Прикладной анализ поведения. Систематическое обучение: как повысить эффективность обучения двигательным навыкам. Характеристики учащегося
Прикладной анализ поведения Существуют установившиеся традиции применения принципов прикладного анализа поведения в физическом воспитании детей с особыми потребностями (Alberto, Troutman, 1995; Dunn, 1997). Коротко говоря, прикладной анализ поведения имеет отношение к изменению поведения посредством точного применения принципов обучения. Идеи В. F. Skinner широко используются в обучении учащихся с физическими и психическими нарушениями. Ученый подчеркивал важность последствий некоторых поступков человека, то есть того, что происходит после определенного поведения, для обучения. Его работы показали, что тщательно спланированные последствия могут изменить вероятность повторения предшествовавшего им поведения. Несмотря на возможность применения к индивидууму негативных последствий (наказания), результатом которых станет снижение вероятности повторения нежелательного поведения, педагогам, работающим с учащимися с особыми потребностями, следует сконцентрироваться на положительном подкреплении (вознаграждении) поведения, полезного для ученика, увеличивая, таким образом, вероятность его повторения в будущем. Метод обучения детей с особыми потребностями, использующий подходы, основанные на принципах прикладного анализа поведения, обычно называют " изменением поведения" (behavior modification). К сожалению, этот термин часто ассоциируется с представлениями о контролирующих воздействиях с применением наказания. Несмотря на то, что этими мощными средствами воздействия действительно часто злоупотребляли в прошлом, учителя, прошедшие обучение методам изменения поведения, используют их этично и исключительно с целью формирования и развития навыков обучаемого. Благодаря применению этого эффективного и этичного подхода к обучению многим учителям удалось помочь своим ученикам существенно расширить их арсенал способностей, обладающих как социальной, так и индивидуальной значимостью. В итоге их учащиеся впоследствии ведут жизнь как достойные, уверенные в себе члены общества.
Хотя учителя довольно часто используют в своей практике принципы изменения поведения, они, как правило, делают это неосознанно. Иногда преподаватель, сам того не желая, может вознаграждать (подкреплять) поведение и таким образом повышать вероятность его повторения. Например, каждый раз, когда Питер кричал на занятии, г-жа Ален останавливала урок и говорила: " Питер, мы устали от твоего крика, пожалуйста, прекрати". Несмотря на то, что г-же Ален казалось, что она уверена в себе и достаточно эффективно реагирует на поведение Питера, мальчику понравилось привлекать к себе всеобщее внимание. В итоге он стал шуметь на уроках еще больше. Как уже говорилось, метод прикладного анализа поведения в преподавании физического воспитания и спорта учащимся с особыми потребностями, несмотря на ряд отличий, обладает сходством с гуманистическим подходом в том, что также использует в обучении позитивный этический подход. Несомненно, гуманистическое направление и прикладной анализ поведения, наряду с другими описанными здесь методами (обсуждавшимися в главе 6), имеют непосредственное отношение к формированию навыков и управлению поведением. В случае преподавания адаптивного физического воспитания и спорта преподаватель должен сохранять непредвзятость и там, где это уместно, использовать лучшие элементы каждого из направлений. Следует также сознавать, и это уже отмечалось ранее, что фундаментальные цели гуманизма и прикладного анализа поведения не являются взаимоисключающими. В рамках нашего индивидуализированного подхода к обучению, наш выбор должен определяться потребностями учащихся. Здесь мы рассматриваем обе точки зрения и применительно к учебному процессу склоняемся к некоей эклектичной перспективе. (Дополнительную информацию о гуманистическом подходе и прикладном анализе поведения можно найти в главах 6 и 9).
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ: КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ Специалисты в области обучения двигательным навыкам при разработке учебных программ для учащихся с особыми потребностями подчеркивают важность анализа параметров, которые имеют отношение к обучаемому, заданию, а также внешней обстановке (Reid, personal communication, October 7, 2003; Newell, 1986). Следует понимать, что между этими тремя типами параметров существует взаимодействие, временами достаточно сложное (рис. 7. 2). К числу показателей, характеризующих обучаемого, Характеристики учащегося Рисунок 7. 2 — Взаимодействие между учащимся, окружающей обстановкой и учебным заданием Адаптировано из К. М. Newell, 1986, Constraints on i the development of coordination. In Motor development in children: Aspects of coordination and control, edited by M. B. Wade & H. T. Whiting (Dordrecht, Netherlands: Nijhoff), 341—360. С разрешения Springer Science and Business Media.
относятся возраст, телосложение, пол, социально- экономическое положение, уровень культурного развития, взгляды, реальный и субъективно воспринимаемый уровень знаний и способностей, творческие возможности, мотивы и тип нарушений. Некоторые из этих переменных могут изменяться в течение учебного модуля или даже урока в зависимости от ситуации. Например, учащиеся с синдромом Дауна могут крайне увлеченно относиться к занятиям прыжками через скакалку, однако после повторения однообразных действий в течение 10 минут без особого успеха уровень их мотивации, равно как и воспринимаемый уровень умений в прыжках через скакалку, может заметно снизиться. И наоборот, ученики с церебральным параличом могут приходить в спортзал, испытывая ужас от мысли о занятиях танцами, однако после действительно замечательного прорыва в освоении танцевальных движений, помощи со стороны одноклассников и под влиянием прекрасной музыки их стремление продолжать занятия может существенно возрасти.
При анализе параметров окружающей обстановки следует рассматривать не только физические параметры среды, где занимаются дети. Необходимо рассмотреть также и возможности для занятий в помещениях и на открытом воздухе, наличные спортивные сооружения и спортинвентарь, доступное для занятий пространство, поверхность покрытий полов, освещение, температуру воздуха и т. п. Настоятельно рекомендуется проанализировать также и эмоциональную обстановку. Происходят ли занятия в позитивной атмосфере взаимной поддержки, в которой индивидуальные различия не имеют значения? Присутствует ли взаимное уважение? Ко всем ли учащимся относятся достойно? Наряду с обеспечением безопасных и надлежащих материальных условий для занятий хороший учитель должен также следить за эмоциональной безопасностью обстановки на занятиях (Sherrill, 2004). Третья группа параметров — учебное задание — характеризует нашу учебную программу. Насколько выбранные нами для обучения двигательные навыки представляют интерес и могут быть полезными для наших учеников? Обучаем ли мы навыкам лишь потому, что они нам нравятся, или потому что всегда так поступали? Может быть, мы обучаем навыкам, которые представляют ценность для учащихся, их родителей и сообщества, где они живут, и которые могут быть использованы уже сейчас или уже на следующем учебном занятии? Исследования в области двигательного обучения, двигательного развития, двигательного контроля, биомеханики, физиологии, специального обучения и педагогики позволили выявить определенные принципы, которые в случае правильного применения способны существенно помочь в обучении двигательным навыкам. Принимая во внимание взаимодействие переменных, характеризующих учащегося, окружающую обстановку, а также поставленную учебную задачу, Dunn (1997) составил перечень принципов обучения двигательным навыкам. • Рост и созревание организма влияют на способность к обучению двигательному навыку. Принуждение учащихся к выполнению заданий, к которым они еще не готовы по уровню двигательного, когнитивного или социального развития, может оказывать вредное влияние на их физическое и эмоциональное состояние. Несмотря на то что мы поддерживаем стремление учителей создавать учебную обстановку, в которой ребенок (при соответствующей поддержке) может исследовать собственные двигательные возможности, следует внимательно проанализировать его когнитивные, эмоциональные и физические ограничения.
• Механические и физиологические принципы движений определяют наилучший способ формирования конкретного навыка. Физические законы, описывающие устойчивость и движение тел, наряду с хорошо установленными физиологическими принципами двигательной активности применимы ко всем людям, независимо от их функционального уровня или степени нарушений. Например, принцип устойчивости гласит, что тело, центр массы которого проецируется внутрь площади опоры, будет находиться в устойчивом равновесии. Этот принцип следует учитывать, например, когда учащимся с ампутированными конечностями предлагается выполнять упражнения на развитие двигательных навыков в спортзале или бассейне. При обучении новому навыку необходимо использовать подкрепление или повторение. Определение последствий, которые могут увеличить вероятность повторения желательной реакции, имеет чрезвычайное значение. Несмотря на формирование внутренней мотивации путем предоставления возможности для занятий предпочитаемыми видами деятельности, этот подход часто оказывается малоэффективным особенно относительно учащихся с отклонениями умственного развития. В такой ситуации особую роль играет поиск эффективных внешних подкрепляющих стимулов и правильное их применение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|