Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие подходы. Психопедагогический подход




ДРУГИЕ ПОДХОДЫ

Проблема управления поведением привлека­ла к себе интерес отдельных личностей и групп людей с разнообразными теоретическими и фи­лософскими взглядами. Однако за всю историю было сформулировано лишь пять основных под­ходов, которые позволяют решать проблемы, свя­занные с неадекватным поведением. Два из них (самостоятельно или в сочетании) в настоящее время используются в большинстве образователь­ных программ (Hallahan, Kauffman, 2003) — это бихевиористский и психопедагогический подходы.

Один из этих подходов модификации по­ведения мы с вами уже проанализировали, вто­рой — психопедагогический — наряду с психо­динамическим, экологическим, биогенным и гуманистическим подходами будет рассмотрен в последующих подразделах этой главы. Все эти приемы мы обсудим здесь лишь вкратце. Те, кто пожелает узнать больше о конкретных способах воздействия и людях, которые больше всего сде­лали для их развития, смогут обратиться к источ­никам, представленным в конце главы.

Психопедагогический подход

Неуместное поведение учащихся психопеда­гогический подход рассматривает как неадекват­ную попытку противостоять воздействиям внеш­ней среды. Такой подход предполагает, что низкая успеваемость и нарушения дисциплины могут быть исправлены, если учащиеся научатся до­стойно вести себя и справляться с поставленными перед ними заданиями. Особое значение этот под­ход придает развитию личности ученика, уравно­вешивая педагогическую и психологическую пер­спективы. Он фокусируется на эмоциональных и когнитивных факторах, ассоциированных с раз­витием соответствующих навыков социальной и учебной готовности, необходимых дома, в школе и в обществе. Сторонники данного метода призна­ют, что некоторые учащиеся не понимают, почему их поведение такое, какое оно есть, если их основ­ные инстинкты, стремления и потребности при этом не удовлетворяются. Психопедагогический подход имеет дело с понятиями " здесь и сейчас". Хотя он и признает влияние произошедших собы­тий на поведение и психику ученика, но не при­дает особого значения объяснению такого поведе­ния. Для этого подхода более важными являются определение задатков ребенка для обучения и их реализация в процессе занятий. Диагностические процедуры включают данные наблюдения, оцен­ку показателей успеваемости, действия в ситуаци­ях, требующих особых навыков и умений, изуче­ние материалов личной карточки, а также анализ оценки общих способностей.

Психопедагогический подход концентрирует­ся на усилении " Эго" ученика и укреплении его взаимоотношений с учителем с помощью ком­пенсирующих образовательных программ, кото­рые подталкивают учащегося к признанию того, что его действия представляют собой проблему; пониманию мотивации собственного поведения; анализу последствий своего поведения и размыш­лению о возможных альтернативных способах по­ведения в подобных условиях.

В случае поведенческого кризиса или вскоре после него учитель, обладающий достаточным опытом в применении психопедагогического подхода, может провести интервью в жизненном пространстве (life-space interview, LSI), впервые предложенном F. Redl (1952). Цель такого ин­тервью — помочь учащемуся преодолеть текущие проблемы либо развиваться в направлении дости­жения долговременных целей.

Психопедагогический подход предполагает, что осознание учащимися своих ощущений и об­суждение с учителем причин реакций позволит им лучше понять свое поведение и поможет на­учиться его контролировать. Этот подход прида­ет особое значение реалистическим требованиям повседневной деятельности в школе и дома в их взаимосвязи с исправлением неадекватного пове­дения.

Среди нескольких подходов, доступных для применения учителями, психопедагогический подход включает самообучение, моделирование и повторение, самоопределение целей и норм под­крепления, а также самовознаграждение.

Учителя находятся в выгодном положении для стимуляции учащихся к использованию приемов самообучения. Это может проявляться в оказании помощи школьникам на разных этапах в приня­тии правильного решения, когда возникает по­требность в изучении нового материала, решении проблемы или формировании представлении. Од­ним из основных аспектов подхода является обу­чение детей общению с самими собой — имеются в виду моменты, когда люди вслух или мысленно обращаются й себе. Например, ребенок после не­удачного удара в ракетболе, когда мяч ушел высо­ко вверх, обращается сам к себе: " Давай, соберись и пошли мяч прямо вперед перед собой! " Приемы самообучения могут быть очень простыми, как, например, контрольный список вопросов для учащихся, на которые они должны ответить при необходимости принятия решения. " В чем состо­ит проблема? Как я могу ее решить? Использую ли я свой план? Что мне следует сделать? " Эти вопросы позволяют представить, в чем заключа­ется подобный подход в самообучении.

В стратегии моделирования—повторения уча­щиеся, которым не удается контролировать свое поведение, наблюдают за другими детьми, уже научившимися справляться с похожими пробле­мами. Помимо простого наблюдения за поведе­нием других людей, школьники могут следить за конструктивной реакцией человека-модели в проблемной ситуации. Моделирование может применяться в сочетании с приемами релакса­ции и самообучения. При наличии времени для теоретического повторения и практического ис­пользования эффективных приемов управления поведением в учебную программу можно также включить изучение подходящих способов поведе­ния в определенных ситуациях.

Еще один подход, подтвердивший свою эф­фективность в ситуациях, когда необходимо по­мочь учащимся научиться контролировать свое поведение, заключается в привлечении их к про­цессу постановки целей, определения подкрепле­ния в непредвиденных ситуациях или нормативов поведения. В качестве примера использования та­кого подхода можно рассмотреть группу подрост­ков с нарушениями поведения, занимающихся определением видов просоциального поведения, на которых каждому из членов группы следует сконцентрироваться во время выхода на природу с ночевкой. Эта же группа устанавливает границы допустимого поведения и принимает решение о том, каким должно быть наказание для наруши­телей.

Последняя методика, применяющаяся в рам­ках психопедагогического подхода, — самовоз­награждение, которое включает подготовку уче­ников к вознаграждению самих себя с помощью каких-либо заранее установленных подкреплений. Например, ученик, завершивший выполнение за­дания на практической станции, может сразу же поставить подтверждающую отметку в листе для записей, расположенном на этой станции. Ког­да количество таких отметок достигнет заданной величины, это будет оказывать стимулирующее воздействие на ученика не только благодаря то­му, что он сможет увидеть, насколько выполнена цель занятия, но также и вследствие успешного применения процесса подкрепления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...