Причины расстройств поведения. Биологические факторы. Влияние семьи. Влияние школы. Культурные факторы
ПРИЧИНЫ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ Было выделено несколько факторов, которые могут входить в число потенциальных причин нарушений поведения, в том числе биологические, социальные и культурные. Кроме того, постепенно начинают обращать внимание на детей и подростков, которые входят в группу риска. Несмотря на отсутствие возможности для подробного обсуждения сил или факторов, которые определяют попадание школьника в группу риска, мы отдаем себе отчет, что корреляция с плохими учебными показателями установлена для широкого спектра социальных факторов. К числу этих факторов относятся бедность, принадлежность к национальным или расовым меньшинствам, незнание или плохое знание английского языка, определенная структура семьи (например, принадлежность к семье с одним родителем), ограниченное образование (Rossi, 1994).
Биологические факторы К этиологии расстройств поведения могут иметь отношение несколько биологических нарушений (Kauffman, 2001). Сюда относятся генетические аномалии, особенности темперамента, повреждение или нарушение функций головного мозга, недостаток питания, физические заболевания или нарушения и психофизиологические расстройства. Определив все эти факторы, мы должны утвердиться в мысли о том, что биологические факторы вносят свой вклад в формирование расстройств поведения или настроения, они не действуют изолированно или независимо от внешних (психологических) воздействий (Kauffman, 2001).
Влияние семьи Патологические семейные отношения являются фактором, вносящим основной вклад в этиологию расстройств поведения. Эти факторы сами по себе не являются причиной расстройств поведения у детей, а сложно взаимодействуют с другими параметрами. Неполные семьи, разводы, беспорядочные или враждебные семейные отношения, отсутствие матери или отца, жестокое обращение с ребенком, а также разделение родителей могут повлечь за сббой ситуации, в которых дети подвержены повышенному риску формирования расстройств поведения. Очевидно также, что не существует однозначной взаимосвязи между пагубным воздействием патологических семейных отношений и расстройствами поведения. Многие дети считают разногласия между родителями более вредными, чем отделение от одного из родителей. Бедность — еще один фактор, статистически взаимосвязанный с риском возникновения расстройств (Fujira, Yamati, 2000). Исследования также свидетельствуют об эффекте умножения: при одновременном воздействии одного фактора и более существует повышенная вероятность развития расстройства поведения.
Влияние школы Становится все более очевидным, что помимо влияния семьи наиболее значительным фактором социализации в жизни ребенка является школа. По этой причине школа должна взять на себя определенную ответственность за возникновение расстройств поведения. Согласно Kauffman (2001), школа влияет на возникновение расстройств поведения так: · отсутствием внимания к личности ученика; · неадекватными требованиями к учащимся; · непоследовательным управлением поведением; · обучением нефункциональным и ненужным навыкам; · малоэффективным обучением навыкам, необходимым для успешной учебы в школе; · деструктивными случаями применения подкрепления; · демонстрацией нежелательных моделей поведения в школе.
Культурные факторы Очень часто имеются противоречия между ценностями и ожиданиями, которые определяют для себя ребенок, семья и школа. Следовательно, существует повышенная вероятность того, что ученик нарушит доминирующие культурные нормы и будет рассматриваться как имеющий отклонения от нормы (Kauffman, 2001). Поэтому педагоги должны воздействовать только на поведение, несовместимое с достижением основных целей учебного процесса. Поведение, имеющее культурную основу, следует подвергать тщательной оценке с точки зрения того, насколько оно несовместимо с учебными целями или насколько оно не согласуется с культурными принципами педагога. В последнем случае наказание ученика следует рассматривать как неуместное.
Часть проблем сосредоточена вокруг конфликтных культурных ценностей и норм, порожденных обществом. Например, популярные средства массовой информации превозносят довольно много известных личностей, чье поведение настолько же связано с правонарушениями, как и у преступников, которых задерживают. Однако школьникам, пытающимся вести себя подобным образом, сообщают, что их поступки не соответствуют ожиданиям общества. Еще одна зона проблем связана со значительными трудностями при попытке устранить пристрастие и дискриминацию при оценке поведения школьника. Вследствие этого ученики получают ярлык отклоняющихся от нормы на самом деле только за то, что в школе их поведение считают неприемлемым. Среди прочих культурных факторов, оказывающих влияние на поведение учеников, — круг общения среди ровесников, соседи, урбанизация, этническая или расовая принадтежность и социальный класс. Эти факторы сами по себе не позволяют достоверно прогнозировать возникновение расстройства поведения, однако в сочетании и в контексте экономических лишений и семейных конфликтов, они могут оказывать отрицательное влияние на поведение (Kauffman, 2001). Важным социокультурным фактором, отображающим взаимосвязь между аберрантным поведением лиц зрелого возраста и спиралевидным нарастанием количества случаев расстройств поведения является злоупотребление алкоголем и наркотиками. У детей, подвергшихся в пренатальный период воздействию наркотиков и алкоголя, могут наблюдаться два типа последствий. Во-первых, - существует повышенная вероятность неврологических нарушений, поскольку и наркотики и алкоголь могут проникать через плаценту в ткани плода, вызывая химическую зависимость, пороки развития, невроповеденческие отклонения и внутриматочную задержку роста. Во-вторых, эти дети попадают в семейную обстановку, которую в лучшем случае можно назвать беспорядочной. Обычно впоследствии такие дети попадают в систему социальной защиты (Bauer, 1991). Дети, подвергшиеся в пренатальный период воздействию наркотиков и алкоголя, гораздо чаще в образовательных и медицинских программах помощи " Head Start" попадают в категорию детей с расстройствами поведения и эмоциональными расстройствами и при поступлении в детский сад их определяют в специальные группы (Sinclair, 1998). О долговременных эффектах алкоголя на плод сообщают Van Dyke, Fox (1990). Их выводы показали, что у значительной части детей с диагнозом " алкогольный синдром плода" в 1970-х годах десятилетие спустя наблюдались сложности в обучении, проблемы с поведением и недостаток внимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|