Учет индивидуальных различий. Содержание учебной программы:чему учить?
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ • Основная направленность данной главы (и книги в целом) — представить информацию, которая поможет читателю подходить к проблеме индивидуальных различий так, чтобы это привело к значительному повышению эффективности обучения детей с особыми потребностями. В контексте данной главы слово " особый" применяется не только по отношению к индивидуальным потребностям, но также ко всем индивидуальным особенностям. Как уже отмечалось, учитель должен обратить внимание на характерные черты стиля обучения ребенка, его сильные стороны и ограничения. Несмотря на важность всестороннего анализа этиологии, и проявлений конкретного вида инвалидности (например, всесторонняя задержка развития или церебральный паралич) — и этот вопрос подробно освещается в данной книге — не менее значимым остается хорошее понимание ученика, который стоит перед вами в спортивном зале. Это означает, что мы смотрим на каждого учащегося, прежде всего и больше всего, как на личность. Содержание учебной программы: чему учить? • Рядом с вопросом, как эффективно учить школьников-инвалидов, стоит не менее важный вопрос: чему их следует учить — то есть вопрос о содержании учебной программы. Один из путей, позволяющих учитывать индивидуальные различия, — это индивидуализация и формализация целей и занятий, что мы уже рассматривали в главе 2. Принимая во внимание тот факт, что довольно большое количество учащихся с различными нарушениями учится со своими здоровыми сверстниками в условиях совместных уроков физического воспитания, модификации учебной программы часто являются оправданными. В главе 2 были предложены четыре варианта учебного плана, которые позволяют осуществить интеграцию учащихся с особыми потребностями в обучение по общешкольной программе. Сюда относятся общие, многоуровневые, модифицированные и другие учебные планы. Если коротко характеризовать эти категории, общий учебный план предполагает, что школьники занимаются по той же учебной программе, что и их здоровые сверстники, хотя их цели при этом могут отличаться от целей других учеников. В случае многоуровневого учебного плана школьники-инвалиды занимаются по общеобразовательной программе с внесением изменений в уроки там, где это необходимо. Например, ученица с синдромом Дауна может играть в волейбол на площадке меньшего размера и подавать мяч с расстояния на 2, 5 м ближе к сетке по сравнению с расстоянием, установленным правилами. Необходимо отметить, что хороший учитель обычно вносит изменения или предлагает несколько вариантов упражнений всем учащимся, создавая учебную нагрузку, соответствующую индивидуальному уровню развития ребенка. В таком случае программа адаптируется учителем для каждого ученика в классе, и никто не остается в стороне. Модифицированный учебный план подходит для учащихся с более выраженными нарушениями. Такой план применяют в случаях, когда обычная программа физического воспитания не позволяет выполнить особые задания индивидуальной программы обучения (IEP) ребенка в полном объеме. Однако такие особые цели IEP могут быть взаимосвязаны с целями общеобразовательной программы обучения, по которой занимается весь класс. Например, Питер — ученик 6-го класса с церебральным параличом тренирует захват и бросок теннисного мяча (в результате которого он должен сбить 3 кегли), в то время как остальные ученики катают 20-сантиметровый пластмассовый мяч для боулинга вниз по 5-метровой дорожке и должны сбить 10 кеглей. В этом примере особые цели IEP Питера (тренировка хвата и броска мяча) " перекрываются" с боулингом, который является частью учебной программы физического воспитания для 6-го класса. И хотя упражнение, которое выполняет Питер, отличается от упражнений всего класса, оно непосредственно связано с тем, что делают остальные ученики, то есть, все учащиеся тренируют выполнение модифицированных заданий для тренировки навыков игры в боулинг. Когда особые потребности ребенка-инвалида в физическом воспитании невозможно безопасно и содержательно реализовать в рамках общеобразовательной программы, работа над выполнением целей IEP вероятно должна осуществляться независимо от основного урока физического воспитания, т. е., школьник может принимать участие в совершенно отличающейся учебной программе. В таком случае учащийся-инвалид во время своих занятий работает над формированием навыков, не имеющих отношения к учебной программе класса. Например, в то время как его одноклассники играют с летающим диском (ultimate Frisbee), школьник-инвалид по индивидуальной программе силовой тренировки занимается упражнения ми для тренировки силы мышц плечевого пояса. Такая ситуация не является вариантом " все или ничего": альтернативные виды активности могут потребоваться в качестве замены определенных частей учебного плана, но не обязательно всех. Block (2000) предложил, что в таких ситуациях здоровые дети могут заниматься альтернативной физической активностью (например, силовой тренировкой) какую-то часть урока. Такой подход позволит всем учащимся получать пользу от общения со всеми одноклассниками и наряду с этим заниматься целесообразной учебной деятельностью. При этом, выбирая наиболее подходящую для данного момента и данного ребенка методику проведения занятия, учитель, как обычно, должен провести тщательный анализ заданий, параметров, характеризующих внешнюю обстановку и самого ребенка.
Один из основных вопросов, связанных с разработкой учебных программ, состоит в том, должна ли программа быть нацелена на формирование конкретных функциональных навыков, соответствующих данному возрасту (нисходящий подход к обучению) или она должна иметь развивающую направленность (восходящий подход к обучению).
Специалисты в области адаптивного физического воспитания и учителя, которые являются сторонниками нисходящего подхода, считают, что целью должно быть обучение двигательным навыкам, необходимым для самостоятельной двигательной активности рекреационной направленности в местном сообществе. В программе особое значение придается обучению возрастным навыкам досуговой двигательной активности, которые обладают ценностью в глазах самого ребенка, его близких, а также других представителей местного сообщества. Способности обучаемого и его ограничения подвергаются тщательному анализу. Особое внимание уделяется навыкам, которые следует развивать. После этого формируется программа учебных занятий, направленных на достижение конечного результата. Если семья Шеннон предпочитает играть в баскетбол 2 х 2, то наряду с ее способностями следует внимательно изучить, насколько хорошо девочка владеет всеми необходимыми приемами (ведение и передача мяча, выполнение броска, подбор мяча под кольцом в семейной игре 2x2). Если Шеннон необходимо тренировать точную передачу мяча в нужный момент в. нужное место, обучение будет направленно непосредственно на развитие этого навыка. Обучение навыкам, которые соответствуют данному возрасту, обладают ценностью и применяются для участия в досуговой двигательной активности в реальной жизни, является отличительной чертой нисходящего подхода. Сторонники восходящего подхода (развивающего) убеждены в том, что исключительная цель адаптивного физического воспитания заключается в подготовке школьников к самостоятельному участию в занятиях спортом и двигательной активности рекреационной направленности. Kelly (1989), а также другие авторы (Graham, Holt-Hale, Parker, 2004), считают, что восходящий подход позволяет в течение обучения в начальной школе дать учащимся обширную основу в виде совокупности базовых двигательных навыков. Затем эти базовые навыки в период обучения в средних и старших классах комбинируются во время занятий играми, танцами и спортом. Обучение в таком случае направлено на согласованное с развитием организма ребенка формирование множества разнообразных двигательных навыков. Если у ученика обнаруживаются какие-либо нарушения, учитель физического воспитания, используя восходящий подход, может прибегнуть к раннему вмешательству для определения недостающих " строительных блоков" (неврологического, рефлексивного или двигательного) и выбрать средства, которые позволят устранить наблюдаемые изъяны, что сделает возможным участие в соответствующих данному возрасту и уровню развития видах двигательной активности. Возвращаясь к рассмотренному ранее примеру, учитель, использующий восходящий подход, сможет быть уверенным, что к моменту, когда Шеннон начнет играть со своей семьей в баскетбол 2 х 2, у нее будут сформированы навыки движения, необходимые для успешной игры и контроля объектов.
Как это часто бывает в случае адаптивного физического воспитания, рекомендуется применять непредвзятый эклектичный подход к преподаванию. Если возраст ребенка небольшой и нарушения (или задержка развития) у него слабо выражены, оптимальным будет восходящий подход. И наоборот, если у ребенка наблюдаются значительные физические или психические нарушения, для формирования общей основы двигательных навыков потребуется значительное время, что не позволит ему принимать участие в содержательной, социально значимой двигательной активности вместе со своими сверстниками. Принимая решение в отношении того, чему обучать, необходимо всегда учитывать индивидуальные характеристики и ценности, а также особенности внешней обстановки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|