Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биогенный подход




На коррекцию нейрофизиологических на­рушений направлен биогенный подход. Тесно связанный с медицинской моделью, этот подход базируется на методах диагностики, анализи­рующих признаки и симптомы. Врачи стремят­ся уточнить сущность нарушения на основании слабовыраженных симптомов неврологических нарушений (данных исследования походки и осанки); периодически повторяющихся движе­ний и визуального анализа последовательности выполнения двигательных тестов. Отсутствие результатов, позволяющих сделать определен­ное заключение, может потребовать применения электроэнцефалографии (EEG), компьютерной томографии (СТ) или магниторезонансной томо­графии (MRI), если более простые методы об­следования не дадут достаточной информации. Выявление учащихся с нарушениями в данной сфере осуществляется на основе общих поведен­ческих характеристик (гиперактивность, отвлече­ние внимания, импульсивность, эмоциональная лабильность) и определенных функциональных расстройств (нарушения восприятия, речевых и двигательных способностей, а также формирова­ние понятий и логических умозаключений). Про­явление таких характеристик и нарушений может быть обусловлено травмой или повреждением центральной нервной системы.

Особое внимание биогенный подход уделяет этиологическим факторам. Оценка целостности нервной системы осуществляется на основе ре­зультатов выполнения определенных заданий и тестов, таких, как ходьба по прямой с закрытыми глазами, касание указательным пальцем кончика носа, реакция на различные воздействия (боль, холод, свет). Кроме того, для постановки диагно­за часто используют неврологическое обследова­ние в сочетании с EEG. После установления диа­гноза лечение может включать медикаментозную терапию, хирургическое вмешательство (напри­мер, удаление опухоли), физиотерапию, сенсор­ную интегративную терапию или развивающие тренировки.

Основным подходом, ассоциированным с биогенным подходом, является медикаментозная терапия (использование лекарственных препара­тов в качестве средства контроля и изменения по­ведения в противоположность другим подходам бихевиористской направленности).

Учащиеся могут проходить медикаментозную терапию в случае возникновения таких наруше­ний, как синдром дефицита внимания, отвлечение внимания, импульсивность, гиперактивность, на­рушения зрительно-моторной координации, а так­же грубой двигательной координации. Основную группу препаратов, применяющихся для контроля эмоциональных, поведенческих и когнитивных изменений, составляют психотропные средства. Сюда относят лекарственные препараты, которые классифицируют как нейролептики, успокаиваю­щие, антидепрессанты, антиманиакальные сред­ства, стимуляторы и седативно-гипнотические вещества. Здесь мы обсудим группы психотроп­ных препаратов, которые применяются наиболее часто, а именно стимуляторы, нейролептики и антидепрессанты.

• Стимуляторы. Такие средства назначают главным образом для терапии синдрома дефи­цита внимания с гиперактивностью (ADHD). На самом деле ADHD является одним из немногих заболеваний (наряду с ожирением и нарколепси­ей), для которых существует разрешение Управ­ления по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) на применение стимуляторов. Чаще всего используются стимулирующие препараты из се­мейства метилфенидатгидрохлоридов. Сюда отно­сятся Ritalin (назначается более часто), Concerta (гЪорма с долговременным действием для детей до 6 лет), Metadate CD, Metadate ER и Methylin ER (Schatzberg, Cole, DeBattista, 2003). Все эти пре­параты являются дополнительными терапевтическими средствами и применяются для учащихся со средней и тяжелой формами гиперактивно­сти, ограниченным объемом внимания, наруше­нием внимания, эмоциональной нестабильно­стью и импульсивностью. Возможные побочные эффекты включают потерю аппетита, снижение массы тела и бессонницу. Отмечено, что эти эф­фекты выражены сильнее у лиц с отклонениями умственного развития (Arnold, Gadow, Pearson, Varley, 1988).

• Нейролептики. Эти лекарственные средства, которые еще называют транквилизаторами, оста­ются наиболее часто назначаемым классом пси­хотропных препаратов для лиц с отклонениями умственного развития. Кроме того, они применя­ются также для контроля анормального поведе­ния у лиц зрелого возраста с психотическими со­стояниями. У детей их используют для контроля гиперактивности, агрессивности, членовредитель­ства и стереотипного поведения. Транквилизато­ры подразделяют на собственно транквилизаторы и седативные средства. Собственно транквилиза­торы, которые еще называют антипсихотически­ми средствами, включают такие препараты, как Меллерил (тиоридазина гидрохлорид), Торазин, (хлорпромазин гидрохлорид), Халдол (галоперидол), которые назначают при терапии психотиче­ских нарушений, включая тяжелые поведенческие расстройства с выраженными симптомами агрес­сивности (Baumeister, Sevin, King, 1998). К числу потенциальных побочных эффектов транквилиза­торов и седативных средств относятся головокру­жения, сонливость, повышенная утомляемость, снижение умственной работоспособности (кото­рое может приводить к снижению показателей во время урока физического воспитания), поздняя дискинезия (непроизвольные движения языка и лицевых мышц) и двигательные нарушения, со­вокупность которых носит название " экстрапира­мидальный синдром".

• Антидепрессанты. Такие препараты на­значают лицам зрелого возраста для облегчения депрессивных состояний. У детей они могут об­ладать более разнообразными функциями, вклю­чая не только терапию синдрома навязчивых со­стояний, аффективных расстройств и ADHD, но также и ночного энуреза и, в меньшей степени, ритуалистического поведения, членовредитель­ства и агрессивности. Поскольку для антидепрес­сантов имеются документальные подтверждения ряда побочных эффектов: атаксии, мышечной слабости, сонливости, тревожности, бессонницы, снижения аппетита, повышения кровяного давления и психологической заторможенности (Sovner et al., 1998), преподаватели физического воспита­ния и тренеры должны быть проинформированы в случае приема учащимися таких медицинских препаратов. К числу наиболее распространенных антидепрессантов относятся Анафранил (кломипрамин) и Тофранил (имипрамин), которые при­меняются для терапии ADHD в случаях, когда у больных наблюдаются чрезмерные побочные эф­фекты или отсутствие ожидаемой реакции на сти­муляторы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...