Другие подходы. Психопедагогический подход
ДРУГИЕ ПОДХОДЫ Проблема управления поведением привлекала к себе интерес отдельных личностей и групп людей с разнообразными теоретическими и философскими взглядами. Однако за всю историю было сформулировано лишь пять основных подходов, которые позволяют решать проблемы, связанные с неадекватным поведением. Два из них (самостоятельно или в сочетании) в настоящее время используются в большинстве образовательных программ (Hallahan, Kauffman, 2003) — это бихевиористский и психопедагогический подходы. Один из этих подходов модификации поведения мы с вами уже проанализировали, второй — психопедагогический — наряду с психодинамическим, экологическим, биогенным и гуманистическим подходами будет рассмотрен в последующих подразделах этой главы. Все эти приемы мы обсудим здесь лишь вкратце. Те, кто пожелает узнать больше о конкретных способах воздействия и людях, которые больше всего сделали для их развития, смогут обратиться к источникам, представленным в конце главы. Психопедагогический подход Неуместное поведение учащихся психопедагогический подход рассматривает как неадекватную попытку противостоять воздействиям внешней среды. Такой подход предполагает, что низкая успеваемость и нарушения дисциплины могут быть исправлены, если учащиеся научатся достойно вести себя и справляться с поставленными перед ними заданиями. Особое значение этот подход придает развитию личности ученика, уравновешивая педагогическую и психологическую перспективы. Он фокусируется на эмоциональных и когнитивных факторах, ассоциированных с развитием соответствующих навыков социальной и учебной готовности, необходимых дома, в школе и в обществе. Сторонники данного метода признают, что некоторые учащиеся не понимают, почему их поведение такое, какое оно есть, если их основные инстинкты, стремления и потребности при этом не удовлетворяются. Психопедагогический подход имеет дело с понятиями " здесь и сейчас". Хотя он и признает влияние произошедших событий на поведение и психику ученика, но не придает особого значения объяснению такого поведения. Для этого подхода более важными являются определение задатков ребенка для обучения и их реализация в процессе занятий. Диагностические процедуры включают данные наблюдения, оценку показателей успеваемости, действия в ситуациях, требующих особых навыков и умений, изучение материалов личной карточки, а также анализ оценки общих способностей.
Психопедагогический подход концентрируется на усилении " Эго" ученика и укреплении его взаимоотношений с учителем с помощью компенсирующих образовательных программ, которые подталкивают учащегося к признанию того, что его действия представляют собой проблему; пониманию мотивации собственного поведения; анализу последствий своего поведения и размышлению о возможных альтернативных способах поведения в подобных условиях. В случае поведенческого кризиса или вскоре после него учитель, обладающий достаточным опытом в применении психопедагогического подхода, может провести интервью в жизненном пространстве (life-space interview, LSI), впервые предложенном F. Redl (1952). Цель такого интервью — помочь учащемуся преодолеть текущие проблемы либо развиваться в направлении достижения долговременных целей. Психопедагогический подход предполагает, что осознание учащимися своих ощущений и обсуждение с учителем причин реакций позволит им лучше понять свое поведение и поможет научиться его контролировать. Этот подход придает особое значение реалистическим требованиям повседневной деятельности в школе и дома в их взаимосвязи с исправлением неадекватного поведения.
Среди нескольких подходов, доступных для применения учителями, психопедагогический подход включает самообучение, моделирование и повторение, самоопределение целей и норм подкрепления, а также самовознаграждение. Учителя находятся в выгодном положении для стимуляции учащихся к использованию приемов самообучения. Это может проявляться в оказании помощи школьникам на разных этапах в принятии правильного решения, когда возникает потребность в изучении нового материала, решении проблемы или формировании представлении. Одним из основных аспектов подхода является обучение детей общению с самими собой — имеются в виду моменты, когда люди вслух или мысленно обращаются й себе. Например, ребенок после неудачного удара в ракетболе, когда мяч ушел высоко вверх, обращается сам к себе: " Давай, соберись и пошли мяч прямо вперед перед собой! " Приемы самообучения могут быть очень простыми, как, например, контрольный список вопросов для учащихся, на которые они должны ответить при необходимости принятия решения. " В чем состоит проблема? Как я могу ее решить? Использую ли я свой план? Что мне следует сделать? " Эти вопросы позволяют представить, в чем заключается подобный подход в самообучении. В стратегии моделирования—повторения учащиеся, которым не удается контролировать свое поведение, наблюдают за другими детьми, уже научившимися справляться с похожими проблемами. Помимо простого наблюдения за поведением других людей, школьники могут следить за конструктивной реакцией человека-модели в проблемной ситуации. Моделирование может применяться в сочетании с приемами релаксации и самообучения. При наличии времени для теоретического повторения и практического использования эффективных приемов управления поведением в учебную программу можно также включить изучение подходящих способов поведения в определенных ситуациях. Еще один подход, подтвердивший свою эффективность в ситуациях, когда необходимо помочь учащимся научиться контролировать свое поведение, заключается в привлечении их к процессу постановки целей, определения подкрепления в непредвиденных ситуациях или нормативов поведения. В качестве примера использования такого подхода можно рассмотреть группу подростков с нарушениями поведения, занимающихся определением видов просоциального поведения, на которых каждому из членов группы следует сконцентрироваться во время выхода на природу с ночевкой. Эта же группа устанавливает границы допустимого поведения и принимает решение о том, каким должно быть наказание для нарушителей.
Последняя методика, применяющаяся в рамках психопедагогического подхода, — самовознаграждение, которое включает подготовку учеников к вознаграждению самих себя с помощью каких-либо заранее установленных подкреплений. Например, ученик, завершивший выполнение задания на практической станции, может сразу же поставить подтверждающую отметку в листе для записей, расположенном на этой станции. Когда количество таких отметок достигнет заданной величины, это будет оказывать стимулирующее воздействие на ученика не только благодаря тому, что он сможет увидеть, насколько выполнена цель занятия, но также и вследствие успешного применения процесса подкрепления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|