Определение. Классификация и описание. ТАБЛИЦА 8.1 — Классификация степени умственной отсталости на основании результатов оценки IQ
Определение Способности и возможности лиц с нарушениями умственного развития варьируют в значительной степени, и педагоги должны быть готовы к столкновению с ними. Такие отклонения являются значительным препятствием для деятельности человека в обществе. Они характеризуются когнитивными ограничениями, а также функциональными ограничениями в таких областях, как навыки повседневной бытовой деятельности, социальные навыки и общение. За прошедшие годы определение и критерии классификации умственной отсталости, сформулированные AAMR, подверглись существенным изменениям, что повлияло на данные о распространенности данного нарушения. Для определения инвалидности, обусловленной умственной отсталостью, публичный закон PL 105 -17 из дополнений 1977 г. к Закону об образовании лиц с физическими и психическими нарушениями (IDEA) использует определение, данное в 1973 г. AAMR (Grossman, 1973), дополняя его фразой о том, как это нарушение влияет на способность к обучению: " Умственная отсталость означает наличие общих умственных способносте: -'. значительно ниже среднего уровня, которое сочетается с дефицитом адаптивного поведения и прояатяется в период развития, что негативно ати -г-на уровень учебной успеваемости" Это определение не очень отличается от применяемого 5 -астоящий момент определения умственной отсталости AAMR, принятого в 2002 г., в которс ч говорится: умственная отсталость представляет собой инвалидность, характеризующуюся существенными ограничениями умственной функции и адаптивного поведения, что сказывается на развитии концептуальных, социальных и практических адаптивных навыков. Такие нарушения проявляются в возрасте до 18 лет (Luckasson et al., 2002, p. 8).
Таким образом, для подтверждения диагноза " умственная отсталость" должны учитываться три критерия. Первый — существенные ограничения умственной функции — относится к снижению на два и более стандартных отклонения показателей стандартизованного теста умственных способностей, нормированного по отношению к общей популяции, включая людей с нарушениями и без них. В мире повсеместно используют два теста умственных способностей Стэнфорда—Бине IV и Шкалу Векслера оценки умственных способностей для детей III. Второй критерий — значительные ограничения адаптивного поведения, которые отражаются на развитии концептуальных, социальных и практических адаптивных навыков — включает комплекс навыков, которые необходимы индивидууму для повседневной жизни. Ограничения адаптивного поведения влияют на характер типичных действий в повседневной жизни и способность реагировать на изменения в повседневной жизни и окружающей среде. Как и в случае умственной способности, показателем значительных ограничений адаптивного поведения является снижение на два и более стандартных отклонения по сравнению со средним значением стандартизованных оценок в одной из трех сфер адаптивных навыков или в суммарной оценке адаптивных навыков в трех сферах: • концептуальной — речь, чтение и письмо, понятие денег, самоуправление (поведением); • социальной — навыки межличностного взаимодействия, ответственность, самооценка, простодушие, уважение правил и законов, уклонение от виктимизации; • практической — повседневная бытовая активность, навыки профессиональной деятельности, основы безопасности жизнедеятельности. Третий критерий — проявление нарушений в возрасте до 18 лет. Его наличие обусловлено тем, что возраст до 18 лет считается периодом развития человеческого организма, который предшествует наступлению зрелости. Именно в это время в организме происходят различные процессы формирования органов и систем. Отклонения на этом этапе роста и развития головного мозга могут оказывать негативное воздействие на формирование организма в целом. В то же время, пока существуют возможности для дальнейшего роста организма (примерно до 18 лет), компенсаторные изменения могут противодействовать этим негативным влияниям и нормализовать окончательное строение и функцию головного мозга. Поэтому лица с нормальной умственной функцией, которые пережили повреждение или травму головного мозга после наступления 18 лет (т. е. в зрелсм возрасте) и у которых наблюдаются отклонения в умственных способностях или адаптивном поведении, не могут рассматриваться как умственно отсталые.
Классификация и описание Для классификации умственных нарушений существует несколько систем: основанная на оценке уровня IQ; на степени необходимой посторонней помощи; поведенческая и этиологическая. В Международной классификации болезней Всемирной организации здравоохранения (ICD WHO, 2001), а также в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам Американской ассоциации психиатров (DSM-IV, 2000) для определения степени тяжести умственных нарушений используют результаты тестов оценки умственного развития (табл. 8. 1). AAMR применяла эту систему классификации до 1992 г. Несмотря на необходимость системы классификации для определения надобности возмещения оплаты услуг, параметров исследования и необходимого обслуживания, а также обмена информацией по выбранным показателям, они часто приводят к тому, что человек после определения диагноза (определенного статуса) приобретает своеобразное клеймо, вызывающее ожидание негативной эмоциональной реакции со стороны общества в отношении его поведения. Такой статус также используется в качестве основы для формирования общего впечатления о человеке с отклонениями умственного развития, хотя в действительности он несет лишь малую долю информации о личности и плохо применим при необходимости определения средств поддержки на основании слабых и сильных сторон индивидуума.
Однако в настоящее время подход AAMR к классификации изменил направленность от определения выраженности нарушений к оценке взаимосвязи между функциональными способностями человека и окружающей средой, а также поддержки необходимой для максимального проявления его возможностей (Luckasson et al., 2002). Поэтому сразу после установления диагноза " умственная отсталость" определяется профиль индивидуальных слабых и сильных сторон по пяти направлениям: • интеллектуальные способности; • адаптивное поведение; • участие (в повседневной бытовой деятельности), взаимодействие (с материальным и социальным окружением) и социальные роли (значимые виды деятельности для данной возрастной группы); • состояние здоровья (физического, психического и этиология); • контекст (включает комплекс условий, в рамках которых люди живут своей повседневной жизнью — их семьи, сообщества, общество и культура). И наконец, формируется профиль необходимой поддержки для каждой из девяти областей. Поддержка или помощь представляет собой ресурсы и стратегии, способствующие развитию, обучению, реализации интересов и формированию благосостояния личности, а также совершенствованию индивидуальных функциональных способностей. Вот эти девять областей оказания поддержки: • развитие личности; • обучение и получение образования; • жизнь дома; • жизнь в сообществе; • трудоустройство; • здоровье и безопасность; • поведенческая; • социальная; • охрана и правовая защита. Такой профиль должен охватывать три аспекта в каждой из девяти областей оказания поддержки. Первый аспект — источник поддержки, который может быть естественным — это означает, что поддержку оказывают окружающие люди с использованием имеющегося в наличии оборудования и в соответствии с культурными особенностями среды, в которой живет индивидуум; либо основанным на обслуживании — это означает, что люди и оборудование для оказания поддержки не входят в естественное окружение индивидуума. Вторым аспектом является функция оказываемой поддержки. Здесь AAMR предлагает восемь типов поддержки: обучение, поиск знакомств и друзей, финансовое планирование, помощь в трудоустройстве, поведенческая поддержка, помощь в организации жизни дома, доступ к ресурсам сообщества и их использование, а также охрана здоровья. Кроме того, AAMR выделяет множество связанных с поддержкой видов деятельности, соответствующих этим восьми функциям. Третий аспект поддержки, который должен быть упомянут в профиле, — это требующийся объем помощи. Здесь AAMR в зависимости от интенсивности поддержки выделяет четыре категории: периодическая, ограниченная, обширная и повсеместная. Эта система классификации основана на учете степени взаимодействия с лицом, которому оказывают поддержку, и не зависит от индивидуального показателя IQ, благодаря чему предоставляет возможность классификации и организации существенной информации о потребностях инвалида. Упомянутые четыре категории объема поддержки определяются типом необходимой помощи, условиями, в которых ее требуется предоставлять, необходимыми ресурсами и степенью вмешательства в личную жизнь, связанного с оказанием помощи.
1. Периодическая поддержка является эпизодической и кратковременной по своей сущности. Как правило, ее предоставляют по мере возникновения необходимости. Сюда относится помощь, которая обычно требуется в случае утраты работы, заболеваний и других критических ситуаций. 2. Ограниченная поддержка является более постоянной, однако также ограничена по времени. Она требует незначительного персонала и минимальных затрат. Например, при проведении краткосрочной профессиональной подготовки или при выполнении мероприятий социальной адаптации, связанных с окончанием школы. 3. Обширная поддержка не ограничена по времени и характеризуется регулярным (ежедневным) применением в определенных (хотя обычно не во всех) условиях. В качестве примеров можно привести социально-медицинскую помощь на дому, курсы специального образования или трудоустройство в специальных центрах. • Повсеместная поддержка осуществляется постоянно и во всех ситуациях, характеризуется большим объемом и по сути своей является потенциально необходимой для поддержания жизни. Повсеместная поддержка требует участия нескольких человек, значительных финансовых затрат и сопровождается существенным вмешательством в личную жизнь.
Группа планирования поддержки разрабатывает индивидуальный план оказания помощи (individualized supports plan, ISP), направленный на улучшение повседневной жизни индивидуума с отклонениями умственного развития, предоставляя ему возможность вести более полноценную и всеобъемлющую жизнь. Для AAMR (Luckasson et al., 2002) значение поддержки заключается в том, что при этом выполняется обещание предоставления более естественной, эффективной и постоянной основы для расширения личных возможностей, связанных с независимостью, формированием социальных отношений, взаимодействием с другими людьми, участием в жизни школы и местного сообщества, а также личным благосостоянием. В оставшейся части этой главы для характеристики учащихся с отклонениями умственного развития мы будем пользоваться преимущественно интенсивностью требуемой поддержки, а не уровнем нарушений, определяемых по результатам тестов оценки умственного развития. Это различие имеет существенное значение для обучения школьников с отклонениями умственного развития, поскольку заключается в том, что внимание с отклонений учеников смещается на тип и интенсивность поддержки, которая им требуется для успешных занятий физическим воспитанием и другими предметами общешкольной программы. Вместе с тем в некоторых ситуациях в этой главе будет использоваться и классификация на основании показателя IQ, что обусловлено ее применением в описываемых исследованиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|