Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природа эмоциональных расстройств и расстройств поведения




При попытке понять поступки учащихся с лег­кими или средними расстройствами поведения, которые формируют группу в условиях класса с совместным обучением, большую пользу может принести классификация поведения. Плодотвор­ную работу в области классификации проявле­ний расстройств поведения провел Quay (1986). Исследования показали, что в классах специаль­ного обучения для учащихся с эмоциональными расстройствами неизменно наблюдается наличие нескольких видов расстройств поведения (кондук тивное расстройство, тревожность с самоизоля­цией, незрелость и социализированная агрессия). Используя пересмотренный список проблем пове­дения, в 1987 г. Quay и Peterson расширили пере­чень выделенных ранее видов расстройств поведе­ния. В число новых видов расстройств поведения (часть которых осталась без изменений) вошли:

1. Кондуктивное расстройство — включает по­ведение с целью привлечь внимание, вспышки гнева, драки, разрушительные действия и склонность к действиям, раздражающим окружающих.

2. Социализированная агрессия — обычно включает групповое воровство, прогулы занятий, преданность друзьям, не выполняющим своих обязательств, связи с " плохими" компаниями, свободные проявления неуважения к моральным ценностям и законам.

3. Незрелость с расстройством внимания — крат­кая продолжительность интервалов концентрации внимания, нерасторопность, плохая концентра­ция, рассеянность, апатичность и склонность от­вечать без обдумывания.

4. Тревожность с самоизоляцией — представля­ет собой значительный контраст по сравнению с кондуктивным расстройством и связана с углуб­лением в себя, повышенной ранимостью, общей напуганностью, тревожностью, депрессией и бес­престанным унынием.

5. Психотическое поведение — искаженное вос­приятие услышанного с выражением странных, надуманных идей.

6. Моторная возбужденность — предполагает возбужденность и неспособность расслабиться.

Развитием работы Quay стало определение двух основных видов расстройств поведения, а именно, экстернализацию и интернализацию (Achenback, Howell, Quay, Connors, 1991). Экстернализованное поведение включает атаки на дру­гих, что сходно по своей сути с кондуктивным расстройством и социализированной агрессией в исходной классификации Quay и Peterson. С дру­гой стороны, интернализованное поведение подразумевает внутренний психологический и эмо­циональный конфликт, в частности депрессию и тревожность, что близко к тревожности с самоизоляцией и незрелости в той же классификации.

Кондуктивные расстройства могут также клас­сифицироваться как явные и скрытые (Kauffman, 2001) либо слабосоциализированные и социализи­рованные (Quay, 1986). Слабосоциализированное (открытое) поведение, в особенности агрессив­ное, связано с правонарушениями. Согласно ма­териалам Американской академии специалистов по травматическому стрессу (American Academy of Experts in Traumatic Stress), учащиеся из группы риска совершения правонарушений, как правило, характеризуются следующими видами поведения:

1. выражение саморазрушающих идей;

2. разговоры о конкретных планах нанесения вреда себе или другим;

3. проблемы с контролем импульсивного пове­дения;

4. обвинение окружающих и ход событий в своих проблемах;

5. злоупотребление алкоголем и наркотиками.

В классификации DSM-IV (АРА, 1994) кон­дуктивные расстройства разделены на четыре ка­тегории, описываемые 15 признаками. Если у ин­дивидуума присутствует хотя бы три симптома из 15, это говорит о наличии у него легкого кондуктивного расстройства (табл. 9. 1). Наличие четы­рех симптомов и более свидетельствует о среднем или тяжелом расстройстве.

 

Таблица 9. 1 – Диагностические критерии DSM – IV для определения оппозиционного вызывающего расстройства и кондуктивного расстройства

Оппозиционное вызывающее расстройство Кондуктивное расстройство
Часто теряет самообладание Пререкается со старшими Активно игнорирует или отказывается выполнять требования взрослых и установленные ими правила намеренно раздражает окружающих Обвиняет других в своих ошибках или неправильных поступках Обижается или болезненно реагирует на действия окружающих Злится и возмущается Злорадствует и проявляет мстительность Часто задирает, угрожает или запугивает других Часто инициатирует физические столкновения с другими Пользуется оружием Проявляет физическую жестокость к людям Проявляет физическую жестокость к животным Крадет в присутствии жертвы Принуждает других к сексуальной активности Сознательно участвует в поджогах Сознательно приводит в негодность чужую собственность Вламывается в чужие дома, квартиры, машины Часто обманывает других Крадет ценные вещи, не соприкасаясь с жертвой Поздно уходит из дома, будучи моложе 13 лет По крайне мере дважды не ночевал дома Часто прогуливает уроки, будучи моложе 13 лет

 

Представляет интерес взаимосвязь между оппозиционным вызывающим расстройством (ODD) и кондуктивным. У значи­тельного количества детей и подростков, у кото­рых развивается кондуктивное расстройство, в начальных и средних классах школы обнаружи­ваются также признаки оппозиционного вызы­вающего расстройства. В соответствии с DSM-IV, ODD — это периодически повторяющиеся случаи негативистского, вызывающего, своенравного и неприязненного поведения по отношению к на­деленным властью лицам, которое сохраняется не менее 6 месяцев и характеризуется частым прояв­лением хотя бы четырех из перечисленных в та­блице 9. 1 признаков.

Психические расстройства являются еще одной областью, вызывающей беспокойство школьных учителей. Такие расстройства приводят к более серьезным нарушениям и могут требовать специ­ального терапевтического и медицинского вмеша­тельства. В эту категорию нарушений включены тревожные расстройства (например, обсессивнокомпульсивное расстройство или синдром пост­травматического стресса), депрессии и другие расстройства настроения (такие, как биполярное или маниакально-депрессивное расстройства), а также шизофренические и другие психические расстройства (Forness, Walker, Kavale, 2003). Для лечения этих расстройств обычно применяют фармакологические средства в сочетании с управ­лением поведением (см. главу 6).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...