Обучение. Приход в спортзал
Обучение Установлено несколько факторов, которые следует принимать во внимание при обучении детей с общими расстройствами развития (Reid, O'Konnor, Lloyd, 2003). Сюда входят, выделение времени для знакомства с инструктором и видом двигательной активности; налаживание зрительного контакта, насколько это возможно; использование четких и последовательных команд и стимулов, а также использование эффективного подкрепления и обратной связи. Кроме того, Houston-Wilson, Lieberman (2003) определили стратегии, которые могут быть полезны при обучении детей с общими расстройствами развития. Эти методики можно использовать вместе с программой ТЕАСНС. Они направлены на организацию и структурирование внешней среды с помощью определенного порядка действий и расписания занятий, что позволяет сделать ежедневные задания более предсказуемыми и эффективными. Порядок действий, содержащих набор начальных и конечных точек, обеспечивает большую предсказуемость событий и благодаря этому ослабляет сенсорную перегрузку. Кроме того, порядок действий может быть использован для ознакомления детей с новыми знаниями или поведением. Учащиеся будут усваивать новые знания лучше, если подавать их вместе с информацией, уже знакомой детям. Порядок действий также позволяет уменьшить количество вербальных указаний, предоставить детям возможность заниматься самостоятельно. При формировании порядка действий полезно использовать расписания занятий и календари. У детей с общими расстройствами развития часто наблюдается неадекватная поведенческая реакция, если им предлагают для изучения новую или разнородную информацию в неупорядоченном виде. Календарь, где указаны даты проведения важных мероприятий, в сочетании с расписанием занятий на день поможет ослабить стресс, обусловленный неиззестностью предстоящих событий (Geckler et al., 2000).
Далее представлен типичный порядок действий, который может быть определен для физического воспитания. Перед тем как Джастин идет на урок физкультуры, классный руководитель дает ему фотографию учителя физического воспитания и говорит: " Джастин, сейчас будет урок физкультуры". Фотография позволяет ребенку понять, что будет происходить дальше. Когда класс приходит в спортзал, он отдает фотографию учителю. После этого учитель показывает Джастину план занятия с описанием запланированных действий словами либо с помощью рисунков. На рисунке 10. 1 показан образец плана урока физического воспитания. Если план написан, каждый пункт после его выполнения нужно стирать или зачеркивать. Это должно показать Джастину, что данное упражнение уже окончено и вскоре начнется следующее. В случае использования рисунков не показывайте более одного, поскольку у детей с общими расстройствами развития отмечается склонность к сверхизбирательности — это означает, что они неспособны отсеивать незначащую информацию. Учитель должен помочь ребенку сфокусироваться на наиболее важной информации. Например, если ребенок будет заниматься освоением навыков игры в баскетбол, не следует показывать ему картинку с изображением спортивной площадки, на которой дети играют в баскетбол, поскольку такой рисунок содержит слишком много деталей и это затрудняет выделение значимой информации. Фотография с изображением баскетбольного мяча (рис. 10. 2) ясно дает понять, что дальше ребенку предстоит заниматься баскетболом. После выполнения ребенком каждого пункта плана картинку заменяют новой. Дети с общими расстройствами развития часто испытывают трудности из-за сенсорной перегрузки. Когда они попадают в новые условия, например в спортзал, существующая там атмосфера может вызвать чрезмерную сенсорную перегрузку (Janzen, 1996).
Приход в спортзал Разминка: Прыжки со скакалкой 3 минуты Упражнения с мячом: Ведение мяча Передача мяча Физические упражнения: Бег 5 минут Игра: Парашют Завершающая часть: Релаксация Завершение занятия Рисунок 10. 1 — План урока физического воспитания
Учителя могут использовать пространство для урока физического воспитания для структурирования различными путями. Прежде всего, учитель должен определить для ребенка, где выполняются упражнения (в спортзале, на игровой площадке, на матах), где расположен инвентарь (мячи — в корзине, скакалки — на вешалке, ракетки — на крюках) и как перемещаться с одного учебного места на другое (по кругу по учебным станциям, из одного положения в другое, из центральной части зала в боковые). После этого учитель должен установить конкретные границы. Например, если ребенок остается на одной половине поля, должны быть установлены стойки, указывающие середину поля. Таблички с надписями также помогают организовать учебное пространство. Место хранения инвентаря и ящики должны быть помечены соответствующими надписями, чтобы ребенок мог легко найти то, что ему нужно для занятия. В конце урока физического воспитания учитель должен подать ученику соответствующую подсказку для возвращения обратно в учебный класс. Это может быть фотография классного руководителя или картинка с изображением парты. Другим эффективным способом сообщить ребенку о предстоящем перемещении в учебный класс является предупреждение. Например, учитель может сказать: " Джастин, через три минуты урок физического воспитания закончится". Это поможет ребенку лучше понять время и подготовиться к предстоящим изменениям. Второе предупреждение следует сделать за две минуты до конца урока и третье — за одну минуту. Правильная подготовка позволяет снизить уровень тревожности, поскольку ребенок начинает понимать, что изменения начнут происходить через минуту после предупреждения инструктора. Здесь ребенок также должен понимать, что произойдет дальше. Когда он вернется в учебный класс, из его расписания занятий будет вычеркнут урок физкультуры.
Использование порядка действий и расписания уроков может показаться лишней тратой времени учителя. Однако, после того как они войдут в привычку, обычно наблюдается поразительное улучшение поведения и посещаемости уроков и это позволяет понять, что время было потрачено с пользой. Учителя должны также использовать возможности вспомогательного персонала, оказывающего им помощь в выполнении программы. Помощники учителя, инструктора, наставники из числа учеников — все они в определенной мере могут заниматься в индивидуальном порядке с учащимися с общими расстройствами развития. Помимо описанных методов учителю физического воспитания для снижения частоты нежелательного поведения (словесные оскорбления, нанесение себе травм) или для стимуляции адекватного поведения (выполнение заданий, использование речевых навыков для общения) может понадобиться применение некоторых методов управления поведением. Стратегии управления поведением могут помочь детям с расстройствами поведения в обучении новым навыкам. Далее представлены ключевые стратегии, основанные на методах управления поведением, которые помогают сформировать социальное поведение и стимулировать обучение детей с общими расстройствами развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|