Гуманистический подход
Развившийся на основании работ Maslow (1970) гуманистический подход построен на теории самоактуализации. Выделяют пять основных потребностей человека в порядке возрастания: физиологические, безопасность и защита, принадлежность и любовь, самоутверждение и признание, самоактуализация. Согласно этой теории мотивации человек, который стремится удовлетворить свои нереализованные потребности, прежде всего станет удовлетворять потребности низшего уровня и затем, по мере их удовлетворения, обращать внимание на потребности более высокого уровня. Например, если кому-то не хватает пищи, безопасности, любви и признания, вероятнее всего, сначала будет стремиться утолить свой голод. Однако после удовлетворения потребности в пище доминирующее влияние могут приобрести другие потребности. В иерархии потребностей самоактуализация представляет собой реализацию наивысших возможностей личности. Maslow рассматривает в качестве характерных признаков людей, добившихся самоактуализации, следующие черты: восприимчивость, непринужденность, реалистичность, самодостаточность, способность к пониманию, нравственность, благожелательность, эмоциональность, готовность помочь другим, глубина внутреннего мира, простота и доступность в общении с другими, способность решать, что хорошо и что плохо, и креативность. Самоактуализация — это процесс максимально полной реализации всех человеческих способностей. По большому счету самоактуализации добиваются обычно лица без физических и психических нарушений. С другой стороны, инвалиды могут не достичь такого же относительного уровня самоактуализяции, что их здоровые сверстники, из-за отсутствия внутренней мотивации и посторонней помощи в реализации всего своего потенциала. Желание помочь лицам с физическими и психическими нарушениями в самоактуализации поддерживается, по крайней мере, первоначально, прежде всего теми, кто заботится об этих людях как о личностях, и затем уже другими инвалидами.
В шестом издании своей книги, посвященной адаптивному физическому воспитанию, С. Sherrill с соавторами (2004) продолжает широко использовать и развивать теорию самоактуализации Maslow, а также концепцию " полноценной личности" (full functioning self) известного психотерапевта Carl Rogers и более поздние работы по теории аттитюдов (отношений) и исследования психологии инвалидов, чтобы придать адаптивному физическому воспитанию в целом и эмоциональному развитию гуманистическую направленность. Sherrill является не только представителем гуманистической философии, но также и сторонником инструментализма в том, что применяет свои концепции на практике в спортивном зале и на спортплощадках. В стремлении показать, как можно использовать на практике гуманистическую философию, она и ее коллеги предлагают учителям и тренерам, занимающимся с детьми-инвалидами, следующее: • Насколько это, возможно, применять методики обучения, которые стимулируют обучаемых принимать в ходе учебы важные решения. Это предполагает, что учащиеся должны получать образование с помощью методик, предполагающих наименьшее ограничение, или таких, которые максимально приближены к их возможностям. • Использовать методы оценки и обучения, ориентированные на достижение успеха. В случае правильного расчленения учебных заданий (то есть адекватно проведенного анализа заданий) учебная среда будет характеризоваться положительным подкреплением и результативностью. Уровень учащихся по сравнению с общими нормативами не имеет никакого значения, прежде всего они являются такими же людьми, как остальные, и именно это должно определять отношение к ним.
• Выслушивать своих учеников и общаться с ними в стремлении помочь им научиться контролировать собственную жизнь и принимать личные решения, касающиеся их физического благосостояния. Чтобы объяснить учащимся, как быть здоровыми, физически развитыми, необходимы навыки активного выслушивания, понимания, сопереживания и совместной постановки целей. Такое взаимодействие поможет лицам с физическими и психическими нарушениями усилить свой внутренний контроль. • Использовать учебные приемы, позволяющие развивать " Я-концепцию" (представления о самом себе). С этой целью предлагается: а) показать учащимся, что кто-то действительно проявляет внимание к ним как к людям; б) научить детей проявлять внимание друг к другу посредством моделирования заботливого поведения в повседневных взаимоотношениях учителя и ученика; в) подчеркивать важность социального взаимодействия за счет преимущественного использования видов деятельности, предполагающих взаимодействие, а не таких, которые имеют соревновательную направленность; г) заложить успех непосредственно в учебный план посредством тщательного применения анализа заданий и видов деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|