Философские подходы к адаптивному физическому воспитанию и спорту
ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К АДАПТИВНОМУ ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И СПОРТУ Учителя адаптивного физического воспитания, которые занимаются реализацией высококачественных индивидуальных программ физического воспитания, убеждены в собственной ценности каждого занимающегося и преданы задаче реализации их полного человеческого потенциала. Эти две общие особенности присутствуют в двух основных направлениях развития человеческой мысли, которые оказывали влияние на адаптивное физическое воспитание на протяжении последней четверти столетия — гуманизме и прикладном анализе поведения. Несмотря на то, что гуманизм и прикладной анализ поведения (который также называют поведенческой терапией, бихевиоризмом и изменением или модификацией поведения) имеют разные традиции, акценты и часто применяют разные эмпирические инструменты, они характеризуются общей преданностью идее предоставления наиболее глубокого и высококачественного обучения всем людям, как инвалидам, так и полностью здоровым. Оба философских подхода выдвигают на первый план неаверсивные, утверждающие педагогические подходы — и с точки зрения формирования навыков, и с точки зрения управления недопустимым поведением. Учителя, которые используют гуманистический подход, равно как и те, кто считают себя прикладными бихевиористами, сознают характерные проблемы обучения учащихся с особыми потребностями и убеждены в том, что, несмотря на эти проблемы, такие дети имеют право на уважение и во все времена его заслуживают. Учебные методики, которые позволяют человеку оставаться уверенным в своих силах и продуктивным, сохраняя при этом собственное достоинство, являются отличительной особенностью хороших программ, включающих в качестве основы какое-либо из этих философских воззрений. Несмотря на существующую тенденцию быть склонным к какому-то одному из них, думающий специалист способен взять лучшее из обоих течений. На самом деле при рассмотрении с этической, а иногда и со стратегической точки зрения, взгляды каждого из этих философских течений имеют много общего. Оба они подчеркивают значимость человеческого достоинства. Существуют социальные установки и течения, равно как и экономические приоритеты, которые приводят к изоляции лиц с физическими и пси хическими нарушениями. Специалисты, разделяющие взгляды гуманистической традиции, и те, кто придерживается идей прикладного анализа поведения, действуют плечом к плечу в направлении формирования должных условий, в которых люди с особыми потребностями могли бы вести насыщенную, созидательную и обладающую ценностью жизнь.
Гуманистическая философия Гуманизм придает особое значение стремлению к совершенствованию и развитию таких человеческих качеств, как креативность, способность делать выбор, самосознание, а также личная и социальная ответственность. Это оптимистический и крайне позитивный взгляд на человека, в соответствии с которым каждый, включая и лиц с особыми потребностями, обладает способностями для формирования позитивной самооценки (образа " Я" ), самоопределения и создания внутренней мотивации. Практические специалисты и исследователи, которые являются сторонниками гуманистической философии, придерживаются целостного подхода к развитию. Это означает, что разум, тело и дух не могут быть разделены. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы приносить пользу личности в целом. Программа обучения должна быть составлена таким образом, чтобы учащийся получал соответствующую физическую, умственную и эмоциональную нагрузку. Учеба по своей сути должна способствовать развитию и сохранению чувства собственного достоинства (Sherill, 2004). Как заметил Carl Rogers (1980): " Для современной психологии непривычна точка зрения, согласно которой отдельный человек обладает чрезвычайной ценностью, которая составляет основу всего. Не имеет значения, к какой категории его можно отнести или как его можно оценить, он, прежде всего, представляет собой человеческую личность".
Гуманистическая философия возникла в конце 1950-х годов и берет свое начало с работ Abraham Maslow (1908-1970) и Carl Rogers (1902-1987), которых считают интеллектуальными лидерами движения. Их работы в области мотивации человеческих поступков, теория самоактуализации (Maslow, 1987) и концепция " полноценной личности" Rogers (full functioning self) стали для гуманистической психологии первоначальной движущей силой. Эти исследователи рассматривали человеческую сущность как преимущественно положительную, утверждая, что все люди обладают значительными способностями к самоопределению. Теория самоактуализации Maslow предлагает практическим работникам воспользоваться гуманистическим подходом в физическом воспитании. Эта теория, развившаяся из его работ, посвященных описанию " иерархии человеческих потребностей", предполагает, что прежде, чем переходить к реализации творческих или эстетических потребностей, необходимо хотя бы в минимальной степени позаботиться об удовлетворении основных физиологических потребностей, таких, как жажда и голод (рис. 7. 1). Потребности, которые Maslow называет " дефицитными" (deficit needs) — физиологические, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и потребность в уважении и признании, должны удовлетворяться в порядке их иерархического положения и в большинстве случаев для этого требуется посторонняя помощь (значимых других, то есть родителей, учителей, сверстников). Самоактуализация (реализация потенциальных возможностей индивидуума) может происходить только после удовлетворения " дефицитных потребностей". Стремление к самоактуализации, которую еще называют " бытийными потребностями", имеет внутреннюю мотивацию и может быть реализовано только после формирования самооценки.
Специалисты адаптивного физического воспитания могут сделать для себя выводы из иерархии потребностей. В случае, если школьники с особыми потребностями участвуют в уроках физического го воспитания, необходимо удостовериться, что удовлетворены физиологические потребности (в питании, питье, соответствующих лекарственных средствах, температуре воздуха). Учитель адаптивного физического воспитания иногда удовлетворяет эти потребности. Что касается безопасности, то здесь учителя адаптивного физического воспитания должны пойти дальше простых физических мер предосторожности и проанализировать психологический климат в спортивном зале. Имеют ли учащиеся с особыми потребностями возможность учиться в условиях, свободных от опасений и замешательства? Способствуют ли выбранные способы обучения и оценки построению доверия и уверенности, настраивают ли они учащихся на стремление к достижению успеха? В терминах третьего уровня иерархии Maslow — потребности в принадлежности — ощущают ли школьники с особыми потребностями признание и уважение со стороны одноклассников и учителей за то, какие они есть, а не за то, что они могут или не могут делать? Учащиеся должны чувствовать безопасность и одобрение со стороны окружающих; лишь после этого они могут приступать к обучению, которое позволит им совершенствовать их навыки и способности и повысить уровень самооценки. Дети с особыми потребностями часто характеризуются низким уровнем физической подготовленности и развития двигательных навыков, а также, в ряде случаев, слабой мотивацией для улучшения этих показателей. Возможно, они не смогли проявить себя должным образом на людях в прошлом и не видят никаких причин для изменения существующего положения вещей. Задача опытного учителя в такой ситуации состоит в разработке содержательных учебных занятий, которые позволили бы добиться успеха. После удовлетворения основных потребностей, связанных с самооценкой, можно попытаться подвести индивидуума к ощущениям уверенности в себе, собственной значимости, силы, способностей и соответствия окружающей действительности как полезного и необходимого для общества человека (Maslow, 1987). Такой переход на уровень " самоактуализации", далее подразделяемый на подуровни самоактуализации, просвещения и творческо-эстетический (self-actualization, enlightenment, aesthetic-creative) может быть осуществлен лишь в той мере, насколько привычно учащийся ощущает себя в окружающем мире.
Carl Rogers — современник Maslow также сделал важный вклад в развитие методологических основ образования, специального обучения и реабилитации. Несмотря на известность, приобретенную главным образом благодаря клиент-ориентированному подходу при проведении консультаций, теория полноценной личности (fully functioning self) Rogers представляет собой точку зрения, которая повлияла на обучение людей с физическими и психическими нарушениями. Rogers подчеркивает, насколько важно для учителя проявлять теплоту, сопереживание и искренность, а также безоговорочно принимать своего ученика. В своей теории полноценной личности Rogers говорит о том, что человек имеет свое идеальное Я и реальное Я. Чем меньше различий между идеальным и реальным Я, тем более полноценной является личность. Идеальное состояние человеческой личности проявляется в том, что человек открыт для внешнего мира, свободно выражает свои чувства, самостоятелен в своих решениях и поступках, ведет творческую насыщенную жизнь. Движение к этой точке развития требует адекватной самооценки (self-acceptance), а также безоговорочного восприятия значимых людей в жизни учащегося, в том числе членов семьи и учителей. Хотя теория полноценной личности имеет немаловажное значение для адаптивного физического воспитания и спорта (более глубокий анализ следствий из теории полноценной личности см. в Sherill, 2004), наибольшим вкладом Rogers как психолога-гуманиста можно считать чрезвычайное значение, которое он придавал гуманному и этическому отношению ко всем людям, а также признание присущей им ценности.
Рисунок 7. 1 — Теория самоактуализации Maslow Адаптировано с разрешения авторов из С. Sherill, 1998, Adapted physical activity, recreation, and sport: Crossdisciplinary and lifespan, 5th ed. (New York: McGraw-Hill Companies).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|