Применение изменения поведения в физическом воспитании и спорте
ПРИМЕНЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ Экспериментальные данные (Dunn, 1997) подтверждают возможность использования изменения поведения в программах физического воспитания для учащихся с особыми потребностями, занимающихся как в специальных группах, так и в условиях совместного обучения. Для обучения детей с тяжелыми и выраженными нарушениями в физическом воспитании Dunn с соавторами (Dunn, Morehouse, Fredericks, 1986) разработали программу физического воспитания (Data-Based Gimnasium, DBG). Эффективность выполнения этой программы зависит от систематического применения принципов управления поведением, обсуждаемых в данном подразделе. Кроме того, Dunn с соавторами (1986) предлагают эмпирические правила использования методов управления поведением при обучении навыкам и при изменении социального поведения. Сюда относятся применение подкреплений естественного происхождения, таких, как социальная похвала или угасание (то есть пренебрежение поведением). Материальные подкрепления, в частности пища, игрушки или участие в предпочитаемых видах деятельности, которые представляют собой составную часть жетонной системы, употребляются лишь после подтверждения неэффективности последовательного использования социального подкрепления. В программах практических занятий методом анализа заданий в индивидуальном порядке определяют фазы и этапы обучения, темп которого соответствует способностям ребенка. Например, фаза для выполнения удара доминирующей ногой включает следующие действия учащегося: " выполнение маха доминирующей ногой назад и затем вперед с ударом носком по мячу, в результате которого мяч начинает двигаться в направлении цели" (Dunn, Morehouse, Fredericks, 1986, p. 86). Этапы характеризуются значениями расстояния, времени или количества повторений, с помощью которых конкретная фаза может быть разделена на части (например, выполнение удара мяча ногой с расстояния 3; 4, 5 и 6 м). Решение относительно изменения содержания программы или применения методов управления поведением (эмпирических правил) осуществляется индивидуально после рассмотрения результатов обучения ребенка. (Дальнейшее обсуждение программы DBG и предлагаемых в ней эмпирических правил использования методов изменения поведения можно найти в главе 9. )
К преимуществам применения подходов изменения поведения можно отнести то, что они: • применяются только к тем видам поведения, которые точно определены и поддаются наблюдению; • допускают, что знание причин определенного поведения не является обязательным условием его изменения; • стимулируют проведение всестороннего анализа условий и факторов внешней среды, которые могут влиять на рассматриваемое поведение; • способствуют формированию функциональной независимости благодаря применению принципа наименьшего побуждения, то есть построены на основе иерархии побуждений, расположенных в порядке возрастания степени воздействия; • требуют точной оценки для подтверждения причинно-следственной взаимосвязи между воздействием, направленным на изменение поведения, и изменяемым поведением.
К недостаткам, которые следует рассмотреть до начала выполнения программы, относится то, что: • последовательное и систематическое использование принципов управления поведением на практике представляет собой не столь простое занятие, как это могло бы показаться; • методы управления поведением могут оказаться неэффективными, если предполагаемый управляющий стимул в действительности окажется другим (например, применение принципа Примака, основанное на ложном допущении о том, что ребенок предпочитает определенный вид деятельности, обречено на неудачу);
• методы управления поведением могут оказаться неэффективными и потребовать от учителя более глубокого анализа для определения дополнительных подходов, а это при необходимости повлечет за собой немедленное применение нового подхода.
ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ • Процесс применения системы управления поведением требует достаточно строгого выполнения нескольких четко определенных шагов, совокупность которых называется прикладным анализом поведения (applied behavior analysis). Рассмотренный далее пример иллюстрирует формирование конкретного навыка с использованием ограниченного количества принципов управления поведением. • Навык. Прыжок в длину с места. • Базовый уровень. Перед проведением тестирования учащийся выполнил три попытки прыжка в длину с места, в каждой из которых наблюдались ошибки в технике выполнения, особенно заметные в моменты толчка и приземления. • Цель. При выполнении прыжка в длину с места ученик должен прыгать на расстояние не менее 1 м, демонстрируя при этом правильную технику в фазах толчка, полета и приземления. • Выбор подкрепления. Учитель установил, что социальное подкрепление (а именно, вербальная похвала) будет достаточно эффективным. • План применения подкрепления. Учитель принял решение вначале использовать постоянное подкрепление, а затем по мере формирования навыка и улучшения показателей перейти к вариативно-пропорциональному режиму подкрепления. • Побуждение. Применяя систему наименьшего побуждения, учитель использует различные его формы в порядке возрастания степени их воздействия в зависимости от способности ребенка выполнять поставленное задание: а) " Пожалуйста, встань за этой линией и выполни прыжок в длину" (вербальное побуждение); б) " Пожалуйста, встань за этой линией, согни ноги в коленях, сделай мах руками назад и вперед, как показал я, и прыгни как можно дальше" (вербальное побуждение в сочетании с визуальным); в) " Пожалуйста, встань за этой линией, согни ноги в коленях, постарайся почувствовать, как я перемещаю твои руки так, что они делают мах сначала назад, а затем вперед, выполни такой мах руками и прыгни как можно дальше" (побуждение с физическим указанием). • Поведение. Ученик воспринимает побуждения, занимает правильное исходное положение и выполняет прыжок в длину, как это и предполагалось. • Подкрепление. Учитель говорит: " Очень хорошо! " (вербальное подкрепление). • Дальнейшее поведение. Ученик вероятнее всего сохраняет или совершенствует сформированный навык.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|