Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение. Классификация и описание. ТАБЛИЦА 8.1 — Классификация степени умствен­ной отсталости на основании результатов оценки IQ




Определение

Способности и возможности лиц с наруше­ниями умственного развития варьируют в значи­тельной степени, и педагоги должны быть готовы к столкновению с ними. Такие отклонения яв­ляются значительным препятствием для деятель­ности человека в обществе. Они характеризуются когнитивными ограничениями, а также функцио­нальными ограничениями в таких областях, как навыки повседневной бытовой деятельности, со­циальные навыки и общение. За прошедшие го­ды определение и критерии классификации ум­ственной отсталости, сформулированные AAMR, подверглись существенным изменениям, что по­влияло на данные о распространенности данного нарушения.

Для определения инвалидности, обуслов­ленной умственной отсталостью, публичный за­кон PL 105 -17 из дополнений 1977 г. к Закону об образовании лиц с физическими и психиче­скими нарушениями (IDEA) использует опреде­ление, данное в 1973 г. AAMR (Grossman, 1973), дополняя его фразой о том, как это нарушение влияет на способность к обучению: " Умственная отсталость означает наличие общих умственных способносте: -'. значительно ниже среднего уровня, которое сочетается с дефицитом адаптивного по­ведения и прояатяется в период развития, что не­гативно ати -г-на уровень учебной успеваемости"

Это определение не очень отличается от при­меняемого 5 -астоящий момент определения ум­ственной отсталости AAMR, принятого в 2002 г., в которс ч говорится: умственная отсталость представляет собой инвалидность, характери­зующуюся существенными ограничениями ум­ственной функции и адаптивного поведения, что сказывается на развитии концептуальных, соци­альных и практических адаптивных навыков. Та­кие нарушения проявляются в возрасте до 18 лет (Luckasson et al., 2002, p. 8).

Таким образом, для подтверждения диагноза " умственная отсталость" должны учитываться три критерия. Первый — существенные ограничения умственной функции — относится к снижению на два и более стандартных отклонения показа­телей стандартизованного теста умственных спо­собностей, нормированного по отношению к об­щей популяции, включая людей с нарушениями и без них. В мире повсеместно используют два теста умственных способностей Стэнфорда—Бине IV и Шкалу Векслера оценки умственных способно­стей для детей III.

Второй критерий — значительные ограниче­ния адаптивного поведения, которые отражаются на развитии концептуальных, социальных и прак­тических адаптивных навыков — включает ком­плекс навыков, которые необходимы индивидууму для повседневной жизни. Ограничения адаптив­ного поведения влияют на характер типичных действий в повседневной жизни и способность реагировать на изменения в повседневной жизни и окружающей среде. Как и в случае умственной способности, показателем значительных ограни­чений адаптивного поведения является снижение на два и более стандартных отклонения по срав­нению со средним значением стандартизованных оценок в одной из трех сфер адаптивных навыков или в суммарной оценке адаптивных навыков в трех сферах:

концептуальной — речь, чтение и письмо, понятие денег, самоуправление (поведением);

социальной — навыки межличностного вза­имодействия, ответственность, самооценка, про­стодушие, уважение правил и законов, уклонение от виктимизации;

практической — повседневная бытовая ак­тивность, навыки профессиональной деятельно­сти, основы безопасности жизнедеятельности.

Третий критерий — проявление нарушений в возрасте до 18 лет. Его наличие обусловлено тем, что возраст до 18 лет считается периодом раз­вития человеческого организма, который пред­шествует наступлению зрелости. Именно в это время в организме происходят различные про­цессы формирования органов и систем. Откло­нения на этом этапе роста и развития головного мозга могут оказывать негативное воздействие на формирование организма в целом. В то же время, пока существуют возможности для даль­нейшего роста организма (примерно до 18 лет), компенсаторные изменения могут противодей­ствовать этим негативным влияниям и нормализо­вать окончательное строение и функцию головно­го мозга. Поэтому лица с нормальной умственной функцией, которые пережили повреждение или травму головного мозга после наступления 18 лет (т. е. в зрелсм возрасте) и у которых наблюдаются отклонения в умственных способностях или адап­тивном поведении, не могут рассматриваться как умственно отсталые.

 

Классификация и описание

Для классификации умственных нарушений существует несколько систем: основанная на оценке уровня IQ; на степени необходимой по­сторонней помощи; поведенческая и этиологиче­ская. В Международной классификации болезней Всемирной организации здравоохранения (ICD WHO, 2001), а также в Диагностическом и стати­стическом руководстве по психическим расстрой­ствам Американской ассоциации психиатров (DSM-IV, 2000) для определения степени тяжести умственных нарушений используют результаты тестов оценки умственного развития (табл. 8. 1). AAMR применяла эту систему классификации до 1992 г.

Несмотря на необходимость системы клас­сификации для определения надобности возме­щения оплаты услуг, параметров исследования и необходимого обслуживания, а также обме­на информацией по выбранным показателям, они часто приводят к тому, что человек после определения диагноза (определенного статуса) приобретает своеобразное клеймо, вызывающее ожидание негативной эмоциональной реакции со стороны общества в отношении его поведе­ния. Такой статус также используется в качестве основы для формирования общего впечатления о человеке с отклонениями умственного развития, хотя в действительности он несет лишь малую долю информации о личности и плохо применим при необходимости определения средств под­держки на основании слабых и сильных сторон индивидуума.

 

 

ТАБЛИЦА 8. 1 — Классификация степени умствен­ной отсталости на основании результатов оценки IQ

Степень умственной отсталости Результат теста умственного развития, IQ
Легкая От 50-55 до 70-75
Умеренная От 35-40 до 50-55
Тяжелая От 20-25 до 35-40
Глубокая   Ниже 20-25

 

Однако в настоящее время подход AAMR к классификации изменил направленность от определения выраженности нарушений к оценке взаимосвязи между функциональными способ­ностями человека и окружающей средой, а также поддержки необходимой для максимального про­явления его возможностей (Luckasson et al., 2002). Поэтому сразу после установления диагноза " ум­ственная отсталость" определяется профиль ин­дивидуальных слабых и сильных сторон по пяти направлениям:

• интеллектуальные способности;

• адаптивное поведение;

• участие (в повседневной бытовой дея­тельности), взаимодействие (с материальным и социальным окружением) и социальные роли (значимые виды деятельности для данной воз­растной группы);

• состояние здоровья (физического, психиче­ского и этиология);

• контекст (включает комплекс условий, в рамках которых люди живут своей повседнев­ной жизнью — их семьи, сообщества, общество и культура).

И наконец, формируется профиль необходи­мой поддержки для каждой из девяти областей. Поддержка или помощь представляет собой ресур­сы и стратегии, способствующие развитию, обу­чению, реализации интересов и формированию благосостояния личности, а также совершенство­ванию индивидуальных функциональных способ­ностей. Вот эти девять областей оказания под­держки:

• развитие личности;

• обучение и получение образования;

• жизнь дома;

• жизнь в сообществе;

• трудоустройство;

• здоровье и безопасность;

• поведенческая;

• социальная;

• охрана и правовая защита.

Такой профиль должен охватывать три аспекта в каждой из девяти областей оказания поддерж­ки. Первый аспект — источник поддержки, кото­рый может быть естественным — это означает, что поддержку оказывают окружающие люди с использованием имеющегося в наличии оборудования и в соответствии с культурными особенно­стями среды, в которой живет индивидуум; либо основанным на обслуживании — это означает, что люди и оборудование для оказания поддерж­ки не входят в естественное окружение индиви­дуума. Вторым аспектом является функция оказы­ваемой поддержки. Здесь AAMR предлагает восемь типов поддержки: обучение, поиск знакомств и друзей, финансовое планирование, помощь в тру­доустройстве, поведенческая поддержка, помощь в организации жизни дома, доступ к ресурсам сообщества и их использование, а также охрана здоровья. Кроме того, AAMR выделяет множество связанных с поддержкой видов деятельности, со­ответствующих этим восьми функциям. Третий аспект поддержки, который должен быть упомя­нут в профиле, — это требующийся объем помо­щи. Здесь AAMR в зависимости от интенсивности поддержки выделяет четыре категории: перио­дическая, ограниченная, обширная и повсеместная. Эта система классифика­ции основана на учете степени взаимодействия с лицом, которому оказывают поддержку, и не за­висит от индивидуального показателя IQ, благо­даря чему предоставляет возможность классифи­кации и организации существенной информации о потребностях инвалида. Упомянутые четыре ка­тегории объема поддержки определяются типом необходимой помощи, условиями, в которых ее требуется предоставлять, необходимыми ресурса­ми и степенью вмешательства в личную жизнь, связанного с оказанием помощи.

1. Периодическая поддержка является эпизо­дической и кратковременной по своей сущности. Как правило, ее предоставляют по мере возник­новения необходимости. Сюда относится по­мощь, которая обычно требуется в случае утраты работы, заболеваний и других критических си­туаций.

2. Ограниченная поддержка является более по­стоянной, однако также ограничена по времени. Она требует незначительного персонала и мини­мальных затрат. Например, при проведении крат­косрочной профессиональной подготовки или при выполнении мероприятий социальной адап­тации, связанных с окончанием школы.

3. Обширная поддержка не ограничена по вре­мени и характеризуется регулярным (ежеднев­ным) применением в определенных (хотя обычно не во всех) условиях. В качестве примеров можно привести социально-медицинскую помощь на до­му, курсы специального образования или трудо­устройство в специальных центрах.

Повсеместная поддержка осуществляется постоянно и во всех ситуациях, характеризуется большим объемом и по сути своей является по­тенциально необходимой для поддержания жиз­ни. Повсеместная поддержка требует участия нескольких человек, значительных финансовых затрат и сопровождается существенным вмеша­тельством в личную жизнь.

Группа планирования поддержки разраба­тывает индивидуальный план оказания помощи (individualized supports plan, ISP), направленный на улучшение повседневной жизни индивидуума с от­клонениями умственного развития, предоставляя ему возможность вести более полноценную и все­объемлющую жизнь. Для AAMR (Luckasson et al., 2002) значение поддержки заключается в том, что при этом выполняется обещание предоставления более естественной, эффективной и постоянной основы для расширения личных возможностей, связанных с независимостью, формированием со­циальных отношений, взаимодействием с други­ми людьми, участием в жизни школы и местного сообщества, а также личным благосостоянием. В оставшейся части этой главы для характеристики учащихся с отклонениями умственного развития мы будем пользоваться преимущественно интен­сивностью требуемой поддержки, а не уровнем нарушений, определяемых по результатам тестов оценки умственного развития. Это различие имеет существенное значение для обучения школьников с отклонениями умственного развития, поскольку заключается в том, что внимание с отклонений учеников смещается на тип и интенсивность под­держки, которая им требуется для успешных за­нятий физическим воспитанием и другими пред­метами общешкольной программы. Вместе с тем в некоторых ситуациях в этой главе будет исполь­зоваться и классификация на основании показа­теля IQ, что обусловлено ее применением в опи­сываемых исследованиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...