Физические и двигательные качества
Физические и двигательные качества Дети с отклонениями умственного развития мало отличаются от остальных детей по своим физическим и двигательным характеристикам. Хотя у большинства таких детей наблюдается задержка двигательного развития, она чаще всего обусловлена ограниченным вниманием и способностями к пониманию, а не нарушениями физиологических функций или двигательного контроля. Как правило, чем значительнее отклонения умственного развития, тем больше отставание в развитии других основных качеств. По сравнению с остальными детьми дети с отклонениями умственного развития начинают ходить и говорить позже, объем этих видов деятельности у них несколько ограничен, они в большей степени подвержены физическим проблемам и заболеваниям. В сравнительных исследованиях они постоянно получают более низкие оценки показателей силы, выносливости, ловкости, равновесия, скорости бега, гибкости и времени реакции. Многие из них могут успешно состязаться со своими здоровыми сверстниками, но у школьников, которым требуется обширная или повсеместная поддержка, наблюдается отставание от сверстников по результатам тестов физической подготовленности и моторного развития на четыре года и более. Показатели физической подготовленности и двигательных качеств у здоровых детей выше, чем у детей с отклонениями умственного развития, нуждающихся в периодической или ограниченной поддержке, которые в свою очередь, опережают детей, требующих обширной или повсеместной поддержки. У мальчиков показатели обычно выше, чем у девочек, и разница между ними возрастает с увеличением объема необходимой поддержки (Eichstaedt, Wang, Polacek, Dohrmann, 1991; Londeree, Johnson, 1974). Исключение составляют показатели гибкости и способности удерживать равновесие. Здоровые девочки превосходят мальчиков по показателям гибкости и способности удерживать равновесие, у детей с отклонениями умственного развития отмечено обратное соотношение: мальчики обгоняют девочек по этим параметрам. Согласно рекомендациям Winnik и Short (1999, а), дети в возрасте 10—17 лет с отклонениями умственного развития, нуждающиеся в периодической или ограниченной поддержке, должны достичь уровня показателей аэробной работоспособности, состава тела, гибкости, силы мышц живота и верхних конечностей, а также выносливости (необходимых для поддержания нормального состояния здоровья, самостоятельного существования и занятий двигательной активностью), сопоставимых с уровнем их здоровых сверстников. Эти же авторы (Winnik, Short, 1999, b) предлагают рекомендации для формирования такого уровня функциональной и физиологической подготовленности у детей с психическими и другими нарушениями. Обнаружено также, что у детей с синдромом Дауна показатели гибкости выше по сравнению с детьми с другими видами психических нарушений (Eichstaedt, Wang, Polacek, Dohrmann, 1991; Rarick, Dobbins, Broadhead, 1976; Rarick, McQuillan, 1977). У детей с синдромом Дауна наблюдается склонность к пониженному мышечному тонусу и повышенной подвижности суставов. Это и позволяет им демонстрировать более высокие показатели гибкости, однако и подвергает их большему риску получения травм из-за слабых связок и мышц.
У большинства детей с отклонениями умственного развития наблюдаются мышечная гипотония и избыточная масса тела. Чтобы такие учащиеся смогли достичь более высокого уровня показателей, им могут понадобиться рекомендации в отношении питания, а также дополнительные занятия двигательной активностью. Непропорциональное строение тела становится причиной проблем с механикой тела и удержанием равновесия. Занятия физического воспитания на неровной поверхности или связанные с быстрым изменением направления движения могут стать причиной страха, и сопряжены с повышенным риском получения травм и невыполнения поставленной задачи. Значительные проблемы связаны также с нарушениями правильного положения тела. У детей с отклонениями умственного развития часто наблюдаются деформирование конечностей, нарушения осанки и церебральный паралич, учителя физического воспитания должны все это учитывать при планировании индивидуальных программ занятий (рис. 8. 2).
Отклонения умственного развития часто сочетаются у детей с другими нарушениями. Как можно видеть из данных, представленных в таблице 8. 4, распространенность и количество сопутствующих нарушений возрастают с увеличением тяжести отклонений (Murphy et al., 1988).
СИНДРОМ ДАУНА Синдром Дауна представляет собой одно из наиболее известных генетических заболеваний, связанных с отклонениями умственного развития. Учитывая его распространенность и особые последствия для занятий спортом и физической культурой, мы обсудим его здесь более подробно. Синдром Дауна встречается примерно у одного ребенка из 700 новорожденных. В США ежегодно рождается около 5000 детей с этим заболеванием. Мужчины генетически ответственны за возникновение этого отклонения у своего потомства примерно в 25 % случаев. Наибольшему риску рождения ребенка с синдромом Дауна подвержены женщины в возрасте старше 35 лет (1 ребенок из 290), в 40 лет вероятность рождения такого ребенка составляет 1 на 150 родов, а в 45 — 1 на 20 (Cunningham, 1987). Рисунок 8. 2 - У многих детей с отклонениями умственного развития могут наблюдаться и другие нарушения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|