Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентация на предшествующие события




Ориентация на предшествующие события

Здесь мы будем называть предшествующи­ми события, происходящие во внешнем мире и порождающие ответную реакцию или действие. После совершения действия обычно следуют по­следствия, хорошие или плохие. Например, если ребенок входит в спортзал, где его тепло привет­ствует учитель (предшествующее событие), по­следующим действием (или поведением) ребенка будет выполнение задания во время разминки. В таком случае последствием будет применение учителем позитивного подкрепления или возна­граждения в виде выдачи жетона. Однако если ребенок входит в спортзал в отсутствие учителя и его одноклассник умышленно подставляет ему ногу, чтобы он споткнулся (предшествующее со­бытие), последующим событием может быть сло­весное оскорбление или нежелание принимать участие в разминке. Из-за этого ребенок может столкнуться с нежелательными последствиями, такими, как утрата каких-то преимуществ. Ранее распространенной практикой была ориентация на последствия (что происходит с учеником после того, как он совершил нежелательные действия), а не на предшествующие события (что привело ученика к таким действиям). Пример, демонстри­рующий чрезмерную концентрацию на послед­ствиях вместо соответствующей ориентации на предшествующие события, представлен далее.

 

Сес часто бьется головой об стену, когда он разочарован. Учительница берет руки Сеса, кладет их ему на колени и говорит: " Не бей­ся головой". Она повторяет это каждый раз, когда Сес начинает биться головой об стену. Вскоре Сес, будучи расстроен, начинает скла­дывать руки на коленях, но при этом продол­жает биться головой об стену.

 

Как видно, ориентация на последствия вме­сто предшествующих событий оказалась в данной ситуации неэффективной, поскольку отсутствует связь между ударами головой об стену, складыва­нием рук на коленях и словами " не бейся". Наи­лучший результат могла бы принести ориентация на предшествующие события — то есть анализ со­бытий, которые произошли в окружении ребен­ка или с ним самим и стали причиной нежела­тельного его поведения. Если удается определить предшествующие события (например, чрезмер­ную стимуляцию, обусловленную обстановкой в зале), тогда можно воздействовать таким путем: перевести ребенка в другое помещение или пере­направить его действия (например, выполнение бега трусцой вокруг зала).

 

Использование естественных внешних сигналов

При обучении детей с общими расстройствами развития инструктору, чтобы свести к минимуму вербальные сигналы, приходится пользоваться естественными сигналами, присутствующими в окружающей обстановке. Если перед ребенком доставлена задача ударить по футбольному мячу и попасть в цель, естественными сигналами будут мяч и цель. Чтобы добиться выполнения постав­ленной цели, инструктору понадобится разделить задание на маленькие части, которые могут вклю­чать выход ребенка на линию нанесения удара, расположение мяча на линии удара и подачу ре­бенку команды для нанесения удара. Показ также хорошо помогает в приобретении новых навыков. Если ребенок выполняет задание правильно, про­должайте урок дальше. Например, научите его останавливать поданный ему на линию нанесения удара мяч или поставьте перед целью защитни­ка. И наоборот, если ребенок не может ударить мяч так, чтобы он двигался в направлении цели, помогите ему или постарайтесь лучше объяснить, что от него требуется для выполнения задания. Предоставьте ребенку возможность повторять за­дание до тех пор, пока он не сможет его выпол­нить без посторонней помощи. После того как он сможет выполнить задание правильно, продол­жайте обучение дальше.

 

Правило исправления ошибок

Результативным приемом обучения детей с общими расстройствами развития является пра­вило исправления ошибок, которое заключается в том, что в случае неправильного выполнения приема ребенок возвращается назад к последне­му элементу, который был выполнен правильно. Рассмотрим пример с отбиванием мяча в бейс­боле. Предположим, ребенок занял правильную стойку для отбивания мяча и нанес удар битой по мячу, но после этого побежал на первую базу вме­сте с битой. В данном случае, пользуясь правилом исправления ошибок, инструктор просит ребенка повторить удар и затем физически помогает ему положить биту на землю, прежде, чем он побежит на базу. Инструктор возвращает ребенка к послед­нему правильному действию, предшествующему ошибке. Представленный далее практический пример представляет собой еще один сценарий, в котором может быть использовано правило ис­правления ошибок (см. также рис. 10. 3).

 

 

Рисунок 10. 2 — Фотография баскетбольного мяча, пред­назначенная для привлечения внимания ребенка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...