Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налогообложение и налоговые льготы




При ознакомлении с особенностями налогообложения образова­тельных учреждений следует сразу же сказать: образовательные учреждения независимо ни от чего являются плательщиками на­логов и обладают лишь некоторыми, еще сохранившимися налого­выми льготами. Такое положение сложилось не сразу. Переход к рыночным отношениям в экономике ознаменовался формировани­ем особого положения образовательных учреждений в части нало­гообложения их деятельности. И было это обусловлено теми госу­дарственными гарантиями, которые были установлены законода­тельно для этой сферы деятельности для придания ей приоритета в государственной политике. Приоритет образования во всех про­граммных документах остался, а вот с большинства гарантий, в том числе и в налогообложении, образование было лишено.

Заметим также, что в данной лекции вопросы налогообложения изложены в стиле ознакомления, а отнюдь не анализа или прак­тического пособия по исчислению и оплате налогов. Сделано это совершенно сознательно, поскольку имеется обширная, подробная и гораздо более квалифицированная литература по этим вопросам (см., например, [99, 144]).

Одной из важнейших государственных гарантий приоритетно­сти образования, провозглашенных первой редакцией Закона Рос-


 




Лекция 10. Налоги и собственность в образовании


10.1. Налогообложение и налоговые льготы


 


сийской Федерации „Об образовании", было освобождение образо­вательных учреждений от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности [118, ст. 40, п. 3]. Это было настолько важное, в том числе и для практической деятельности, положение, что его можно процитировать дословно: „Образова­тельные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмот­ренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю".

Наверное, можно было бы сформулировать данную норму точ­нее, в более завершенных вариантах, например:

• образовательные учреждения в части уставной непредприни­
мательской деятельности освобождены от уплаты всех видов
налогов, сборов и пошлин;

• или совсем категорично — образовательные учреждения не
являются плательщиками налогов, сборов и пошлин.

По поводу этой формулировки существовали две кардинально различающихся точки зрения.

1) Данное положение полностью освобождает учебные заведе­
ния от уплаты всех налогов, и сомнений в этом нет. Следо­
вательно, учебные заведения вообще никакие налоги платить
не должны.

2) Данное положение лишь объявляет о политике (иногда даже
говорили — о намерении) государства в сфере налогообложе­
ния учебных заведений, а реализуется эта политика в нало­
говом законодательстве. Поэтому, если есть освобождение от
налога в соответствующем законе о конкретном налоге, зна­
чит платить его в этом случае (но только в этом!) не нужно.

Арбитражные суды придерживались обеих точек зрения (в раз­ных регионах по-разному в зависимости от сложившейся правопри­менительной практики), но все-таки большее развитие получил та­кой тезис: „Дело законодателя — предоставить налоговые льготы и (или) освобождение от уплаты налогов. В каком законе это бы­ло сделано — неважно. Раз в Законе „Об образовании" имеет место быть освобождение от налогов, значит законом оно уже установле­но". Примеры такого подхода арбитражных судов и вынесения ре-


шений в пользу учебных заведений с удовольствием при водились, например, в журнале „Советник бухгалтера в сфере образования и науки".

Налоговый кодекс Российской Федерации объявил приказы, ин­струкции и методические указания, издаваемые органами управ­ления, органами государственных внебюджетных фондов для сво­их подразделений по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не относящимися к актам законодательства о налогах и сборах. Поэтому все вопросы теперь решаются только в рамках Кодекса.

Разумеется, наше законодательство несовершенно, в нем мно­го неясных мест и противоречий, законы иногда не сопрягаются друг с другом. Поэтому при рассмотрении проблем, связанных с уплатой налогов образовательными учреждениями, опираются в первую очередь на действующее налоговое законодательство, при­влекая Закон „Об образовании" при возникновении спорных си­туаций, причем для разъяснения содержательных вопросов отно­сительно особенностей системы образования, но не особенностей применения налогового законодательства.

Кроме того, следует учесть еще два важных обстоятельства.

1. После принятия Закона „Об образовании" постановлением
Верховного Совета Российской Федерации № 3255-1 „О неко­
торых вопросах налогового законодательства Российской Фе­
дерации"1 законодателем было принято решение об установ­
лении налоговых льгот законодательными актами Российской
Федерации по вопросам налогообложения и нормативными
актами соответствующих органов, определяемыми этими (т. е.
налоговыми) законодательными актами. Следует напомнить,
что в то время существовало несколько законов, регулирую­
щих отношения обложения отдельными налогами.

2. Законодатель, издавая налоговые законы с указанием в них
особенностей налогообложения сферы образования, пошел по
пути предоставления льгот образовательным учреждениям
по уплате отдельных налогов, а не принял решения о пол­
ном освобождении от обязанностей уплаты всех налогов.

1 Российская газета. 1992. 14 августа.


 




Лекция 10. Налоги и собственность в образовании

Разумеется, это дела прошедшие, но знать о них полезно, по­скольку в последнее время вновь начали, хотя и негромко, обсуж­дать необходимость предоставления налоговых льгот системе об­разования.

С введением в действие Налогового кодекса и его последующим изменением налоговые льготы были постепенно с образовательных учреждений сняты, а с 1 января 2005 г. и упомянутая статья 40 За­кона „Об образовании", содержащая всякие льготы, утратила силу. Государство отказалось от гарантий приоритетности образования.

Теперь можно перейти собственно к рассмотрению налогов в сфере образования.

Объектами налогообложения в сфере образования, как, впро­чем, и в других сферах, являются:

• обороты по реализации продукции, выполненных работ, ока­
занных услуг — перемещение денежных сумм в той или иной
форме;

• выручка от реализации продукции, выполненных работ, ока­
занных услуг;

• прибыль — разница между выручкой от реализации за опре­
деленный период и затратами на ее получение (итог эконо­
мической деятельности за определенный период);

• объекты собственности, в том числе имущество, земельные
участки;

• другие объекты в соответствии с действующим налоговым за­
конодательством.

Каких-либо специфических объектов налогообложения, харак­терных именно (или только) для системы образования, не имеется. В этом смысле учебные заведения не выделяются в ряду иных ор­ганизаций.

Более наглядно объекты налогообложения можно представить в виде схемы (рис. 10.1).

Изменение режима налогообложения, т. е. установление нало­говых льгот, освобождение от уплаты налогов, изменение ставки налога и объекта налогообложения, осуществляется путем внесе­ния изменений и дополнений в действующий законодательный акт по конкретному налогу: либо в Налоговый кодекс, либо в законы


10.1. Налогообложение и налоговые льготы

субъектов Российской Федерации или решения муниципальных ор­ганов. Поэтому указанная выше государственная гарантия (осво­бождение образовательных учреждений от всех налогов) на прак­тике и раньше не очень-то выступала в качестве нормы прямо­го действия. Освобождение образовательных учреждений от упла­ты налогов, предоставление им налоговых льгот осуществлялось и осуществляется через налоговое законодательство.

Объекты налогообложения

Объекты собственности
Хозяйственный результат

Движение собственности

Выручка от реализации
Имущество
Обороты

ч

 

Передача объектов
Прибыль

Земельные участки

Рис. 10.1. Объекты налогообложения в сфере образования

 

Конкретные объекты налогообложения образовательного уч­реждения приведены в табл. 10.1.

Следует указать на некоторые особенности налогообложения объектов собственности и земельных участков, переданных образо­вательному учреждению в оперативное управление или в пользова­ние. Собственником этих объектов образовательное учреждение не является. Следовательно, бремени содержания их нести не может и обязанностей по уплате налогов — тоже. На содержание этих объ­ектов выделяются средства из бюджета учредителя (по смете), на уплату налогов средства должны выделяться и тоже выделяются, что на практике и делается.


 




Лекция 10. Налоги и собственность в образовании

Таблица 10.1. Объекты налогообложения в образовательном учреждении

Объект налогообложения

Объект налогообложения в образовательном, учреждении

 

 

Хозяйственный результат
Выручка Средства, полученные в виде доходов от осуществле­ния уставной деятельности: • оказания образовательных услуг; • выполнения НИОКР; • др. внебюджетной деятельности
Средства, полученные от реализации: • объектов интеллектуальной собственности; • имущества, находящегося в самостоятельном распоряжении
Прибыль Остаток средств после возмещения затрат, связанных с получением дохода

Движение собственности

Реализация учебным заведением товаров, работ и услуг в рамках осуществления уставной деятельно­сти — поступление средств на счет и расходование средств со счета

Обороты

Передача объектов собственности с баланса на баланс и (или) в качестве дара учебному заведению или учеб­ным заведением; перемещение материального объекта рассматривается как перемещение его стоимостного эк­вивалента

Передача объектов

Объекты собственности

 

Имущество Имущество образовательного учреждения: • переданное собственником образовательному учреждению на праве оперативного управле­ния; • переданное образовательному учреждению в форме дара, пожертвования или по завещанию; • приобретенное на доходы от уставной деятель­ности
Земля Земельные участки: • переданные образовательному учреждению в пользование (бессрочное, бесплатное); • приобретенные на доходы от уставной деятель­ности

Техническая сторона дела по уплате налогов на имущество и землю действительно возложена на образовательное учреждение, но в этом нет ничего необычного или необоснованного: как было по­казано раньше, образовательное учреждение в некотором смысле можно рассматривать как специально созданный государственный


10.1. Налогообложение и налоговые льготы

орган, выполняющий функции государства в сфере образования. А к этим функциям относится не только осуществление образо­вательной деятельности, но и осуществление действий сопутству­ющих, обеспечивающих, в которые несомненно входит и деятель­ность по уплате налогов.

Другой вопрос, что бюджетные средства выделяются для осу­ществления платежей в бюджет, т. е. имеет место движение средств „по кругу". Однако не следует забывать, что налоги на имущество и землю могут зачисляться в бюджет иного уровня, нежели тот, из которого финансируется образовательное учреждение. Кроме того, бюджет имеет право предоставлять налоговые льготы, включая и освобождение от уплаты налогов, в пределах тех средств, которые поступают именно в этот бюджет.

Для сведения (и лучшего представления) уместно привести таб­лицу, показывающую, в бюджет какого уровня зачисляются налоги (табл. 10.2) [82, ст. 13-15].

Таблица 10.2. Налоги в Российской Федерации

 

Вид налогов Налоги
Федеральные 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами живот­ного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина
Региональные 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог
Местные 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц
Всего  

Таблица наглядно показывает, что налог на имущество (т.е. на объекты собственности, переданные образовательному учрежде­нию в оперативное управление или приобретенные на доходы от уставной деятельности, относятся к виду региональных и зачисля-


Лекция 10. Налоги и собственность в образовании


10.1. Налогообложение и налоговые льготы


 


ются в бюджеты субъектов федерации, где эти учреждения рас­положены. Поэтому, если, например, образовательное учреждение относится к федеральному или местному уровню, то средства из этих бюджетов через образовательное учреждение перечисляются в бюджет субъекта федерации. Можно было бы решить эти про блемы в рамках межбюджетных отношений, однако, как показыва ет практика, этого не делается. Основной причиной, по-видимому, является неурегулированность вопросов надлежащего оформления объектов собственности и ведение учета состояния и оценки объ­ектов на уровне образовательного учреждения.

Ожидать, что субъекты федерации предоставят освобождение от уплаты налога на имущество образовательным учреждениям, возможно, но, с моей точки зрения, в следующих случаях:

• если образовательное учреждение финансируется из регио­
нального бюджета (проводить деньги из бюджета в бюджет
через образовательное учреждение — дополнительные расхо­
ды);

• если образовательное учреждение финансируется из бюдже­
та муниципального образования, получающего субвенции на
финансирование образования из регионального бюджета; в
этом случае получается „круг" несколького больших разме­
ров: региональный бюджет-местный бюджет-образователь­
ное учреждение-региональный бюджет. Вот тут вопросы на­
логового освобождения могут быть урегулированы в рамках
межбюджетных отношений.

Уплата налога на имущество образовательным учреждением федерального ведения представляет в конечном итоге дополни­тельные перечисления из федерального бюджета в региональный. Поэтому освобождение от налога на имущество в этом случае вы­глядит необоснованно. Зачем же отказываться от дополнительных поступлений в бюджет?

То же самое можно сказать о земельном налоге, который отно­сится к виду местных и зачисляется в бюджеты муниципальных об­разований. Это важный источник дохода, поэтому вряд ли уместно ожидать освобождения образовательных учреждений федерально­го и регионального уровней от его уплаты. В то же время освобож-


дение муниципальных образовательных учреждений вполне обос­нованно, поскольку сокращает (хотя, видимо, не сильно) расходы на оформление уплаты данного налога.

Теперь о льготах по уплате налогов образовательными учре­ждениями. До принятия Налогового кодекса все было и сложнее, и интереснее: льготы были, было их несколько, а применение их вызывало дискуссии, споры и судебные разбирательства.

В настоящее время все стало проще и обыденнее: почти все льготы отменили. Оставшиеся льготы приведены в табл. 10.3 [82, ст. 149].

Таблица 10.3. Льготы для образовательных учреждений по уплате налога на добавленную стоимость

Не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения)

Передача:

Реализация:

на безвозмездной осно­ве объектов основных средств государственно­му (муниципальному) образовательному учре­ждению; денежных средств неком­мерческим организациям на формирование целево­го капитала

• услуг по содержанию детей в до­
школьных учреждениях, проведе­
нию занятий с несовершеннолетними
детьми в кружках, секциях (вклю­
чая спортивные) и студиях;

• услуг в сфере образования по про­
ведению некоммерческими образо­
вательными организациями учебно-
производственного (по направлени­
ям основного и дополнительного об­
разования, указанным в лицензии)
или воспитательного процесса, за ис­
ключением консультационных услуг,
а также услуг по сдаче в аренду по­
мещений.

Налоговым кодексом установлено, что реализация некоммер­ческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предпри­ятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зави­симости от того, направляется ли полученный доход в данную об­разовательную организацию или на непосредственные нужды обес­печения развития, совершенствования образовательного процесса.


Лекция 10. Налоги и собственность в образовании

Непосредственное отношение к системе образования имеет освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по выполнению научно-исследовательских и опытно-кон­структорских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюд­жетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учре­ждениями образования и научными организациями на основе хо­зяйственных договоров [82, ст. 149, п. 16].

Таким образом, образовательные учреждения в части налого­обложения практически не имеют отличий от организаций других типов и сфер деятельности.

В последнее время вновь началось „негромкое" обсуждение во­просов, связанных с предоставлением налоговых льгот образова­тельным учреждениям. Но серьезного развития оно пока не полу­чило в силу растущего бюджетного финансирования образования. Следует отметить и то обстоятельство, что существующее освобож­дение образовательных учреждений от уплаты налога на добавлен­ную стоимость в части образовательной деятельности не отменя­ется. Сохранение этого освобождения имеет большое значение для системы образования.

10.2. Отношения собственности в образовании

Как это ни покажется странным, вопросы собственности обыч­но представляются достаточно простыми. В самом деле, вопрос о собственности обычно сводится к определению „чье это?". Нахо­дят или определяют, чье это, и вопрос считают решенным. А по­том начинается самое интересное и важное. Вдруг оказывается, что это не совсем его, а он только пользуется этим, причем на опреде­ленных условиях. Поэтому лучше начать рассмотрение отношений собственности в образовании с некоторых общих понятий.

Итак, собственность. Содержание права (подчеркнем — именно права) собственности изложено в Гражданском кодексе Российской


10.2. Отношения собственности и образовании

Федерации [35, ст. 209]. Оно представлено двумя основными поло­жениями.

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и
распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отно­
шении принадлежащего ему имущества любые действия, не
противоречащие закону и иным правовым актам и не нару­
шающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в
том числе отчуждать свое имущество в собственность другим
лицам, передавать им, оставаясь собственником, права вла­
дения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать
имущество в залог и обременять его другими способами, рас­
поряжаться им иным образом.

Собственность характеризует отношение физического или юри­дического лица к объекту. В качестве объекта может выступать вещь, предмет, т. е. материальный объект, идея, знание, инфор­мация— нематериальные объекты. Вспомним, что немногим более 100 лет назад объектом мог выступать и человек — крепостной кре­стьянин. В некотором смысле можно говорить и о наемном работ­нике как об объекте, к которому имеет определенное отношение наниматель.

Эти отношения по поводу различных объектов можно рассмат­ривать с разных сторон. Для этого, собственно, и введены харак­теристики владения, пользования и распоряжения.

Владение рассматривается как обладание объектом, наличие этого объекта у собственника (владельца) физически. Наверное, можно сказать, что владение —это нахождение владельца и объ­екта владения в одном пространстве. Можно, конечно, обсуждать вопрос: „А если владелец вышел из дома, а вещь осталась дома. Остался ли он ее владельцем?". Конечно, остался, поскольку фи­зический доступ к объекту другим лицам закрыт. Смысл этого от­ношения проще всего представить в виде „нахождения предмета в руках или дома".

Пользование представляется как использование полезных свойств объекта, тех качеств, которыми он обладает. Очевидно, пользоваться объектом, не владея им хотя бы в смысле нахож-


 




Лекция 10. Налоги и собственность в образовании


10.2. Отношения собственности к образовании


 


дения в одном пространстве, вряд ли возможно, если речь идет о вещной форме объекта. Можно пользоваться полезными свойства­ми объекта, если владелец открыл доступ к нему другим лицам. Но тем самым эти лица были допущены в пространство нахождения объекта, стали в определенном смысле его владельцами.

Распоряжение — это возможность изменить состояние объекта по отношению к собственнику: продать, подарить, обменять, уни­чтожить и т.д. Распорядиться объектом собственник может, не имея объект во владении (объект может находиться вне простран­ства собственника, во владении другого лица или группы лиц) и, соответственно, не пользуясь им (не используя полезных свойств объекта). Распоряжение объектом может осуществляться незави­симо ни от владения, ни от пользования. Точно так же владение и пользование не зависят от распоряжения: можно владеть и поль­зоваться, не распоряжаясь.

С точки зрения отношений собственника к объекту определяю­щими являются отношения распоряжения объектом. Именно рас­поряжение позволяет собственнику передать объект другому лицу и оставить за собой признаваемое и охраняемое обществом право на получение компенсации от лица, использующего полезные свой­ства объекта.

Экономическое содержание собственности состоит в отношени­ях между субъектами, в которые они вступают между собой по по­воду владения, пользования и распоряжения объектами собствен­ности. Можно привести следующие примеры:

• собственник разрешает иному лицо пользоваться объектом
для получения дохода;

• собственник запрещает другим субъектам владеть объектом,
обязывая тем самым вернуть его;

• собственник продает объект и т. д.

Подобного рода примеров можно привести очень много, но за каждым из них будут находиться три указанные выше права, ре­ализуемые в разной степени, в разных условиях, для различных временных периодов.

До начала 1990-х гг. проблемам собственности в системе об­разования внимания практически не уделялось: вся система обра-


зования была государственной, и этим проблема исчерпывалась. Разумеется, и до этого времени существовали негосударственные образовательные учреждения: колхозные детские сады, например, учебные заведения профсоюзов, партийные и комсомольские учебные заведения, церковные учебные заведения.

Более пристальное внимание проблемам собственности в систе­ме образования стало уделяться в связи с разработкой экономиче­ского механизма функционирования образовательных учреждений в условиях перехода к рынку и развертыванием работ по привати­зации государственной и муниципальной собственности. Особенно активно эти проблемы стали обсуждаться в связи с поставленной в 1992 г. задачей приватизации образовательных учреждений, пере­дачи их от государства в собственность юридических и физических лиц.

Возможность приватизации образовательного учреждения бы­ла заложена в первой редакции Закона Российской Федерации „ Об образовании" [118, ст. 39, п. 13]: „Государственное образователь­ное учреждение может быть приватизировано только по реше­нию учредителя в порядке, установленном законом. Учредитель в этом случае вправе определить условия по профилю и орга­низации дальнейшей деятельности приватизируемого образова­тельного учреждения, что должно быть закреплено в новом уставе образовательного учреждения, и несет ответственность за сохране­ние на подведомственной территории необходимого числа учебных мест, отвечающих нормативным требованиям". Под приватизаци­ей понималось изменение формы собственности, т. е. преобразова­ние государственных образовательных учреждений в частные, как предпочитают из называть — „негосударственные". Особенно ост­ро эта проблема стояла применительно к высшей школе, посколь­ку уже тогда вузы рассматривались с точки зрения превращения их в коммерческие (прибыльные) организации. Кроме того, объек­ты собственности, находящиеся в высшей школе, представляли и представляют безусловный интерес для предпринимателей. Доста­точно вспомнить, что подавляющее большинство высших учебных заведений находится в крупных городах, на дорогих участках, в добротных и больших зданиях и т. д.


 




Лекция 10. Налоги и собственность в образовании


10.2. Отношения собственности и образовании


 


Приватизации в смысле передачи в частные руки в системе об­разования не произошло. Причинами этого были:

• зарубежный опыт функционирования образовательных уч­
реждений;

• отсутствие концепции приватизации системы образования в
России.

Зарубежный опыт функционирования образовательных учре­ждений показывал следующее.

1. Не было и нет никаких убедительных аргументов в пользу
большей эффективности функционирования частных образо­
вательных учреждений по сравнению с государственными с
позиций осуществления образовательной деятельности.

2. Большинство образовательных учреждений в зарубежных
странах являются государственными, а имеющиеся частные
учебные заведения занимают сравнительно небольшую долю
в контингенте учащихся. Причем имеется устойчивая тенден­
ция к снижению этой доли.

3. И главное — практики приватизации образовательных учре­
ждений не было ни в одной стране мира.

Отсутствие концепции приватизации свидетельствовало не про­сто о том, что не было каких-то предложений по этому вопросу. Предложения-то как раз были. Просто из них никак не вытекала необходимость такого серьезного шага в сфере образования. А го­воря простым языком, никто не мог внятно объяснить, зачем это нужно и какие результаты принесет.

Правда, довольно долго обсуждался вопрос о том, что переда­ча учебных заведений в частные руки поможет привлечь инвести­ции в образование. Сейчас, кстати сказать, проблема инвестиций в сферу образования опять активно обсуждается. Но, с моей точ­ки зрения, говорить об инвестировании в некоммерческий сектор можно с очень большой долей условности. Ведь всеми признано, что никакого коммерческого эффекта от такого вложения средств ожидать не приходится. Разговоры же о заинтересованности ра­ботодателей в развитии системы образования (в части подготовки кадров, конечно) продолжают оставаться разговорами. Примеров материального воплощения такой заинтересованности очень мало.


Попытки представить дело таким образом, что негосударстен-ные учебные заведения (речь идет в основном о вузах) более дина­мичны в деле осуществления самостоятельной деятельности также не выдерживают критики. Спрос на услуги государственных вузов выше, сотрудничают охотнее именно с ними. Кроме того, негосу­дарственные учебные заведения осуществляют подготовку преиму­щественно по наименее затратным специальностям, как правило, гуманитарного профиля.

Самым слабым местом приватизации в сфере образования, и это признают даже ее сторонники, является невозможность гаран­тий сохранения приватизированного учебного заведения в качестве элемента системы образования. Для сохранения, например, преж­него объема подготовки специалистов в приватизированном вузе потребовались бы слишком серьезные законодательные ограниче­ния прав нового собственника имущества, которые свели бы на нет весь смысл приватизации. Без ограничений учебное заведение бы­ло бы вынуждено немедленно начать свертывание образовательной деятельности, а на базе приватизированного имущества начать осу­ществление иной, в данный момент экономически более выгодной деятельности.

Естественно спросить, почему этого не происходит в тех стра­нах, где частные учебные заведения успешно функционируют не одно десятилетие. Следует помнить, что они занимают „свою" ни­шу сектора образования, получают помощь из различных источни­ков, в этих странах существует сложившаяся устойчивая система платежеспособного проса на образовательные услуги, адекватная системе платного образования (точнее — система платного образо­вания адекватна объему платежеспособного спроса). И даже в этих условиях в зарубежных учебных заведениях постоянно отмечается недостаток финансирования.

В дальнейшем выдвигались иные подходы к приватизации в об­разовании, но и они не решали указанных проблем. Предлагалось, например, ограничить приватизацию в образовании только выс­шими учебными заведениями при обязательном условии их сохра­нения как образовательных учреждений. Приватизация, согласно этому варианту, могла представлять собой передачу государством


 




Лекция 10. Налоги и собственность в образовании


10.2. Отношения собственности и образовании


 


юридическому или физическому лицу только прав и обязанностей учредителя вуза. Имущество осталось бы при этом в государствен­ной собственности и было бы передано преемнику прав учреди­теля во владение и пользование, например — на условиях аренды. Преемник прав и обязанностей учредителя должен был при этом взять на себя определенные обязательства в области гарантий обучающимся в данном образовательном учреждении и трудовому коллективу.

Однако для реализации этого подхода требовалось создать для потенциального учредителя привлекательные условия, расширить его права вплоть до предоставления права изменения организаци­онно-правовой формы, что неизбежно требовало выхода за рам­ки Закона „Об образовании". Но поскольку земля, здания, соору­жения, приборы и оборудование оставались при этом в государ­ственной собственности, в качестве материальных объектов прива­тизации могли быть предложены, фактически, только малоценные предметы. Понятно, что никаких реальных стимулов к приватиза­ции не возникало.

Обсуждение этих проблем дало толчок к более детальным ис­следованиям проблем собственности, в первую очередь, в высшей школе. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что таких ис­следований было немного [14,19). Весьма показателен в этом от­ношении анализ отношений собственности, предпринятый в свя­зи с проблемами разгосударствления и приватизации [19]. Авторы рассматривают возможные варианты реформирования отношений собственности в вузе, превращения его в комплексную структуру, активно включенную в рыночные механизмы и, наряду с этим, решающую свою основную задачу — осуществления образователь­ной деятельности. Совершенно правомерно был поставлен вопрос о том, чтобы все изменения в отношениях собственности, включая приватизацию и (или) разгосударствление (как вариант привати­зации), решались исключительно с точки зрения повышения эф­фективности деятельности высших учебных заведений, повышения качества и доступности образования, обеспечения притока в них дополнительных материальных и финансовых ресурсов. Но дей­ственных решений, однако, предложено не было.


В настоящее время Законом „Об образовании1' [117, ст. 39, п. 13| приватизация государственных и муниципальных образователь­ных учреждений, их составных частей и отдельных объектов запре­щена. Однако имеется изъятие из этой нормы в части федераль­ных государственных образовательных учреждений дополнитель­ного профессионального образования (повышения квалификации), относящихся к организациям атомного энергопромышленного ком­плекса Российской Федерации, которые передаются открытому ак­ционерному обществу атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом „Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использова­ния атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законо­дательные акты Российской Федерации". Эти организации, следо­вательно, теоретически могут быть приватизированы. А это, кроме всего прочего, означает, что аналогичные изъятия могут быть сде­ланы и в отношении образовательных учреждений иных отраслей, т. е. оставляет проблему приватизации образования актуальной.

Отношения собственности определяются организационно-пра­вовой формой учебных заведений, большинство из которых в на­стоящее время являются учреждениями. Таково было требование первой редакции Закона „Об образовании". Для учреждений, как формы некоммерческих организаций, отношения собственности строятся на основе положений, изложенных в статьях 296, 298—300 части I Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и на основе положений законодательства об образовании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...