Адаптивный спорт. Планирование: предназначение, цели, задачи и задания
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ Адаптивный спорт — это спорт, модифицированный или созданный для удовлетворения особых потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Занятия адаптивным спортом могут происходить в интегрированных условиях (смешанные группы), где лица с нарушениями физического и психического развития взаимодействуют со здоровыми, либо в изолированных условиях (специализированные группы), когда лица с инвалидностью занимаются отдельно от здоровых индивидуумов (см. спортивное пространство, представленное в главе 3). Согласно этому определению, баскетбол, например, является обычным видом спорта, а баскетбол на инвалидных колясках — адаптивным. Голбол — игра, придуманная для слабовидящих людей, в которой игроки пытаются закатить мяч, издающий при движении звук, в ворота соперника — также адаптивный спорт, поскольку голбол был создан для удовлетворения особых потребностей. Адаптивный спорт включает спорт инвалидов (например, спорт глухих), который обычно подразумевает раздельное участие в профессиональном или адаптивном спорте. Хотя термин " спорт инвалидов" и используется для обозначения спорта, имеющего отношение к лицам с нарушениями физического и психического развития, применение термина " адаптивный спорт" является более предпочтительным, поскольку согласуется с терминологией адаптивного физического воспитания и адаптивной двигательной активности; обращает внимание прежде всего на модификации спорта, а не на инвалидность; в большинстве случаев поощряет занятия спортом в нормальных и интегрированных условиях, согласуется с концепцией нормализации; способствует созданию условий для занятий спортом; обеспечивает возможности для стремления к совершенству в спорте за счет широкого спектра условий для занятий. (Такая ориентация на адаптивный спорт согласуется с пространством интеграции для занятий спортом, представленным на рисунке 3. 1. ) Многие из нас считают, что эта модель будет стимулировать увеличение числа лиц с инвалидностью, занимающихся спортом, а также формирование более творческих предложений и способов объединения в группы для занятий спортом на всех уровнях. Терминология адаптивного спорта способствует достижению высоких результатов в спорте наряду со стимуляцией роста количества занимающихся спортом в разных условиях.
Программы адаптивного спорта выполняются в разных условиях и имеют организационные особенности, обеспечивающие выполнение широкого спектра задач. Учебные программы обычно выполняются в школах и включают внутришкольные, внешкольные и межшкольные мероприятия. Внутришкольные мероприятия проводятся на базе школы, в них участвуют только те, кто в ней учится; во внешкольных обычно участвуют учащиеся двух и более школ, иногда они проводятся как игровые дни или спортивные праздники в качестве завершения учебного года или внутришкольных занятий. Межшкольные спортивные мероприятия предоставляют более широкие возможности для наиболее хорошо подготовленных спортсменов. Занятия адаптивным спортом могут также быть использованы для проведения досуга или с целью рекреации в виде организованных, открытых или самостоятельных программ; в качестве компонента образа жизни отдельных лиц и их групп либо с реабилитационными, оздоровительными или лечебно-профилактическими целями. Например, занятия спортом или адаптивным спортом могут быть использованы в качестве элемента рекреационной, корригирующей, спортивной терапии или оздоровительных программ.
Как правило, занятия спортом или адаптивным спортом преследуют несколько целей. В этой книге основное внимание уделено адаптивному спорту в условиях учебных заведений, а также в рамках региональных, национальных и международных соревнований, которые проводятся под руководством организаций, способствующих развитию спорта для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
ПЛАНИРОВАНИЕ: ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЗАДАНИЯ Важным шагом для обеспечения хорошей программы адаптивного физического воспитания является планирование. План определяет сферу действия программы и содержит определение ее предназначения, целей, задач и заданий. Предназначение программы должно быть согласовано с миссией выполняющей ее организации, а также с обычной либо общей программой физического воспитания или спорта, предлагаемой здоровым учащимся. В этой книге предполагается, что предназначение адаптивного физического воспитания — способствовать развитию самоактуализации, что, в свою очередь, способствует оптимальному развитию личности и вносит свой вклад в общество в целом. Такое определение согласуется с гуманистической философией в интерпретации Sherrill (2004), считающей, что гуманизм — это философия, которая заключается в том, чтобы помочь людям полностью проявить свою человечность и таким образом реализовать свой потенциал, преобразуя мир в самое лучшее из возможных мест существования всех форм жизни. Не существует универсальной модели либо парадигмы, определяющей предназначение, цели или задачи программ адаптивного физического воспитания. Структурная схема, изображенная на рисунке 1. 2, предлагается в качестве обобщенной рекомендации для программ физического воспитания, которая согласуется с государственным законодательством США и представлениями, которые стали основой данной книги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|