Когнитивное развитие. Сенсомоторная стадия. Дооперациональная стадия. Стадия конкретных операций
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Определение умственной отсталости, сформулированное AAMR в 2002 г., является функционально и контекстуально направленным. Хотя такая направленность полезна с точки зрения определения сильных сторон и недостатков функционального состояния индивидуума, она ограничена изучением динамической природы умственных способностей и их возрастных изменений в процессе развития. Такой подход к рассмотрению умственных способностей в процессе индивидуального развития способствует эффективному обучению и составлению учебных программ. Для формирования возрастной направленности необходимо обратиться к многогранной работе Piaget (1952), который писал, что дети проходят четыре стадии когнитивного развития: сенсомо- торная стадия (от 0 до 2 лет); дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет); стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) и стадия формальных операций (от 11 — 12 лет до зрелого возраста). Эти стадии отображены в таблице 8. 3. Сенсомоторная стадия Во время этой стадии ребенок формирует, использует и видоизменяет свои первые схемы. По Piaget, схемы представляют собой формы знания, которые развиваются, видоизменяются, расширяются и приспосабливаются. Схема (одиночная) может быть простым ответом на стимул, открытым действием, средством достижения результата, собственно результатом, интернализованным процессом мышления либо объединять открытое действие и скрытый процесс мышления. Примеры схем включают хватание и бросание мяча. Например, в период сенсомоторной стадии ребенок формирует схему хватания, которая характеризуется наличием внутреннего контроля и может применяться для захвата пальца матери, подбирания различных предметов или удерживания объекта под различными углами. Схема часто используется в сочетании или в последовательности с другими схемами, например, когда ребенок бросает мяч — действие, которое включает хватание и выпускание.
В сенсомоторный период ребенок получает большую часть информации о себе и об окружающей среде посредством сенсорных модальностей. Значительная часть внимания уделяется физическому манипулированию и действиям с предметами, а также наблюдению последствий этих действий. Окружающие предметы стимулируют действия ребенка, с другой стороны, он наблюдает за тем, как эти предметы реагируют на применяемые к ним действия. Путем исследования, манипулирования и решения проблем, по мере того как они роняют, мнут, тянут, давят, сгибают, скручивают, бьют, сжимают или поднимают предметы с различными свойствами, дети собирают информацию о таких качествах объектов, как текстура, размер, масса и упругость. На этой стадии деятельность ребенка является преимущественно сенсомоторной по своей сущности и сопровождается лишь зачаточными способностями манипулировать реальностью посредством образного мышления. Дооперациональная стадия Эта стадия включает предконцептуальную подстадию, которая продолжается примерно до 4 лет, и подстадию интуитивного мышления, охватывающую возраст от 4 до 7 лет. Ближе к окончанию сенсомоторного периода ребенок начинает развивать способность символически представлять свои действия, прежде чем начнет их выполнять. Однако символическое представление является примитивным и ограничено схемами, связанными с собственными действиями ребенка. Во время предоперациональной стадии развитие происходит благодаря тому, что ребенок учится представлять объекты с помощью речи и начинает использовать ее в мышлении. Теперь ребенок способен думать об окружающих предметах и действиях, а также манипулировать ими на вербальном и символическом уровне.
Стадия конкретных операций Во время этой стадии дети осваивают операциональное мышление, которое позволяет им формировать мысленные образы материального мира и манипулировать этими образами в своем сознании (операции). Тот факт, что такие операции ограничиваются выполняемыми действиями, конкретными или теми, которые зависят от уровня восприятия, отличают эту стадию от стадии формальных операций. От более ранних стадию конкретных операций отличает способность ребенка формировать мысленные представления о материальном мире и манипулировать ими. На этой стадии он может мысленно сформировать до конца логическую идею. Физические действия, преобладавшие на более ранних стадиях, теперь могут быть интернализованы и подвергаться манипулированию в виде мысленных действий. В период конкретных операций использование языковых и других символов характеризуется заметным усложнением. На дооперациональной стадии ребенок формирует определения слов без полного понимания того, что они обозначают. На стадии конкретных операций речь становится основой мыслительного процесса, а также средством вербального обмена информацией. В этот период дети приобретают способность анализировать ситуацию с позиции других людей, отличающейся от их собственной. Такая " децентрация" способствует тому, что мышление становится более логичным, а представления об окружающей среде — более согласованными. На этой стадии детское мышление становится более последовательным, стабильным и организованным. В то же время, хотя дети и могут выполнять более сложные операции после знакомства с их описанием, они, как правило, неспособны продолжать их, если не имеют возможности манипулировать с материальными предметами или если эти операции не связаны с физическими действиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|