История аутизма и синдрома Аспергера
Хотя аутизм наблюдали и ранее, лишь в 1943 г. доктор Лео Каннер, детский психиатр медицинской школы Университета Джона Хопкинса, описал общие особенности 11 детей, которых он наблюдал с 1938 по 1943 г. Эти дети были замкнуты и занимались какими-то отдельными видами деятельности. Их общение с другими людьми, включая и собственных родителей, было достаточно ограниченным; они настаивали на соблюдении заведенного порядка, кроме того, у них наблюдались необычные движения, например махание руками. Многие из этих детей могли разговаривать, к примеру, пересказывать алфавит или даже целые книги, однако они редко пользовались речью для общения с другими людьми (Ozonoff, Dawson, McPartland, 2002).
ТАБЛИЦА 10. 1 — Обобщение диагностических критериев DSM-IV для болезней группы общих расстройств развития (1994)
Диагноз
| Критерии
|
Аутизм
| Нарушения социальных взаимодействий в сочетании хотя бы с двумя особенностями из приведенных далее:
· Нарушения использования средств невербального общения (например, мимики, взгляда, позы)
· Неспособность наладить нормальные отношения со сверстниками
· Отсутствие спонтанного поиска к разделению с другими людьми удовольствия, интересов или успеха
· Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности
· Нарушения общения в сочетании хотя бы с одной из приведенных особенностей:
· Задержка или полное отсутствие развития разговорной речи
· Выраженные нарушения способности начинать и поддерживать разговор с окружающими
· Стереотипическое или повторяющееся использование языка или характерный язык
· Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности
· Повторяющиеся или стереотипические образцы поведения в сочетании хотя бы с одной из приведенных особенностей:
· Поглощенность одним или несколькими стереотипическими или ограниченными образцами интересов, аномальными по степени проявления или концентрации
· Непреклонная приверженность к определенному нефункциональному порядку действий или ритуалу
· Манерность стереотипических или повторяющихся двигательных действий Задержка или аномальное проявление хотя бы одной из следующих функций:
· Социального взаимодействия
· Языка как средства социального общении
· Игр с привлечением символов или воображения
|
Синдром Аспергера
| Нарушения использования средств невербального общения (например, мимики, взгляда, позы)
§ Неспособность наладить нормальные отношения со сверстниками
§ Отсутствие спонтанного поиска к разделению с другими людьми удовольствия, интересов или успеха
§ Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности
§ Повторяющиеся или стереотипические образцы поведения в сочетании хотя бы с одной из приведенных особенностей:
§ Поглощенность одним или несколькими стереотипическими или ограниченными образцами интересов, аномальными по степени проявления или концентрации
§ Непреклонная приверженность к определенному нефункциональному порядку действий или ритуалу
§ Манерность стереотипических или повторяющихся двигательных действий
§ Заболевание вызывает клинически значимые нарушения в социальной сфере, профессиональной деятельности и других важных аспектах жизнедеятельности. Отсутствует клинически значимая задержка развития речи
§ Отсутствует клинически значимая задержка когнитивного развития или развития навыков самообслуживания Критерии не удовлетворяют другим специфическим формам общего расстройства развития или шизофрении
|
Синдром Ретта
| Для диагноза наличия у ребенка синдрома Ретта применяются все перечисленные далее критерии:
§ Практически нормальное пренатальное и перинатальное развитие
§ Практически нормальное психомоторное развитие на протяжении первых 5 месяцев после рождения
§ Нормальный обхват головы при рождении
§ Начало проявления всех следующих признаков после периода нормального развития:
§ Замедление развития головы в период между 5-м и 48- м месяцами
§ Утрата приобретенных ранее содержательных навыков использования рук в возрасте 5-30 месяцев с последующим развитием стереотипических движений руками
§ Утрата социального контакта
§ Плохая координация движений и подвижность туловища
§ Тяжелые нарушения развития экспрессивной и рецептивной речи в сочетании с тяжелыми психомоторными расстройствами
Практически нормальное развитие на протяжении не менее двух лет после рождения. Клинически значимая утрата приобретенных ранее навыков (в возрасте до 10 лет) хотя бы в двух из перечисленных областей:
· Социальные навыки и адаптивное поведение
· Контроль мочеиспускания и дефекации
· Игровая активность
· Двигательные навыки
|
Общее расстройство развития,
неуточненное
| Эту категорию используют при наличии тяжелых общих нарушений в развитии двусторонних социальных взаимодействий, вербальных и невербальных навыков общения или стереотипического поведения, которые не удовлетворяют критериям специфического общего расстройства развития, шизофрении или другого расстройства
|
Такое поведение проявлялось очень рано, еще до трех лет. Доктор Каннер заимствовал термин " аутизм" у шведского психиатра, который использовал его для описания лиц зрелого возраста с некоторыми формами шизофрении. Каннер классифицировал этих детей, как характеризующихся наличием " раннего детского аутизма". Выбор подобной терминологии оказался серьезной ошибкой, поскольку он привел родителей к убеждению в том, что их дети совершают сознательную попытку отстраниться от враждебного неблагоприятного окружения. Теперь мы можем заключить, что это не так: отсутствие любви и неблагоприятные условия не могут стать причиной возникновения аутизма. Поэтому термин " аутизм" остался, а характеристика " ранний детский" больше не использовалась (Powers, 2000).
На протяжении многих лет диагноз " аутизм" ставили только на основании описанных Каннером образцов поведения. Однако сегодня уже понятно, что аутизм может отличаться по тяжести и что у лиц с аутизмом может наблюдаться широкий спектр поведения, от высокофункциональных до низкофункциональных способностей.
Примерно в то же время, когда Каннер впервые описал аутизм, другой исследователь — австрийский педиатр Ганс Аспергер опубликовал в 1944 г. статью, в которой было описано состояние, ставшее известным как синдром Аспергера. Возраст детей, наблюдавшихся Аспергером, составлял от 6 до 11 лет. У них, несмотря на типичное развитие навыков общения, и когнитивных навыков, отмечались серьезные проблемы с социальным общением. Эта статья была практически неизвестной в США и многих других странах, поскольку была написана на немецком языке. И лишь в 1981 г. выдающийся британский исследователь Лорна Винг вновь открыла эту статью, проанализировала изложенные в ней данные и обнаружила сходство между синдромом Аспергера и аутизмом. Даже сегодня некоторые ученые задают вопрос: можно ли считать аутизм и синдром Аспергера одним заболеванием. Поскольку синдром Аспергера является малоизученным (для Северной Америки), исследования в этой области еще продолжаются. Наибольшее сходство между аутизмом и синдромом Аспергера можно обнаружить у лиц с диагнозом высокофункционального аутизма (Ozonoff, Dawson, McPartland, 2002).
Воспользуйтесь поиском по сайту: