Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение теории когнитивного развития в процессе обучения




Применение теории когнитивного развития в процессе обучения

С когнитивной теорией ассоциировано мно­жество аспектов обучения. Приведем несколько примеров. Поскольку язык является скорее аб­страктным средством выражения информации, чем конкретным, учителя должны ограничить вербальные указания и обратить внимание на тактильные, кинестетические, визуальные и дру­гие конкретные формы указаний. Детям, которые не способны сразу перенести полученные знания или применить приобретенный ранее опыт в но­вую ситуацию, требуется более медленное услож­нение заданий, небольшими последовательными шагами, а также изучение и тренировка навы­ков в тех условиях, где они используются. Кроме того, важно учитывать в правилах обучения и игровых стратегиях уровень когнитивного раз­вития учащихся. По мере развития когнитивных способностей можно вводить более сложные правила и стратегии. Знание типов и групп игр, взаимосвязанных с различными стадиями разви­тия (см. табл. 8. 3), может повлиять на успеш­ность игровых занятий. Дети до 6 лет с большим интересом участвуют в ролевых играх неболь­шими группами. И наконец, при использовании вербализации следует принимать во внимание развитие речи. Например, часто при объяснении учебных задач полезно использовать отдельные слова и простые предложения вместо нескольких сложных предложений. Повышению результа­тивности учебного процесса способствуют показ и физическая помощь. Характеристика результа­тов выполнения задания должна быть краткой и конкретной. Когнитивная теория также является основой некоторых организационных и учебных методов, которые будут рассмотрены в этой гла­ве далее.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Отклонения умственного развития представ­ляют собой многосторонние явления, затрагива­ющее все аспекты жизни человека. Далее будут рассмотрены особенности, которые обычно выяв­ляются у лиц с такими отклонениями.

 

Способности к обучению

Когнитивное поведение является той обла­стью, в которой лица с отклонениями умственного развития отличаются от других людей более всего. Чем значительнее уровень отклонений, тем ниже уровень когнитивных способностей индивидуу­ма. Большинство лиц зрелого возраста, которые нуждаются в повсеместной поддержке, находятся на сенсомоторной стадии когнитивного разви­тия. Лица зрелого возраста, которым необходи­ма ограниченная поддержка, неспособны в своем развитии продвинуться далее уровня конкретных операций. Развитие может быть ограничено про­стейшими формами формальных операций либо даже дооперациональной стадией.

Несмотря на то, что процесс обучения и ста­дии обучения являются общими для всех, обуче­ние детей с отклонениями умственного развития проходит медленнее по сравнению с детьми с нор­мальным умственным развитием, вследствие чего

у них также наблюдается снижение успеваемости. Темп обучения детей с отклонениями умственного развития обычно составляет от 40 до 70 % такового у здоровых детей. Дети, которые нуждаются в обширной или повсеместной поддержке, часто не могут заниматься по обычной школьной про­грамме. Хотя в школьной системе предусмотрены отдельные классы и специальные школы для детей, требующих обширной или повсеместной поддерж­ки, главные цели обучения для них включают овла­дение основными навыками жизни и общения, необходимыми для собственного существования. Хотя лиц зрелого возраста, требующих обширной поддержки, можно обучить простейшим навыкам самообслуживания и личной гигиены, они, вероят­нее всего, будут нуждаться в тщательном наблюде­нии и уходе на протяжении всей жизни.

 

Социальные и эмоциональные качества

У детей с отклонениями умственного развития наблюдается тот же диапазон социального пове­дения и эмоций, как и у других детей, но у них гораздо чаще обнаруживаются неадекватные ре­акции на социальные и эмоциональные ситуации. Поскольку они сталкиваются с трудностями при обобщении информации или обучении на основе пережитого опыта с такой же скоростью или спо­собностью, как и здоровые дети, они, вероятнее всего, не будут подготовленными для поиска вы­хода из всех ситуаций, с которыми им придет­ся столкнуться. Дети с умственной отсталостью часто не до конца понимают, чего от них ждут, и могут реагировать неподходящим образом из-за неправильного восприятия ситуации, а не из-за неумения реагировать должным образом.

Учебные программы для''детей с отклонения­ми умственного развития всегда должны включать познания, которые помогут им определить соответствующее социальное поведение и эмоциональ­ный ответ для повседневных ситуаций. Для их са­мостоятельности важное значение имеют личное признание и формирование здоровых социальных отношений. Причина, по которой большинство лиц, нуждающихся в периодической или ограни­ченной поддержке, теряют работу, связана с не­достаточно развитыми социальными навыками, в частности плохими навыками работы и неспособ­ностью наладить отношения с другими работника­ми. С другой стороны, лица с развитыми базовыми социальными и эмоциональными навыками чув­ствуют себя более счастливыми и более востребо­ванными, а также получают большее удовольствие от учебных занятий двигательной активностью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...