Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практический пример. Управление поведением. Методы ослабления поведения




Практический пример

Управление поведением

Условия: урок физического воспитания в начальной школе.

Учащийся: ребенок 9 лет с формой аутизма, характеризующейся значением IQ более 70 (high functioning autism); отстает в овладении приемами броска и ловли мяча.

Учебный модуль: базовые двигательные навыки и паттерны.

Задание: выполнение правильного функционального броска с очень небольшим выдвижением ноги противоположной руке, выполняющей бросок.

Практические действия: учитель физического воспитания может сделать следующее:

· применить метод прямого привязывания элементом механики броска;

· использовать визуальную подсказку, например, нарисованный на земле контур стопы, чтобы помочь правильно выполнить шаг ногой при подготовке и выполнении броска;

· применить непрерывное подкрепление до овладения правильной техникой выполнения броска; ослабить визуальную подсказку (убрать нарисованный контур стопы) по мере того, как ученик станет выполнять бросок более уверенно.

· Постепенный отказ от побуждения (fading). Конечной целью любого подхода, направленного на увеличение частоты возникновения реакции, является реакция, которая происходит без побуждения или подкрепления. Наилучший способ достижения этой цели — постепенное удаление или ослабление побуждения или подкрепления, так что учащемуся для получения подкрепления приходится выполнять большее количество попыток или демонстрировать более высокие показатели. Например, ребенок, который ранее получал позитивное подкрепление за каждый успешный бросок в корзину, теперь должен для этого выполнить два успешных броска, затем три и т. д.

· Моделирование (modeling). Метод состоит в визуальной демонстрации действий, которые должны выполнить учащиеся. С точки зрения изменения поведения моделирование (сравните с косвенным научением) — это процесс, когда обучаемый наблюдает за другим человеком, который в некоторых условиях реагирует определенным образом, вызывая подкрепление или наказание. Таким образом, обучение происходит через наблюдение.

· Жетонная система (token economy). Жетоны (очки, баллы) представляют собой средство вторичного подкрепления. Их можно зарабатывать, накапливать и в конце-концов обменивать на заменяющее подкрепление. Жетоны в виде деревянных фишек или очки, которые отмечаются в учетном листе, накапливаются и обмениваются в определенной пропорции на предметы потребления, преимущества или возможность заниматься определенным видом деятельности, все это — заменяющие подкрепления. Применение жетонной системы предполагает точное описание целевого поведения или действий и подробного учета количества жетонов, выдаваемых в соответствии с установленными правилами.

· Ситуативное управление (contingency management) — это метод изменения поведения путем применения стимула в зависимости от появления желательной реакции (Walker, Shea, 1999). Наиболее сложной формой ситуационного управления является соглашение об определенном поведении (behavioral contract). Обычно такое соглашение (которое является расширенной формой жетонной системы) определяет взаимосвязь между поведением и его последствиями. Хорошо продуманное соглашение содержит пять элементов: подробное описание ожиданий каждой из договаривающихся сторон; целевое поведение, которое легко поддается наблюдению; описание мер воздействия в случае нарушения условий соглашения; по желанию — пункт, описывающий вознаграждение в случае неуклонного соблюдения условий соглашения; а также систему контроля для учета ча­стоты позитивных подкреплений (Kazdin, 2001). Пример соглашения об определенном поведении можно найти в главе 9.

МЕТОДЫ ОСЛАБЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Иногда возникает потребность ослабления поведения индивидуума. Как правило, уменьшение частоты возникновения реакции осуществляется путем применения угасания, наказания, подкрепления альтернативных реакций или прекращения подкрепления. В этом подразделе будут рассмотрены преимущественно позитивные по своей сущности методы, поскольку они доказали свою эффективность в ослаблении или устранении разнообразных нежелательных видов поведения. Более того, такие подходы моделируют социально адекватный образ действий при нарушении дисциплины и лишены нежелательных побочных эффектов наказания. Подкрепление обычно рассматривают в качестве воздействия, направленного на усиление поведения, а не на его ослабление. Вследствие этого угасание и наказание гораздо чаще рассматриваются в качестве подходов ослабления поведения. В этом подразделе мы обратим особое внимание на ослабление поведения с по­мощью подкрепления (Parrish, 1997).

Подкрепление альтернативного поведения. Поощрение индивидуума за любую деятельность, отличную от целевого поведения, называют дифференциальным подкреплением другого поведения Idifferential reinforcement of other behavior). Подкрепление применяется до появления целевого поведения (недопустимый бег во время занятий в тренажерном зале). Соответственно, учащийся получает подкрепление за то, что он сидит и внимательно выслушивает указания учителя, стоит тихо и слушает учителя, то есть не бегает по залу во время занятия. Такое подкрепление позволяет ослабить целевую реакцию.

Подкрепление несовместимого поведения (reinforcement of incompatible behavior). Этот метод основан на подкреплении поведения, которое является несовместимым с целевой реакцией. Например, ученик испытывает трудности, когда от него требуются совместные действия с другими учениками во время игр на уроках физического воспитания. Противоположное поведение — совместные игры. Влияние подкрепления совместной деятельности: во время игр будет проявляться в устранении поведения индивидуальной направленности. Этот подход определяет диаметрально противоположные виды поведения — совместные действия во время игры в противоположность индивидуальным — и использует подкрепление только для позитивного поведения.

Подкрепление маловероятных реакций (reinforcement of low response rates). В случае применения этого метода учащийся получает подкрепление за постепенное уменьшение вероятности нежелательного поведения или увеличение интервала времени, в течение которого такого поведения не наблюдается. Например, школьник, который ругается в среднем пять раз в день, может получать подкрепление за то, что будет ругаться не более четырех раз в день. Такой подход следует применять до тех пор, пока ученик не отучится ругаться совсем.

Три описанных подхода используют позитивное подкрепление для уменьшения вероятности нежелательного поведения. Вместе с тем исследования показывают, что приемлемого уровня поведения невозможно добиться без применения наказания (Lerman, Vorndran, 2002). Например, в случаях, когда не удается выявить или контролировать факторы, обеспечивающие сохранение определенного поведения, или когда требуется быстро подавить нежелательное поведение для предотвращения телесных повреждений или материального ущерба, наказание может рассматриваться в качестве составной части стратегии управления поведением (признавая многочисленность и разнообразие методов изменения поведения, мы опишем далее более традиционные подходы уменьшения вероятности нежелательного поведения).

• Наказание. Обычно наказание рассматривают в качестве представления аверсивных последствий нежелательного поведения. Согласно Скиннеру (или в оперантной психологии), наказание включает также лишение позитивного подкрепляющего стимула или события, которое называют стоимостью реакции (response cost). В любом случае индивидуум сталкивается с последствиями, которые ему неприятны, либо лишается чего-то, что могло бы доставить ему удовольствие. Например, учащийся, которого оставили в школе после окончания уроков за непослушание, вероятнее всего чувствует себя наказанным. Точно так же будет чувствовать себя наказанным ученик, который не смог выполнить условий соглашения о правилах поведения на занятии, и в результате был лишен нескольких заработанных жетонов (очков), позво­лявших ему " приобрести" время самостоятельных занятий в тренажерном зале. Применение стоимости реакции наиболее эффективно в сочетании с систематическим подкреплением желательного поведения (Thibadeau, 1998). В обоих случаях воздействие проявляется в снижении вероятности нежелательного поведения. Достоинства и недостатки применения наказания проанализировали Walker и Shea (1999). Одним из достоинств является незамедлительность воздействия: обычно сразу же после наказания происходит быстрое снижение вероятности повторного возникновения реакции. Наказание является эффективным средством воздействия в следующих ситуациях: 1) когда частота случаев отрицательного поведения настолько велика, что это делает невозможным подкрепление несовместимого поведения; 2) для временного подавления нежелательного поведения в сочетании с подкреплением альтернативного поведения. Недостатков у наказания множество, включая нежелательные эмоциональные реакции; избегание ситуаций и лиц, ассоциированных с наказанием; агрессивность по отношению к лицу, осуществляющему наказание; моделирование методов наказания лицом, осуществляющим наказание; а также подкрепление поведения лица, осуществляющего наказание. Кроме того, хотя это и не является целью физического наказания, оно в случае злоупотребления может превратиться в унижение личности. Поэтому в физическом воспитании учащихся-инвалидов настоятельно рекомендуется применять позитивное подкрепление. Во всех случаях следует обращать особое внимание на формирование позитивной учебной обстановки, которая способствует получению положительного опыта.

• Отстранение (time-out). Метод отстранения представляет собой один из вариантов развития концепции наказания. Как уже отмечалось, на­казание часто предполагает лишение позитивного подкрепления. Применение отстранения основано на предположении, что некоторые позитивные подкрепления в условиях, где происходит их непосредственное применение, способствуют поддержанию нежелательного поведения. Для контроля ситуации индивидуума физически удаляют из таких условий и, таким образом, лишают всех возможных позитивных подкреплений на определенный период времени. Существует три основных вида отстранения — с возможностью наблюдения (observational), без возможности наблюдения (exclusion) и полное отстранение (seclusion), в случае отстранения с возможностью наблюдения школьника лишают возможности участвовать в уроке вместе с остальными учениками класса, но позволяют наблюдать за происходящим. Отстранение без возможности наблюдения предполагает изоляцию учащегося в условиях урока физического воспитания, однако без возможности наблюдения за действиями одноклассников. И наконец, в случае полного отстранения ученика изолируют полностью, удаляя его с урока физического воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...