Методы усиления поведения (обусловливания)
После того как установлено, что желательное поведение в настоящий момент не поддерживается учащимся или что частоту данного поведения следует изменить, необходимо определить целевую реакцию с помощью поддающихся оценке и наблюдению критериев. Такой реакцией может быть доступное наблюдению действие (поступок), которое оказывает влияние на окружающую среду. После окончательного уточнения можно приступать к воздействию на поведение. Далее мы обсудим несколько наиболее распространенных методов усиления желательного поведения: побуждение, привязывание, моделирование, жетонные системы, постепенный отказ от побуждений и ситуативное управление, в том числе формирование поведения методом последовательного приближения. · Формирование поведения методом последовательного приближения (shaping). Стратегия этого метода включает применение подкреплений в зависимости от обучения и овладения отдельными элементами, которые в итоге ведут к формированию желательного поведения. Метод часто применяется при обучении новым навыкам. После усвоения конечного или желательного поведения необходимость в выполнении всех использованных промежуточных шагов отпадает. Например, использование метода формирования последовательным приближением для обучения технике прыжков в воду с трамплина высотой 1 м может включать следующую последовательность обучения: прыжок из положения, стоя на коленях с возвышения 30 см, прыжок из положения сидя с возвышения 30 см, прыжок из положения сидя с трамплина и модифицированный прыжок с трамплина из передней стойки. После того как техника прыжка с трамплина высотой 1 м освоена, необходимость выполнения упражнений, использованных в процессе обучения, отпадает.
· Привязывание или сцепление (chaining). В отличие от предыдущего данный метод заключается в обучении набору самостоятельных элементов или звеньев, которые при объединении ведут к возникновению определенного поведения. Привязывание отличается от формирования тем, что элементы, необходимые для достижения желательного или конечного поведения, выполняются каждый раз, когда возникает реакция. В случае формирования промежуточные элементы, использованные в процессе обучения, утрачивают свое значение после освоения поведения (навыка) в целом. Существуют два типа привязывания: прямое и обратное. В случае прямого привязывания обучение отдельным элементам осуществляется в той последовательности, как они проявляются при возникновении реакции (см. практический пример " Управление поведением" ). Школьник, который учится выполнять бросок баскетбольного мяча из-под корзины (lay-up) с расстояния трех шагов от нее, должен это делать в следующей последовательности: шаг левой ногой, шаг левой ногой и удар мячом об пол правой рукой, повторение предыдущего элемента с добавлением шага правой ногой, повторение предыдущего элемента с добавлением шага левой ногой с последующим прыжком и броском мяча в корзину. В некоторых случаях репертуар движений ученика ограничен либо последний элемент ассоциирован с потенциальным подкреплением. В таких случаях может оказаться необходимым начать обучение с последнего элемента и продолжать его в обратной последовательности до овладения приемом в целом. В этом случае применяется обратное привязывание. · Побуждение (prompting). Побуждением называются события, которые способствуют возникновению реакции (подсказки, инструкции, предложения, указания, примеры и модели, играющие роль предшествующего события) и вызывают желательную реакцию. Таким образом, частота возникновения реакции и, следовательно, шанс получения подкрепления возрастают. Побуждение имеет важное значение в формировании последовательным приближением и привязыванием. Побуждения можно рассматривать в качестве системы более или менее интрузивных (степени постороннего воздействия) предложений либо прямых указаний. Побуждения можно расположить в порядке возрастания интрузивности следующим образом: вербальные—визуальные—физическая помощь. Цель системы наименьшего побуждения заключается в стимуляции реакции путем использования наименее интрузивных или прямых указаний. Например, ученик, которому необходима визуальная подсказка от учителя, получает менее интрузивное побуждение по сравнению с учащимся, которому в аналогичной ситуации для выполнения подобного действия требуется физическая помощь. Другой формой применения побуждения, часто применяющейся во время обучения детей с отклонениями умственного развития и аутизмом, является " перенаправление" (redirection), цель которого состоит в общении с помощью альтернативных средств, направленном на привлечение внимания ученика к заданию непосредственно в ходе его выполнения. Перенаправление может осуществляться в форме физических подсказок или указывающих жестов, включая указание направления, касания инвентаря или руки ребенка в том случае, если он нормально к этому относится (Jones, 1998).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|