Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманистический подход




Развившийся на основании работ Maslow (1970) гуманистический подход построен на тео­рии самоактуализации. Выделяют пять основных потребностей человека в порядке возрастания: физиологические, безопасность и защита, при­надлежность и любовь, самоутверждение и при­знание, самоактуализация. Согласно этой теории мотивации человек, который стремится удовлет­ворить свои нереализованные потребности, пре­жде всего станет удовлетворять потребности низ­шего уровня и затем, по мере их удовлетворения, обращать внимание на потребности более высо­кого уровня. Например, если кому-то не хвата­ет пищи, безопасности, любви и признания, ве­роятнее всего, сначала будет стремиться утолить свой голод. Однако после удовлетворения по­требности в пище доминирующее влияние могут приобрести другие потребности. В иерархии по­требностей самоактуализация представляет собой реализацию наивысших возможностей лично­сти. Maslow рассматривает в качестве характер­ных признаков людей, добившихся самоактуа­лизации, следующие черты: восприимчивость, непринужденность, реалистичность, самодоста­точность, способность к пониманию, нравствен­ность, благожелательность, эмоциональность, готовность помочь другим, глубина внутреннего мира, простота и доступность в общении с други­ми, способность решать, что хорошо и что плохо, и креативность.

Самоактуализация — это процесс макси­мально полной реализации всех человеческих способностей. По большому счету самоактуали­зации добиваются обычно лица без физических и психических нарушений. С другой стороны, инвалиды могут не достичь такого же относи­тельного уровня самоактуализяции, что их здо­ровые сверстники, из-за отсутствия внутренней мотивации и посторонней помощи в реализации всего своего потенциала. Желание помочь лицам с физическими и психическими нарушениями в самоактуализации поддерживается, по крайней мере, первоначально, прежде всего теми, кто за­ботится об этих людях как о личностях, и затем уже другими инвалидами.

В шестом издании своей книги, посвященной адаптивному физическому воспитанию, С. Sherrill с соавторами (2004) продолжает широко исполь­зовать и развивать теорию самоактуализации Maslow, а также концепцию " полноценной лич­ности" (full functioning self) известного психоте­рапевта Carl Rogers и более поздние работы по теории аттитюдов (отношений) и исследования психологии инвалидов, чтобы придать адаптивно­му физическому воспитанию в целом и эмоцио­нальному развитию гуманистическую направлен­ность. Sherrill является не только представителем гуманистической философии, но также и сторон­ником инструментализма в том, что применяет свои концепции на практике в спортивном зале и на спортплощадках. В стремлении показать, как можно использовать на практике гуманистиче­скую философию, она и ее коллеги предлагают учителям и тренерам, занимающимся с детьми-инвалидами, следующее:

• Насколько это, возможно, применять мето­дики обучения, которые стимулируют обучаемых принимать в ходе учебы важные решения. Это предполагает, что учащиеся должны получать об­разование с помощью методик, предполагающих наименьшее ограничение, или таких, которые максимально приближены к их возможностям.

• Использовать методы оценки и обучения, ориентированные на достижение успеха. В случае правильного расчленения учебных заданий (то есть адекватно проведенного анализа заданий) учебная среда будет характеризоваться положительным подкреплением и результативностью. Уровень уча­щихся по сравнению с общими нормативами не имеет никакого значения, прежде всего они явля­ются такими же людьми, как остальные, и именно это должно определять отношение к ним.

• Выслушивать своих учеников и общаться с ними в стремлении помочь им научиться контро­лировать собственную жизнь и принимать лич­ные решения, касающиеся их физического благо­состояния. Чтобы объяснить учащимся, как быть здоровыми, физически развитыми, необходимы навыки активного выслушивания, понимания, сопереживания и совместной постановки целей. Такое взаимодействие поможет лицам с физи­ческими и психическими нарушениями усилить свой внутренний контроль.

• Использовать учебные приемы, позволяю­щие развивать " Я-концепцию" (представления о самом себе). С этой целью предлагается: а) пока­зать учащимся, что кто-то действительно проявля­ет внимание к ним как к людям; б) научить детей проявлять внимание друг к другу посредством мо­делирования заботливого поведения в повседнев­ных взаимоотношениях учителя и ученика; в) под­черкивать важность социального взаимодействия за счет преимущественного использования видов деятельности, предполагающих взаимодействие, а не таких, которые имеют соревновательную на­правленность; г) заложить успех непосредственно в учебный план посредством тщательного приме­нения анализа заданий и видов деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...