Природа эмоциональных расстройств и расстройств поведения
При попытке понять поступки учащихся с легкими или средними расстройствами поведения, которые формируют группу в условиях класса с совместным обучением, большую пользу может принести классификация поведения. Плодотворную работу в области классификации проявлений расстройств поведения провел Quay (1986). Исследования показали, что в классах специального обучения для учащихся с эмоциональными расстройствами неизменно наблюдается наличие нескольких видов расстройств поведения (кондук тивное расстройство, тревожность с самоизоляцией, незрелость и социализированная агрессия). Используя пересмотренный список проблем поведения, в 1987 г. Quay и Peterson расширили перечень выделенных ранее видов расстройств поведения. В число новых видов расстройств поведения (часть которых осталась без изменений) вошли: 1. Кондуктивное расстройство — включает поведение с целью привлечь внимание, вспышки гнева, драки, разрушительные действия и склонность к действиям, раздражающим окружающих. 2. Социализированная агрессия — обычно включает групповое воровство, прогулы занятий, преданность друзьям, не выполняющим своих обязательств, связи с " плохими" компаниями, свободные проявления неуважения к моральным ценностям и законам. 3. Незрелость с расстройством внимания — краткая продолжительность интервалов концентрации внимания, нерасторопность, плохая концентрация, рассеянность, апатичность и склонность отвечать без обдумывания. 4. Тревожность с самоизоляцией — представляет собой значительный контраст по сравнению с кондуктивным расстройством и связана с углублением в себя, повышенной ранимостью, общей напуганностью, тревожностью, депрессией и беспрестанным унынием.
5. Психотическое поведение — искаженное восприятие услышанного с выражением странных, надуманных идей. 6. Моторная возбужденность — предполагает возбужденность и неспособность расслабиться. Развитием работы Quay стало определение двух основных видов расстройств поведения, а именно, экстернализацию и интернализацию (Achenback, Howell, Quay, Connors, 1991). Экстернализованное поведение включает атаки на других, что сходно по своей сути с кондуктивным расстройством и социализированной агрессией в исходной классификации Quay и Peterson. С другой стороны, интернализованное поведение подразумевает внутренний психологический и эмоциональный конфликт, в частности депрессию и тревожность, что близко к тревожности с самоизоляцией и незрелости в той же классификации. Кондуктивные расстройства могут также классифицироваться как явные и скрытые (Kauffman, 2001) либо слабосоциализированные и социализированные (Quay, 1986). Слабосоциализированное (открытое) поведение, в особенности агрессивное, связано с правонарушениями. Согласно материалам Американской академии специалистов по травматическому стрессу (American Academy of Experts in Traumatic Stress), учащиеся из группы риска совершения правонарушений, как правило, характеризуются следующими видами поведения: 1. выражение саморазрушающих идей; 2. разговоры о конкретных планах нанесения вреда себе или другим; 3. проблемы с контролем импульсивного поведения; 4. обвинение окружающих и ход событий в своих проблемах; 5. злоупотребление алкоголем и наркотиками. В классификации DSM-IV (АРА, 1994) кондуктивные расстройства разделены на четыре категории, описываемые 15 признаками. Если у индивидуума присутствует хотя бы три симптома из 15, это говорит о наличии у него легкого кондуктивного расстройства (табл. 9. 1). Наличие четырех симптомов и более свидетельствует о среднем или тяжелом расстройстве.
Таблица 9. 1 – Диагностические критерии DSM – IV для определения оппозиционного вызывающего расстройства и кондуктивного расстройства
Представляет интерес взаимосвязь между оппозиционным вызывающим расстройством (ODD) и кондуктивным. У значительного количества детей и подростков, у которых развивается кондуктивное расстройство, в начальных и средних классах школы обнаруживаются также признаки оппозиционного вызывающего расстройства. В соответствии с DSM-IV, ODD — это периодически повторяющиеся случаи негативистского, вызывающего, своенравного и неприязненного поведения по отношению к наделенным властью лицам, которое сохраняется не менее 6 месяцев и характеризуется частым проявлением хотя бы четырех из перечисленных в таблице 9. 1 признаков. Психические расстройства являются еще одной областью, вызывающей беспокойство школьных учителей. Такие расстройства приводят к более серьезным нарушениям и могут требовать специального терапевтического и медицинского вмешательства. В эту категорию нарушений включены тревожные расстройства (например, обсессивнокомпульсивное расстройство или синдром посттравматического стресса), депрессии и другие расстройства настроения (такие, как биполярное или маниакально-депрессивное расстройства), а также шизофренические и другие психические расстройства (Forness, Walker, Kavale, 2003). Для лечения этих расстройств обычно применяют фармакологические средства в сочетании с управлением поведением (см. главу 6).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|