Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью




Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактив­ностью (ADHD) представляет собой официаль­ный клинический диагноз, четко определенный и охарактеризованный Американской психиа­трической ассоциацией (АРА). Диагностические критерии для определения лиц с ADHD пред­ставлены далее (АРА, 2000). Важно отметить, что универсального теста для определения ADHD не существует, для постановки диагноза необходимо применение обширного комплекса тестов под ру­ководством подготовленного специалиста, напри­мер, школьного психолога.

ADHD подразделяется на три подтипа: сме­шанный, преимущественно невнимательный и пре­имущественно гиперактивно-импульсивный. Опре­деляющими особенностями человека с ADHD являются невнимательность и гиперактивность, импульсивность. На основании критериев, ис­пользуемых для диагностики этого нарушения, ADHD определяется как стойкое проявление невнимательности или гиперактивности в сочетании с импульсивным поведением, которое яв­ляется более неадекватным, чрезмерным, частым и остро выраженным по сравнению с наблю­даемым у детей с сопоставимым уровнем разви­тия (критерий А). Шесть или более симптомов из перечисленных в категориях 1 или 2 должны быть чрезмерно выраженными и сохраняться или проявляться на протяжении минимум 6 ме­сяцев. Некоторые симптомы гиперактивности-импульсивности и невнимательности должны проявляться в возрасте до 7 лет, наблюдаться в различных (двух и более) условиях, например, дома, в школе или в социальных условиях (кри­терий Б) и не объясняться другими нарушениями (см. " Диагностические критерии" ). Гиперактив­ность должна быть чрезмерной, неадекватной и проявляться в различных условиях. Дети с ADHD легко отвлекаются на посторонние раздражители и часто перемещаются от одного незаконченного дела к другому. Невнимательность проявляется во время учебы, занятий трудовой деятельностью или в социальных ситуациях, ее труднее обнару­жить, чем гиперактивность (АРА, 2000). Дети, у которых проявляется невнимательность в отсут­ствие гиперактивности, могут даже показаться вялыми и малоактивными.

 

Нарушение развития координации

Начиная с 1987 г. нарушение развития коор­динации (DCD) было признано официально Аме­риканской психиатрической ассоциацией, кото­рая выделила четыре диагностических критерия для определения наличия DCD:

• Личные показатели в занятиях повседнев­ной деятельностью должны быть существенно ниже, чем предполагаемые на основании возраста индивидуума и его IQ.

• Эти недостатки должны препятствовать обу­чению навыкам, необходимым для нормальной повседневной жизни.

• Двигательный дефицит не может быть обу­словлен генерализованными заболеваниями, та­кими, как церебральный паралич, мышечная дис­трофия или первазивные нарушения развития. Например, дети с ADHD могут падать и наты­каться на окружающие предметы, однако обычно это связано с их невнимательностью или импульсивностью.

• В случае умственной отсталости двигатель­ные нарушения должны преобладать по сравне­нию с остальными, ассоциированными с самим нарушением развития (АРА, 2000; Henderson, Henderson, 2002).

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания гиперактивности

А. Для постановки диагноза необходимо нали­чие критерия (1) либо (2):

1. Шести (или более) указанных далее сим­птомов невнимательности, которые сохраня­ются на протяжении не менее б месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии уровню развития.

Невнимательность

а. Ребенок часто не способен сосредоточить внимание на деталях или из-за небрежности и легкомыслия допускает ошибки в школь­ных заданиях, в выполняемой работе и дру­гих видах деятельности

б. Часто с трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр

в. Часто складывается впечатление, что ре­бенок не слушает обращенную к нему речь

г. Часто оказывается не в состоянии выпол­нить указания и справиться до конца с вы­полнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с выражением протеста или неспо­собностью понять задание)

д. Часто сталкивается с трудностями при ор­ганизации самостоятельного выполнения за­даний и других видов деятельности

е. Часто избегает, выказывает нежелание или крайне неохотно участвует в выполнении за­даний, требующих длительного умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы)

ж. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные при­надлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

з. Легко отвлекается посторонними стимулами

и. Часто проявляет забывчивость в повсед­невных ситуациях

2. Шести (или более) указанных далее симп­томов гиперактивности-импульсивности, ко­торые сохраняются не менее 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии уровню развития.

Гиперактивность а. Часто наблюдаются беспокойные движения кистями и стопами; не может сидеть спокойно

• Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте

• Часто бегает, крутится, пытается куда-то за­лезть в ситуациях, когда это неприемлемо (у подростков или взрослых может ограничивать­ся субъективным ощущением неугомонности)

• Часто не может тихо, спокойно играть или проводить г: вой досуг

• Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, " как будто у него внутри мотор"

Часто проявляет излишнюю разговорчи­вость

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...