Импульсивность. Система классификации в зависимости от типа нарушений. Предположительные причины специфических расстройств развития навыков обучения, ADHD и DCD
Импульсивность • Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца • С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях • Мешает другим, прерывает окружающих (например, вмешивается в беседы или игры) Б. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивпости и невнимательности, обусловливающие нарушения начинают проявляться еще до 7 лет. В. Проблемы, обусловленные перечисленными ранее симптомами, наблюдаются в двух или более видах окружающей обстановки, например, в школе [на работе] и дома. Г. Имеются убедительные подтверждения клинически значимых нарушений в социальной, учебной или трудовой деятельности. Д. Симптомы не проявляются исключительно в период первазивных нарушений развития, шизофрении и других психотических расстройств и не могут быть обусловлены другим психическим заболеванием (депрессией, повышенной тревожностью, диссоциативными нарушениями или расстройством личности). Система классификации в зависимости от типа нарушений • Синдром дефицита внимания/гиперактивности смешанного типа: если на протяжении последних 6 месяцев наблюдались признаки, описанные в А1 и А2. • Синдром дефицита внимания/гиперактивности преимущественно невнимательного типа: если на протяжении последних 6 месяцев наблюдались признаки, описанные только в А1, но не наблюдались перечисленные в А2. • Синдром дефицита внимания/гиперактивности преимущественно гиперактивно-импульсивного типа: если на протяжении последних 6 месяцев наблюдались признаки, описанные только в А2, но не наблюдались перечисленные в А1. Примечание в отношении классификации: для лиц (особенно подростков и взрослых), у которых в настоящий момент проявляются симптомы, которые не удовлетворяют полностью установленным критериям, следует указывать " в состоянии частичной ремиссии".
Предоставлено American Psychiatric Association (2000). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed. ). Washington D. C.: Author.
Диагноз " нарушение развития координации" часто ставят на основании результатов двигательного теста в случае, если они отличаются от возрастных норм более, чем на два стандартных отклонения. В целом у детей с DCD наблюдается выраженная задержка в развитии основных двигательных навыков, например ходьбы, дети часто выглядят неуклюжими, плохо пишут, характеризуются низкими показателями в занятиях спортом. Дети с DCD часто не обнаруживают классических неврологических признаков неуклюжести, однако им недостает двигательной компетентности, необходимой чтобы справляться с потребностями повседневной жизни (Henderson, 1994). У многих детей двигательные нарушения не исчезают с возрастом, поэтому DCD может оставаться проблемой на протяжении всей жизни человека.
Предположительные причины специфических расстройств развития навыков обучения, ADHD и DCD Специфическое расстройство развития навыков обучения представляет собой комплексное, многоаспектное нарушение, в основе которого может лежать много причин. В настоящее время наиболее распространенной теорией является наличие неврологического заболевания, такого, как нарушение функций центральной нервной системы, связанных с обработкой или хранением информации. Нарушение функции центральной нервной системы означает наличие повреждений головного мозга или неврологических нарушений, которые препятствуют развитию двигательных или учебных способностей. Учителя должны понимать неопределенность причин, вызывающих расстройства навыков обучения, и не делать никаких предположений о существовании повреждений головного мозга, если это не подтверждается реальными доказательствами или медицинским диагнозом. Наличие ярлыка " повреждение головного мозга" может привести к предположению о том, что для решения проблем с обучением сделать ничего нельзя, вследствие чего для ученика будут установлены такие низкие требования, которые никогда не позволят ему реализовать свои реальные возможности (Smith, 2001).
К числу других возможных причин расстройства навыков обучения можно отнести травмы головного мозга в результате несчастного случая, кислородного голодания до, во время или после родов, а также наследственные факторы и генетические заболевания (Kavale, Forness, 2000). Как и в случае нарушения навыков обучения, мнения относительно причин ADHD туманны и противоречивы, хотя специалисты единодушны в том, что это комплексное нарушение, обусловленное главным образом взаимодействием неврологических, генетических и психосоциальных факторов. Отдельные исследования подтверждают предположения о том, что это заболевание имеет биологическую природу, поскольку с ADHD ассоциированы особенности некоторых областей головного мозга. Кроме того, просматриваются выраженные генетические корни этого нарушения, так как оно является наследуемым, часто наблюдающимся в нескольких поколениях членов одной семьи. Например, если у кого-то из членов семьи поставлен диагноз ADHD, существует вероятность 25—35 %, что у другого члена семьи также обнаружится это нарушение (по сравнению с вероятностью 4—6 % для населения в целом). Учителя физического воспитания должны иметь в виду возможные биологические основы недостатка социального контроля, который может проявляться у лиц с ADHD и приобрести более выраженный характер в условиях недостаточной социальной поддержки (Harvey, Reid, 2003).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|