Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебный эпизод. Обучение или внешний стимул. Дополнительное побуждение




Учебный эпизод

Как уже упоминалось ранее, при работе с ли­цами с особыми потребностями обучение долж­но быть хорошо структурировано. Особое зна­чение имеет индивидуальное взаимодействие с учащимися. Такую форму обучения называли " формальное индивидуальное обучение" (Dunn, Morehouse, Fredericks, 1986), " учебный эпизод" (Reid, O'Neill, 1989), " дискретные методы обуче­ния" (Koegel, Russo, Rincover, Schreibman, 1982). В этой главе мы будем пользоваться термином " учебный эпизод", предложенным Reid и O'Neill.

Описание компонентов учебного эпизо­да представлено в таблице 7. 1. Учебный эпизод основан на принципах обучения, производных от метода прикладного анализа поведения, и хотя наиболее широко его применяли в работе с ау- тичными детьми, он может быть успешно исполь­зован в обучении учащихся с разными наруше­ниями. Этот подход использовали для обучения различным навыкам, в том числе языковым, со­циальным, а также базовым двигательным. Учеб­ный эпизод является структурированным методом, который обычно предполагает индивидуальное взаимодействие учителя и ученика. Учащегося знакомят с двигательными заданиями в серии от­дельных коротких занятий. Отдельные попытки освоения навыка могут повторяться несколько раз подряд, несколько раз в день или в течение нескольких дней — до овладения навыком. Важной особенностью учебного эпизода для учите­ля адаптивного воспитания является точность и осторожность, с которыми выполняется каждая попытка, без нанесения ущерба существенному эмоциональному компоненту. В частности, учеб­ный эпизод включает следующие компоненты в таком порядке: 1) обучение или внешний стимул; 2) дополнительное побуждение; 3) реакция обу­чаемого; 4) последствия; 5) интервал между по­пытками (см. табл. 7. 1). Далее мы рассмотрим каждый из этих элементов более подробно.

 

Обучение или внешний стимул

Событие, которое должно вызвать у обучаемого определенную реакцию — это обучение или внешний стимул. Как правило, таким событием могут быть указания или просьбы учителей, одно­классников или родителей. Кроме того, таковым может быть внешний стимул, такой, как свисток или звонок. Например, что должен сделать уче­ник, если учитель дает два свистка? Сесть на ко­вер? Вернуться на основную базу? Какой может быть реакция ученика на обучение или внешние стимулы имеет большое значение.

В процессе обучения или применения внеш­них стимулов учитель должен быть уверен в том, что ученик обращает на них внимание. В про­тивном случае вероятность правильной реакции будет крайне низкой. Простой и эффективный способ привлечения внимания заключается в том, чтобы обращаться к ученику по имени: " Джим, пожалуйста, кати мяч вниз по дорожке".

Указания учителя должны быть простыми и четко сформулированными, особенно на началь­ных стадиях процесса обучения. Если учитель не дает информацию в доступной для ученика форме, это вероятнее всего приведет к путанице. Поэтому необходимо пользоваться языком, соот­ветствующим функциональному уровню ученика, обращая особое внимание на его доходчивость. Конечно, по мере возрастания уровня навы­ков школьника учитель должен перейти к более сложному обучению. Главное заключается в си­стематическом повышении сложности на основе постоянного учета уровня подготовленности уче­ника. Внешние стимулы также могут постепенно становиться все более сложными. Вначале следует свести к минимуму отвлекающие факторы; впо­следствии, по мере развития способностей учени­ка, их количество может возрастать.

 

Дополнительное побуждение

После обучающих указаний (или применения внешних стимулов) учитель может, не дожидаясь реакции ученика, воспользоваться побуждением. Хотя термины " стимул" и " побуждение" исполь­зуются в литературе по специальному обучению и адаптивному физическому воспитанию как взаимозаменяемые, мы будем применять термин " стимул" для обозначения внешней информации, которая дает учащемуся знать, что именно от не­го ожидается. С другой стороны, " побуждение" будет относиться к дополнительной информации, часто вербальной, визуальной или физической по своей сущности, которая дополнительно вводит­ся во внешнюю среду учащегося для обеспечения правильной его реакции. Из часто применяемых в специальном обучении и адаптивном физическом воспитании учащихся с особыми потребностя­ми разнообразных навыков побуждение является чрезвычайно важным средством в преподавании физического воспитания. Побуждение применя­ется одновременно с обучением или непосред­ственно после него, либо одновременно с послед­ствиями обучения, сформированными учителем, или сразу после них. (Эффективное побуждение обсуждалось также в главе 6).

Свою эффективность в работе с разными учащимися показала система использования по­буждений, которая носит название система наи­меньшего побуждения (Lieberman, Houston-Wilson, 2002). В этой системе вербальная, визуальная и физическая помощь применяются лишь в той мере, насколько это необходимо для успешно­го выполнения задания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...