Обучение в небольших группах. Обучение в больших группах. Смешанное групповое обучение. Обучение с помощью других учеников
Обучение в небольших группах В рамках формы обучения небольшие группы от 2 до 10 учеников занимаются с одним учителем или его помощником.
Обучение в больших группах Целый класс занимается одновременно под руководством одного или более учителей и ассистентов.
Смешанное групповое обучение При смешанном групповом обучении в течение одного занятия могут применяться разнообразные формы обучения. Этот формат особенно эффективен при работе с классом, в состав которого входят ученики с различными способностями к обучению, работающие над различными учебными целями.
Обучение с помощью других учеников Когда на уроках происходит обучение одних учеников другими, учащиеся с низким уровнем знаний или навыков обучаются при помощи своих более подготовленных одноклассников или учеников из других классов. Второй подход — взаимное обучение в пределах одного класса, когда все учащиеся в одном классе могут выступать в роли учителей или учеников. Самостоятельное обучение Ученики занимаются над выполнением своих учебных целей преимущественно самостоятельно. Часто, чтобы задать направление обучения и мотивировать учащихся, учитель или его ассистенты могут использовать " карты заданий" или другие виды заданий. Групповое обучение в сотрудничестве При использовании этого вида обучения часть учащихся класса работает совместно над выполнением общих целей. Такая форма может быть особенно эффективна, если учебные цели имеют эмоциональный оттенок или связаны с формированием навыков социального взаимодействия. Обратное включение В данной форме обучения здоровые дети объединяются со своими сверстниками с особыми потребностями в один самостоятельный класс, принимая вместе с ними участие в учебной деятельности. Хотя это нельзя считать заменой целенаправленной интеграции школьников-инвалидов в условия общеобразовательного обучения, обратное включение дает возможность для совместной деятельности здоровых учеников и инвалидов. Важно, что в такой ситуации учащиеся с особыми потребностями взаимодействуют со своими здоровыми сверстниками и это взаимодействие приносит пользу всем детям.
Учебные станции (обучение выполнению заданий) Использование учебных станций позволяет ученикам в течение одного урока работать над выполнением нескольких различных заданий. Учебные станции наиболее эффективны при обучении класса, состоящего из различных по своему уровню учеников, которых можно организовать так, чтобы они получали нагрузку, соответствующую их уровню способностей. Обычно в спортзале устраивается три или более станций, каждая из которых предназначена для развития различных навыков или группы навыков. Учеников делят на небольшие группы и в начале занятия распределяют по учебным станциям. По команде учителя или после выполнения учебного задания учащиеся переходят на следующую станцию. Siedentop и Tannehill (2000) отмечают, что при определенных условиях такую форму обучения можно реализовать без организации большого количества станций. Например, одна единственная станция, скажем стенд для лазанья, может быть использована для занятий всего класса. В таком случае небольшие группы учащихся могут заниматься выполнением комплекса заданий, связанных между собой и выполняемых на стенде. Станции могут включать сети для лазанья, вертикальный стенд для лазанья и горизонтальный стенд для болдеринга. Станции могут предполагать развитие связанных друг с другом навыков, например, выполнение заданий, имеющих отношение к игре в хоккей (бросок по воротам, передача, ведение шайбы, защита ворот), или несвязанных навыков, например, одна станция предназначена для отработки бросания и ловли мяча и вторая — для прыжков на скакалке.
Учебные станции могут быть упорядочены в иерархической прогрессивной последовательности. Это означает, что ученик переходит на следующую станцию по мере роста уровня его подготовленности. И наоборот, переход на следующую станцию может не требовать наличия никаких исходных навыков. Независимо от того, использовали при формировании учебных станций прогрессивный принцип или нет, а также связаны ли между собой выполняемые на них задания, на каждой станции должны быть предусмотрены задания различной сложности для обучения учащихся с различным уровнем подготовленности, то есть, индивидуализация задания происходит на самой станции. Если на учебной станции поставлена задача научиться жонглировать мячом, должна быть предусмотрена возможность жонглировать одним, двумя или несколькими мячами. Если стоит задание отработки техники подачи мяча в теннисе, следует предоставить возможность выполнения подачи с расстояния 2, 5 м от сетки, с линии подачи и с задней линии. Благодаря наличию нескольких уровней сложности задания ученики имеют возможность самостоятельно выбрать для себя собственный " начальный уровень". Хорошо продуманные учебные станции предоставляют им возможности выбора заданий в зависимости от уровня владения навыком и уровня физической работоспособности. Существует также возможность выбора различного инвентаря (например, теннисная ракетка вместо бадминтонной), размера мишеней, а также количества повторений, которое требуется выполнить. Предлагается возможность выбора уровня сложности и условий, при каких следует начинать выполнение задания. Возможность формирования в рамках данной формы обучения индивидуальных заданий на учебных станциях или, иными словами, возможность выполнения задания различными способами, делает ее особенно полезной для работы с учениками с разного рода нарушениями.
Чтобы дать учащимся представление о том, что от них требуется выполнить на данной учебной станции, учителя часто используют карты или плакаты в сочетании с вербальными указаниями, схематически описывающие суть задания. Такое описание может быть графическим, словесным или комбинированным. (Конечно, при создании карт следует учитывать уровень развития учащихся в классе. ) Как уже отмечалось, учебные станции можно использовать для создания соответствующей уровню развития нагрузки для учащихся с особыми потребностями, при этом существует также возможность постепенного усложнения заданий как одной и той же станции, так и за счет перехода на новую станцию. Помощь, которую учащиеся оказывают друг другу при выполнении заданий на учебных станциях, способствует развитию социальных навыков. Пример плаката с описанием задания для учебной станции представлен на рисунке 7. 4.
Рисунок 7. 4 — Пример плаката с описанием задания для обучения прыжкам с места
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|