Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модификации учебной деятельности




Модификации учебной деятельности

При выборе оптимальной учебной программы и соответствующих видов занятий, направлен­ных на выполнение индивидуальных целей обу­чения, может обнаружиться, что для успешного участия ребенка в занятиях необходимы опреде­ленные видоизменения учебной деятельности. Существует множество стратегий, которые могут быть использованы в качестве основы для таких изменений. Lieberman и Houston-Wilson (2002) предложили следующую классификацию измене­ний учебной деятельности: модификации обору­дования, правил, внешних условий и обучения. В качестве примера изменений учебной деятель­ности для учащихся с различными нарушения­ми рассмотрим игру в софтбол. Если у ребенка умственные способности ниже среднего, можно упростить правила игры. В то же время для сла­бовидящих детей можно использовать покрытие с особой текстурой для коридоров между базами, а также специальные звуковые устройства для мя­ча и баз. В случае занятия с ослабленными деть­ми с нарушениями координации или функции сердечно-сосудистой системы можно использо­вать облегченные биту и мяч, уменьшить расстоя­ние между базами. Изменение правил наказаний за " аут" поможет игрокам с ограниченной под­вижностью максимально воспользоваться своими возможностями в состязании с остальными участ­никами.

Модификации не должны затрагивать вес компоненты учебной деятельности, они должны применяться лишь там, где это действительно необходимо для удовлетворения особых потреб­ностей. Следует подчеркнуть, что изменения обо­рудования и инвентаря, правил или параметров занятий нужно осуществлять очень осторожно и внимательно, принимая во внимание то, как это отразится на результатах обучения школьников, для которых сделаны эти изменения, а также их одноклассников. В случае модификации соб­ственно двигательной активности учитель должен попытаться сохранить ее характерные особенно­сти, оставляя ее максимально приближенной к традиционному варианту. Далее (в практическом примере) читателю предлагается образец модифи­кации двигательной активности для ученика с на­рушениями зрения на занятии стрельбой из лука.

 

Стиль обучения

Преподавание обычно проходит в рамках си­стемы обучения — системы доставки знаний, ко­торая позволяет передавать их от учителя к учени­ку. На выбор стиля обучения оказывают влияние многие факторы, включая собственно содержание учебного процесса, индивидуальные особенности ученика, а также цели и предпочтения учителя (Rink, 2002).

Независимо от используемого стиля обучения и формы занятия, учитель должен обязательно определить, какой будет атмосфера обучения и контроля на уроке физического воспитания.

 

Практический пример

Модификация двигательной активности

 

Условия: урок физического воспитания в средней школе.

Учащийся: юноша 17 лет, слабовидящий с остротой зрения 2/200.

Задание: модификации, необходимые для безопасного и успешного участия учащегося с нарушениями зрения в занятии стрельбой из лука в помещении.

Практические действия: после обсуждения с другими учителями физического воспитания, слабовидящим учащимся и другими учениками класса были установлены следующие правила.

• Стрелы слабовидящего учащегося будут обозначены лентой Брайля, расположенной на заднем конце стрелы.

• Будет использована специальная мишень, на которой каждая зона имеет покрытие с особой текстурой.

• Для обозначения линии стрельбы будет использована натянутая на определенной высоте веревка.

• Слабовидящий лучник будет использовать специаль­ный L-образный шаблон из дерева, чтобы выровнять положение тела относительно мишени.

• К обратной стороне мишени будет прикреплен кассетный магнитофон, чтобы слабовидящий стрелок мог по звуку определить направление на мишень.

• К мишени будет привязан шнур, а на полу укреплена деревянная направляющая рейка, чтобы учащийся мог самостоятельно передвигаться между мишенью и линией стрельбы.

• Никто не будет заходить за линию стрельбы до подачи звукового сигнала, разрешающего приступить к сбору стрел.

• В случае необходимости одноклассники будут добровольно помогать слабовидящему ученику при подсчете очков, сборе стрел и др.

 

Ат­мосфера или настроение не зависят от стиля обу­чения и формы урока и могут варьировать от явно карающих до позитивной поддерживающих. На­строение некоторых учителей на занятиях адап­тивного физического воспитания можно охарак­теризовать как приподнятое или возбужденное, тогда как состояние других справедливее будет назвать мягким или расслабленным. Некоторые учителя часто взаимодействуют с учениками, другие это делают гораздо реже, Учитель может быть требовательным или, наоборот, относится к детям снисходительно. Их настроение на уроках может меняться в разных классах и в зависимости от содержания занятия. Учащиеся подвергаются воздействию атмосферы в условиях как группо­вых, так и индивидуальных занятий. При описа­нии атмосферы урока часто используют такие ха­рактеристики, как " деловая", " требовательная", " равнодушная", " теплая" и " заботливая". Несо­мненно, можно добиться хороших результатов при обучении в деловой атмосфере, вместе с тем, можно проявлять заботу и внимание и достичь не меньших результатов. Педагоги, которым прихо­дится работать с учащимися с особыми потреб­ностями, должны быть уверены в правильности выбора атмосферы для проведения занятия. Бо­лее того, следует представлять себе, какой будет реакция учеников на ту или иную атмосферу. Если для одного из учеников выбранная атмос­фера занятия оказалась неэффективной, нужно быть готовым к ее изменению. Например, можно вести себя заботливо и внимательно. Однако та­кой снисходительный подход может привести к тому, что некоторые ученики будут небрежно от­носиться к выполнению задания, поскольку им показалось (ошибочно), что можно позволить се­бе побаловаться, ведь учитель на это не обраща­ет внимания. Попросту говоря, способствует ли установленная учителем атмосфера результатив­ному обучению детей и укреплению их желания заниматься физическим воспитанием?

В данной главе термин " стиль обучения" бу­дет использован, чтобы охарактеризовать процесс организации и осуществления обучения учителем. Общая характеристика стилей обучения представ­лена на рисунке 7. 3.

Не существует какого-либо одного наилуч­шего стиля. Опытные педагоги адаптируют свое преподавание к различным параметрам, к числу которых относятся личные навыки и предпочте­ния, сущность содержания обучения, особенно­сти учеников, а также условия, в которых про­

ходит обучение. В отношении личных навыков и предпочтений Siedentop и Tannehill (2000) отме­чали, что эффективность преподавания учителя возрастает, когда он чувствует себя комфортно на занятиях и уверен в правильности выбранного стиля обучения. Например, если учитель считает, что вынужден использовать определенный подход к ученику, но при этом не убежден в его эффек­тивности, результаты обучения вероятнее всего окажутся малоудовлетворительными. Это совсем не предполагает, что учитель не должен пытаться применять стили обучения, с которыми он чув­ствует себя неуверенно (в некоторых случаях явно стоит это делать), однако эксперименты в данном направлении должны быть результатом профес­сионального развития и раздумий, а не следстви­ем административных указаний.

Некоторые стили могут оказаться более эф­фективными для определенного содержания и целей обучения по сравнению с другими. Напри­мер, если цель заключается в том, чтобы обучить учащихся правильной технике броска диска с ис­пользованием движения кисти назад и движения кисти вперед (flick), наиболее подходящим сти­лем, вероятно, будет авторитарный. Если позднее в учебном модуле возникнет цель обучения при­нятию решения — в зависимости от игры защи­ты — о том, какое движение будет лучшим, более эффективным окажется стиль конвергентного от­крытия. Безусловно, для обучения базовым навы­кам для данного вида двигательной активности и обучения стратегиям высокого уровня потре­буются различные подходы (Siedentop, Tannehill, 2000). Часто просто не существует одного " пра­вильного" пути решения двигательной зада­чи. Вероятнее всего, в зависимости от ситуации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...