Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История аутизма и синдрома Аспергера




Хотя аутизм наблюдали и ранее, лишь в 1943 г. доктор Лео Каннер, детский психиатр медицинской школы Университета Джона Хопкинса, описал общие особенности 11 детей, ко­торых он наблюдал с 1938 по 1943 г. Эти дети были замкнуты и занимались какими-то отдель­ными видами деятельности. Их общение с дру­гими людьми, включая и собственных родителей, было достаточно ограниченным; они настаивали на соблюдении заведенного порядка, кроме то­го, у них наблюдались необычные движения, на­пример махание руками. Многие из этих детей могли разговаривать, к примеру, пересказывать алфавит или даже целые книги, однако они редко пользовались речью для общения с другими людьми (Ozonoff, Dawson, McPartland, 2002).

 

ТАБЛИЦА 10. 1 — Обобщение диагностических критериев DSM-IV для болезней группы общих расстройств развития (1994)


 

Диагноз Критерии
Аутизм Нарушения социальных взаимодействий в сочетании хотя бы с двумя особенностями из приведенных далее: · Нарушения использования средств невербального общения (например, мимики, взгляда, позы) · Неспособность наладить нормальные отношения со сверстниками · Отсутствие спонтанного поиска к разделению с другими людьми удовольствия, интересов или успеха · Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности · Нарушения общения в сочетании хотя бы с одной из приведенных особенностей: · Задержка или полное отсутствие развития разговорной речи · Выраженные нарушения способности начинать и поддерживать разговор с окружающими · Стереотипическое или повторяющееся использование языка или характерный язык · Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности · Повторяющиеся или стереотипические образцы поведения в сочетании хотя бы с одной из приведенных особенностей: · Поглощенность одним или несколькими стереотипическими или ограниченными образцами интересов, аномальными по степени проявления или концентрации · Непреклонная приверженность к определенному нефункциональному порядку действий или ритуалу · Манерность стереотипических или повторяющихся двигательных действий Задержка или аномальное проявление хотя бы одной из следующих функций: · Социального взаимодействия · Языка как средства социального общении · Игр с привлечением символов или воображения
Синдром Аспергера Нарушения использования средств невербального общения (например, мимики, взгляда, позы) § Неспособность наладить нормальные отношения со сверстниками § Отсутствие спонтанного поиска к разделению с другими людьми удовольствия, интересов или успеха § Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности § Повторяющиеся или стереотипические образцы поведения в сочетании хотя бы с одной из приведенных особенностей: § Поглощенность одним или несколькими стереотипическими или ограниченными образцами интересов, аномальными по степени проявления или концентрации § Непреклонная приверженность к определенному нефункциональному порядку действий или ритуалу § Манерность стереотипических или повторяющихся двигательных действий § Заболевание вызывает клинически значимые нарушения в социальной сфере, профессиональной деятель­ности и других важных аспектах жизнедеятельности. Отсутствует клинически значимая задержка развития речи § Отсутствует клинически значимая задержка когнитивного развития или развития навыков самообслуживания Критерии не удовлетворяют другим специфическим формам общего расстройства развития или шизофрении
Синдром Ретта Для диагноза наличия у ребенка синдрома Ретта применяются все перечисленные далее критерии: § Практически нормальное пренатальное и перинатальное развитие § Практически нормальное психомоторное развитие на протяжении первых 5 месяцев после рождения § Нормальный обхват головы при рождении § Начало проявления всех следующих признаков после периода нормального развития: § Замедление развития головы в период между 5-м и 48- м месяцами § Утрата приобретенных ранее содержательных навыков использования рук в возрасте 5-30 месяцев с последующим развитием стереотипических движений руками § Утрата социального контакта § Плохая координация движений и подвижность туловища § Тяжелые нарушения развития экспрессивной и рецептивной речи в сочетании с тяжелыми психомоторными расстройствами Практически нормальное развитие на протяжении не менее двух лет после рождения. Клинически значимая утрата приобретенных ранее навыков (в возрасте до 10 лет) хотя бы в двух из перечисленных областей: · Социальные навыки и адаптивное поведение · Контроль мочеиспускания и дефекации · Игровая активность · Двигательные навыки
Общее расстройство развития, неуточненное Эту категорию используют при наличии тяжелых общих нарушений в развитии двусторонних социальных взаимодействий, вербальных и невербальных навыков общения или стереотипического поведения, которые не удовлетворяют критериям специфического общего расстройства развития, шизофрении или другого расстройства

 

Та­кое поведение проявлялось очень рано, еще до трех лет. Доктор Каннер заимствовал термин " ау­тизм" у шведского психиатра, который исполь­зовал его для описания лиц зрелого возраста с некоторыми формами шизофрении. Каннер клас­сифицировал этих детей, как характеризующихся наличием " раннего детского аутизма". Выбор по­добной терминологии оказался серьезной ошиб­кой, поскольку он привел родителей к убеждению в том, что их дети совершают сознательную по­пытку отстраниться от враждебного неблагопри­ятного окружения. Теперь мы можем заключить, что это не так: отсутствие любви и неблагоприят­ные условия не могут стать причиной возникно­вения аутизма. Поэтому термин " аутизм" остал­ся, а характеристика " ранний детский" больше не использовалась (Powers, 2000).

На протяжении многих лет диагноз " аутизм" ставили только на основании описанных Каннером образцов поведения. Однако сегодня уже по­нятно, что аутизм может отличаться по тяжести и что у лиц с аутизмом может наблюдаться ши­рокий спектр поведения, от высокофункциональ­ных до низкофункциональных способностей.

Примерно в то же время, когда Каннер впер­вые описал аутизм, другой исследователь — ав­стрийский педиатр Ганс Аспергер опубликовал в 1944 г. статью, в которой было описано состоя­ние, ставшее известным как синдром Аспергера. Возраст детей, наблюдавшихся Аспергером, со­ставлял от 6 до 11 лет. У них, несмотря на типич­ное развитие навыков общения, и когнитивных навыков, отмечались серьезные проблемы с со­циальным общением. Эта статья была практиче­ски неизвестной в США и многих других странах, поскольку была написана на немецком языке. И лишь в 1981 г. выдающийся британский иссле­дователь Лорна Винг вновь открыла эту статью, проанализировала изложенные в ней данные и обнаружила сходство между синдромом Асперге­ра и аутизмом. Даже сегодня некоторые ученые задают вопрос: можно ли считать аутизм и син­дром Аспергера одним заболеванием. Поскольку синдром Аспергера является малоизученным (для Северной Америки), исследования в этой области еще продолжаются. Наибольшее сходство между аутизмом и синдромом Аспергера можно обнару­жить у лиц с диагнозом высокофункционального аутизма (Ozonoff, Dawson, McPartland, 2002).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...