Функциональная оценка поведения
Функциональная оценка поведения Школьники с расстройствами (особенно с расстройствами поведения), поведение которых может представлять опасность или нарушает установленные правила, не освобождаются от ответственности за свое поведение, которое рассматривается как исключительное. В переработанном и дополненном варианте Закона IDEA 1997 г. определены правила правового процесса, гарантирующего, что школьники с расстройствами, нарушившие школьные правила поведения, будут продолжать учиться в соответствии с индивидуальной программой обучения (IEP). Помимо того, в 1ЕР должен быть определен соответствующий план действий, направленных на улучшение ловедения ученика. Закон IDEA требует, чтобы перед исключением, направлением в альтернативные условия обучения или отстранением от занятий более чем на 10 дней ученик был подвергнут функциональной оценке поведения. Такая оценка поведения — это метод сбора информации о ситуационных событиях, которые предшествуют и способствуют поддержанию проблемного поведения (Crone, Homer, 2003). Эта оценка может быть простой и проходить в виде собеседования с учителем либо включать прямое наблюдение в течение 20 и более часов и экспериментальном варьировании некоторых условий с целью установить контроль над поведением. Например, член группы по разработке IEP может наблюдать за учеником во время занятия физическим воспитанием и фиксировать частоту нежелательного поведения, например, физических и вербальных угроз во время соревновательной командной игры. Помимо того, наблюдатель может попытаться определить предшествующие события, такие, как случаи, когда ученик оказывается один на один с кем-то из одноклассников, что может послужить поводом для применения вербальной или физической угрозы.
План изменения поведения После того как оцениваемое поведение будет осмыслено, выполняются разработка и применение плана воздействия. План изменения поведения должен учитывать мотивы нежелательного поведения ученика, его склонности и неприязни, а также эффективность различных положительных и отрицательных подкреплений. Такой план направлен на то, чтобы подчеркнуть важность возможных взаимодействий и поведения. Его целью не должно быть наказание ученика или его поимка " на горячем" в случае нежелательного поведения. К разработке такого плана следует привлекать как можно больше людей из числа тех, с кем приходится сталкиваться ученику. Это одна из причин, по которым учителя физического воспитания должны понимать цели и предназначение плана изменения поведения и участвовать в его выполнении. Был предложен процесс, связующий функциональную оценку поведения и разработку плана изменения поведения (Scott, Nelson, 1999), который включает 10 шагов: · определение функции нежелательного поведения; · определение соответствующего альтернативного поведения; · определение необходимой частоты альтернативного поведения; · формирование последовательности обучения; · изменение параметров окружающих условий для увеличения вероятности успеха; · изменение окружающих условий для уменьшения вероятности неудачи; · определение возможных подкреплений положительной реакции ученика; · определение последствий в случае проявления проблематичного поведения; · создание системы сбора данных; · постановка целей и задач в терминах, имеющих отношение к поведению и поддающихся количественной оценке. Во многих отношениях разработка и применение 10-этапного процесса оценки поведения и разработки плана изменения поведения напоминает подход прикладного анализа поведения, описанный в главе 6. Пример такого процесса, объединяющего функциональную оценку поведения и план изменения поведения, показан на рисунке 9. 3.
1. -Определение проблемного поведения. Во время занятий на уроках физического воспитания командными видами ' спорта например, баскетболом, когда ученик постоянно ошибается и это создает трудности, он проявляет физическую и вербальную жестокость по отношению к игрокам команды-соперника. В итоге несколько учеников получили травмы, а большинство остальных после этого не захотели продолжать игру с его участием. 2. Предназначение (функция) нежелательного поведения - Ученик воспользовался физическими и вербальными атаками на товарищей, чтобы отвлечь внимание от недостаточного развития своих базовых двигательных навыков. 3. Подходящее альтернативное поведение - Ученик выражает восхищение и пользуется позитивными жестами, чтобы показать свое уважение одноклассникам. 4. Частота альтернативного поведения - Соотношение альтернативного поведения ученика будет составлять не менее 5. 1. 5. Последовательность обучения - Ученик будет формировать личную ответственность при помощи участия в модели Hellison, используя соответствующие уровни и стратегии (например, в случае приближения эпизода агрессивного поведения ученик сообщает об этом учителю и другим ученикам). 5. Изменение окружающих условий - Ученик будет играть в одной команде с одноклассниками, которые знают о его проблемах и добровольно будут напоминать о том, как нужно себя вести. 6. Снижение вероятности неудачи - Для ученика создается учебная ситуация, в которой ему для участия в игре необходимо меньше навыков, например, игра на маленьком поле или подготовительная игра, что снижает вероятность ошибок, как правило, инициирующих вспышки жестокости. 7. Подкрепление положительной реакции - Ученик будет получать социальную похвалу от учителя и одноклассников за каждый случай желательного поведения. 8. Последствия проблемного поведения - Вербальные угрозы и нападки ученика учитель будет игнорировать, последствием физических атак будет отстранение от занятия. Рисунок 9. 3 - Пример 10-этапного процесса функциональной оценки поведения и разработки плана изменения поведения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|