Психодинамический подход. Экологический подход
Психодинамический подход Более близко связан с работами Фрейда психодинамический подход, который развивался как совокупность множества теорий, каждая из них предлагала свой собственный тип воздействия. Однако во всех случаях в центре внимания такого подхода находится причина психологических нарушений. В частности, психодинамический подход направлен на нормализацию эмоциональной деятельности посредством помощи учащимся в осознании причин неадекватного поведения. Этот подход предлагает учителям принимать учащихся такими, какие они есть, но не соглашаться с их нежелательным поведением. Подход направлен на то, чтобы помочь школьникам в развитии самопознания через тесные и позитивные отношения с учителями. С точки зрения психодинамики формирование здоровых представлений о себе, включая способность доверять другим и быть уверенным в собственных ощущениях, способностях и эмоциях, является основой и неотъемлемой частью любого развития. Если ребенок лишен поддержки окружающей среды и значимых для него лиц, у него могут развиваться беспокойство и депрессия. Представления о себе и окружающих могут стать искаженными, вследствие чего происходят нарушение личных взаимосвязей, появление противоречий с социальными ценностями, формирование неадекватного собственного образа, ограничение способностей, а также возникновение привычек и склонностей, не приспособленных к окружающей среде. Для выявления возможных причин неадекватного поведения психодинамический подход использует такие диагностические приемы, как проективные методики, анализ личной карточки ребенка, интервью, оценки поведения, полученные с помощью наблюдения, а также общих и специальных способностей. В идеальной ситуации интерпретация результатов диагностики и анализ преобладающих симптомов позволяют установить причины психологического конфликта. Определив основные причины эмоционального расстройства, можно приступать к определению подходящих методов воздействия.
Обычные способы психодинамического воздействия включают психоанализ, консультационные интервью, психотерапевтические подходы (такие, как игровая терапия и групповая терапия). В терапевтических занятиях участвует только учащийся, хотя некоторые специалисты встречаются только с родителями. В последнее время стала популярной семейная терапия, которая предполагает совместное участие в занятиях детей и родителей. Независимо от формы занятий все они призваны помочь учащимся в формировании самопознания. Психодинамический подход, включая психоанализ и психотерапию, нельзя назвать идеальным с точки зрения его применения. Учитель может работать в условиях, где такой подход поддерживают, но это обычно касается только психиатров. В целом же его нельзя считать повсеместно употребляемым в условиях школьного обучения. В качестве примера применения психодинамического подхода можно назвать Проект Фермы Бат- тонвуда, осуществленный в Филадельфии (США). Психодинамический подход имеет несколько недостатков, перечислим некоторые — проведение диагностического исследования требует затрат времени и средств; результаты диагностического исследования позволяют выявить только возможные причины эмоциональных противоречий; результаты терапевтического воздействия практически не зависят от его формы — участвуют в занятиях только дети или дети вместе с родителями, применяется к ним игровая терапия или групповые консультации. Следует отметить, что в отношении психодинамического подхода существует несколько распространенных заблуждений. Учителя должны знать, что применение психодинамической теории не исключает работы с группами. Основная цель психодинамического подхода не заключается в увеличении самоосознания учащихся. Учителя не должны проводить политику вседозволенности, обращаться к подсознанию учеников или заниматься какими-либо проблемами кроме тех, что вызывают серьезную озабоченность в настоящий момент.
Экологический подход Данный подход основан на предположении, что поведенческие проблемы вызваны нарушениями в окружающей среде или экосистеме учащегося. В действительности школьник и его окружающая среда оказывают взаимное негативное влияние друг на друга (то есть некоторые особенности деятельности ребенка вызывают возмущения в окружающей среде, а экосистема реагирует таким образом, что это заставляет ученика вызывать в ней еще большие возмущения. " Проблема возникает из-за неадекватных социальных взаимосвязей и взаимодействий ребенка и его социального окружения" (Halahan, KaufFman, 2003, p. 222). Иначе говоря, трудности формируются под влиянием окружающей среды; учащийся не является единственной причиной своих проблем. Например, проблема ученика, который не может вовремя попасть на занятия и из-за этого конфликтует с учителями, может быть просто отражением его пренебрежительного отношения к пунктуальности, а не неуважительного отношения к учителю или школьному расписанию. Оценочные процедуры, предназначенные для определения причин нарушений поведения, достаточно сложны. Для сбора экологических данных учителям придется применить пятифазный процесс: характеристику окружающей среды, выяснение ожиданий, организацию поведенческих данных, обобщение данных и постановку целей. Кроме того, для Профиля оценки поведения (Behavior Rating Profile, BRP-2) необходимо оценить поведение в различных условиях с нескольких точек зрения. Профиль включает три подшкалы оценки ученика: для учителя, для родителей и социограмму (диаграмму или график, где с помощью соединительных линий отображаются предпочтения, сделанные в группах). Цель составления профиля — выявление поведения с отклонениями от нормы, характерного для каких- либо одних условий или ожиданий индивидуума (Brown, Hammil, 1990).
Цель экологического подхода — не только остановить возбужденное или нежелательное поведение, но также изменить окружающую среду, например ситуацию дома, реальным образом, чтобы она после прекращения терапевтического воздействия в дальнейшем поддерживала желательное поведение. В сущности, терапевтическое воздействие в рамках экочогического подхода направлено на одну, а вероятнее на две или несколько окружающих обстановок. Воздействие, которое концентрируется только на одной окружающей обстановке, часто оказывается малоэффективным. Это обусловлено тем, что корректируемое поведение может проявляться в нескольких окружающих обстановках (Cullinan, Epstein, Lloyd, 1991). Например, если ученик сталкивается с одними и теми же проблемами в школе и дома, воздействие должно учитывать, как будет происходить коррекция поведения в обоих условиях. Применение экологического подхода в процессе образования направлено на то, чтобы сделать окружающую обстановку приемлемой для индивидуума, а не на то, чтобы помочь ему приспособиться к внешним условиям. В помещении для занятий для этого может понадобиться, например, создать места для индивидуальных и групповых занятий, места для отдыха от занятия или центры подкрепления. Такой подход требует от учителя создания окружающей обстановки, которая способствует тому, что дети добиваются успеха в учебе, а не ожидают неудачи. Изменения в окружающей обстановке дома могут потребовать участия родителей (для этого нужно будет провести с ними беседу), временного ухода за ребенком или семейной терапии. Иногда требуется изменение нескольких экосистем (например, в школе, дома и в местном сообществе). В настоящее время попытки применения экологического подхода в рамках учебных программ включают разработку и осуществление воздействий на поведение в качестве элемента IEP. Школы больше не могут отказать в получении образования ученикам с особыми потребностями независимо от существования каких-либо мер, имеющих отношение к их инвалидности, но при этом занятия могут проводиться в альтернативных условиях. Для разработки эффективного воздействия на поведение необходимо осуществить трехэтапную процедуру: провести функциональную оценку поведения ученика, определить и применить методы воздействия и провести оценку результатов. Оценка поведения ученика включает наблюдение и регистрацию поведенческих паттернов в различных условиях (в учебном классе, на игровой площадке, в кафетерии, в спортзале) с целью характеристики образа его действий. Определение исходного уровня помогает учителю понять, почему ребенок ведет себя определенным образом или что контролирует либо подкрепляет его действия.
После завершения функциональной оценки учитель приступает к определению и применению воздействия, оно должно иметь реалистические цели, включая допустимость поведения, которое в обычной ситуации нельзя считать адекватным. Например, ученику, который затевает драку с партнером по игре во время тренировки по баскетболу после каждого пропущенного очка, можно позволить кричать или браниться в адрес этого же партнера, если только он перестанет угрожать ему физическим воздействием. Спустя некоторое время подобным образом следует уменьшить вероятность криков и ругательств. В разработке плана воздействия на поведение должно участвовать как можно больше людей из тех, кому приходиться заниматься с учеником. Воздействие на поведение ребенка должно быть коллективным, чтобы он мог ощутить его последовательность. Учащийся также должен участвовать в разработке воздействия на поведение. На последнем этапе выполняется оценка плана воздействия. Педагоги определяют, насколько эффективным оказалось воздействие, и какие изменения требуется внести в дальнейшем. Большинство специалистов соглашаются в том, что такая оценка должна выполняться ежемесячно, а при возможности и еженедельно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|