Модификации учебной деятельности
Модификации учебной деятельности При выборе оптимальной учебной программы и соответствующих видов занятий, направленных на выполнение индивидуальных целей обучения, может обнаружиться, что для успешного участия ребенка в занятиях необходимы определенные видоизменения учебной деятельности. Существует множество стратегий, которые могут быть использованы в качестве основы для таких изменений. Lieberman и Houston-Wilson (2002) предложили следующую классификацию изменений учебной деятельности: модификации оборудования, правил, внешних условий и обучения. В качестве примера изменений учебной деятельности для учащихся с различными нарушениями рассмотрим игру в софтбол. Если у ребенка умственные способности ниже среднего, можно упростить правила игры. В то же время для слабовидящих детей можно использовать покрытие с особой текстурой для коридоров между базами, а также специальные звуковые устройства для мяча и баз. В случае занятия с ослабленными детьми с нарушениями координации или функции сердечно-сосудистой системы можно использовать облегченные биту и мяч, уменьшить расстояние между базами. Изменение правил наказаний за " аут" поможет игрокам с ограниченной подвижностью максимально воспользоваться своими возможностями в состязании с остальными участниками. Модификации не должны затрагивать вес компоненты учебной деятельности, они должны применяться лишь там, где это действительно необходимо для удовлетворения особых потребностей. Следует подчеркнуть, что изменения оборудования и инвентаря, правил или параметров занятий нужно осуществлять очень осторожно и внимательно, принимая во внимание то, как это отразится на результатах обучения школьников, для которых сделаны эти изменения, а также их одноклассников. В случае модификации собственно двигательной активности учитель должен попытаться сохранить ее характерные особенности, оставляя ее максимально приближенной к традиционному варианту. Далее (в практическом примере) читателю предлагается образец модификации двигательной активности для ученика с нарушениями зрения на занятии стрельбой из лука.
Стиль обучения Преподавание обычно проходит в рамках системы обучения — системы доставки знаний, которая позволяет передавать их от учителя к ученику. На выбор стиля обучения оказывают влияние многие факторы, включая собственно содержание учебного процесса, индивидуальные особенности ученика, а также цели и предпочтения учителя (Rink, 2002). Независимо от используемого стиля обучения и формы занятия, учитель должен обязательно определить, какой будет атмосфера обучения и контроля на уроке физического воспитания.
Практический пример Модификация двигательной активности
Условия: урок физического воспитания в средней школе. Учащийся: юноша 17 лет, слабовидящий с остротой зрения 2/200. Задание: модификации, необходимые для безопасного и успешного участия учащегося с нарушениями зрения в занятии стрельбой из лука в помещении. Практические действия: после обсуждения с другими учителями физического воспитания, слабовидящим учащимся и другими учениками класса были установлены следующие правила. • Стрелы слабовидящего учащегося будут обозначены лентой Брайля, расположенной на заднем конце стрелы. • Будет использована специальная мишень, на которой каждая зона имеет покрытие с особой текстурой. • Для обозначения линии стрельбы будет использована натянутая на определенной высоте веревка. • Слабовидящий лучник будет использовать специальный L-образный шаблон из дерева, чтобы выровнять положение тела относительно мишени.
• К обратной стороне мишени будет прикреплен кассетный магнитофон, чтобы слабовидящий стрелок мог по звуку определить направление на мишень. • К мишени будет привязан шнур, а на полу укреплена деревянная направляющая рейка, чтобы учащийся мог самостоятельно передвигаться между мишенью и линией стрельбы. • Никто не будет заходить за линию стрельбы до подачи звукового сигнала, разрешающего приступить к сбору стрел. • В случае необходимости одноклассники будут добровольно помогать слабовидящему ученику при подсчете очков, сборе стрел и др.
Атмосфера или настроение не зависят от стиля обучения и формы урока и могут варьировать от явно карающих до позитивной поддерживающих. Настроение некоторых учителей на занятиях адаптивного физического воспитания можно охарактеризовать как приподнятое или возбужденное, тогда как состояние других справедливее будет назвать мягким или расслабленным. Некоторые учителя часто взаимодействуют с учениками, другие это делают гораздо реже, Учитель может быть требовательным или, наоборот, относится к детям снисходительно. Их настроение на уроках может меняться в разных классах и в зависимости от содержания занятия. Учащиеся подвергаются воздействию атмосферы в условиях как групповых, так и индивидуальных занятий. При описании атмосферы урока часто используют такие характеристики, как " деловая", " требовательная", " равнодушная", " теплая" и " заботливая". Несомненно, можно добиться хороших результатов при обучении в деловой атмосфере, вместе с тем, можно проявлять заботу и внимание и достичь не меньших результатов. Педагоги, которым приходится работать с учащимися с особыми потребностями, должны быть уверены в правильности выбора атмосферы для проведения занятия. Более того, следует представлять себе, какой будет реакция учеников на ту или иную атмосферу. Если для одного из учеников выбранная атмосфера занятия оказалась неэффективной, нужно быть готовым к ее изменению. Например, можно вести себя заботливо и внимательно. Однако такой снисходительный подход может привести к тому, что некоторые ученики будут небрежно относиться к выполнению задания, поскольку им показалось (ошибочно), что можно позволить себе побаловаться, ведь учитель на это не обращает внимания. Попросту говоря, способствует ли установленная учителем атмосфера результативному обучению детей и укреплению их желания заниматься физическим воспитанием?
В данной главе термин " стиль обучения" будет использован, чтобы охарактеризовать процесс организации и осуществления обучения учителем. Общая характеристика стилей обучения представлена на рисунке 7. 3. Не существует какого-либо одного наилучшего стиля. Опытные педагоги адаптируют свое преподавание к различным параметрам, к числу которых относятся личные навыки и предпочтения, сущность содержания обучения, особенности учеников, а также условия, в которых про ходит обучение. В отношении личных навыков и предпочтений Siedentop и Tannehill (2000) отмечали, что эффективность преподавания учителя возрастает, когда он чувствует себя комфортно на занятиях и уверен в правильности выбранного стиля обучения. Например, если учитель считает, что вынужден использовать определенный подход к ученику, но при этом не убежден в его эффективности, результаты обучения вероятнее всего окажутся малоудовлетворительными. Это совсем не предполагает, что учитель не должен пытаться применять стили обучения, с которыми он чувствует себя неуверенно (в некоторых случаях явно стоит это делать), однако эксперименты в данном направлении должны быть результатом профессионального развития и раздумий, а не следствием административных указаний. Некоторые стили могут оказаться более эффективными для определенного содержания и целей обучения по сравнению с другими. Например, если цель заключается в том, чтобы обучить учащихся правильной технике броска диска с использованием движения кисти назад и движения кисти вперед (flick), наиболее подходящим стилем, вероятно, будет авторитарный. Если позднее в учебном модуле возникнет цель обучения принятию решения — в зависимости от игры защиты — о том, какое движение будет лучшим, более эффективным окажется стиль конвергентного открытия. Безусловно, для обучения базовым навыкам для данного вида двигательной активности и обучения стратегиям высокого уровня потребуются различные подходы (Siedentop, Tannehill, 2000). Часто просто не существует одного " правильного" пути решения двигательной задачи. Вероятнее всего, в зависимости от ситуации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|