Адаптация физической активности
Адаптация физической активности Еще одной важной функцией, связанной с созданием благоприятных условий для совместного обучения, является адаптация двигательной активности. Такая адаптация повышает вероятность того, что учащиеся с различными возможностями будут иметь одинаковые условия для занятий физического воспитания и получать одинаковую пользу от этих занятий (см. практический пример). Конечно, не все адаптации " равны", приводят к одинаковым результатам или в равной степени " хороши". Например, разрешение игроку использовать инвалидную коляску для игры в баскетбол по обычным правилам с девятью здоровыми детьми может угрожать их здоровью, нарушает процесс обучения игроков и, вероятно, это нельзя считать хорошей стратегией модификации. Разрешение двойного ведения мяча в баскетболе для игрока с нарушениями когнитивной функции может считаться хорошей стратегией с точки зрения учителя или других учеников, однако будет рассматриваться окружающими как нечестная игра. Учитывая все это, было бы полезно оценивать адаптации двигательной активности с применением критериев, специально установленных для этой цели. В этой книге мы предлагаем пять критериев хороших адаптаций. · Создают почву для взаимодействия и сотрудничества — хорошие адаптации в должной мере способствуют совместной деятельности, объединению усилий, возникновению конкуренции и взаимного влияния. · Позволяют удовлетворить потребности всех учеников класса — хорошие адаптации учитывают потребности всех учащихся и не препятствуют процессу обучения ни одного из них. · Повышают или поддерживают самооценку — хорошие адаптации улучшают или поддерживают самооценку всех учащихся. Адаптации не должны ставить учащихся в неловкое положение или привлекать к ним излишнее внимание.
· Способствуют занятиям физического воспитания — хорошие адаптации создают максимально благоприятные условия для занятий двигательной активностью для всех учеников класса (то есть следует избегать игр, в которых участника исключают за проигрыш или низкую результативность). · Являются безопасными для всех — хорошие адаптации обеспечивают безопасные условия для всех занимающихся.
Практический пример Совместные условия обучения Место: урок физического воспитания в 7-м классе. Учащийся: возраст 13 лет, отклонения умственного развития и ограничения координации движений Модуль учебной программы: баскетбол. Задание: вести мяч с изменением направления движения, и сменой ведущей руки при каждом ударе; обвести мяч вокруг пяти стоек, вернуться назад и передать его следующему ученику в колонне, после чего перейти в конец колонны. Практическое применение: учитель физического воспитанияпитания может использовать следующие изменения поставленного задания. · Разрешить вести мяч одной рукой или чередовать руки по желанию; · Разрешить пропускать стойки; · Использовать мяч другого размера; · Уменьшить расстояние, которое необходимо пройти с мячом, и количество стоек.
Таблица 2. 1 – Возможные изменения в занятиях софтболом
С изменениями по Lieberman L. L., Houston – Wilson C. (2002) Strategies for inclusion. Champaign, IL: Human Kinetics, p. 137
В литературе можно найти разнообразные прямые и непрямые способы классификации модификаций, применяемых для адаптации видов двигательной активности. Lieberman, Houston - Wilson (2002) выделили следующие четыре области, которые могут подвергаться модификациям при адаптации двигательной активности: оборудование, правила, условия занятий и обучение. Каждая область модификации предполагает изменения или вариации, которые позволяют расширить возможности учащихся с особыми потребностями для выполнения физических упражнений или участия в играх. Например, в таблице 2. 1 предложены варианты изменений упомянутых четырех областей в применении к игре в софтбол. Эти изменения могут применяться к большинству или ко всем видам двигательной активности, а также к одному или большему количеству участников занятий. В этой книге можно найти множество адаптаций, используемых в физическом воспитании и спорте, основанных на изменениях этих областей, а также некоторых других. Хотя адаптация двигательной активности с использованием принципа четырех изменяемых областей представляет собой достаточно полезный подход, добиться эффективной адаптации можно и другими способами. Далее приведены семь полезных способов создания благоприятных условий для вовлечения здоровых учеников и инвалидов в занятия физическими упражнениями. Первый предлагаемый способ — позволить разделение, замену или взаимную замену обязанностей в двигательной активности. Этот подход возник как следствие понятия " заменяющего бьющего" (pinch pitter) или запасного, заменяющего игрока на базе (courtesy runner) в софтболе. Например, в условиях совместного обучения здоровый игрок может бежать на первую базу вместо ученика-инвалида, подающего мяч, либо слепой участник может перебегать между базами вместе со зрячим партнером.
Второй полезный подход заключается в выборе активности, в которой может быть создан и сохранен контакт с соперником, партнером, небольшой группой или объектом. Слабослышащие и слабовидящие дети могут успешно заниматься такими видами двигательной активности, как перетягивание каната, игры " щука" или " невод" (разновидность пятнашек, где " запятнанные" игроки цепляются " паровозиком" к водящему), кадриль и армрестлинг, поскольку при этом формируется постоянный контакт с партнерами, членами команды или соперником. Дети с нарушениями зрения при игре в боулинг могут пользоваться поручнями для определения направления броска мяча. Третий способ — видоизменение активности таким образом, чтобы здоровые участники симулировали наличие психических или физических нарушений, присущих детям-инвалидам. Если не злоупотреблять этой стратегией, она может оказаться полезной в обучении всех детей. Здоровые ученики могут симулировать нарушения функции нижних конечностей во время игр, где им необходимо прыгать на одной ноге; во время игры " Марко Поло" в бассейне они могут закрывать глаза или надевать темную повязку, имитируя отсутствие зрения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|