Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Активное выслушивание. Вербальное опосредование. Практический пример. Расстройства поведения. Разрешение конфликтов




Активное выслушивание

Для применения техники активного выслушива­ния важны три базовых навыка. Первый — прояв­ление участия — физическое действие, требующее человеку, установить зрительный контакт и слегка наклониться вперед, если общение происходит си­дя. Эти действия сообщают говорящему, что слу­шатель действительно заинтересован в том, что ему говорят. Выслушивание — второй навык, который означает больше, чем просто услышать сказанное. Он включает процесс " декодирования" — попытку слушающего истолковать сказанное. Рассмотрим следующий пример:

Передающий кодирует: " Почему мы должны заниматься этими упражнениями? "

Возможный получатель декодирует:

· Он не знает, как их выполнять, и боится это показать.

Б. Ему надоело занятие и он хочет, чтобы по­скорее начался следующий урок.

· Ему непонятно, для чего нужны эти упраж­нения и он пытается найти этому какое-то объ­яснение.

Предположим, что наиболее точной интер­претацией является вариант " А" или " В", однако слушающий воспринял это сообщение как вари­ант " Б". В итоге может возникнуть непонимание, и процесс общения начнет прерываться. Подоб­ные ситуации встречаются достаточно часто, при этом ни говорящий, ни слушатель не осознают, что между ними существует непонимание. Возни­кает вопрос: что можно предпринять для переда­чи правильного сообщения? Ответ содержится в третьем (последнем) компоненте процесса актив­ного выслушивания. Этот компонент активного выслушивания — высказывание ответа. Слушаю­щий передает результаты своей интерпретации, пытаясь установить, насколько он правильно по­нял говорящего. По сути, слушающий попросту заново формулирует свою интерпретацию полу­ченного сообщения. Например, в рассмотренном случае слушающий может сказать: " Тебе надоело, и ты поскорее хочешь на следующий урок? " Если говорящий ответит ему " Нет", слушающий впол­не обоснованно сможет исключить скуку из числа причин исходного высказывания.

Активное выслушивание помогает предотвра­тить непонимание, способствует решению проб­лем, а также демонстрирует теплоту и понима­ние. Как и в случае с любым новым навыком, для максимальной эффективности применения активное выслушивание требует постоянной практики.

 

Вербальное опосредование

Вторая техника общения — это вербальное общение которое предполагает вербализа­цию индивидуумом взаимосвязи между его по­ведением и последствиями такого поведения. Особое значение вербального опосредования со­стоит в том, что учащиеся принимают активное участие в этом процессе вместо того, чтобы пас­сивно выслушивать учителя, который анализиру­ет эту взаимосвязь за них. Рассмотренный далее пример иллюстрирует вербальное опосредование. Учащийся только что заработал 10 минут времени для самостоятельного занятия благодаря успеш­ному выполнению упражнения на станции круго­вой тренировки.

 

Практический пример

Расстройства поведения

Место: урок физического воспитания в старших классах.

Учащийся: десятиклассник с оппозиционно-вызывающим расстройством, который часто словесно и физически оскорбляет своих одноклассников и постоянно подрывает авторитет учителя.

Проблема: какие стратегии можно применить для выхода из данной ситуации?

Практическое применение. Учитель физического воспитания может попытаться проделать следующее'

· воспользоваться процессом разрешения конфликтов'

· проанализировать события или условия, инициирующие вспышки недопустимого поведения;

· использовать похвалу для поощрения соответствующего поведения (или применять модель ответственности Hellison).

Учитель: За что ты получил время для само­стоятельных занятий?

Ученик: Я выполнил все указания и закончил свое задание.

Учитель: Тебе нравится заниматься самостоя­тельно?

Ученик: Да, это гораздо интереснее.

Учитель: То есть, если ты выполнил свое зада­ние, после этого можешь заниматься в свое удо­вольствие?

Ученик: Верно.

Учитель: Молодец! Продолжай и дальше так заниматься.

В этом примере учитель способствовал вы­полнению учеником вербального опосредования положительной взаимосвязи между надлежащим поведением и положительными последствиями.

 

Разрешение конфликтов

При обучении школьников с расстройствами поведения существует повышенный риск того, что решение конфликтов приведет к возникнове­нию противостояния. Это не обязательно предпо­лагает, что межличностное противостояние долж­но быть связано с применением наказания или нанесением ущерба. Наоборот, правильное ис­пользование противостояния предоставляет воз­можность для исследования комплекса действий, связанных с ожиданиями и восприятием ситуа­ции другими, а также для определения правил.

Цель противостояния — решение конфликта посредством конструктивного изменения пове­дения. Для ее достижения необходимо выпол­нить несколько шагов: сделать утвердительное, противопоставляющее заявление (в котором чет­ко и открыто, выражено отношение к поведению другого индивидуума), иметь представление о распространенных реакциях на противостояние и знать, как правильно себя вести в случае по­добных реакций.

Хотя утвердительное противопоставление мо­жет стать эффективным средством разрешения конфликтов, его применение требует грамот­ного использования на каждом этапе процесса. Вне всяких сомнений, ключевым компонентом процесса разрешения конфликтов является фор­мулирование соответствующего противопостав­ляющего заявления. Существуют три основных составных части, а именно: достаточно глубокое описание поведения, ставшего причиной проблемы; конкретное воздействие, которое это по­ведение оказывает на человека, передающего сообщение; выражение чувств, порожденных кон­кретным воздействием поведения. Вместе взятые эти составные части образуют то, что называют 1-сообщение (I-message). В сочетании с активным выслушиванием, которое позволяет дополни­тельно ослабить противопоставление, процесс разрешения конфликтов может стать отличным средством предотвращения значительных столк­новений, что показано в следующем диалоге.

Учитель: Роберт, твои деструктивные действия во время занятия доставляют мне немало хлопот. Когда ты пререкаешься и дерешься с другими учениками класса, мне приходится останавли­вать урок. Это меня отвлекает и очень огорчает (1-сообщение)

Ученик: Это все из-за того, что у меня проис­ходит дома. Мне не нужно было себя здесь так вести

Учитель: Я понимаю. В последнее время у тебя были проблемы дома с твоими родителями (ак­тивное выслушивание)

Ученик: Мой отец и я пытались побить друг друга всю неделю

Учитель: Тебя очень расстраивают твои отно­шения с отцом (активное выслушивание)

Ученик: Да, я не знаю, сколько я еще его смогу выдерживать

Учитель: Так ты злишься из-за того, что про­исходит у тебя дома, и поэтому ведешь себя так на уроках (активное выслушивание)

Ученик: Да, я знаю, вас расстраивает то, что я дерусь и не могу поладить с остальными в классе. Вы же знаете, я пытался

Учитель: Может ты немного удивлен, но ты поставил меня в трудную ситуацию, ведь обычно дело не доходило до таких крайностей (активное выслушивание)

Ученик: Да, но не совсем так. Я слышал, что вы говорили. Вам пришлось остановить урок и все такое. Я только пытался сорвать свою злость на ребятах из класса. Я постараюсь не забывать о том, что они не имеют никакого отношения к моим ссорам с отцом. Я буду очень стараться не злиться и не начинать драку с ребятами, хорошо?

Учитель: Это должно мне помочь. Спасибо, Роберт.

В этом примере учитель успешно воспользо­вался сочетанием I-сообщения и навыка активно­го выслушивания для выхода из ситуации, кото­рая грозила перейти в серьезное противостояние между учителем и учеником.

Для предотвращения случаев деструктивной конфронтации во время занятий с учащимися с оппозиционно-вызывающим расстройством бы­ла предложена техника " Houdini" (Frank, Paget, Bowman, Wilde, 1998), которая предполагает ограничение поступков учителя, могущих стать причиной выраженного противостояния. Напри­мер, учитель не должен угрожать ученикам, про­являть свои эмоции, вступать в противостояние с учащимися в присутствии их одноклассников, отвечать резко, затягивать выяснение отноше­ний, использовать подкуп, применять стратегии " убеждения" либо прибегать к унижениям. Со­гласно авторам, учителя должны стараться раз­рядить конфликтную обстановку такими дей­ствиями:

· использовать простые указания и альтерна­тивы;

· сделать публичными последствия за поведе­ние;

· применять активное выслушивание и вер­бальное опосредование;

· отдавать короткие и прямые указания спо­койным тоном;

· обсуждать с учеником его проблемы наедине;

· искать выход из ситуации до того, как она станет неуправляемой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...