Ориентация на предшествующие события
Ориентация на предшествующие события Здесь мы будем называть предшествующими события, происходящие во внешнем мире и порождающие ответную реакцию или действие. После совершения действия обычно следуют последствия, хорошие или плохие. Например, если ребенок входит в спортзал, где его тепло приветствует учитель (предшествующее событие), последующим действием (или поведением) ребенка будет выполнение задания во время разминки. В таком случае последствием будет применение учителем позитивного подкрепления или вознаграждения в виде выдачи жетона. Однако если ребенок входит в спортзал в отсутствие учителя и его одноклассник умышленно подставляет ему ногу, чтобы он споткнулся (предшествующее событие), последующим событием может быть словесное оскорбление или нежелание принимать участие в разминке. Из-за этого ребенок может столкнуться с нежелательными последствиями, такими, как утрата каких-то преимуществ. Ранее распространенной практикой была ориентация на последствия (что происходит с учеником после того, как он совершил нежелательные действия), а не на предшествующие события (что привело ученика к таким действиям). Пример, демонстрирующий чрезмерную концентрацию на последствиях вместо соответствующей ориентации на предшествующие события, представлен далее.
Сес часто бьется головой об стену, когда он разочарован. Учительница берет руки Сеса, кладет их ему на колени и говорит: " Не бейся головой". Она повторяет это каждый раз, когда Сес начинает биться головой об стену. Вскоре Сес, будучи расстроен, начинает складывать руки на коленях, но при этом продолжает биться головой об стену.
Как видно, ориентация на последствия вместо предшествующих событий оказалась в данной ситуации неэффективной, поскольку отсутствует связь между ударами головой об стену, складыванием рук на коленях и словами " не бейся". Наилучший результат могла бы принести ориентация на предшествующие события — то есть анализ событий, которые произошли в окружении ребенка или с ним самим и стали причиной нежелательного его поведения. Если удается определить предшествующие события (например, чрезмерную стимуляцию, обусловленную обстановкой в зале), тогда можно воздействовать таким путем: перевести ребенка в другое помещение или перенаправить его действия (например, выполнение бега трусцой вокруг зала).
Использование естественных внешних сигналов При обучении детей с общими расстройствами развития инструктору, чтобы свести к минимуму вербальные сигналы, приходится пользоваться естественными сигналами, присутствующими в окружающей обстановке. Если перед ребенком доставлена задача ударить по футбольному мячу и попасть в цель, естественными сигналами будут мяч и цель. Чтобы добиться выполнения поставленной цели, инструктору понадобится разделить задание на маленькие части, которые могут включать выход ребенка на линию нанесения удара, расположение мяча на линии удара и подачу ребенку команды для нанесения удара. Показ также хорошо помогает в приобретении новых навыков. Если ребенок выполняет задание правильно, продолжайте урок дальше. Например, научите его останавливать поданный ему на линию нанесения удара мяч или поставьте перед целью защитника. И наоборот, если ребенок не может ударить мяч так, чтобы он двигался в направлении цели, помогите ему или постарайтесь лучше объяснить, что от него требуется для выполнения задания. Предоставьте ребенку возможность повторять задание до тех пор, пока он не сможет его выполнить без посторонней помощи. После того как он сможет выполнить задание правильно, продолжайте обучение дальше.
Правило исправления ошибок Результативным приемом обучения детей с общими расстройствами развития является правило исправления ошибок, которое заключается в том, что в случае неправильного выполнения приема ребенок возвращается назад к последнему элементу, который был выполнен правильно. Рассмотрим пример с отбиванием мяча в бейсболе. Предположим, ребенок занял правильную стойку для отбивания мяча и нанес удар битой по мячу, но после этого побежал на первую базу вместе с битой. В данном случае, пользуясь правилом исправления ошибок, инструктор просит ребенка повторить удар и затем физически помогает ему положить биту на землю, прежде, чем он побежит на базу. Инструктор возвращает ребенка к последнему правильному действию, предшествующему ошибке. Представленный далее практический пример представляет собой еще один сценарий, в котором может быть использовано правило исправления ошибок (см. также рис. 10. 3).
Рисунок 10. 2 — Фотография баскетбольного мяча, предназначенная для привлечения внимания ребенка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|