Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение изменения поведения в физическом воспитании и спорте




ПРИМЕНЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ

Экспериментальные данные (Dunn, 1997) под­тверждают возможность использования изменения поведения в программах физического воспитания для учащихся с особыми потребностями, занимаю­щихся как в специальных группах, так и в условиях совместного обучения. Для обучения детей с тяже­лыми и выраженными нарушениями в физическом воспитании Dunn с соавторами (Dunn, Morehouse, Fredericks, 1986) разработали программу физиче­ского воспитания (Data-Based Gimnasium, DBG). Эффективность выполнения этой программы за­висит от систематического применения принципов управления поведением, обсуждаемых в данном подразделе. Кроме того, Dunn с соавторами (1986) предлагают эмпирические правила использования методов управления поведением при обучении на­выкам и при изменении социального поведения. Сюда относятся применение подкреплений есте­ственного происхождения, таких, как социальная похвала или угасание (то есть пренебрежение по­ведением). Материальные подкрепления, в частно­сти пища, игрушки или участие в предпочитаемых видах деятельности, которые представляют собой составную часть жетонной системы, употребляют­ся лишь после подтверждения неэффективности последовательного использования социального подкрепления.

В программах практических занятий мето­дом анализа заданий в индивидуальном порядке определяют фазы и этапы обучения, темп кото­рого соответствует способностям ребенка. Напри­мер, фаза для выполнения удара доминирующей ногой включает следующие действия учащегося: " выполнение маха доминирующей ногой назад и затем вперед с ударом носком по мячу, в резуль­тате которого мяч начинает двигаться в направ­лении цели" (Dunn, Morehouse, Fredericks, 1986, p. 86). Этапы характеризуются значениями рас­стояния, времени или количества повторений, с помощью которых конкретная фаза может быть разделена на части (например, выполнение удара мяча ногой с расстояния 3; 4, 5 и 6 м). Решение относительно изменения содержания програм­мы или применения методов управления пове­дением (эмпирических правил) осуществляется индивидуально после рассмотрения результатов обучения ребенка. (Дальнейшее обсуждение про­граммы DBG и предлагаемых в ней эмпирических правил использования методов изменения пове­дения можно найти в главе 9. )

К преимуществам применения подходов изме­нения поведения можно отнести то, что они:

• применяются только к тем видам поведения, которые точно определены и поддаются наблюде­нию;

• допускают, что знание причин определенно­го поведения не является обязательным условием его изменения;

• стимулируют проведение всестороннего ана­лиза условий и факторов внешней среды, которые могут влиять на рассматриваемое поведение;

• способствуют формированию функциональ­ной независимости благодаря применению прин­ципа наименьшего побуждения, то есть построены на основе иерархии побуждений, расположенных в порядке возрастания степени воздействия;

• требуют точной оценки для подтверждения причинно-следственной взаимосвязи между воз­действием, направленным на изменение поведе­ния, и изменяемым поведением.

 

К недостаткам, которые следует рассмотреть до начала выполнения программы, относится то, что:

• последовательное и систематическое ис­пользование принципов управления поведением на практике представляет собой не столь простое занятие, как это могло бы показаться;

• методы управления поведением могут ока­заться неэффективными, если предполагаемый управляющий стимул в действительности ока­жется другим (например, применение принципа Примака, основанное на ложном допущении о том, что ребенок предпочитает определенный вид деятельности, обречено на неудачу);

• методы управления поведением могут ока­заться неэффективными и потребовать от учителя более глубокого анализа для определения допол­нительных подходов, а это при необходимости повлечет за собой немедленное применение но­вого подхода.

 

ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ

• Процесс применения системы управления поведением требует достаточно строгого выпол­нения нескольких четко определенных шагов, совокупность которых называется прикладным анализом поведения (applied behavior analysis). Рас­смотренный далее пример иллюстрирует форми­рование конкретного навыка с использованием ограниченного количества принципов управле­ния поведением.

• Навык. Прыжок в длину с места.

• Базовый уровень. Перед проведением те­стирования учащийся выполнил три попытки прыжка в длину с места, в каждой из которых наблюдались ошибки в технике выполнения, особенно заметные в моменты толчка и при­земления.

• Цель. При выполнении прыжка в длину с ме­ста ученик должен прыгать на расстояние не менее 1 м, демонстрируя при этом правильную технику в фазах толчка, полета и приземле­ния.

• Выбор подкрепления. Учитель установил, что социальное подкрепление (а именно, вер­бальная похвала) будет достаточно эффек­тивным.

• План применения подкрепления. Учитель принял решение вначале использовать постоян­ное подкрепление, а затем по мере формирова­ния навыка и улучшения показателей перейти к вариативно-пропорциональному режиму под­крепления.

• Побуждение. Применяя систему наимень­шего побуждения, учитель использует различ­ные его формы в порядке возрастания степени их воздействия в зависимости от способности ребенка выполнять поставленное задание: а) " Пожалуйста, встань за этой линией и вы­полни прыжок в длину" (вербальное побужде­ние); б) " Пожалуйста, встань за этой линией, согни ноги в коленях, сделай мах руками назад и вперед, как показал я, и прыгни как можно дальше" (вербальное побуждение в сочетании с визуальным); в) " Пожалуйста, встань за этой линией, согни ноги в коленях, постарайся по­чувствовать, как я перемещаю твои руки так, что они делают мах сначала назад, а затем вперед, выполни такой мах руками и прыгни как можно дальше" (побуждение с физическим указанием).

• Поведение. Ученик воспринимает побужде­ния, занимает правильное исходное положение и выполняет прыжок в длину, как это и пред­полагалось.

• Подкрепление. Учитель говорит: " Очень хо­рошо! " (вербальное подкрепление).

• Дальнейшее поведение. Ученик вероятнее всего сохраняет или совершенствует сформи­рованный навык.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...