Синдром Ретта. Детское дезинтегративное расстройство. Общее расстройство развития, неуточненное. Этиология. Распространенность
Синдром Ретта Подобно аутизму и синдрому Аспергера, синдром Ретта проявляется уже на ранних стадиях развития и приводит к нетипичному поведению. Синдром Ретта встречается крайне редко и только у девочек. У ребенка вначале отмечается нормальное развитие, по крайней мере, в первые 5—48 месяцев жизни. После этого вследствие замедления развития головного мозга размер головы увеличивается медленее, чем обычно, наблюдается также утрата приобретенных ранее двигательных и социальных навыков (Powers, 2000). В конечном итоге ребенку для передвижения потребуется инвалидная коляска. Одним из определяющих признаков синдрома Ретта является неадекватное использование рук. Вместо того чтобы пользоваться ими для взаимодействия с окружающими предметами, больные девочки непрерывно крутят, сгибают, сжимают или трут свои руки, что по-видимому, препятствует выполнению ими большинства задач (Powers, 2000). Предполагается, что такая вычурность двигательной деятельности может быть не самостимулирующей, а скорее непроизвольной (Hanks, 1990). Так же, как и у детей с тяжелыми формами аутизма, у больных с синдромом Ретта отмечаются серьезные нарушения речи и тяжелая или глубокая умственная отсталость (Reid, Collier, 2002).
Детское дезинтегративное расстройство Как и в случае других общих расстройств развития, обсуждавшихся ранее, дети с детским дезинтегративным расстройством вначале развиваются нормально, однако за этим следует период регрессии, наблюдаются нарушения речи и когнитивных способностей. Обычно заболевание проявляется в возрасте от 2 до 10 лет. Дети начинают избегать общения с окружающими, перестают разговаривать, утрачивают мыслительные навыки, способность контролировать дефекацию и др. (Powers, 2000). Это заболевание встречается редко и приводит к тяжелой умственной отсталости (Reid, Collier, 2002).
Общее расстройство развития, неуточненное К этой категории относят больных, у которых отмечаются явные трудности в отношениях с окружающими, а также проблемы в общении или стереотипическое поведение и которые по своим особенностям не подходят под определение других видов расстройств развития.
ЭТИОЛОГИЯ Вопрос о причинах возникновения у некоторых детей аутизма и других расстройств развития пока остается без определенного ответа. Отдельные данные свидетельствуют о том, что аутизм может иметь неврологические или генетические причины. Исследователи (Stodgell, Ingram, Hyman, 2001) отмечают, что в большинстве случаев эти заболевания могут быть обусловлены генетически. Чаще всего причиной является синдром повышенной ломкости Х-хромосомы — заболевание, которое выявляется у девочек и мальчиков, однако приводит к более значительным последствиям и умственной отсталости у мальчиков (Powers, 2000). Имеются данные, свидетельствующие о возможности наследования аутизма. Вероятность рождения второго больного ребенка у родителей, у которых уже есть ребенок с аутизмом, на 50 % выше, чем у остальных (Powers, 2000).
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ Долгое время считалось, что аутизм встречается у 2—5 детей на 10 000 рожденных, что делает это заболевание довольно редким. Однако недавно появилось сообщение о том, что его распространенность составляет 9, 6 на 10 000 рожденных детей (Gillberg, Wing, 1999). Если сюда добавить остальные общие расстройства развития, этот показатель возрастет до 18, 7 на 10 000, что больше, чем в случае синдрома Дауна (Ozonoff, Dawson, McPartland, 2002), поэтому общие расстройства развития уже не считают редким заболеванием. Почему возросла численность больных с таким диагнозом? Это увеличение, вероятнее всего, обусловлено повышением эффективности скрининга и выявления больных, а не реальным увеличением их количества. Тем не менее, некоторые исследователи считают, что общие расстройства развития могут быть обусловлены загрязнением окружающей среды (Ozonoff, Dawson, McPartland, 2002).
ФИЗИЧЕСКИЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА Больные с синдромом Ретта и детским дезинтегративным расстройством характеризуются дефицитом физических и двигательных способностей, аутизмом, посещавшими детский сад, и детьми из контрольной группы не удалось (McFachin, Smith, Lovaas, 1993). Таким образом, складывается впечатление, что успех применения данного метода зависит от его постоянного использованя. Несмотря на то, что данную форму воздействия критиковали за отсутствие гибкости учебной программы, публикаций, доказывающих отсутствие эффективности данного подхода, до сих пор не появлялось. ТЕАСНС Еще одной популярной программой, которая успешно применяется для обучения детей с общими расстройствами развития, и в частности аутизмом, является программа штата Северная Каролина ТЕАСНС, разработанная в начале 1970-х годов Эриком ИГоплером (Eric Schopler), которая использует сочетание подходов и методов, направленных на удовлетворение особых потребностей ученика. Это в большей степени программа управления поведением, а не система преподавания или обучения. Ее основа — это сведения о навыках, интересах и потребностях ученика. Важным компонентом является организованное обучение. Для развития самостоятельности программа сконцентрирована на организации материального окружения, планировании расписания занятий на каждый день, предъявлении четких и однозначных требований, а также использовании визуальных подсказок для представления материала и указания последовательности обучения (Mesibov, 1996). Кроме того, в программе ТЕАСНС применяется терапия сенсорной интеграции для определения причины неадекватного поведения или препятствующей формированию навыков. Считается, что причиной неадекватного поведения больных с общими расстройствами развития часто является боль. Например, если окружающие условия чрезмерно стимулируют ребенка, это может вызывать у него излишние болевые ощущения и стресс. Вместо того чтобы заставлять ребенка переносить такие условия, следует оградить его от них (Trehin, 1998). Сторонники этой модели поддерживают использование " культуры аутизма" в качестве основы воздействия. Это означает, что лица с аутизмом в целом лучше реагируют на структуру обучения и ежедневные занятия. Модель основана на использовании возможностей и сильных сторон индивидуума, а не на принуждении ученика к подчинению социально принятым нормам поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|