Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивное развитие. Сенсомоторная стадия. Дооперациональная стадия. Стадия конкретных операций




КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Определение умственной отсталости, сфор­мулированное AAMR в 2002 г., является функ­ционально и контекстуально направленным. Хо­тя такая направленность полезна с точки зрения определения сильных сторон и недостатков функ­ционального состояния индивидуума, она ограни­чена изучением динамической природы умствен­ных способностей и их возрастных изменений в процессе развития. Такой подход к рассмотрению умственных способностей в процессе индивиду­ального развития способствует эффективному обучению и составлению учебных программ.

Для формирования возрастной направленно­сти необходимо обратиться к многогранной рабо­те Piaget (1952), который писал, что дети проходят четыре стадии когнитивного развития: сенсомо- торная стадия (от 0 до 2 лет); дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет); стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) и стадия формальных операций (от 11 — 12 лет до зрелого возраста). Эти стадии ото­бражены в таблице 8. 3.

Сенсомоторная стадия

Во время этой стадии ребенок формирует, ис­пользует и видоизменяет свои первые схемы. По Piaget, схемы представляют собой формы знания, которые развиваются, видоизменяются, расши­ряются и приспосабливаются. Схема (одиночная) может быть простым ответом на стимул, откры­тым действием, средством достижения результа­та, собственно результатом, интернализованным процессом мышления либо объединять открытое действие и скрытый процесс мышления.

Примеры схем включают хватание и бросание мяча. Например, в период сенсомоторной стадии ребенок формирует схему хватания, которая характеризуется наличием внутреннего контроля и может применяться для захвата пальца матери, подбирания различных предметов или удержива­ния объекта под различными углами. Схема часто используется в сочетании или в последовательно­сти с другими схемами, например, когда ребенок бросает мяч — действие, которое включает хвата­ние и выпускание.

В сенсомоторный период ребенок получает большую часть информации о себе и об окружаю­щей среде посредством сенсорных модальностей. Значительная часть внимания уделяется физи­ческому манипулированию и действиям с пред­метами, а также наблюдению последствий этих действий. Окружающие предметы стимулируют действия ребенка, с другой стороны, он наблю­дает за тем, как эти предметы реагируют на при­меняемые к ним действия. Путем исследования, манипулирования и решения проблем, по мере того как они роняют, мнут, тянут, давят, сгиба­ют, скручивают, бьют, сжимают или поднимают предметы с различными свойствами, дети соби­рают информацию о таких качествах объектов, как текстура, размер, масса и упругость. На этой стадии деятельность ребенка является преимуще­ственно сенсомоторной по своей сущности и со­провождается лишь зачаточными способностями манипулировать реальностью посредством образ­ного мышления.

Дооперациональная стадия

Эта стадия включает предконцептуальную подстадию, которая продолжается примерно до 4 лет, и подстадию интуитивного мышления, охватыва­ющую возраст от 4 до 7 лет. Ближе к окончанию сенсомоторного периода ребенок начинает разви­вать способность символически представлять свои действия, прежде чем начнет их выполнять. Од­нако символическое представление является при­митивным и ограничено схемами, связанными с собственными действиями ребенка. Во время предоперациональной стадии развитие происходит благодаря тому, что ребенок учится представлять объекты с помощью речи и начинает использовать ее в мышлении. Теперь ребенок способен думать об окружающих предметах и действиях, а также манипулировать ими на вербальном и символиче­ском уровне.

Стадия конкретных операций

Во время этой стадии дети осваивают опе­рациональное мышление, которое позволяет им формировать мысленные образы материального мира и манипулировать этими образами в своем сознании (операции). Тот факт, что такие опера­ции ограничиваются выполняемыми действиями, конкретными или теми, которые зависят от уров­ня восприятия, отличают эту стадию от стадии формальных операций. От более ранних стадию конкретных операций отличает способность ре­бенка формировать мысленные представления о материальном мире и манипулировать ими. На этой стадии он может мысленно сформировать до конца логическую идею. Физические действия, преобладавшие на более ранних стадиях, теперь могут быть интернализованы и подвергаться ма­нипулированию в виде мысленных действий.

В период конкретных операций использова­ние языковых и других символов характеризуется заметным усложнением. На дооперациональной стадии ребенок формирует определения слов без полного понимания того, что они обозначают. На стадии конкретных операций речь становится основой мыслительного процесса, а также сред­ством вербального обмена информацией. В этот период дети приобретают способность анализи­ровать ситуацию с позиции других людей, отлича­ющейся от их собственной. Такая " децентрация" способствует тому, что мышление становится бо­лее логичным, а представления об окружающей среде — более согласованными. На этой стадии детское мышление становится более последова­тельным, стабильным и организованным. В то же время, хотя дети и могут выполнять более слож­ные операции после знакомства с их описанием, они, как правило, неспособны продолжать их, ес­ли не имеют возможности манипулировать с материальными предметами или если эти операции не связаны с физическими действиями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...