Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины расстройств поведения. Биологические факторы. Влияние семьи. Влияние школы. Культурные факторы




ПРИЧИНЫ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ

Было выделено несколько факторов, которые могут входить в число потенциальных причин на­рушений поведения, в том числе биологические, социальные и культурные. Кроме того, постепен­но начинают обращать внимание на детей и под­ростков, которые входят в группу риска. Несмотря на отсутствие возможности для подробного об­суждения сил или факторов, которые определяют попадание школьника в группу риска, мы отдаем себе отчет, что корреляция с плохими учебными показателями установлена для широкого спектра социальных факторов. К числу этих факторов от­носятся бедность, принадлежность к националь­ным или расовым меньшинствам, незнание или плохое знание английского языка, определенная структура семьи (например, принадлежность к се­мье с одним родителем), ограниченное образова­ние (Rossi, 1994).

 

Биологические факторы

К этиологии расстройств поведения могут иметь отношение несколько биологических на­рушений (Kauffman, 2001). Сюда относятся гене­тические аномалии, особенности темперамента, повреждение или нарушение функций головного мозга, недостаток питания, физические заболева­ния или нарушения и психофизиологические рас­стройства. Определив все эти факторы, мы долж­ны утвердиться в мысли о том, что биологические факторы вносят свой вклад в формирование рас­стройств поведения или настроения, они не действуют изолированно или независимо от внеш­них (психологических) воздействий (Kauffman, 2001).

 

Влияние семьи

Патологические семейные отношения являют­ся фактором, вносящим основной вклад в этиоло­гию расстройств поведения. Эти факторы сами по себе не являются причиной расстройств поведе­ния у детей, а сложно взаимодействуют с другими параметрами. Неполные семьи, разводы, беспорядочные или враждебные семейные отношения, отсутствие матери или отца, жестокое обращение с ребенком, а также разделение родителей мо­гут повлечь за сббой ситуации, в которых дети подвержены повышенному риску формирования расстройств поведения. Очевидно также, что не существует однозначной взаимосвязи между па­губным воздействием патологических семейных отношений и расстройствами поведения. Мно­гие дети считают разногласия между родителями более вредными, чем отделение от одного из ро­дителей. Бедность — еще один фактор, статисти­чески взаимосвязанный с риском возникновения расстройств (Fujira, Yamati, 2000). Исследования также свидетельствуют об эффекте умножения: при одновременном воздействии одного фактора и более существует повышенная вероятность раз­вития расстройства поведения.

 

Влияние школы

Становится все более очевидным, что помимо влияния семьи наиболее значительным фактором социализации в жизни ребенка является школа. По этой причине школа должна взять на себя определенную ответственность за возникновение расстройств поведения. Согласно Kauffman (2001), школа влияет на возникновение расстройств по­ведения так:

· отсутствием внимания к личности ученика;

· неадекватными требованиями к учащимся;

· непоследовательным управлением поведе­нием;

· обучением нефункциональным и ненужным навыкам;

· малоэффективным обучением навыкам, не­обходимым для успешной учебы в школе;

· деструктивными случаями применения под­крепления;

· демонстрацией нежелательных моделей по­ведения в школе.

 

Культурные факторы

Очень часто имеются противоречия между ценностями и ожиданиями, которые определяют для себя ребенок, семья и школа. Следователь­но, существует повышенная вероятность того, что ученик нарушит доминирующие культур­ные нормы и будет рассматриваться как имею­щий отклонения от нормы (Kauffman, 2001). Поэтому педагоги должны воздействовать толь­ко на поведение, несовместимое с достижением основных целей учебного процесса. Поведение, имеющее культурную основу, следует подвер­гать тщательной оценке с точки зрения того, на­сколько оно несовместимо с учебными целями или насколько оно не согласуется с культурными принципами педагога. В последнем случае на­казание ученика следует рассматривать как не­уместное.

Часть проблем сосредоточена вокруг кон­фликтных культурных ценностей и норм, порож­денных обществом. Например, популярные сред­ства массовой информации превозносят довольно много известных личностей, чье поведение на­столько же связано с правонарушениями, как и у преступников, которых задерживают. Однако школьникам, пытающимся вести себя подобным образом, сообщают, что их поступки не соответ­ствуют ожиданиям общества.

Еще одна зона проблем связана со значитель­ными трудностями при попытке устранить при­страстие и дискриминацию при оценке поведения школьника. Вследствие этого ученики получают ярлык отклоняющихся от нормы на самом деле только за то, что в школе их поведение считают неприемлемым.

Среди прочих культурных факторов, оказы­вающих влияние на поведение учеников, — круг общения среди ровесников, соседи, урбаниза­ция, этническая или расовая принадтежность и социальный класс. Эти факторы сами по себе не позволяют достоверно прогнозировать возникно­вение расстройства поведения, однако в сочетании и в контексте экономических лишений и семей­ных конфликтов, они могут оказывать отрицатель­ное влияние на поведение (Kauffman, 2001).

Важным социокультурным фактором, ото­бражающим взаимосвязь между аберрантным по­ведением лиц зрелого возраста и спиралевидным нарастанием количества случаев расстройств пове­дения является злоупотребление алкоголем и нар­котиками. У детей, подвергшихся в пренатальный период воздействию наркотиков и алкоголя, мо­гут наблюдаться два типа последствий. Во-первых, - существует повышенная вероятность неврологи­ческих нарушений, поскольку и наркотики и ал­коголь могут проникать через плаценту в ткани плода, вызывая химическую зависимость, пороки развития, невроповеденческие отклонения и внутриматочную задержку роста. Во-вторых, эти дети попадают в семейную обстановку, которую в луч­шем случае можно назвать беспорядочной. Обыч­но впоследствии такие дети попадают в систему социальной защиты (Bauer, 1991). Дети, подверг­шиеся в пренатальный период воздействию нар­котиков и алкоголя, гораздо чаще в образователь­ных и медицинских программах помощи " Head Start" попадают в категорию детей с расстройства­ми поведения и эмоциональными расстройствами и при поступлении в детский сад их определяют в специальные группы (Sinclair, 1998). О долговре­менных эффектах алкоголя на плод сообщают Van Dyke, Fox (1990). Их выводы показали, что у зна­чительной части детей с диагнозом " алкогольный синдром плода" в 1970-х годах десятилетие спустя наблюдались сложности в обучении, проблемы с поведением и недостаток внимания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...