Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменение поведения




Изменение поведения — это систематический процесс, в ходе которого условия изменяются таким образом, чтобы способствовать приобретению навыков и формированию социального поведения. Конкретнее, изменение поведения является применением теории научения с подкреплением, которая развилась из оперантной психологии Скиннера. Изменение поведения включает такие процедуры, как респондентное обусловливание (автоматический контроль поведения предшествующими воздействиями), оперантное обусловливание (контроль поведения путем изменения последствий выполненных действий), ситуативное управление (установление взаимосвязи между поведением и последующими событиями) и поведенческое моделирование, которое еще называют научением через наблюдение (обучение посредством наблюдения за действиями другого индивидуума в подобной ситуации). Эти методики имеют одну общую особенность: запланированное систематическое изменение последствий поведения, направленное на изменение реакции индивидуума (или хотя бы частоты определенной реакции). В случае применения к IEP, направленной на повышение уровня физической подготовленности, такое изменение последствий может включать использование вознаграждений для поощрения учащихся с психическими нарушениями с целью их вовлечения в продолжительное выполнение упражнения во время занятия на велотренажерах. Оно может также предполагать заключение договоренности с учащимся, страдающим церебральным параличом, которая определит количество заданий, выполняемых в течение модуля по отработке навыков бросания и ловли мяча.

Чтобы понять теорию изменения поведения, следует ознакомиться с некоторыми основными понятиями. Если предположить, что поведение контролируется его воздействием на окружающие условия, первым шагом в направлении понимания управления действиями человека является выяснение стимулов, которые оказывают влияние на его поведение. Стимулом называется поддающееся измерению событие, которое может оказывать воздействие на поведение человека.

Подкрепление — это стимул, который увеличивает или поддерживает повторяемость ответной реакции. В физическом воспитании в качестве подкрепления можно рассматривать обратную связь, которая осуществляется прямо либо опосредованно учителем или тренером. Подкрепления по своей природе могут быть физическими, вербальными, визуальными, съедобными или активными. В качестве примеров подкрепления можно назвать похлопывание по спине (физическое), похвальное замечание " молодчина! " (вербальное), улыбку (визуальное), пирожное (съедобное) или возможность попрыгать на батуте (активное). Все эти примеры обычно рассматриваются как позитивные подкрепления. Такие подкрепления или вознаграждения — это стимулы, которые воспринимаются как хорошие или, иначе говоря, желаемые. В случае возникновения ответной реакции и последующего позитивного подкрепления вероятность повторения этой реакции в подобной ситуации сохраняется или возрастает. Например, учитель может хвалить ученика за хорошее поведение во время учебного занятия в тренажерном зале. Если похвала воспринимается учеником как позитивнее подкрепление, вероятность посещения уроков физического воспитания в будущем возрастает. Позитивное подкрепление является одним из основных принципов оперантного научения, описываемого в этом подразделе. Конечно, такое подкрепление является предпочтительной стратегией в адаптивном физическом воспитании, и настолько, насколько это возможно, общие впечатления от учебного процесса также должны быть положительными. Рисунок 6. 1 иллюстрирует этот и другие принципы, рассматриваемые в этой главе. Применение аверсивного или " плохого" стимула, которого обычно стремятся избежать, называют негативным подкреплением. В случае возникновения ответной реакции, которая успешно предотвращает негативный стимул, вероятность повторения желательного ответа при подобных обстоятельствах будет поддерживаться на исходном уровне или возрастет.

Поскольку позитивное и негативное подкрепления позволяют добиться сходного результата, различие между ними не всегда сразу очевидно. Объяснить это можно следующим примером. Предположим, что учащийся разговаривает с другом и этим отвлекает учителя и остальных учеников от объяснений урока. Если учитель предупредил о том, что в случае продолжения разговоров эти дети будут оставлены после уроков в школе или им будет снижена оценка за урок (потенциальное аверсивное обусловливание), и если учащийся воспринимает эти замечания как нечто, чего следует избегать, вероятность того, что он станет более внимательным во время уроков, повысится. Внимательно выслушивая учителя, ученик сможет избежать того, что его оставят в школе после уроков или снизят ему оценку. Это пример негативного подкрепления, поскольку стимул повышает вероятность желательного поведения за счет стремления избежать аверсивных последствий, вместо того, чтобы добиться своими поступками каких-либо позитивных результатов.

Точно так же как учителя ищут способы поддержать или увеличить вероятность одних типов поведения, они могут стремиться к снижению количества других. Когда последствия определенного поведения (поступка) приводят к снижению вероятности его повторения в будущем, эти последствия называются наказанием, которым может быть применение аверсивного подкрепления либо устранение позитивного подкрепления. Применение наказания направлено на уменьшение вероятности повторения или полное исключение возможности повторения определенного типа поведения. Следующий сценарий иллюстрирует влияние наказания на учащегося в примере, который мы только что рассматривали. Ученик разговаривает во время урока. Учитель предупреждает его о том, что продолжение разговоров приведет к тому, что его оставят после уроков в школе либо снизят оценку за урок. Ученик не обращает внимания на замечание учителя и продолжает разговаривать. Последствием такого поведения в данном случае станет применение одного из двух указанных аверсивных стимулов.

Несколько иной сценарий иллюстрирует ситуацию, когда в качестве наказания предполагается устранение позитивного подкрепления. Наш ученик, который продолжает разговаривать после замечания учителя, получает наказание в виде запрета на возможность заниматься физическими упражнениями по собственному выбору в последние 5 минут урока — деятельность, рассматриваемая в качестве позитивного стимула. Запрет на участие в такой желаемой активности соответствует определению наказания и ослабляет или полностью исключает вероятность такого деструктивного поведения во время будущих уроков.

В отличие от наказания устранение подкрепления, применяемого после ответной реакции, которая ранее сопровождалась подкреплением, приводит к угасанию или прекращению определенного поведения. Оно отличается от наказания тем, что за поступком не следует никаких действий; стимул (аверсивное или позитивное событие) не применяется и не устраняется. Например, учитель или тренер, обращая внимание на учащихся, которые балуются на уроке, этим может только подкрепить такое их поведение, вместо того, чтобы его устранить. Если же он проигнорирует (то есть перестанет подкреплять) нежелательное поведение, вполне вероятно, что оно станет проявляться реже.

Основные принципы изменения поведения обобщены в таблице 6. 1. Каждый принцип имеет свое особое предназначение. Для их применения необходимо сперва тщательно проанализировать поведение и только потом пытаться его изменить. Ни один из этих принципов нельзя назвать уни­версальным. В каждом конкретном случае выбор принципа определяется особенностями ситуации. Далее в этой главе (а также в главе 9) будут пред­ложены рекомендации, подготовленные на основе работы Dunn, Morehouse, Fredericks (1986). После ознакомления с подразделом, посвященным их практическим правилам (глава 9), предлагаем читателю еще раз вернуться к таблице 6. 1, чтобы лучше понять значение и роль принципов обуче­ния в стратегиях изменения поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...