Распространенность отклонений умственного развития
Распространенность отклонений умственного развития Согласно теории нормального распределения можно предположить, что 2, 28 % всего населения (без явных органических патологий) в любом обществе имеют отклонения умственного развития (2, 15 % + 0, 13 % = 2, 28 %). Оценки также показывают, что у 0, 76 % населения имеются явные органические нарушения, которые являются причиной отклонений умственного развития. Эти цифры (2, 28 % + 0, 76 %, что дает после округления 3, 0 %) используются для оценки количества лиц с отклонениями умственного развития в конкретном географическом ареале (рис. 8. 1). Реальная численность детей с таким диагнозом, которые пользуются помощью, предоставляемой системой образования или государственными системами обслуживания, часто намного ниже 3 % населения. Это обусловлено тем, что большинство лиц с отклонениями умственного развития не требуют специальных услуг и поэтому не внесены в списки, которые бы позволяли их учесть. ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Существует около 500 расстройств, при которых отклонения умственного развития могут проявляться в качестве специфического расстройства (Murphy, Boyle, Schendel, Decoufle et al., 1998). Их можно разделить на группы в соответствии с периодом созревания плода, в течение которого они происходят: пренатальные, перинатальные и постнатальные. В зависимости от изучаемой группы населения и применяющихся методов исследования (Hagberg, Kyllerman, 1983; McLaren, Bryson, 1987; Yeargin-Allsopp et al., 1997) было обнаружено определенное распределение причин легких и тяжелых отклонений умственного развития (табл. 8. 2). Ранее считалось, что наиболее распространенная причина отклонений умственного развития — это алкогольный синдром плода (1 случай на 333 новорожденных), который по данным некоторых исследований является причиной пороков развития примерно у половины всех лиц с умственной
отсталостью. Однако недавно с помощью генетического картирования было установлено, что сцепленные с Х-хромосомой заболевания являются распространенными наследственными болезнями, приводящими к отклонениям умственного развития (1 на 3600 мужчин и 1 на 4000—6000 женщин). Причиной таких заболеваний являются рецессивные дефектные гены, локализованные на половой хромосоме, которые у мужчин проявляются в 2 раза чаще, чем у женщин. Это обусловлено тем, что мужчина наследует от родителей одну Х-хромосому и одну Y-хромосому, а женщины наследуют две Х-хромосомы. Поэтому у мужчины, который наследует дефектный ген с Х-хромосомой, заболевание обнаруживается практически всегда, тогда как женщины, у которых наряду с аномальным рецессивным геном на второй Х-хромосоме присутствует нормальный доминантный ген, с клинической точки зрения будут нормальными. С другой стороны, существует повышенный риск передачи дефектного гена от женщины половине ее потомства, включая всех сыновей, у которых будут проявляться признаки заболевания, связанного с дефектным геном. Мужчина с наличием Х-хромосомного заболевания передаст дефектный ген всем своим дочерям, которые станут носителями. В то же время у его сыновей генетические и клинические признаки нарушений будут отсутствовать. Синдром повышенной ломкости Х-хромосомы является наиболее распространенной причиной наследственных заболеваний, связанных с появлением отклонений умственного развития. К числу других хорошо изученных связанных с Х-хромосомой заболеваний относятся мышечная дистрофия Дюшенна и гемофилия.
Примерно у половины лиц с отклонениями умственного развития обнаруживается больше одного возможного причинного фактора заболевания, и зачастую возникновение умственного расстройства отражает кумулятивный эффект или результат совместного действия многих факторов (McLaren, Bryson, 1987; Scott, 1988). Например, низкая масса тела при рождении часто рассматривается как явление органической этиологии, однако другие факторы, в частности недостаточная зрелость организма матери, неудовлетворительные экономические условия, отсутствие знаний и адекватного пренатального ухода, также могут стать причинами этого отклонения. Многофакторный подход к этиологии принимает во внимание возможное воздействие причинных факторов на родителей ребенка с отклонениями умственного развития, на самого ребенка либо и на родителей, и на ребенка. При таком подходе учитываются четыре группы этиологических факторов: · биомедицинские — имеющие отношение к биологическим процессам, в частности генетическим нарушениям или питанию; · социальные — включают социальные и семейные взаимодействия, такие, как стимуляция и восприимчивость взрослых; · поведенческие — связанные с потенциальными причинными типами поведения, например, вредоносными или опасными для здоровья действиями матери, а также с ее злоупотреблением алкоголем и наркотиками; · образовательные — относящиеся к наличию поддержки учебной деятельности, направленной на развитие умственных способностей и адаптивных навыков (Luckasson et al., 2002). Кроме того, родители или ребенок с риском возникновения отклонений умственного развития становятся объектом профилактических действий. Первичные профилактические мероприятия направлены на родителей ребенка с отклонениями умственного развития и предназначены для предотвращения возникновения возможных проблем (например, программы профилактики алкоголизма и наркомании у будущих матерей и беременных). Объектом вторичных профилактических мероприятий являются дети, рожденные с нарушениями, которые могут повлечь за собой умственную отсталость. Целью таких мероприятий является ограничение или устранение эффектов существующих проблем (например, программы диетического питания для больных фенилкетонурией). Третичные профилактические мероприятия предназначены для лиц с отклонениями умственного развития и имеют своей целью ослабление тяжести функциональных нарушений или предотвращение вторичных заболеваний (например, программы физического воспитания, образовательной или профессиональной подготовки).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|