Активное выслушивание. Вербальное опосредование. Практический пример. Расстройства поведения. Разрешение конфликтов
Активное выслушивание Для применения техники активного выслушивания важны три базовых навыка. Первый — проявление участия — физическое действие, требующее человеку, установить зрительный контакт и слегка наклониться вперед, если общение происходит сидя. Эти действия сообщают говорящему, что слушатель действительно заинтересован в том, что ему говорят. Выслушивание — второй навык, который означает больше, чем просто услышать сказанное. Он включает процесс " декодирования" — попытку слушающего истолковать сказанное. Рассмотрим следующий пример: Передающий кодирует: " Почему мы должны заниматься этими упражнениями? " Возможный получатель декодирует: · Он не знает, как их выполнять, и боится это показать. Б. Ему надоело занятие и он хочет, чтобы поскорее начался следующий урок. · Ему непонятно, для чего нужны эти упражнения и он пытается найти этому какое-то объяснение. Предположим, что наиболее точной интерпретацией является вариант " А" или " В", однако слушающий воспринял это сообщение как вариант " Б". В итоге может возникнуть непонимание, и процесс общения начнет прерываться. Подобные ситуации встречаются достаточно часто, при этом ни говорящий, ни слушатель не осознают, что между ними существует непонимание. Возникает вопрос: что можно предпринять для передачи правильного сообщения? Ответ содержится в третьем (последнем) компоненте процесса активного выслушивания. Этот компонент активного выслушивания — высказывание ответа. Слушающий передает результаты своей интерпретации, пытаясь установить, насколько он правильно понял говорящего. По сути, слушающий попросту заново формулирует свою интерпретацию полученного сообщения. Например, в рассмотренном случае слушающий может сказать: " Тебе надоело, и ты поскорее хочешь на следующий урок? " Если говорящий ответит ему " Нет", слушающий вполне обоснованно сможет исключить скуку из числа причин исходного высказывания.
Активное выслушивание помогает предотвратить непонимание, способствует решению проблем, а также демонстрирует теплоту и понимание. Как и в случае с любым новым навыком, для максимальной эффективности применения активное выслушивание требует постоянной практики.
Вербальное опосредование Вторая техника общения — это вербальное общение которое предполагает вербализацию индивидуумом взаимосвязи между его поведением и последствиями такого поведения. Особое значение вербального опосредования состоит в том, что учащиеся принимают активное участие в этом процессе вместо того, чтобы пассивно выслушивать учителя, который анализирует эту взаимосвязь за них. Рассмотренный далее пример иллюстрирует вербальное опосредование. Учащийся только что заработал 10 минут времени для самостоятельного занятия благодаря успешному выполнению упражнения на станции круговой тренировки.
Практический пример Расстройства поведения Место: урок физического воспитания в старших классах. Учащийся: десятиклассник с оппозиционно-вызывающим расстройством, который часто словесно и физически оскорбляет своих одноклассников и постоянно подрывает авторитет учителя. Проблема: какие стратегии можно применить для выхода из данной ситуации? Практическое применение. Учитель физического воспитания может попытаться проделать следующее' · воспользоваться процессом разрешения конфликтов' · проанализировать события или условия, инициирующие вспышки недопустимого поведения;
· использовать похвалу для поощрения соответствующего поведения (или применять модель ответственности Hellison). Учитель: За что ты получил время для самостоятельных занятий? Ученик: Я выполнил все указания и закончил свое задание. Учитель: Тебе нравится заниматься самостоятельно? Ученик: Да, это гораздо интереснее. Учитель: То есть, если ты выполнил свое задание, после этого можешь заниматься в свое удовольствие? Ученик: Верно. Учитель: Молодец! Продолжай и дальше так заниматься. В этом примере учитель способствовал выполнению учеником вербального опосредования положительной взаимосвязи между надлежащим поведением и положительными последствиями.
Разрешение конфликтов При обучении школьников с расстройствами поведения существует повышенный риск того, что решение конфликтов приведет к возникновению противостояния. Это не обязательно предполагает, что межличностное противостояние должно быть связано с применением наказания или нанесением ущерба. Наоборот, правильное использование противостояния предоставляет возможность для исследования комплекса действий, связанных с ожиданиями и восприятием ситуации другими, а также для определения правил. Цель противостояния — решение конфликта посредством конструктивного изменения поведения. Для ее достижения необходимо выполнить несколько шагов: сделать утвердительное, противопоставляющее заявление (в котором четко и открыто, выражено отношение к поведению другого индивидуума), иметь представление о распространенных реакциях на противостояние и знать, как правильно себя вести в случае подобных реакций. Хотя утвердительное противопоставление может стать эффективным средством разрешения конфликтов, его применение требует грамотного использования на каждом этапе процесса. Вне всяких сомнений, ключевым компонентом процесса разрешения конфликтов является формулирование соответствующего противопоставляющего заявления. Существуют три основных составных части, а именно: достаточно глубокое описание поведения, ставшего причиной проблемы; конкретное воздействие, которое это поведение оказывает на человека, передающего сообщение; выражение чувств, порожденных конкретным воздействием поведения. Вместе взятые эти составные части образуют то, что называют 1-сообщение (I-message). В сочетании с активным выслушиванием, которое позволяет дополнительно ослабить противопоставление, процесс разрешения конфликтов может стать отличным средством предотвращения значительных столкновений, что показано в следующем диалоге.
Учитель: Роберт, твои деструктивные действия во время занятия доставляют мне немало хлопот. Когда ты пререкаешься и дерешься с другими учениками класса, мне приходится останавливать урок. Это меня отвлекает и очень огорчает (1-сообщение) Ученик: Это все из-за того, что у меня происходит дома. Мне не нужно было себя здесь так вести Учитель: Я понимаю. В последнее время у тебя были проблемы дома с твоими родителями (активное выслушивание) Ученик: Мой отец и я пытались побить друг друга всю неделю Учитель: Тебя очень расстраивают твои отношения с отцом (активное выслушивание) Ученик: Да, я не знаю, сколько я еще его смогу выдерживать Учитель: Так ты злишься из-за того, что происходит у тебя дома, и поэтому ведешь себя так на уроках (активное выслушивание) Ученик: Да, я знаю, вас расстраивает то, что я дерусь и не могу поладить с остальными в классе. Вы же знаете, я пытался Учитель: Может ты немного удивлен, но ты поставил меня в трудную ситуацию, ведь обычно дело не доходило до таких крайностей (активное выслушивание) Ученик: Да, но не совсем так. Я слышал, что вы говорили. Вам пришлось остановить урок и все такое. Я только пытался сорвать свою злость на ребятах из класса. Я постараюсь не забывать о том, что они не имеют никакого отношения к моим ссорам с отцом. Я буду очень стараться не злиться и не начинать драку с ребятами, хорошо? Учитель: Это должно мне помочь. Спасибо, Роберт. В этом примере учитель успешно воспользовался сочетанием I-сообщения и навыка активного выслушивания для выхода из ситуации, которая грозила перейти в серьезное противостояние между учителем и учеником.
Для предотвращения случаев деструктивной конфронтации во время занятий с учащимися с оппозиционно-вызывающим расстройством была предложена техника " Houdini" (Frank, Paget, Bowman, Wilde, 1998), которая предполагает ограничение поступков учителя, могущих стать причиной выраженного противостояния. Например, учитель не должен угрожать ученикам, проявлять свои эмоции, вступать в противостояние с учащимися в присутствии их одноклассников, отвечать резко, затягивать выяснение отношений, использовать подкуп, применять стратегии " убеждения" либо прибегать к унижениям. Согласно авторам, учителя должны стараться разрядить конфликтную обстановку такими действиями: · использовать простые указания и альтернативы; · сделать публичными последствия за поведение; · применять активное выслушивание и вербальное опосредование; · отдавать короткие и прямые указания спокойным тоном; · обсуждать с учеником его проблемы наедине; · искать выход из ситуации до того, как она станет неуправляемой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|