Применение теории когнитивного развития в процессе обучения
Применение теории когнитивного развития в процессе обучения С когнитивной теорией ассоциировано множество аспектов обучения. Приведем несколько примеров. Поскольку язык является скорее абстрактным средством выражения информации, чем конкретным, учителя должны ограничить вербальные указания и обратить внимание на тактильные, кинестетические, визуальные и другие конкретные формы указаний. Детям, которые не способны сразу перенести полученные знания или применить приобретенный ранее опыт в новую ситуацию, требуется более медленное усложнение заданий, небольшими последовательными шагами, а также изучение и тренировка навыков в тех условиях, где они используются. Кроме того, важно учитывать в правилах обучения и игровых стратегиях уровень когнитивного развития учащихся. По мере развития когнитивных способностей можно вводить более сложные правила и стратегии. Знание типов и групп игр, взаимосвязанных с различными стадиями развития (см. табл. 8. 3), может повлиять на успешность игровых занятий. Дети до 6 лет с большим интересом участвуют в ролевых играх небольшими группами. И наконец, при использовании вербализации следует принимать во внимание развитие речи. Например, часто при объяснении учебных задач полезно использовать отдельные слова и простые предложения вместо нескольких сложных предложений. Повышению результативности учебного процесса способствуют показ и физическая помощь. Характеристика результатов выполнения задания должна быть краткой и конкретной. Когнитивная теория также является основой некоторых организационных и учебных методов, которые будут рассмотрены в этой главе далее.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Отклонения умственного развития представляют собой многосторонние явления, затрагивающее все аспекты жизни человека. Далее будут рассмотрены особенности, которые обычно выявляются у лиц с такими отклонениями.
Способности к обучению Когнитивное поведение является той областью, в которой лица с отклонениями умственного развития отличаются от других людей более всего. Чем значительнее уровень отклонений, тем ниже уровень когнитивных способностей индивидуума. Большинство лиц зрелого возраста, которые нуждаются в повсеместной поддержке, находятся на сенсомоторной стадии когнитивного развития. Лица зрелого возраста, которым необходима ограниченная поддержка, неспособны в своем развитии продвинуться далее уровня конкретных операций. Развитие может быть ограничено простейшими формами формальных операций либо даже дооперациональной стадией. Несмотря на то, что процесс обучения и стадии обучения являются общими для всех, обучение детей с отклонениями умственного развития проходит медленнее по сравнению с детьми с нормальным умственным развитием, вследствие чего у них также наблюдается снижение успеваемости. Темп обучения детей с отклонениями умственного развития обычно составляет от 40 до 70 % такового у здоровых детей. Дети, которые нуждаются в обширной или повсеместной поддержке, часто не могут заниматься по обычной школьной программе. Хотя в школьной системе предусмотрены отдельные классы и специальные школы для детей, требующих обширной или повсеместной поддержки, главные цели обучения для них включают овладение основными навыками жизни и общения, необходимыми для собственного существования. Хотя лиц зрелого возраста, требующих обширной поддержки, можно обучить простейшим навыкам самообслуживания и личной гигиены, они, вероятнее всего, будут нуждаться в тщательном наблюдении и уходе на протяжении всей жизни.
Социальные и эмоциональные качества У детей с отклонениями умственного развития наблюдается тот же диапазон социального поведения и эмоций, как и у других детей, но у них гораздо чаще обнаруживаются неадекватные реакции на социальные и эмоциональные ситуации. Поскольку они сталкиваются с трудностями при обобщении информации или обучении на основе пережитого опыта с такой же скоростью или способностью, как и здоровые дети, они, вероятнее всего, не будут подготовленными для поиска выхода из всех ситуаций, с которыми им придется столкнуться. Дети с умственной отсталостью часто не до конца понимают, чего от них ждут, и могут реагировать неподходящим образом из-за неправильного восприятия ситуации, а не из-за неумения реагировать должным образом. Учебные программы для''детей с отклонениями умственного развития всегда должны включать познания, которые помогут им определить соответствующее социальное поведение и эмоциональный ответ для повседневных ситуаций. Для их самостоятельности важное значение имеют личное признание и формирование здоровых социальных отношений. Причина, по которой большинство лиц, нуждающихся в периодической или ограниченной поддержке, теряют работу, связана с недостаточно развитыми социальными навыками, в частности плохими навыками работы и неспособностью наладить отношения с другими работниками. С другой стороны, лица с развитыми базовыми социальными и эмоциональными навыками чувствуют себя более счастливыми и более востребованными, а также получают большее удовольствие от учебных занятий двигательной активностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|