Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выполнение программы изменения поведения




В повседневной жизни методы изменения поведения в разных формах применяются большинством людей. Однако в таких обстоятельствах воздействия, изменяющие поведение, часто оказываются незавершенными и несистематическими. С другой стороны, хорошо продуманное применение принципов подкрепления в обучении, направленное на изменение поведения, представляет собой систематическую поэтапную процедуру. Программа изменения поведения предполагает минимум четыре этапа, которые при правильном выполнении обеспечивают прочную основу для увеличения или уменьшения вероятности конкретного вида поведения. Эти этапы включают характеристику поведения, определение базового уровня, выбор подкрепления и составление плана его применения.

• Идентификация поведения. Первым этапом является характеристика рассматриваемого поведения. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд, поскольку необходимо выполнить два требования: 1) поведение должно поддаваться наблюдению, особенности, отличающие одно по­ведение от другого, должны быть четко определе­ны; 2) поведение должно поддаваться оценке — это предполагает возможность количественной харак­теристики его частоты, интенсивности и продол­жительности. Например, спортивное благородство ученика можно оценивать в виде количества раз, когда он выражал своим соперникам восхищение их мастерством во время игры.

• Определение базового уровня. Следующим шагом после характеристики поведения является определение частоты, интенсивности и продол­жительности случаев его проявления. Этот про­цесс заключается в наблюдении за индивидуумом или группой лиц в естественных условиях при отсутствии каких-либо воздействий, способных повлиять на их поведение. Определение базово­го уровня должно осуществляться на основании результатов не менее трех наблюдений, проводив­шихся на различных уроках, в разные дни, перио­ды или в трех попытках. Базовый уровень имеет важное значение в качестве основы, с которой сравнивают любые изменения, связанные с вы­полнением программы, поэтому для его опреде­ления требуется точная и аккуратная регистрация данных с использованием установленных крите­риев. Существует несколько систем регистрации данных, выбор определяется особенностями по­ведения, за которым осуществляется наблюдение. В наиболее часто употребляемых системах реги­стрируют события, их продолжительность и ин­тервалы. Регистрация событий включает подсчет точного количества четко установленных случаев поведения, наблюдавшихся в течение определен­ного промежутка времени (например, количество проявлений спортивного благородства за вре­мя игры или урока физического воспитания). С другой стороны, регистрация продолжительности заключается в оценке количества времени, в те­чение которого у ученика наблюдается конкрет­ное поведение (суммарное время, в течение ко­торого демонстрируется спортивное благородство в игре). Когда необходимо получить достоверные оценки поведения и когда такие наблюдения вы­полняются в течение конкретных периодов вре­мени, можно использовать регистрацию интер­валов. Примером такой регистрации является подсчет количества 10-секундных интервалов, на протяжении которых ученик демонстрирует спор­тивное благородство в соответствии с критерия­ми, определенными в ходе выполнения програм­мы изменения поведения.

• Выбор подкрепления. После того как уста­новлена необходимость изменения поведения и оценка базового уровня подтвердила такую не­обходимость, успех программы изменения по­ведения зависит от выбора наиболее эффектив­ного подкрепления. На этот выбор влияют два важных фактора. Во-первых, тип подкрепления, эффективного в данной ситуации, будет зависеть от особенностей индивидуума. Не все типы под­креплений в равной степени эффективны в рабо­те с различными людьми, необходимо выяснить, какой из них будет наилучшим. Во-вторых — это количество. В определенных пределах увеличение подкрепления, вероятно, позволит добиться боль­шего результата. Однако, когда объем подкрепле­ния становится чрезмерным, оно утрачивает свое значение и влияние.

• План применения подкрепления. После опре­деления должного подкрепления следующим ша­гом является составление плана его применения. Все, что было сказано ранее в отношении состав­ления планов, применимо и в данной ситуации с одним важным напоминанием. В начале выпол­нения программы изменения поведения следует попытаться использовать подкрепление непре­рывно. После того как начнут обнаруживаться желаемые изменения поведения, следует начать постепенное уменьшение подкрепления. Именно такие изменения позволят поддерживать новое поведение на необходимом уровне. И последнее, что следует заметить в отношении планирования применения подкрепления: чем больше времени проходит до представления подкрепления, тем меньше его эффективность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...