Учебный эпизод. Обучение или внешний стимул. Дополнительное побуждение
Учебный эпизод Как уже упоминалось ранее, при работе с лицами с особыми потребностями обучение должно быть хорошо структурировано. Особое значение имеет индивидуальное взаимодействие с учащимися. Такую форму обучения называли " формальное индивидуальное обучение" (Dunn, Morehouse, Fredericks, 1986), " учебный эпизод" (Reid, O'Neill, 1989), " дискретные методы обучения" (Koegel, Russo, Rincover, Schreibman, 1982). В этой главе мы будем пользоваться термином " учебный эпизод", предложенным Reid и O'Neill. Описание компонентов учебного эпизода представлено в таблице 7. 1. Учебный эпизод основан на принципах обучения, производных от метода прикладного анализа поведения, и хотя наиболее широко его применяли в работе с ау- тичными детьми, он может быть успешно использован в обучении учащихся с разными нарушениями. Этот подход использовали для обучения различным навыкам, в том числе языковым, социальным, а также базовым двигательным. Учебный эпизод является структурированным методом, который обычно предполагает индивидуальное взаимодействие учителя и ученика. Учащегося знакомят с двигательными заданиями в серии отдельных коротких занятий. Отдельные попытки освоения навыка могут повторяться несколько раз подряд, несколько раз в день или в течение нескольких дней — до овладения навыком. Важной особенностью учебного эпизода для учителя адаптивного воспитания является точность и осторожность, с которыми выполняется каждая попытка, без нанесения ущерба существенному эмоциональному компоненту. В частности, учебный эпизод включает следующие компоненты в таком порядке: 1) обучение или внешний стимул; 2) дополнительное побуждение; 3) реакция обучаемого; 4) последствия; 5) интервал между попытками (см. табл. 7. 1). Далее мы рассмотрим каждый из этих элементов более подробно.
Обучение или внешний стимул Событие, которое должно вызвать у обучаемого определенную реакцию — это обучение или внешний стимул. Как правило, таким событием могут быть указания или просьбы учителей, одноклассников или родителей. Кроме того, таковым может быть внешний стимул, такой, как свисток или звонок. Например, что должен сделать ученик, если учитель дает два свистка? Сесть на ковер? Вернуться на основную базу? Какой может быть реакция ученика на обучение или внешние стимулы имеет большое значение. В процессе обучения или применения внешних стимулов учитель должен быть уверен в том, что ученик обращает на них внимание. В противном случае вероятность правильной реакции будет крайне низкой. Простой и эффективный способ привлечения внимания заключается в том, чтобы обращаться к ученику по имени: " Джим, пожалуйста, кати мяч вниз по дорожке". Указания учителя должны быть простыми и четко сформулированными, особенно на начальных стадиях процесса обучения. Если учитель не дает информацию в доступной для ученика форме, это вероятнее всего приведет к путанице. Поэтому необходимо пользоваться языком, соответствующим функциональному уровню ученика, обращая особое внимание на его доходчивость. Конечно, по мере возрастания уровня навыков школьника учитель должен перейти к более сложному обучению. Главное заключается в систематическом повышении сложности на основе постоянного учета уровня подготовленности ученика. Внешние стимулы также могут постепенно становиться все более сложными. Вначале следует свести к минимуму отвлекающие факторы; впоследствии, по мере развития способностей ученика, их количество может возрастать.
Дополнительное побуждение
После обучающих указаний (или применения внешних стимулов) учитель может, не дожидаясь реакции ученика, воспользоваться побуждением. Хотя термины " стимул" и " побуждение" используются в литературе по специальному обучению и адаптивному физическому воспитанию как взаимозаменяемые, мы будем применять термин " стимул" для обозначения внешней информации, которая дает учащемуся знать, что именно от него ожидается. С другой стороны, " побуждение" будет относиться к дополнительной информации, часто вербальной, визуальной или физической по своей сущности, которая дополнительно вводится во внешнюю среду учащегося для обеспечения правильной его реакции. Из часто применяемых в специальном обучении и адаптивном физическом воспитании учащихся с особыми потребностями разнообразных навыков побуждение является чрезвычайно важным средством в преподавании физического воспитания. Побуждение применяется одновременно с обучением или непосредственно после него, либо одновременно с последствиями обучения, сформированными учителем, или сразу после них. (Эффективное побуждение обсуждалось также в главе 6). Свою эффективность в работе с разными учащимися показала система использования побуждений, которая носит название система наименьшего побуждения (Lieberman, Houston-Wilson, 2002). В этой системе вербальная, визуальная и физическая помощь применяются лишь в той мере, насколько это необходимо для успешного выполнения задания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|