Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синдром Ретта. Детское дезинтегративное расстройство. Общее расстройство развития, неуточненное. Этиология. Распространенность




Синдром Ретта

Подобно аутизму и синдрому Аспергера, син­дром Ретта проявляется уже на ранних стадиях развития и приводит к нетипичному поведению. Синдром Ретта встречается крайне редко и только у девочек. У ребенка вначале отмечается нормаль­ное развитие, по крайней мере, в первые 5—48 ме­сяцев жизни. После этого вследствие замедления развития головного мозга размер головы увеличи­вается медленее, чем обычно, наблюдается также утрата приобретенных ранее двигательных и соци­альных навыков (Powers, 2000). В конечном итоге ребенку для передвижения потребуется инвалидная коляска. Одним из определяющих признаков син­дрома Ретта является неадекватное использование рук. Вместо того чтобы пользоваться ими для взаи­модействия с окружающими предметами, больные девочки непрерывно крутят, сгибают, сжимают или трут свои руки, что по-видимому, препятствует вы­полнению ими большинства задач (Powers, 2000). Предполагается, что такая вычурность двигатель­ной деятельности может быть не самостимулирую­щей, а скорее непроизвольной (Hanks, 1990). Так же, как и у детей с тяжелыми формами аутизма, у больных с синдромом Ретта отмечаются серьезные нарушения речи и тяжелая или глубокая умствен­ная отсталость (Reid, Collier, 2002).

 

Детское дезинтегративное расстройство

Как и в случае других общих расстройств развития, обсуждавшихся ранее, дети с детским дезинтегративным расстройством вначале раз­виваются нормально, однако за этим следует пе­риод регрессии, наблюдаются нарушения речи и когнитивных способностей. Обычно заболевание проявляется в возрасте от 2 до 10 лет. Дети на­чинают избегать общения с окружающими, пере­стают разговаривать, утрачивают мыслительные навыки, способность контролировать дефекацию и др. (Powers, 2000). Это заболевание встречается редко и приводит к тяжелой умственной отстало­сти (Reid, Collier, 2002).

 

Общее расстройство развития, неуточненное

К этой категории относят больных, у кото­рых отмечаются явные трудности в отношениях с окружающими, а также проблемы в общении или стереотипическое поведение и которые по своим особенностям не подходят под определение дру­гих видов расстройств развития.

 

ЭТИОЛОГИЯ

Вопрос о причинах возникновения у неко­торых детей аутизма и других расстройств раз­вития пока остается без определенного ответа. Отдельные данные свидетельствуют о том, что аутизм может иметь неврологические или генети­ческие причины. Исследователи (Stodgell, Ingram, Hyman, 2001) отмечают, что в большинстве случа­ев эти заболевания могут быть обусловлены гене­тически. Чаще всего причиной является синдром повышенной ломкости Х-хромосомы — заболе­вание, которое выявляется у девочек и мальчи­ков, однако приводит к более значительным по­следствиям и умственной отсталости у мальчиков (Powers, 2000). Имеются данные, свидетельствую­щие о возможности наследования аутизма. Веро­ятность рождения второго больного ребенка у ро­дителей, у которых уже есть ребенок с аутизмом, на 50 % выше, чем у остальных (Powers, 2000).

 

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ

Долгое время считалось, что аутизм встречает­ся у 2—5 детей на 10 000 рожденных, что делает это заболевание довольно редким. Однако недавно появилось сообщение о том, что его распростра­ненность составляет 9, 6 на 10 000 рожденных детей (Gillberg, Wing, 1999). Если сюда добавить осталь­ные общие расстройства развития, этот показатель возрастет до 18, 7 на 10 000, что больше, чем в слу­чае синдрома Дауна (Ozonoff, Dawson, McPartland, 2002), поэтому общие расстройства развития уже не считают редким заболеванием. Почему возросла численность больных с таким диагнозом? Это уве­личение, вероятнее всего, обусловлено повышением эффективности скрининга и выявления больных, а не реальным увеличением их количества. Тем не менее, некоторые исследователи считают, что об­щие расстройства развития могут быть обусловлены загрязнением окружающей среды (Ozonoff, Dawson, McPartland, 2002).

 

ФИЗИЧЕСКИЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Больные с синдромом Ретта и детским дезинте­гративным расстройством характеризуются дефи­цитом физических и двигательных способностей, аутизмом, посещавшими детский сад, и детьми из контрольной группы не удалось (McFachin, Smith, Lovaas, 1993). Таким образом, складыва­ется впечатление, что успех применения данного метода зависит от его постоянного использованя. Несмотря на то, что данную форму воздействия критиковали за отсутствие гибкости учебной про­граммы, публикаций, доказывающих отсутствие эффективности данного подхода, до сих пор не появлялось.

ТЕАСНС

Еще одной популярной программой, которая успешно применяется для обучения детей с об­щими расстройствами развития, и в частности ау­тизмом, является программа штата Северная Ка­ролина ТЕАСНС, разработанная в начале 1970-х годов Эриком ИГоплером (Eric Schopler), которая использует сочетание подходов и методов, на­правленных на удовлетворение особых потребно­стей ученика. Это в большей степени программа управления поведением, а не система препода­вания или обучения. Ее основа — это сведения о навыках, интересах и потребностях ученика. Важным компонентом является организованное обучение. Для развития самостоятельности про­грамма сконцентрирована на организации мате­риального окружения, планировании расписания занятий на каждый день, предъявлении четких и однозначных требований, а также использовании визуальных подсказок для представления мате­риала и указания последовательности обучения (Mesibov, 1996).

Кроме того, в программе ТЕАСНС применя­ется терапия сенсорной интеграции для опреде­ления причины неадекватного поведения или препятствующей формированию навыков. Счи­тается, что причиной неадекватного поведения больных с общими расстройствами развития ча­сто является боль. Например, если окружающие условия чрезмерно стимулируют ребенка, это мо­жет вызывать у него излишние болевые ощуще­ния и стресс. Вместо того чтобы заставлять ребен­ка переносить такие условия, следует оградить его от них (Trehin, 1998). Сторонники этой модели поддерживают использование " культуры аутиз­ма" в качестве основы воздействия. Это означает, что лица с аутизмом в целом лучше реагируют на структуру обучения и ежедневные занятия. Мо­дель основана на использовании возможностей и сильных сторон индивидуума, а не на принужде­нии ученика к подчинению социально принятым нормам поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...