 9. Новые механизмы финансирования образования


9.2. Образовательные субсидии и кредиты


 


выступает уполномоченный государственный орган (149, ст. П.г>| Заключение договоров производится на основании полномочий, дс легированных вузу министерством (ведомством) Российской Феде рации. Государственное образовательное учреждение так же, как м в первой схеме, обеспечивает ведение персонифицированного аил литического учета по получателю субсидии с предоставлением и и формации заинтересованным субъектам.

В схеме кредитного субсидирования получение субсидии производится через кредитное учреждение (уполномоченный бань) с открытием блокированного целевого счета (по аналогии с ж и лищными сертификатами). Государственный орган выбирает у иол номоченный банк, через который возможно предоставление госу дарственных образовательных кредитов с минимально установлен ными процентами (в качестве платы за пользование кредитом) г последующим их погашением государственными возвратными суб сидиями. Со студентом заключается кредитный договор с участием в качестве поручителя юридического лица (в том числе организа­ции-работодателя) или физического лица.

Схема кредитного субсидирования строится по типу средне­срочных и долгосрочных образовательных кредитов. По данной схеме возможно осуществить погашение образовательного кредита как за счет государственных возвратных субсидий, так и за счет средств работодателя или физического лица по условиям договора на обучение.

Схема смешанного субсидирования включает в себя эле­менты опосредованной и кредитной схем субсидирования. Работо­датель, как потребитель конечных услуг, полностью или частич­но произв

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...