Что такое специфическое расстройство навыков обучения?
ЧТО ТАКОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО НАВЫКОВ ОБУЧЕНИЯ? Никакое другое нарушение не вызывает столько непонимания и путаницы среди специалистов и родителей, как расстройство навыков обучения. В прошлом для определения этой группы населения использовали термины " недоразвитие восприятия", " травмы головного мозга", " минимальная мозговая дисфункция", " дислексия" и " афазия развития". В 1963 г. Сэм Кирк из Университета штата Иллинойс, которого считают основателем научного направления, занимающегося исследованием расстройств навыков обучения, использовал термин " расстройство обучения" (learning disability) на встрече с родителями и другими специалистами в Чикаго (Иллинойс). Он рассказал участникам конференции, что использует этот термин в отношении детей, у которых наблюдаются проблемы с обучением, но не обнаруживается никаких признаков умственной отсталости или эмоциональных расстройств. Родители быстро приняли этот термин как более подходящий по сравнению с другими, использовавшимися в то время, например, " минимальная мозговая дисфункция или неврологические нарушения" (Dunn, 1997; Smith, 2001).
Определение специфического расстройства навыков обучения Специалисты не могут прийти к единому мнению в отношении конкретного определения расстройства навыков обучения (Kavale, Forness, 2000). Однако они единодушны в том, что данная группа испытывает заметные трудности с обучением по ряду разнообразных причин. Многие считают, что дети с расстройствами навыков обучения имеют неврологические расстройства, сопровождающиеся нарушениями процессов хранения, обработки и синтеза информации в центральной нервной системе, и являющиеся причиной недостаточно эффективного восприятия речи или чтения.
Эти трудности могут проявляться в виде нарушения способностей к восприятию на слух, мышлению, речи, письму, произношению по буквам, осуществлению математических расчетов или двигательных способностей. Другие возможные проявления существования расстройств навыков обучения могут заключаться в постоянных трудностях с запоминанием новой информации, выражении мыслей в устном или письменном виде, понимании представленной информации, выполнении указаний и соблюдении установленного порядка или перемещении в пространстве от одного вида деятельности к другому. Более характерные трудности проявляются в перестановке букв и слов в обратном порядке, проблемы с арифметическими действиями, в частности при выполнении сложения и деления, либо нарушения координационных способностей, например столкновения с неподвижными объектами. Начиная с середины 1970-х годов, в государственных школах для установления потребности ребенка в услугах специального обучения используется определение, данное в Законе об образовании лиц с физическими и психическими нарушениями (IDEA). Это определение выглядит следующим образом: " Специфическое расстройство развития навыков обучения" означает нарушение одного или нескольких базовых психологических процессов, необходимых для восприятия информации или для использования языка, речи и письма, которые могут проявляться в нарушении способности воспринимать на слух, думать, выражать мысли вслух, читать, писать произносить по складам или выполнять арифметические операции. Этот термин включает такие расстройства, как нарушения восприятия, травмы головного мозга, минимальная мозговая дисфункция, дислексия и афазия развития. Этот термин не применим к детям, которые имеют проблемы с обучением, обусловленные преимущественно нарушениями зрения, слуха или двигательными расстройствами; умственной отсталостью; либо неблагоприятным воздействием внешних, культурных или экономических факторов (IDEA amendment, 2001).
Большинство детей в какой-то мере периодически сталкиваются с определенными трудностями в некоторых из этих областей. Однако лишь когда подобные ситуации возникают регулярно в различных условиях, наблюдаются на протяжении длительного времени и препятствуют обучению, они требуют особого внимания. Термин " специфический" добавляется, чтобы подчеркнуть тот факт, что у этих детей расстройство навыков обучения наблюдается только в определенной области (например, чтение, речь, арифметические навыки), а в остальных областях обучения они имеют, по меньшей мере, средние способности или могут даже считаться одаренными. Определение специфического расстройства навыков обучения, данное в IDEA, после его введения в 1975 г. практически не изменилось. Оно по-прежнему включает такие термины, как минимальная мозговая дисфункция, дислексия и афазия развития. Многие специалисты считают, что данное определение трудно применимо на практике и не дает никакого представления о подлинной природе заболевания (Kavale, Forness, 2000). Несмотря на такие недостатки, данное в IDEA определение продолжает применяться в государственных школах для определения потребности детей в специальном обучении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|