Типы подкреплений. Режим применения подкреплений
ТИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЙ Для изменения поведения могут быть использованы несколько типов подкреплений, включая первичные (безусловные), вторичные (условные) и косвенные. Еще одной разновидностью подкрепления является использование предпочитаемой учащимся активности для контроля за вероятностью проявления менее желательных реакций — так называемый принцип Примака. · Первичные (или безусловные) подкрепления — это стимулы, необходимые для выживания. В качестве примеров можно назвать пищу, воду и другие явления, удовлетворяющие биологические потребности, такие, как потребность в сне, тепле и сексуальную стимуляцию. · Вторичные (или условные) подкрепления приобретают стимулирующие качества в процессе обучения. Вот лишь несколько примеров вторичных подкреплений: похвала, оценки, денежное вознаграждение и выполнение задания. Поскольку для применения вторичных подкреплений требуется обучение, стимулы или события должны неоднократно применяться совместно с другими первичными или вторичными воздействиями, прежде чем они станут восприниматься как самостоятельное подкрепление. · Суть косвенного подкрепления заключается в наблюдении за подкреплением или наказанием поведения другого человека. В результате косвенного подкрепления наблюдатель будет вести себя подобным образом, чтобы получить такое же позитивное подкрепление, либо избегать подобных поступков, чтобы предотвратить наказание. · Принцип Примака. В соответствии с принципом высоковероятная деятельность может быть использована для предотвращения низковероятного поведения. Иначе говоря, Premack (1965) предполагает, что деятельность, в которой предпочитают участвовать индивидуум или группа, может быть использована в качестве позитивного воздействия или подкрепления для стимуляции деятельности, которая им не слишком нравится.
ТАБЛИЦА 6. 1 — Поведение: последствия, классификация и возможное влияние
РЕЖИМ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДКРЕПЛЕНИЙ В случае применения подхода изменения поведения учитель или тренер должны знать, когда следует использовать подкрепления для достижения желаемого результата. На начальных этапах формирования навыков или изменения поведения подкрепление лучше всего применять каждый раз после проявления соответствующей реакции. Такой способ называется непрерывным подкреплением. После того как учитель добьется закрепления желательного поведения, необходимость в непрерывном подкреплении исчезает. В действительности определенный тип поведения лучше всего поддерживать не посредством применения непрерывного подкрепления, а с помощью периодического или частичного подкрепления. Существует несколько типов периодических режимов применения подкрепления, наиболее распространенными из которых являются пропорциональный и интервальный.
В случае пропорционального режима подкрепление применяется после определенного количества реакций. При интервальном режиме подкрепление используется через определенный интервал времени с момента предыдущего подкрепления. То есть пропорциональный режим основан на применении подкрепления через установленное количество реакций, в то время как при интервальном режиме подкрепления применяются через определенные интервалы времени. С каждым из этих режимов связаны по два подтипа: фиксированный и вариативный. В результате использования различных комбинаций режимов и их подтипов в нашем распоряжении оказываются четыре варианта применения подкрепления. Режимы подкрепления с фиксированным и вариативным интервалами позволяют добиться высокой частоты реакций (например, высказывание похвалы каждую секунду во время успешного броска или в среднем после каждой третьей успешной попытки). Интервальный режим подкрепления с фиксированным интервалом дает наилучшие результаты непосредственно перед временем следующего подкрепления. И наоборот, после подкрепления наблюдается прекращение реагирования (например, похвала за первый успешный бросок в конце каждого минутного интервала). В то же время при подкреплении через вариабельные интервалы времени наблюдается достаточно стабильная частота реакции, поскольку индивидууму не удается предугадать, когда оно будет применяться в следующий раз (например, похвала за первый успешный бросок в конце каждого усредненного трехминутного интервала).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|