Биогенный подход
На коррекцию нейрофизиологических нарушений направлен биогенный подход. Тесно связанный с медицинской моделью, этот подход базируется на методах диагностики, анализирующих признаки и симптомы. Врачи стремятся уточнить сущность нарушения на основании слабовыраженных симптомов неврологических нарушений (данных исследования походки и осанки); периодически повторяющихся движений и визуального анализа последовательности выполнения двигательных тестов. Отсутствие результатов, позволяющих сделать определенное заключение, может потребовать применения электроэнцефалографии (EEG), компьютерной томографии (СТ) или магниторезонансной томографии (MRI), если более простые методы обследования не дадут достаточной информации. Выявление учащихся с нарушениями в данной сфере осуществляется на основе общих поведенческих характеристик (гиперактивность, отвлечение внимания, импульсивность, эмоциональная лабильность) и определенных функциональных расстройств (нарушения восприятия, речевых и двигательных способностей, а также формирование понятий и логических умозаключений). Проявление таких характеристик и нарушений может быть обусловлено травмой или повреждением центральной нервной системы. Особое внимание биогенный подход уделяет этиологическим факторам. Оценка целостности нервной системы осуществляется на основе результатов выполнения определенных заданий и тестов, таких, как ходьба по прямой с закрытыми глазами, касание указательным пальцем кончика носа, реакция на различные воздействия (боль, холод, свет). Кроме того, для постановки диагноза часто используют неврологическое обследование в сочетании с EEG. После установления диагноза лечение может включать медикаментозную терапию, хирургическое вмешательство (например, удаление опухоли), физиотерапию, сенсорную интегративную терапию или развивающие тренировки.
Основным подходом, ассоциированным с биогенным подходом, является медикаментозная терапия (использование лекарственных препаратов в качестве средства контроля и изменения поведения в противоположность другим подходам бихевиористской направленности). Учащиеся могут проходить медикаментозную терапию в случае возникновения таких нарушений, как синдром дефицита внимания, отвлечение внимания, импульсивность, гиперактивность, нарушения зрительно-моторной координации, а также грубой двигательной координации. Основную группу препаратов, применяющихся для контроля эмоциональных, поведенческих и когнитивных изменений, составляют психотропные средства. Сюда относят лекарственные препараты, которые классифицируют как нейролептики, успокаивающие, антидепрессанты, антиманиакальные средства, стимуляторы и седативно-гипнотические вещества. Здесь мы обсудим группы психотропных препаратов, которые применяются наиболее часто, а именно стимуляторы, нейролептики и антидепрессанты. • Стимуляторы. Такие средства назначают главным образом для терапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD). На самом деле ADHD является одним из немногих заболеваний (наряду с ожирением и нарколепсией), для которых существует разрешение Управления по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) на применение стимуляторов. Чаще всего используются стимулирующие препараты из семейства метилфенидатгидрохлоридов. Сюда относятся Ritalin (назначается более часто), Concerta (гЪорма с долговременным действием для детей до 6 лет), Metadate CD, Metadate ER и Methylin ER (Schatzberg, Cole, DeBattista, 2003). Все эти препараты являются дополнительными терапевтическими средствами и применяются для учащихся со средней и тяжелой формами гиперактивности, ограниченным объемом внимания, нарушением внимания, эмоциональной нестабильностью и импульсивностью. Возможные побочные эффекты включают потерю аппетита, снижение массы тела и бессонницу. Отмечено, что эти эффекты выражены сильнее у лиц с отклонениями умственного развития (Arnold, Gadow, Pearson, Varley, 1988).
• Нейролептики. Эти лекарственные средства, которые еще называют транквилизаторами, остаются наиболее часто назначаемым классом психотропных препаратов для лиц с отклонениями умственного развития. Кроме того, они применяются также для контроля анормального поведения у лиц зрелого возраста с психотическими состояниями. У детей их используют для контроля гиперактивности, агрессивности, членовредительства и стереотипного поведения. Транквилизаторы подразделяют на собственно транквилизаторы и седативные средства. Собственно транквилизаторы, которые еще называют антипсихотическими средствами, включают такие препараты, как Меллерил (тиоридазина гидрохлорид), Торазин, (хлорпромазин гидрохлорид), Халдол (галоперидол), которые назначают при терапии психотических нарушений, включая тяжелые поведенческие расстройства с выраженными симптомами агрессивности (Baumeister, Sevin, King, 1998). К числу потенциальных побочных эффектов транквилизаторов и седативных средств относятся головокружения, сонливость, повышенная утомляемость, снижение умственной работоспособности (которое может приводить к снижению показателей во время урока физического воспитания), поздняя дискинезия (непроизвольные движения языка и лицевых мышц) и двигательные нарушения, совокупность которых носит название " экстрапирамидальный синдром". • Антидепрессанты. Такие препараты назначают лицам зрелого возраста для облегчения депрессивных состояний. У детей они могут обладать более разнообразными функциями, включая не только терапию синдрома навязчивых состояний, аффективных расстройств и ADHD, но также и ночного энуреза и, в меньшей степени, ритуалистического поведения, членовредительства и агрессивности. Поскольку для антидепрессантов имеются документальные подтверждения ряда побочных эффектов: атаксии, мышечной слабости, сонливости, тревожности, бессонницы, снижения аппетита, повышения кровяного давления и психологической заторможенности (Sovner et al., 1998), преподаватели физического воспитания и тренеры должны быть проинформированы в случае приема учащимися таких медицинских препаратов. К числу наиболее распространенных антидепрессантов относятся Анафранил (кломипрамин) и Тофранил (имипрамин), которые применяются для терапии ADHD в случаях, когда у больных наблюдаются чрезмерные побочные эффекты или отсутствие ожидаемой реакции на стимуляторы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|