Выполнение программы изменения поведения
В повседневной жизни методы изменения поведения в разных формах применяются большинством людей. Однако в таких обстоятельствах воздействия, изменяющие поведение, часто оказываются незавершенными и несистематическими. С другой стороны, хорошо продуманное применение принципов подкрепления в обучении, направленное на изменение поведения, представляет собой систематическую поэтапную процедуру. Программа изменения поведения предполагает минимум четыре этапа, которые при правильном выполнении обеспечивают прочную основу для увеличения или уменьшения вероятности конкретного вида поведения. Эти этапы включают характеристику поведения, определение базового уровня, выбор подкрепления и составление плана его применения. • Идентификация поведения. Первым этапом является характеристика рассматриваемого поведения. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд, поскольку необходимо выполнить два требования: 1) поведение должно поддаваться наблюдению, особенности, отличающие одно поведение от другого, должны быть четко определены; 2) поведение должно поддаваться оценке — это предполагает возможность количественной характеристики его частоты, интенсивности и продолжительности. Например, спортивное благородство ученика можно оценивать в виде количества раз, когда он выражал своим соперникам восхищение их мастерством во время игры. • Определение базового уровня. Следующим шагом после характеристики поведения является определение частоты, интенсивности и продолжительности случаев его проявления. Этот процесс заключается в наблюдении за индивидуумом или группой лиц в естественных условиях при отсутствии каких-либо воздействий, способных повлиять на их поведение. Определение базового уровня должно осуществляться на основании результатов не менее трех наблюдений, проводившихся на различных уроках, в разные дни, периоды или в трех попытках. Базовый уровень имеет важное значение в качестве основы, с которой сравнивают любые изменения, связанные с выполнением программы, поэтому для его определения требуется точная и аккуратная регистрация данных с использованием установленных критериев. Существует несколько систем регистрации данных, выбор определяется особенностями поведения, за которым осуществляется наблюдение. В наиболее часто употребляемых системах регистрируют события, их продолжительность и интервалы. Регистрация событий включает подсчет точного количества четко установленных случаев поведения, наблюдавшихся в течение определенного промежутка времени (например, количество проявлений спортивного благородства за время игры или урока физического воспитания). С другой стороны, регистрация продолжительности заключается в оценке количества времени, в течение которого у ученика наблюдается конкретное поведение (суммарное время, в течение которого демонстрируется спортивное благородство в игре). Когда необходимо получить достоверные оценки поведения и когда такие наблюдения выполняются в течение конкретных периодов времени, можно использовать регистрацию интервалов. Примером такой регистрации является подсчет количества 10-секундных интервалов, на протяжении которых ученик демонстрирует спортивное благородство в соответствии с критериями, определенными в ходе выполнения программы изменения поведения.
• Выбор подкрепления. После того как установлена необходимость изменения поведения и оценка базового уровня подтвердила такую необходимость, успех программы изменения поведения зависит от выбора наиболее эффективного подкрепления. На этот выбор влияют два важных фактора. Во-первых, тип подкрепления, эффективного в данной ситуации, будет зависеть от особенностей индивидуума. Не все типы подкреплений в равной степени эффективны в работе с различными людьми, необходимо выяснить, какой из них будет наилучшим. Во-вторых — это количество. В определенных пределах увеличение подкрепления, вероятно, позволит добиться большего результата. Однако, когда объем подкрепления становится чрезмерным, оно утрачивает свое значение и влияние.
• План применения подкрепления. После определения должного подкрепления следующим шагом является составление плана его применения. Все, что было сказано ранее в отношении составления планов, применимо и в данной ситуации с одним важным напоминанием. В начале выполнения программы изменения поведения следует попытаться использовать подкрепление непрерывно. После того как начнут обнаруживаться желаемые изменения поведения, следует начать постепенное уменьшение подкрепления. Именно такие изменения позволят поддерживать новое поведение на необходимом уровне. И последнее, что следует заметить в отношении планирования применения подкрепления: чем больше времени проходит до представления подкрепления, тем меньше его эффективность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|