Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональная оценка поведения




Функциональная оценка поведения

Школьники с расстройствами (особенно с расстройствами поведения), поведение кото­рых может представлять опасность или наруша­ет установленные правила, не освобождаются от ответственности за свое поведение, которое рас­сматривается как исключительное. В перерабо­танном и дополненном варианте Закона IDEA 1997 г. определены правила правового процесса, гарантирующего, что школьники с расстройства­ми, нарушившие школьные правила поведения, будут продолжать учиться в соответствии с инди­видуальной программой обучения (IEP). Помимо того, в 1ЕР должен быть определен соответствую­щий план действий, направленных на улучшение ловедения ученика.

Закон IDEA требует, чтобы перед исключени­ем, направлением в альтернативные условия обучения или отстранением от занятий более чем на 10 дней ученик был подвергнут функциональной оценке поведения. Такая оценка поведения — это метод сбора информации о ситуационных со­бытиях, которые предшествуют и способствуют поддержанию проблемного поведения (Crone, Homer, 2003). Эта оценка может быть простой и проходить в виде собеседования с учителем ли­бо включать прямое наблюдение в течение 20 и более часов и экспериментальном варьировании некоторых условий с целью установить контроль над поведением. Например, член группы по раз­работке IEP может наблюдать за учеником во время занятия физическим воспитанием и фик­сировать частоту нежелательного поведения, на­пример, физических и вербальных угроз во время соревновательной командной игры. Помимо того, наблюдатель может попытаться определить пред­шествующие события, такие, как случаи, когда ученик оказывается один на один с кем-то из од­ноклассников, что может послужить поводом для применения вербальной или физической угрозы.

 

План изменения поведения

После того как оцениваемое поведение будет осмыслено, выполняются разработка и примене­ние плана воздействия. План изменения поведе­ния должен учитывать мотивы нежелательного по­ведения ученика, его склонности и неприязни, а также эффективность различных положительных и отрицательных подкреплений. Такой план на­правлен на то, чтобы подчеркнуть важность воз­можных взаимодействий и поведения. Его целью не должно быть наказание ученика или его поимка " на горячем" в случае нежелательного поведения. К разработке такого плана следует привлекать как можно больше людей из числа тех, с кем приходит­ся сталкиваться ученику. Это одна из причин, по которым учителя физического воспитания должны понимать цели и предназначение плана изменения поведения и участвовать в его выполнении.

Был предложен процесс, связующий функци­ональную оценку поведения и разработку плана изменения поведения (Scott, Nelson, 1999), кото­рый включает 10 шагов:

· определение функции нежелательного пове­дения;

· определение соответствующего альтернатив­ного поведения;

· определение необходимой частоты альтер­нативного поведения;

· формирование последовательности обуче­ния;

· изменение параметров окружающих условий для увеличения вероятности успеха;

· изменение окружающих условий для умень­шения вероятности неудачи;

· определение возможных подкреплений по­ложительной реакции ученика;

· определение последствий в случае проявле­ния проблематичного поведения;

· создание системы сбора данных;

· постановка целей и задач в терминах, имею­щих отношение к поведению и поддающихся ко­личественной оценке.

Во многих отношениях разработка и приме­нение 10-этапного процесса оценки поведения и разработки плана изменения поведения напо­минает подход прикладного анализа поведения, описанный в главе 6. Пример такого процесса, объединяющего функциональную оценку пове­дения и план изменения поведения, показан на рисунке 9. 3.

1. -Определение проблемного поведения. Во время занятий на уроках физического воспитания командными видами ' спорта например, баскетболом, когда ученик постоянно ошибается и это создает трудности, он проявляет физическую и вербальную жестокость по отношению к игрокам команды-соперника. В итоге несколько учеников получили травмы, а большинство остальных после этого не захотели продолжать игру с его участием.

2. Предназначение (функция) нежелательного поведения - Ученик воспользовался физическими и вербальными атаками на товарищей, чтобы отвлечь внимание от недостаточного развития своих базовых двигательных навыков.

3. Подходящее альтернативное поведение - Ученик выражает восхищение и пользуется позитивными жестами, чтобы показать свое уважение одноклассникам.

4. Частота альтернативного поведения - Соотношение альтернативного поведения ученика будет составлять не менее 5. 1.

5. Последовательность обучения - Ученик будет формировать личную ответственность при помощи участия в модели Hellison, используя соответствующие уровни и стратегии (например, в случае приближения эпизода агрессивного поведения ученик сообщает об этом учителю и другим ученикам). 5. Изменение окружающих условий - Ученик будет играть в одной команде с одноклассниками, которые знают о его проблемах и добровольно будут напоминать о том, как нужно себя вести.

6. Снижение вероятности неудачи - Для ученика создается учебная ситуация, в которой ему для участия в игре необходимо меньше навыков, например, игра на маленьком поле или подготовительная игра, что снижает вероятность ошибок, как правило, инициирующих вспышки жестокости.

7. Подкрепление положительной реакции - Ученик будет получать социальную похвалу от учителя и одноклассников за каждый случай желательного поведения.

8. Последствия проблемного поведения - Вербальные угрозы и нападки ученика учитель будет игнорировать, последствием физических атак будет отстранение от занятия.

Рисунок 9. 3 - Пример 10-этапного процесса функциональной оценки поведения и разработки плана изменения по­ведения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...