Общие расстройства развития. Аутизм. Проблемы с речью, языком и общением. Проблемы в отношениях с другими людьми, объектами и событиями
ОБЩИЕ РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ В этом подразделе мы опишем все пять заболеваний из группы общих расстройств развития. По мере ознакомления с изложенным материалом читателю станет понятно, что проявления каждого из них достаточно близки по своей сущности. Хотя в Справочнике DSM-IV (АРА, 1994) приведены достаточно четкие критерии каждого из этих расстройств, они имеют много общего. Поэтому, чтобы охарактеризовать эти взаимосвязанные нарушения, исследователи начали пользоваться термином " расстройства спектра аутизма" (" autism spectrum disorders" ).
Аутизм Из пяти заболеваний группы общих расстройств развития в федеральном законодательстве только аутизм идентифицирован как специфический вид нарушений. В федеральном законодательстве аутизм определен как тяжелое хроническое нарушение развития, которое оказывает влияние на способность к общению и поведение больного. Аутизм диагностируется на основе поведения, которое наблюдается у ребенка в период раннего развития (обычно в возрасте до трех лет). У детей с аутизмом обычно отмечаются затруднения с речью, языком и общением; отношениями с другими людьми, объектами и событиями; реакцией на сенсорные стимулы; и несоответствие развития (OSE/RS, 2002). Все эти проблемы рассматриваются более подробно далее.
Проблемы с речью, языком и общением По данным Powers (2000), около 40 % детей с аутизмом не разговаривают вообще, у других наблюдается то, что известно под названием эхо- лалии (от слова " эхо" ). Например, когда учитель физического воспитания говорит: " Райан, бросай мяч", Райан может слово в слово повторить сказанное учителем, абсолютно не понимая, чего от него хотят. В других случаях эхолалия может не возникать сразу, а появиться спустя какое-то время. Ребенок может вспомнить телевизионную рекламу, которую он видел утром, и начать петь песенку во время занятия. У других лиц, больных аутизмом, обладающих навыками использования языка, речь может быть неэмоциональной, монотонной, с отсутствием выраженного контроля высоты тона или громкости. В дополнение к проблемам с формированием характерных речевых оборотов некоторые дети с аутизмом не понимают социальных норм общения и могут продолжать говорить на свою излюбленную тему еще долго после того, как разговор должен был быть окончен. Точно так же больной аутизмом может стоять слишком близко к собеседнику во время разговора либо говорить неподходящие вещи, не осознавая, что сказанное может обидеть окружающих.
Проблемы в отношениях с другими людьми, объектами и событиями Одной из наиболее заметных особенностей детей с аутизмом является отсутствие у них способности формировать нормальные социальные взаимоотношения (Powers, 2000). Часто такие люди предпочитают оставаться в одиночестве и заниматься какой-нибудь индивидуальной деятельностью. У них практически отсутствуют или выглядят странно проявления привязанности к другим людям. В случае наличия привязанностей, они, как правило, односторонни и необычны. Например, ребенок может сидеть у вас на коленях и целовать в щеку. При этом зрительный контакт ограничен и часто, кажется, что ребенок смотрит " сквозь вас", а не на вас. Кроме того, у больных аутизмом наблюдается необычное отношение к объектам и событиям. У многих из них обнаруживается потребность в " однообразии" (Ozonoff, Dawson, McPartland, 2002). Предметы должны размещаться в порядке, который понятен только им самим, нарушение размещения объектов может приводить больных в ярость. Дети могут также играть предметами каким-то особым образом. Например, ребенок может крутить перед собой игрушку и часами разглядывать ее с разных сторон. У больных существует потребность в соблюдении порядка действий, например, идти одной и той же дорогой в школу и из школы. Такие примеры раскрывают сущность аутизма и стремление лиц с аутизмом к прогнозируемым окружающим условиям.
Аномальный ответ на сенсорные стимулы Лица с аутизмом сталкиваются с трудностями при отсеве поступающей извне посторонней информации. Их органы чувств позволяют им обращать больше внимания на одни стимулы и меньше на другие, но им часто бывает сложно определить наиболее важную часть задания (Ozonoff, Dawson, McPartland, 2002). Некоторые больные с аутизмом нуждаются в физическом воздействии. Например, кто-то из них может залезать под диванные подушки, так что на них могут сесть сверху и придавить (некоторые исследователи считают, что ощущение пребывания в ограниченном пространстве позволяет чувствовать безопасность и ослабляет стресс). Другие больные не желают, чтобы их хоть кто-то касался. Различия между лицами с аутизмом достаточно глубоки. Все они в какой-то мере сталкиваются с трудностями при восприятии сенсорных стимулов, однако степень выраженности данного нарушения может варьировать очень существенно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|