Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие расстройства развития. Аутизм. Проблемы с речью, языком и общением. Проблемы в отношениях с другими людьми, объектами и событиями




ОБЩИЕ РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ

В этом подразделе мы опишем все пять забо­леваний из группы общих расстройств развития. По мере ознакомления с изложенным материалом читателю станет понятно, что проявления каждо­го из них достаточно близки по своей сущности. Хотя в Справочнике DSM-IV (АРА, 1994) приве­дены достаточно четкие критерии каждого из этих расстройств, они имеют много общего. Поэтому, чтобы охарактеризовать эти взаимосвязанные на­рушения, исследователи начали пользоваться тер­мином " расстройства спектра аутизма" (" autism spectrum disorders" ).

 

Аутизм

Из пяти заболеваний группы общих рас­стройств развития в федеральном законода­тельстве только аутизм идентифицирован как специфический вид нарушений. В федеральном законодательстве аутизм определен как тяжелое хроническое нарушение развития, которое ока­зывает влияние на способность к общению и поведение больного. Аутизм диагностируется на основе поведения, которое наблюдается у ребен­ка в период раннего развития (обычно в возрасте до трех лет). У детей с аутизмом обычно отме­чаются затруднения с речью, языком и общени­ем; отношениями с другими людьми, объектами и событиями; реакцией на сенсорные стимулы; и несоответствие развития (OSE/RS, 2002). Все эти проблемы рассматриваются более подробно далее.

 

Проблемы с речью, языком и общением

По данным Powers (2000), около 40 % детей с аутизмом не разговаривают вообще, у других на­блюдается то, что известно под названием эхо- лалии (от слова " эхо" ). Например, когда учитель физического воспитания говорит: " Райан, бро­сай мяч", Райан может слово в слово повторить сказанное учителем, абсолютно не понимая, чего от него хотят. В других случаях эхолалия может не возникать сразу, а появиться спустя какое-то время. Ребенок может вспомнить телевизионную рекламу, которую он видел утром, и начать петь песенку во время занятия. У других лиц, боль­ных аутизмом, обладающих навыками использо­вания языка, речь может быть неэмоциональной, монотонной, с отсутствием выраженного контро­ля высоты тона или громкости. В дополнение к проблемам с формированием характерных рече­вых оборотов некоторые дети с аутизмом не по­нимают социальных норм общения и могут про­должать говорить на свою излюбленную тему еще долго после того, как разговор должен был быть окончен. Точно так же больной аутизмом может стоять слишком близко к собеседнику во время разговора либо говорить неподходящие вещи, не осознавая, что сказанное может обидеть окружа­ющих.

 

Проблемы в отношениях с другими людьми, объектами и событиями

Одной из наиболее заметных особенностей детей с аутизмом является отсутствие у них спо­собности формировать нормальные социальные взаимоотношения (Powers, 2000). Часто такие люди предпочитают оставаться в одиночестве и заниматься какой-нибудь индивидуальной дея­тельностью. У них практически отсутствуют или выглядят странно проявления привязанности к другим людям. В случае наличия привязанностей, они, как правило, односторонни и необычны. На­пример, ребенок может сидеть у вас на коленях и целовать в щеку. При этом зрительный контакт ограничен и часто, кажется, что ребенок смотрит " сквозь вас", а не на вас.

Кроме того, у больных аутизмом наблюдает­ся необычное отношение к объектам и событи­ям. У многих из них обнаруживается потребность в " однообразии" (Ozonoff, Dawson, McPartland, 2002). Предметы должны размещаться в порядке, который понятен только им самим, нарушение размещения объектов может приводить больных в ярость. Дети могут также играть предметами каким-то особым образом. Например, ребенок может крутить перед собой игрушку и часами разглядывать ее с разных сторон. У больных су­ществует потребность в соблюдении порядка дей­ствий, например, идти одной и той же дорогой в школу и из школы. Такие примеры раскрывают сущность аутизма и стремление лиц с аутизмом к прогнозируемым окружающим условиям.

 

Аномальный ответ на сенсорные стимулы

Лица с аутизмом сталкиваются с трудностями при отсеве поступающей извне посторонней ин­формации. Их органы чувств позволяют им обра­щать больше внимания на одни стимулы и меньше на другие, но им часто бывает сложно определить наиболее важную часть задания (Ozonoff, Dawson, McPartland, 2002). Некоторые больные с аутизмом нуждаются в физическом воздействии. Например, кто-то из них может залезать под диванные по­душки, так что на них могут сесть сверху и прида­вить (некоторые исследователи считают, что ощу­щение пребывания в ограниченном пространстве позволяет чувствовать безопасность и ослабляет стресс). Другие больные не желают, чтобы их хоть кто-то касался. Различия между лицами с аутиз­мом достаточно глубоки. Все они в какой-то мере сталкиваются с трудностями при восприятии сен­сорных стимулов, однако степень выраженности данного нарушения может варьировать очень су­щественно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...