Стадия формальных операций
Стадия формальных операций Дети, чье развитие достигло стадии формальных операций, не ограничены в своих действиях конкретными объектами или событиями, а способны мыслить путем построения предположений и использовать для решения проблем абстрактные понятия. Они вступают в мир идей и могут полагаться на чистый символизм вместо оперирования исключительно материальной реальностью. Дети могут рассмотреть все возможные пути решения проблемы и понять влияние различных параметров на проблему. На этой стадии индивидуум способен выделить элементы проблемы и систематически проанализировать возможные решения. Дети на стадии конкретных операций склонны к манипулированию в настоящем времени, а те, которые достигли стадии формальных операций, могут рассуждать о будущем, об удаленных и гипотетических объектах. Они могут строить допущения и гипотезы, проверять их и формулировать принципы, теории и законы, могут не только думать, но и размышлять о том, что они думают и почему они это делают. На этой стадии развития человек способен использовать в своем мышлении системы формальной логики.
Игры Поведение, имеющее отношение к игре, то есть такое, которое развлекает человека и возбуждает его, Piaget назвал игровым. Он считал, что поведение превращается в игру, когда оно повторяется для получения удовольствия от своих действий. Действия, выполняемые ради получения функционального удовольствия, появляются уже в раннем сенсомоторном периоде. Согласно Piaget, наиболее примитивным типом игры является практическая игра или игра-упражнение. Ребенок повторяет хорошо освоенные навыки (схемы) ради удовольствия и наслаждается этим. Младенец повторяет движения, например, трясет погремушкой все сильнее и сильнее и получает от этого удовольствие. Этот тип игры не предполагает использования символов или имитации.
Игры, в которых ребенок начинает участвовать позднее в сенсомоторный период, получили название ритуализации. У ребенка формируется все больше и больше схем, и он начинает использовать их в новых ситуациях. Игры превращаются в счастливое проявление освоенных видов действий; жесты повторяются и комбинируются в качестве ритуала, и ребенок делает из них моторную игру, а по мере развития формирует все новые и новые сочетания модифицированных схем. Например, ребенок может выполнять ритуал засыпания после воздействия некоторых стимулов, взаимосвязанных со сном (подушка, одеяло, сосание большого пальца). Ближе к окончанию сенсомоторного периода у ребенка развиваются символические схемы и мысленные ассоциации, которые позволяют ему начать пытаться притворяться или имитировать в игре. Некоторые авторы характеризуют игру с использованием символов как имитационную. На протяжении сенсомоторного периода игры носят индивидуальный или эгоцентрический характер и не предполагают наличия каких-либо правил. Предконцептуальный период дооперациональной стадии характеризуется переходом от практической игры к символической. На предконцептуальной стадии детские игры выходят за рамки собственных действий ребенка. Кроме того, возникают новые игровые виды поведения, позволяющие ему притворяться. В возрасте от 4 до 7 лет (стадия интуитивного мышления) наблюдается развитие символических игр. Ребенок создает истории в правильной последовательности, можт более точно и детально воспроизводить действительность и использовать коллективный символизм (в игру вовлекаются другие люди). Он начинает играть с одним или несколькими компаньонами, но при этом продолжает играть самостоятельно. В игре может рассуждать с точки зрения других людей, а индивидуальные игровые символы начинают замещаться социальными правилами. Например, дети начинают играть в пятнашки или в прятки. На этом уровне развития они не имеют позитивной реакции на интуитивное мышление. Хотя игра является эгоцентрической, возможность для свободной неорганизованной и спонтанной игры имеет важное значение. Развитие происходит за счет перехода от эгоцентризма к взаимодействию в игре, поэтому детям этого возраста больше подходят совместные игры. Их развитие стимулируют игры-загадки, игры, связанные с поиском спрятанных предметов, ролевые и спонтанные игры. Желание ребенка участвовать в игре " пятнашки", например, говорит о том, что он начинает играть с другими детьми и обращать на них внимание во время игры.
На стадии конкретных операций происходит увеличение количества игр с правилами, которые могут устанавливаться старшими, как в случае традиционных игр, либо формируются произвольно. Происходит рост социализации и консолидация социальных правил, поэтому для детей становятся очень привлекательными игры и создание групп игр по правилам. В играх все меньше используются имитация и подражание, они становятся все более похожими на " реальные" игры. На этой стадии игры могут быть организованными, социальными и проводятся по правилам. Хотя некоторые дети готовы к таким играм к своему седьмому дню рождения, дети с отклонениями умственного развития будут играть в такие игры не раньше подросткового возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|