Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадия формальных операций




Стадия формальных операций

Дети, чье развитие достигло стадии формаль­ных операций, не ограничены в своих действиях конкретными объектами или событиями, а спо­собны мыслить путем построения предположений и использовать для решения проблем абстракт­ные понятия. Они вступают в мир идей и могут полагаться на чистый символизм вместо опери­рования исключительно материальной реально­стью. Дети могут рассмотреть все возможные пути решения проблемы и понять влияние различных параметров на проблему. На этой стадии инди­видуум способен выделить элементы проблемы и систематически проанализировать возможные решения. Дети на стадии конкретных операций склонны к манипулированию в настоящем вре­мени, а те, которые достигли стадии формальных операций, могут рассуждать о будущем, об уда­ленных и гипотетических объектах. Они могут строить допущения и гипотезы, проверять их и формулировать принципы, теории и законы, мо­гут не только думать, но и размышлять о том, что они думают и почему они это делают. На этой стадии развития человек способен использовать в своем мышлении системы формальной логики.

 

Игры

Поведение, имеющее отношение к игре, то есть такое, которое развлекает человека и возбуж­дает его, Piaget назвал игровым. Он считал, что поведение превращается в игру, когда оно по­вторяется для получения удовольствия от своих действий. Действия, выполняемые ради получе­ния функционального удовольствия, появляются уже в раннем сенсомоторном периоде. Согласно Piaget, наиболее примитивным типом игры яв­ляется практическая игра или игра-упражнение. Ребенок повторяет хорошо освоенные навыки (схемы) ради удовольствия и наслаждается этим. Младенец повторяет движения, например, трясет погремушкой все сильнее и сильнее и получает от этого удовольствие. Этот тип игры не предполага­ет использования символов или имитации.

Игры, в которых ребенок начинает участво­вать позднее в сенсомоторный период, получили название ритуализации. У ребенка формируется все больше и больше схем, и он начинает исполь­зовать их в новых ситуациях. Игры превращаются в счастливое проявление освоенных видов дей­ствий; жесты повторяются и комбинируются в ка­честве ритуала, и ребенок делает из них моторную игру, а по мере развития формирует все новые и новые сочетания модифицированных схем. На­пример, ребенок может выполнять ритуал засыпа­ния после воздействия некоторых стимулов, взаимосвязанных со сном (подушка, одеяло, сосание большого пальца). Ближе к окончанию сенсомоторного периода у ребенка развиваются символи­ческие схемы и мысленные ассоциации, которые позволяют ему начать пытаться притворяться или имитировать в игре. Некоторые авторы харак­теризуют игру с использованием символов как имитационную. На протяжении сенсомоторного периода игры носят индивидуальный или эгоцен­трический характер и не предполагают наличия каких-либо правил.

Предконцептуальный период дооперациональ­ной стадии характеризуется переходом от практи­ческой игры к символической. На предконцептуальной стадии детские игры выходят за рамки собственных действий ребенка. Кроме того, воз­никают новые игровые виды поведения, позволя­ющие ему притворяться. В возрасте от 4 до 7 лет (стадия интуитивного мышления) наблюдается развитие символических игр. Ребенок создает исто­рии в правильной последовательности, можт бо­лее точно и детально воспроизводить действитель­ность и использовать коллективный символизм (в игру вовлекаются другие люди). Он начинает играть с одним или несколькими компаньонами, но при этом продолжает играть самостоятельно. В игре может рассуждать с точки зрения других лю­дей, а индивидуальные игровые символы начинают замещаться социальными правилами. Например, дети начинают играть в пятнашки или в прятки. На этом уровне развития они не имеют позитив­ной реакции на интуитивное мышление. Хотя игра является эгоцентрической, возможность для свободной неорганизованной и спонтанной игры имеет важное значение. Развитие происходит за счет перехода от эгоцентризма к взаимодействию в игре, поэтому детям этого возраста больше под­ходят совместные игры. Их развитие стимулируют игры-загадки, игры, связанные с поиском спря­танных предметов, ролевые и спонтанные игры. Желание ребенка участвовать в игре " пятнашки", например, говорит о том, что он начинает играть с другими детьми и обращать на них внимание во время игры.

На стадии конкретных операций происходит увеличение количества игр с правилами, которые могут устанавливаться старшими, как в случае традиционных игр, либо формируются произ­вольно. Происходит рост социализации и консо­лидация социальных правил, поэтому для детей становятся очень привлекательными игры и соз­дание групп игр по правилам. В играх все меньше используются имитация и подражание, они ста­новятся все более похожими на " реальные" игры. На этой стадии игры могут быть организованны­ми, социальными и проводятся по правилам. Хо­тя некоторые дети готовы к таким играм к своему седьмому дню рождения, дети с отклонениями умственного развития будут играть в такие игры не раньше подросткового возраста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...