Поведенческий подход. Системы поддержания позитивного поведения
Поведенческий подход Программирование занятий для учащихся с тяжелыми расстройствами поведения требует более значительных усилий. В эту группу входят школьники, потакающие своим желаниям, агрессивные, своенравные, для которых характерно стереотипическое и саморазрушающее поведение (Dunn, 1997; Dunn, Morehouse, Fredericks, 1986). Используя основные этапы составления программ управления поведением (обсуждавшихся в главе 6), Dunn с коллегами разработали программу, названную ими Data-Based Gymnasium. Эта программа включает поведенческие принципы в систематическую деятельность, направленную на формирование непротиворечивого поведения у взрослых, работающих с детьми с расстройствами поведения, и в конечном итоге установление контроля над поведением учеников с помощью естественных подкреплений. Конечной целью является использование инструкторами естественных подкреплений, таких, как похвала желаемого поведения для его усиления или пренебрежение нежелательным поведением, чтобы добиться его устранения. Материальные подкрепления, например жетонная система, вводятся только после того как выяснится, что последовательное использование социального подкрепления или угашения не позволяет добиться желаемых изменений поведения. Чтобы предоставить в распоряжение учителей согласованную программу воздействия, Dunn с коллегами определили комплекс последствий или практических правил для применения в случае недопустимого поведения. Для каждого типа нежелательного или недопустимого поведения (например, потакания своим желаниям) существует правило или общепринятый способ реагирования. Эти правила предназначены для устранения необходимости создания и применения формальной программы управления поведением.
· Потакание своим желаниям. К числу действий из этой группы относятся плач, капризы, вспышки раздражения и выполнение повторяющихся, раздражающих действий или звуков. Практическое правило для обращения с учениками, которые ведут себя подобным образом, — игнорировать их до прекращения поведения в сочетании с социальным подкреплением первого же случая должного поведения. Например, можно игнорировать вспышки раздражения ребенка, связанные с тем, что ему не удается контролировать ситуацию в игре с одноклассниками, и подкреплять социальной похвалой проявление стремления к совместной игре. · Своенравность включает случаи, когда ученики в ответ на просьбу сделать что-нибудь отвечают отказом. Сюда также относятся ситуации, когда ученик забывает выполнить задание или поручение либо не доделывает его до конца из-за того, что не хочет этого делать. Своенравностью можно назвать и то, что ученик выполняет задание, но только не так как надо. В таких случаях учитель должен игнорировать вербализованное своенравное поведение ученика и физически провести его через выполнение задания либо отстранить ребенка от участия в занятии до тех пор, пока он не согласится выполнить первоначальную просьбу. Согласие с любыми просьбами должно сразу же получать социальное подкрепление. Например, можно физически ограничить агрессивную игру и высказать ребенку социальную похвалу за положительное взаимодействие с другими. · Агрессивное поведение. В качестве такого поведения рассматривается вербальная или физическая угроза, направленная в адрес объекта или человека. Примеры агрессивного поведения включают удары, щипки, толчки, драки или сознательное нанесение ущерба чьему-либо имуществу. В случае агрессивного поведения следует немедленно применить наказание с использованием вербального выговора или отстранения ученика от занятия. Социальное применение используется в случае нормального взаимодействия ученика с другими людьми или объектами. Например, ученик, ударивший другого ребенка, немедленно получает выговор (решение конфликта) и отстраняется от занятия (отстранение; см. главу 6).
· Стереотипическое (самостимулирующее) поведение. Эта категория включает поведение, препятствующее учебному процессу, поскольку ученики погружаются в защитное содержание своей деятельности. В качестве примеров можно назвать удары себя по голове, ритмичное размахивание руками, раскачивание туловища и т. п. В таких случаях Dunn с коллегами рекомендуют использовать формальные программы управления поведением. (Подробное обсуждение принципов и программ изменения поведения можно найти в главе 6. )
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Если учащиеся с расстройствами поведения нарушают школьные правила, они могут быть отстранены от занятий на срок до 10 дней в течение года. Подобным образом, если такие школьники используют наркотики, приносят в школу оружие, подвергают себя или других учеников опасности, им в качестве наказания может быть определено помещение в альтернативные усло вия сроком до 45 дней. В таких случаях группа по разработке IEP должна определить подходящие временные альтернативные условия обучения. По сути, группа по разработке IEP должна выяснить, является ли недопустимое поведение ученика следствием его состояния (т. е. был ли ученик в состоянии оценить последствия своего поведения или контролировать поведение, на устранение которого направлена дисциплинарная мера? ). Этот процесс называется " обнаружение проявлений" (" manifestation determination" ). Если будет установлено, что поведение ученика непосредственно связано с имеющимися у него расстройствами, он подлежит воздействию дисциплинарных процедур, описанных в Законе США об образовании лиц с физическими и психическими нарушениями (IDEA), которые заключаются в проведении функциональной оценки поведения и разработке плана изменения поведения (behavior intervention plan). Поддержание позитивного поведения требуется в тех случаях, когда поведение ученика мешает реализации его способностей к обучению или мешает обучению других. При рассмотрении такой потребности школьному персоналу предписывается реализовывать индивидуальные потребности путем изменения условий и обучению учеников с недопустимым поведением новым навыкам, которые позволят им по-настоящему понять, в чем заключается позитивное поведение. Выполнение двухэтапного процесса, а именно проведение функциональной оценки поведения и разработка плана изменения поведения, завершает выполнение задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|