Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD) представляет собой официальный клинический диагноз, четко определенный и охарактеризованный Американской психиатрической ассоциацией (АРА). Диагностические критерии для определения лиц с ADHD представлены далее (АРА, 2000). Важно отметить, что универсального теста для определения ADHD не существует, для постановки диагноза необходимо применение обширного комплекса тестов под руководством подготовленного специалиста, например, школьного психолога. ADHD подразделяется на три подтипа: смешанный, преимущественно невнимательный и преимущественно гиперактивно-импульсивный. Определяющими особенностями человека с ADHD являются невнимательность и гиперактивность, импульсивность. На основании критериев, используемых для диагностики этого нарушения, ADHD определяется как стойкое проявление невнимательности или гиперактивности в сочетании с импульсивным поведением, которое является более неадекватным, чрезмерным, частым и остро выраженным по сравнению с наблюдаемым у детей с сопоставимым уровнем развития (критерий А). Шесть или более симптомов из перечисленных в категориях 1 или 2 должны быть чрезмерно выраженными и сохраняться или проявляться на протяжении минимум 6 месяцев. Некоторые симптомы гиперактивности-импульсивности и невнимательности должны проявляться в возрасте до 7 лет, наблюдаться в различных (двух и более) условиях, например, дома, в школе или в социальных условиях (критерий Б) и не объясняться другими нарушениями (см. " Диагностические критерии" ). Гиперактивность должна быть чрезмерной, неадекватной и проявляться в различных условиях. Дети с ADHD легко отвлекаются на посторонние раздражители и часто перемещаются от одного незаконченного дела к другому. Невнимательность проявляется во время учебы, занятий трудовой деятельностью или в социальных ситуациях, ее труднее обнаружить, чем гиперактивность (АРА, 2000). Дети, у которых проявляется невнимательность в отсутствие гиперактивности, могут даже показаться вялыми и малоактивными.
Нарушение развития координации Начиная с 1987 г. нарушение развития координации (DCD) было признано официально Американской психиатрической ассоциацией, которая выделила четыре диагностических критерия для определения наличия DCD: • Личные показатели в занятиях повседневной деятельностью должны быть существенно ниже, чем предполагаемые на основании возраста индивидуума и его IQ. • Эти недостатки должны препятствовать обучению навыкам, необходимым для нормальной повседневной жизни. • Двигательный дефицит не может быть обусловлен генерализованными заболеваниями, такими, как церебральный паралич, мышечная дистрофия или первазивные нарушения развития. Например, дети с ADHD могут падать и натыкаться на окружающие предметы, однако обычно это связано с их невнимательностью или импульсивностью. • В случае умственной отсталости двигательные нарушения должны преобладать по сравнению с остальными, ассоциированными с самим нарушением развития (АРА, 2000; Henderson, Henderson, 2002). Диагностические критерии синдрома дефицита внимания гиперактивности А. Для постановки диагноза необходимо наличие критерия (1) либо (2): 1. Шести (или более) указанных далее симптомов невнимательности, которые сохраняются на протяжении не менее б месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии уровню развития.
Невнимательность а. Ребенок часто не способен сосредоточить внимание на деталях или из-за небрежности и легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности б. Часто с трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр в. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь г. Часто оказывается не в состоянии выполнить указания и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с выражением протеста или неспособностью понять задание) д. Часто сталкивается с трудностями при организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности е. Часто избегает, выказывает нежелание или крайне неохотно участвует в выполнении заданий, требующих длительного умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы) ж. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). з. Легко отвлекается посторонними стимулами и. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях 2. Шести (или более) указанных далее симптомов гиперактивности-импульсивности, которые сохраняются не менее 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии уровню развития. Гиперактивность а. Часто наблюдаются беспокойные движения кистями и стопами; не может сидеть спокойно • Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте • Часто бегает, крутится, пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неприемлемо (у подростков или взрослых может ограничиваться субъективным ощущением неугомонности) • Часто не может тихо, спокойно играть или проводить г: вой досуг • Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, " как будто у него внутри мотор" Часто проявляет излишнюю разговорчивость
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|